Скачать 406.27 Kb.
|
УтверждаюДиректор школы:____________ Голикова В.П. МОУ Архангельская средняя общеобразовательная школаПОДПРОГРАММА ПО ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Составил: Ведерников ВалерийАлександрович, учитель ОБЖ с. Волынцы 2009 год. Содержание.
Многовековая, драматическая история нашего Отечества, имеющего протяженные границы и особое геополитическое положение, всегда была сопряжена с решением трудных задач по защите своих рубежей. Поэтому не случайно укрепление обороноспособности страны являлось важнейшей сферой деятельности государства, приоритетной задачей и священным долгом всех россиян. При этом непреходящее значение имело формирование у всех слоев населения страны, особенно молодежи, готовности к защите Отечества. Реализация этой задачи сегодня невозможна без глубокого и серьезного осмысления вопросов, от решения которых зависит уровень организации и эффективности военно – патриотического воспитания. «Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся - в свете современных требований» - Владимир Бачевский, начальник отдела ОБЖ и патриотического воспитания Министерства образования и науки Нижегородской области, к.п.н. г. Нижний Новгород. Российское общество переживает очень сложный период в своей истории, который ученые уже назвали цивилизованным сдвигом. Мы сегодня наблюдаем падение рождаемости, снижение трудоспособности населения, ухудшение здоровья практически всех возрастных групп; преждевременное старение; рост смертности, в том числе насильственной; депрессивные процессы, начиная с генетических дефектов и кончая иммунологическими проблемами. В обществе происходит падение нравственности. Российская молодежь также переживает кризис во всех отношениях. У нее, к огромному сожалению, нет идеалов. Отношение большинства молодежи к жизни сугубо потребительское. При этом молодые люди претендуют на особое место в жизни, но не желают прилагать для достижения конкретной цели никаких усилий. Отсутствие же чувства патриотизма выражается у юношей в нежелании проходить службу в армии, защищать Родину. На вопрос анкеты, проведенной среди юношей 10, 11 классов Архангельской средней школы, «Ваше отношение к военной службе» ответили «Нет желания служить, но, если призовут, буду» – 56% опрошенных. Когда новобранцы прибывают на военную службу, они сталкиваются с множеством проблем. Самое трудное для них – период адаптации к новым условиям жизни, новым отношениям. Именно на первом году армейской службы происходит 66% всех самоубийств. Характерно также, что в последнее время число юношей не готовых к службе в армии ни физически, ни морально растет. Отвечая на вопрос анкеты «Какими качествами должны обладать солдаты?», юноши показали, что они эти качества знают, но на вопрос «Обладаете ли вы этими качествами?» - только 11% показали, что обладают, а остальные ответили, что обладают частично. Многие юноши слабо представляют, что военная служба связана со значительными трудностями, требует большого напряжения сил и энергии. С самого начала службы юношам приходится сталкиваться с жестким ритмом солдатской жизни, со строго регламентированным распорядком дня, высокой требовательностью командиров. А возрастные особенности молодых солдат – неуравновешенность, возбудимость, максимализм, острое восприятие справедливости – осложняют адаптацию. Тревожная тенденция к ухудшению здоровья учащихся общеобразовательных школ, к снижению уровня их физической подготовленности обнаруживается почти повсеместно, хотя и в разной степени. Известно, что после 12 – 13 лет, примерно к 18 – 20 годам идет стабилизация деятельности всех структурных компонентов мозга. И, если до 20 лет человек не прошел целенаправленного физического воспитания, то потом ему свой двигательный потенциал мобилизовать будет очень трудно, ибо после 20 лет плохо реализуются все возможности, которые предоставляет человеку природа. Поэтому можно утверждать, что в 13 – 19 лет надо усиленно развивать все то, что к этому времени молодой человек уже успел достигнуть и к чему у него определился интерес. Данный период наиболее благоприятен и для освоения более сложных двигательных действий. Все это говорит об очевидной необходимости поиска наиболее результативных форм и методов укрепления здоровья учащихся, их физического развития, атлетической подготовки, а также формирования у юношей необходимых для военной службы навыков и умений, внутренней готовности к службе в ВС России. Обеспечение успешной адаптации юношей к армейской среде включает в себя тщательную подготовительную работу в общеобразовательной школе, прежде всего – подготовку военно – спортивного характера. Подытоживая все выше сказанное, можно сделать вывод, что решение вопросов подготовки молодежи к защите Отечества сегодня напрямую связано со следующими факторами и потребностями.
Формирование готовности к защите Отечества предполагает осуществление большой работы, проводимой с подрастающим поколением, особенно в современных условиях. Это подтверждается наличием целого ряда объективно действующих факторов – социально – политических, духовных, военно – технических. Деятельность по усилению военно – патриотической работы сегодня должна гораздо больше, чем раньше, учитывать местные, региональные особенности, а также используемые силы и средства. Итак, мы вышли на необходимость создания школьной «Программы по военно – патриотическому воспитанию».
