Скачать 286.85 Kb.
|
Департамент образования и науки Кемеровской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Таштагольский горный техникум» Безопасность жизнедеятельности методические рекомендации по выполнению практических работ для студентов 3 курса специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых очной формы обучения Таштагол 2012 Рассмотрено на заседании Составлено Математических и в соответствии с ФГОС СПО Естественнонаучных дисциплин по специальности 130405 протокол № ______ Подземная разработка «_____» ____________ 20___ месторождений полезных ископаемых Одобрено методсоветом Утверждено: протокол № _______ зам. директора по УР от «____» __________ 20____ «____» __________ 20____ __________ И.З. Черноусова Автор : Гусева Ольга Ильинична преподаватель БЖД ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум», высшей квалификационной категории Рецензенты: Гармашова Тамара Афанасьевна заведующая учебно-методическим отделом, ГОУ НПО ПЛ №39, высшей квалификационной категории. Кропотова Светлана Павловна методист, ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум», высшей квалификационной категории. Рекомендовано к использованию в качестве методических рекомендаций по выполнению практических работ методсоветом техникума. Протокол № _______ от «______» ______________ 20_____г. Содержание 1. Введение 2. Пояснительная записка 3. Перечень практических работ 4. Указания по выполнению практических работ 5. Приложение Введение Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) изучается студентами на третьем курсе. Юноши по окончанию курса проходят военно-полевые сборы (40 часов). Методические рекомендации по выполнению практических работ обеспечивают реализацию рабочей программы по Безопасности жизнедеятельности. Реализация программы обеспечит компетентность будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности как неотъемлемой части их профессионализма в период вступления в самостоятельную жизнь. Пояснительная записка Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности и жизни. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с измерительными приборами, средствами индивидуальной защиты, учебным тренажером для реанимационных действий, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками. На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях. Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. В результате изучения учебной дисциплины в области жизнедеятельности студент должен знать:
Уметь:
Данная дисциплина базируется на знаниях умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общетехнических дисциплин и в процессе изучения прослеживается теснейшая ее связь с этими дисциплинами. Перечень практических работ
Практическая работа № 1 I.Тема. Изучение классификации чрезвычайных ситуаций II. Цель. Закрепление теоретических знаний о классификации ЧС и приобретение практических умений в составлении памяток поведение населения в ЧС III. Задачи. 1. Заполнить таблицу «Классификация ЧС» 2. Составить памятки поведения населения в ЧС IV. Время выполнения 2ч V. Оборудование. Учебник Э.А. Арустамова стр.16-47, лист А4, карандаши, линейка, тетради для практических работ VI. Задание 1.Прочитайте текст 2. Заполните таблицу «Классификация ЧС» 3. Прочитайте текст 4. Составьте памятки поведения населения в ЧС VII Контрольные вопросы.
VIII Литература. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник для среднего профессионального образования / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 9-е – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 173 с. Практическая работа № 2 I.Тема. Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы. II. Цель. Закрепление знаний по техногенным катастрофам, приобретение практических умений работать с разными источниками, составлять глоссарий. III. Задачи. 1.Изучить разные источники интернет-сайтов. 2. Научиться составлять глоссарий по разным источникам IV. Время выполнения 2ч. V. Оборудование. Видео – фильм, компьютер, проектор, тетради для практических работ, распечатанный материал из разных источников. (Приложение1) VI. Задание. 1.Просмотр видео - фильма 2. Изучить материалы нтернет-сайтов 3. Составить глоссарий по теме VII Контрольные вопросы. 1.Что такое техногенная катастрофа? 2. Что такое взрыв? 3. Что такое пожар? 4. Причины техногенных катастроф. VIII Литература Интернет-сайты: www.newgeophys.spb.ru http://neparsya.net/referat/ecology/teh_katastr Практическая работа № 3 I.Тема Применение первичных средств пожаротушения II. Цель. Закрепление знаний о мерах пожарной безопасности и правилах безопасного поведения при пожарах. Приобретение умений использования первичных средств пожаротушения. III. Задачи. 1.Изучить закон «О пожарной безопасности» 2.Изучить памятки по правилам безопасного поведения при пожарах. 3 Научиться пользоваться огнетушителем IV. Время выполнения 2ч V. Оборудование. Памятки, огнетушитель, учебный фильм, ФЗ «О пожарной безопасности» (Приложение 2) VI. Задание 1.Просмотреть учебный фильм 2. Изучить ФЭ «О пожарной безопасности» 3. Законспектировать статьи, раскрывающие права, обязанности, ответственность граждан в области пожарной безопасности. 4. Изучить памятки. 5. Ответить на вопросы 6 . Практическое использование огнетушителя. VII Контрольные вопросы.