Цель: Подготовка учащихся к военной службе, к защите Отечества. Задачи:
Основные направления военно – патриотического воспитания.
Военно – патриотическое воспитание строится на следующих принципах: - воспитание в процессе общественной деятельности, в связи с жизнью и трудом;
В военно – патриотическом воспитании школьников используются методы убеждения, примера, упражнения, поощрения. Широко применяются элементы игры. Основным институтом военно – патриотического воспитания является система образования, ее учреждения и учительский корпус. Сильной стороной образования является единство двух его составляющих – обучение и воспитание. Как повысить эффективность? Важнейшим направлением является использование учебно – воспитательного процесса.
Реализация программы ОБЖ должна быть направлена, прежде всего, на морально – психологическую и правовую подготовку юношей к военной службе. Актуальность вопроса обусловлена тем, что абсолютное большинство молодых солдат в первые дни службы находится в состоянии, близком к стрессовому. Главными причинами этого является резкое изменение условий жизни, слабое знание той обстановки, в которой они оказались, отсутствие навыков в выполнении требований, предъявляемым к ним. Опыт убеждает, что наиболее сложно, тяжело и долго привыкают к условиям воинских коллективов люди, не осознавшие необходимость строгой дисциплины, считающие любое распоряжение командира ущемлением их прав и свобод, слабо подготовленные физически, не имеющие первичных навыков в выполнении строевых приемов. Процесс адаптации молодых солдат усложняется страхом, боязнью выглядеть хуже других. Практика ВС РФ показывает, что условиями безболезненной и быстрой адаптации юношей к военной службе являются:
На занятиях по некоторым темам учащиеся решают ситуационные задачи, которые могут возникнуть в воинских коллективах. Такой урок – игра позволяет ребятам получить представление о наиболее приемлемых в каждой обстановке действиях в рамках законности. Важнейшим элементом морально – психологической подготовки юношей к военной службе является усвоение ими сущности и значения единоначалия в Вооруженных Силах. Важно разъяснить учащимся, что единоначалие в ВС РФ заключается в наделении командира всей полнотой власти по отношению к подчиненным и возложением на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражено в праве командира отдавать приказы, и добиваться их выполнения. Обсуждение приказа не допустимо, а неповиновение или неисполнение приказа – воинское преступление. Сравнение требований воинской дисциплины и обязанностей солдата с требованиями дисциплины и обязанностями учащихся подводит к выводу о том, что существенной разницы между ними нет. Очень важно довести до сознания учащихся, что солдаты, совершившие нарушение установленного порядка и дисциплины, несут ответственность в зависимости от характера и тяжести проступка. Говоря об обязанностях военнослужащих и требованиях воинской дисциплины, разъясняется правовое положение солдата как гражданина, чьи права и личное достоинство находятся под законом РФ, и то, как он должен поступить в случае противоправных действий сослуживцев по отношению к нему. Подготавливая подростков к военной службе, необходимо сформировать правильное представление о роли государства в области обороны, о Вооруженных Силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, о жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовность осознанно выполнить свой священный долг по защите Отечества с оружием в руках. Для этого нужно дать начальные знания по основам обороны государства; познакомить со структурой ВС, назначением видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями; дать представление о требованиях, предъявляемых будущему военнослужащему, о порядке призыва и прохождении военной службы; научить выполнять обязанности солдата (матроса), дневального, часового, командира отделения и др.; научить действовать в строю, в бою, в разведке, на марше, в дозоре, в наступлении и обороне; стрелять из пневматического и малокалиберного оружия, метать гранаты в цель; научиться ориентироваться на местности по топографической карте и без нее (по компасу, местным предметам, расположению светил и др.), двигаться по азимутам, определять расстояние до ориентиров и др. Подготовка по основам военной службы включает в себя:
На занятиях необходимо познакомить учащихся с назначением ВС РФ, составом и боевыми традициями Российской Армии и Военно – морского Флота, назначением и боевыми возможностями видов и родов войск ВС РФ, особенностями формирования и сплочения воинских коллективов. Ребята должны знать правовые основы воинской службы, порядок прохождения военной службы, основные требования военной присяги, дисциплины, значение общевоинских приказов в жизни и деятельности частей и подразделений, воинские звания и знаки различия, правила воинской вежливости, поведения, отдания воинского приветствия, обязанности перед построением и в строю. Необходимо уметь объяснить сущность обязанностей военнослужащего, обращаться к старшим, действовать при получении приказаний и в роли дневального по роте, часового, выполнять команды.