VIII Литература Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ О пожарной безопасности. Приложение 2 Практическая работа № 4 I.Тема Выявление роли и места ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум» в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) II. Цель. Закрепление теоретических знаний о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), решение ситуационных задач, отражающих роль и место ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум» в РСЧС. III. Задачи. 1. Закрепить знания о РСЧС 2. Определить роль и место ГОУ СПО « Таштагольский горный техникум» в РСЧС IV. Время выполнения 2ч V. Оборудование. ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», ситуационные задачи, тетрадь для практических работ. VI. Задание 1.Найти в ФЗ цели и задачи РСЧС 2. Решить ситуационные задачи. 3. Определить роль и место ГОУ СПО « Таштагольский горный техникум» в РСЧС VII Контрольные вопросы.
VIII Литература Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»(Приложение3) Практическая работа № 5 I.Тема Решение ситуационных задач по ФЗ №65 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» II. Цель. Закрепление теоретических знаний о РСЧС, о защите населения и территорий от ЧС и приобретение практических умений в решении ситуационных задач. III. Задачи. 1.Закрепить знания о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. 2. Развивать умения принимать правильные решения при ЧС. 3. Закрепить умения решать ситуационные задачи. IV. Время выполнения 2ч. V. Оборудование. ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», ситуационные задачи, тетрадь для практических работ. VI. Задание. 1.Изучить ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» 2.Составить конспект. 3. Решить ситуационные задачи. VII Контрольные вопросы.
VIII Литература Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (Приложение 3) Практическая работа № 6 I.Тема. Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны. II. Цель. Закрепление теоретических знаний о ГО и приобретение практических умений работать с ФЗ, планировать мероприятия ГО. III. Задачи. 1.Закрепить знания о ГО 2.Изучить материал по составлению плана ГО 3. Составить план мероприятий по ГО IV. Время выполнения 2ч. V. Оборудование. ФЗ «О гражданской обороне», тетрадь для практических работ, Г. С. Ястребов «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф», тест VI. Задание. 1.Ответиь на тесты по ФЗ «О гражданской обороне» Тест состоит из 15 вопросов, содержит 4 варианта ответов, один из них правильный. 2. Изучить материал учебника стр.104-112 В практических тетрадях начертить схему организации ГО в учебном заведении. 3. Изучить план мероприятий, схему оповещения, составить план мероприятий по ГО. (Приложение4) 4. Ответить на вопросы учителя VII Контрольные вопросы.
VIII Литература Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г.Я. Ястребов; под редакцией Б.В. Карабухина. Изд. 3 –е. – Ростов н / Д : Феникс, 2007. – 397 с. ФЗ «О гражданской обороне» (Приложение 5) Практическая работа № 7 I.Тема. Применение средств индивидуальной защиты в ЧС (противогазы, ВМП, ОЗК) II. Цель. Закрепление теоретических знаний о СИЗ кожи, СИЗОД, о медицинских средствах защиты и приобретение практических умений изготавливать и использовать индивидуальные средства защиты. III. Задачи. 1. Закрепить знания о СИЗ, СИЗОД, о медицинских средствах защиты. 2. Научиться изготавливать ватно-марлевую повязку. 3. Научиться использовать СИЗОД (противогаз, ВМП) 4. Научиться одевать ОЗК IV. Время выполнения 2ч V. Оборудование. Учебник БЖД, плакаты «Средства индивидуальной защиты», противогазы, вата, марля, ОЗК, ножницы, тетрадь для практических работ. VI. Задание. 1. Записать в тетрадь СИЗ, СИЗОД, мед. средства защиты (учебник БЖД стр.83-89) 2. Изготовить ВМП Для изготовления ВМП необходимо взять кусок марли размером 100 на 50см. на него кладем слой ваты толщиной 1-2см, края марли загибаем с обеих сторон и накладываем на вату, концы по длине разрезаем на 30-40см с каждой стороны. Повязка закрывает подбородок, рот, нос. (Рис.стр. 88) 3. Надеть противогаз, ОЗК 4. Надеть ВМП VII Контрольные вопросы.
VIII Литература Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник для среднего профессионального образования / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 9-е – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – С 83 – 89. Практическая работа № 8 I.Тема. Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объекте экономики. II. Цель. Закрепление теоретических знаний по планированию и организации выполнения эвакуационных мероприятий на объекте экономики и приобретение практических умений по эвакуационным мероприятиям. III. Задачи. 1. Закрепить знания об эвакуационных мероприятиях. 2. Научиться составлять план оповещения, план эвакуации IV. Время выполнения 2ч V. Оборудование. Методические указания. Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объекте экономики, тетрадь для практических работ VI. Задание.
VII Контрольные вопросы. VIII Литература Предупреждение и ликвидация ЧС Эвакуационные мероприятия www.42.mchs.gov.ru/.../bd0dfb6eb1327b9839c9126a43b08e9b.rtf Практическая работа № 9 I.Тема Организация хранения и использования средств индивидуальной защиты II. Цель. Закрепление теоретических знаний об индивидуальных средствах защиты, их хранении и использовании и приобретение практических умений работы с разными источниками, умений упаковывать противогаз, ОЗК. III. Задачи. 1. Закрепить знания об индивидуальных средствах защиты. 2. Изучить документы, регламентирующие хранение, использование, приобретение индивидуальных средств защиты. IV. Время выполнения 2ч V. Оборудование. Сайт http://www.balama.ru, http://rudocs.exdat.com/ (Приложение7) учебник БЖД Г. С. Ястребов, тетрадь для практических работ, тест, противогазы, ОЗК. VI. Задание. 1. Выполнить тест «Индивидуальные средства защиты» 2. Изучить документы, регламентирующие хранение, использование, приобретение индивидуальных средств защиты. Учебник БЖД Г. С. Ястребов стр. 120-140; http://www.balama.ru, http://rudocs.exdat.com/ 3. Ответить на контрольные вопросы 4. Надеть противогаз, ОЗК. 5. Снять противогаз, ОЗК 6. Упаковать для хранения противогаз, ОЗК. VII Контрольные вопросы.
VIII Литература
Практическая работа № 10,11 I.Тема . Организация мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в условиях чрезвычайной ситуации. II. Цель. Закрепление теоретических знаний по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в условиях ЧС и приобретение практических умений по составлению плана-графика по повышению устойчивости объекта экономики в ЧС. III. Задачи. 1.Закрепить понятия устойчивости работы объектов экономики. 2. Выявить факторы, определяющие устойчивость работы объектов. 3. Составить план-график по повышению устойчивости объекта экономики в ЧС. IV. Время выполнения 4ч V. Оборудование. Учебник Э.А. Арустамов БЖД, тетради для практических работ, ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» VI. Задание. 1.Найти в ФЗ статью 14, прочитать её содержание. 2. Работа с учебником стр. 95-101. Прочитать текст. Ответить на вопросы письменно. Что понимается под устойчивостью работы ОЭ? Назовите основные этапы исследования устойчивости объекта экономики. Какие объекты экономики относятся к категории опасных производственных объектов? Назовите общие факторы, определяющие устойчивость работы объектов экономики. На какие факторы обращается внимание при изучении зданий, сооружений? Назовите мероприятия по защите работников в условиях ЧС различного характера. Какие факторы влияют на устойчивость объектов? Какие мероприятия способствуют повышению устойчивости инженерно-технического комплекса? Каковы способы повышения надежности технологического оборудования?
VII Контрольные вопросы. Тестирование. VIII Литература Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник для среднего профессионального образования / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 9-е – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – С 83 – 89. Практическая работа № 12,13 I.Тема. Выявление правовой основы и главных направлений обеспечения национальной безопасности России. II. Цель. Выявление правовой основы и главных направлений обеспечения национальной безопасности России. Закрепление основ военной службы и обороны государства и приобретение практических умений работать с документами. III. Задачи.
IV. Время выполнения 4ч V. Оборудование. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020г. (Приложение8), учебник БЖД, ФЗ «Об Обороне» (Приложение 8), домино VI. Задание 1. Изучить стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020г., материал учебника БЖД стр.102-104 2. Ответить письменно: Что такое национальная безопасность? Что такое национальные интересы РФ? Что значит угроза национальной безопасности? Что входит в силы обеспечения национальной безопасности? Что входит в средства обеспечения национальной безопасности? Что такое военная безопасность? Запишите принципы обеспечения военной безопасности. 3. Изучить ФЗ «Об обороне» Составить глоссарий по ФЗ «Об обороне» Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс и собственно глоссарии стали предшественниками словаря. 4.Работа в парах. Заучиваем слова, внесенные в глоссарий. 5. Игра «Домино» (Проверка знаний по изученной теме) VII Литература
Практическая работа № 14 I.Тема. Выполнение основных мероприятий по противодействию терроризму. II. Цель. Закрепление теоретических знаний о терроризме и приобретение практических навыков поведения при обнаружении взрывных устройств. III. Задачи. 1. Закрепить теоретические знания о терроризме. 2. Составить алгоритм поведения при обнаружении взрывных устройств. IV. Время выполнения 2ч. V. Оборудование. Памятка по действиям при террористических актах, ФЗ «О противодействии терроризму» (Приложение9) учебный фильм «Действия населения при угрозе террористического акта» VI. Задание. 1.Просмотреть учебный фильм. 2.Изучить ФЗ «О противодействии терроризму». Выписать основные понятия ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму». 3. Изучить памятку по действиям при террористических актах. 4. Составить алгоритм поведения при обнаружении взрывных устройств. VII Контрольные вопросы
VIII. Литература ФЗ «О противодействии терроризму» Практическая работа № 15,16 I.Тема Определение роли Вооружённых Сил РФ как основы обороны государства II. Цель. Закрепление теоретических знаний о роли ВС РФ как основы обороны государства и приобретение практических умений в составлении и решении тестов, ситуационных задач. III. Задачи.
IV. Время выполнения 4ч V. Оборудование. ФЗ «Об обороне», учебник БЖД Э.А. Арустамов, ситуационные задачи, тесты, тетрадь для практических работ. VI. Задание. 1.Изучить материал учебника БЖД стр.104-105 2. Выписать основные формулировки: Что понимается под обороной? С какой целью создаются ВС РФ? Что включает в себя организация обороны? Что составляет основу военной организации государства? 3. Составление тестов, ситуационных задач 4. Решение ситуационных задач, тестов VII Контрольные вопросы.
VIII. Литература.
Практическая работа № 17 I.Тема. Определение правовой основы военной службы II. Цель. Закрепление теоретических знаний о правовой основе и приобретение практических умений работать с нормативными документами. III. Задачи. IV. Время выполнения 2ч V. Оборудование. Конституция РФ, сайт http://teachpro.ru/EOR/School%5COBJSupplies11/Html/der11083.htm (Приложение 10) VI. Задание. 1. Изучить материал (Приложение 10) 2. Составить тезисный конспект. 3. Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность гражданина защищать свое Отечество. В ст.59 Конституции указывается, что: (выписать в тетрадь) VII Контрольные вопросы.
VIII. Литература.
Практическая работа № 18 I.Тема Выявление порядка подготовки военных кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации. II. Цель. Углубить знания о существующей системе подготовки военных кадров в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации и порядке поступления в военные образовательные учреждения, приобретение умений составлять опорные схемы по изученному материалу. III. Задачи.
IV. Время выполнения 2ч V. Оборудование. Порядок подготовки и поступления в военные образовательные учреждения (Приложение12) http://bestpravo.ru/federalnoje/hj-pravila/m4n.htm, http://yourlib.net/content/view/10924/126/, http://yourlib.net/content/view/10924/126/ (Приложение 13) VI. Задание. 1.Изучить (Приложение 12) 2. Составить опорную схему по изученному материалу. Работать в паре.http://yourlib.net/content/view/10924/126/ (Приложение 13) |
Методические указания «Техническая механика» по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного... | Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной... «Геология» по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного... | ||
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной... «Техническая механика» по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного... | Рабочая программа учебной дисциплины оп. 05 Техническая механика 2011г Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Школы Направление/специальность — 130400. 65 "Горное дело" 130404. 65 "Подземная разработка месторождений полезных ископаемых Форма подготовки... | Школы Направление/специальность — 130400. 65 "Горное дело" 130404. 65 "Подземная разработка месторождений полезных ископаемых Форма подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Направление/специальность — 130400. 65 "Горное дело" 130404. 65 "Подземная разработка месторождений полезных ископаемых Форма подготовки... | Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Термодинамика Направление/... «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» Форма подготовки очная | ||
Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Финансовый менеджмент: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост к э н., доцент В. И. Андреева;... | Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | ||
Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | ||
Состав учебно-методической комиссии специальности 130404 "Подземная... Дисциплина «Химия и физика полимеров» является одной из основных теоретических химических дисциплин для подготовки химиков-технологов,... | Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Направление/специальность — 130400. 65 "Горное дело" 130404. 65 "Подземная разработка месторождений полезных ископаемых Форма подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий 130400 Горное дел / 130404. 65 Подземная разработка месторождений полезных... | Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Теория и практика применения наказаний: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост ст преподаватель... |