Основная воспитательная задача строевой подготовки заключается в том, чтобы сформировать и закрепить у учащихся уважительное отношение к строевой выучке как важнейшему традиционному атрибуту воинской службы. Строевая подготовка – предмет сугубо практический. Теоретический (словесный) элемент используется в основном для разъяснения некоторых понятий и порядка выполнения строевых приемов. В остальном же занятия проводятся посредством показа и тренировок. Методика проведения таких занятий основывается на известном принципе «делай как я». Тренировки – важная составная часть строевых занятий. Они оказывают сильное воспитательное воздействие на учащихся. Многократные повторения строевого приема требуют настойчивости, упорства, других волевых усилий, чтобы добиться его безукоризненного исполнения. В тренировки рекомендуется вносить элементы игры, состязательности, своеобразного соревнования, которое предусматривает взаимную помощь и в то же время стремление добиться лучшего, чем у товарища, исполнения приема. На занятиях по строевой подготовке вырабатываются не только первичные навыки нахождения в строю, выправке (красивая осанка и твердая походка), ловкость и выносливость. Наряду с этим воспитываются коллективизм и товарищеская взаимопомощь, чувство слаженности подразделения, дисциплинированность, опрятность и подтянутость, быстрота реакции, умение передавать свою волю коллективу товарищей. В строевой подготовке особое место занимают занятия, на которых учащиеся осваивают приемы воинского приветствия. В этих приемах проявляются практически все основные элементы строевой выучки: строевая стойка, строевой шаг, повороты, прикладывание руки к головному убору. Проверить свои умения и навыки учащиеся могут участвуя в конкурсах.
Данный раздел призван воспитывать чувство гордости за наши ВС, любовь к оружию, желание искусно владеть им для выполнения своего патриотического долга, организованность, аккуратность, бдительность, дисциплинированность, смелость, храбрость, стойкость в преодолении трудностей, решительность, находчивость, настойчивость, самообладание, внимание, способность ориентироваться в быстроменяющейся обстановке. Учащиеся должны:
В ходе занятий следует постоянно рассказывать обучаемым о роли и назначении стрелкового оружия, созданного русскими и советскими конструкторами, которое широко использовалось и используется в боях при защите нашего Отечества, показать его преимущество над оружием иностранных армий. При практических занятиях, стрельбе и соревнованиях необходимо обеспечить строгое соблюдение правил по технике безопасности.
Главное внимание необходимо уделить приобретению обучаемыми практических навыков и умений в ориентировании при различных ситуациях. Учащиеся должны:
В процессе занятий у них воспитывается находчивость, самообладание, решительность, смелость. Для проверки уровня подготовки проводятся различные соревнования, игры на местности.
Важную роль в военно – патриотическом воспитании играет школьный музей боевой славы. Деятельность музея всегда благотворительная, социально – значимая, сплачивающая вокруг музея детей и взрослых, представителей разных поколений. В них сохраняется народная память, передаваемая от отца к сыну, от деда к внуку. В музее идет непрерывный процесс поиска, созидания, пополнения и обновления экспонатов и экспозиций, их периодическая замена по текущим событиям, памятным датам школы, Отечества. Кроме традиционных встреч с ветеранами, уроков мужества, проведения тематических лекций, экскурсий, поисковой работы, вахт Памяти учащиеся во главе с активом музея берут шефство над ветеранами, посещают их на дому с целью оказания помощи. Ведут работу по облагораживанию территории у памятника, создают книгу Памяти. Школьный музей призван способствовать развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов. Виды деятельности школьного музея:
Школьный музей – это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания. В нашей школе школьный музей играет важную роль в учебно – воспитательном процессе. Это было отмечено в анкетах учителями, учениками и родителями. Музей – это то, что школа обязательно должна сохранить. При создании благоприятных условий школьный музей придает совершенно новое качество образовательному процессу, прежде всего патриотическому воспитанию учащихся.
Военно – патриотическое воспитание достигает цели, когда его методы у молодежи вызывают интерес. Через него ребятам и прививаются высокие нравственные качества. Способствует этому принцип состязательности, который с особой силой проявляется в физической культуре и спорте.
Ее целью является обеспечение физической готовности человека к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях, в том числе и в боевой обстановке. Общими задачами физической подготовки являются:
Прикладная физическая подготовка включает:
Универсальным средством проверки подготовленности учащихся в силе, выносливости, быстроте и ловкости являются упражнения в преодолении различных препятствий. Занятия по преодолению препятствий направлены на формирование и совершенствование навыков в преодолении естественных и искусственных препятствий, выполнение специальных приемов и действий, развитие быстроты и скоростно – силовой выносливости, совершенствование навыков в коллективной деятельности на фоне больших физических нагрузок, воспитание уверенности в своих силах, смелости и решительности. В содержание занятий включается:
Игровая деятельность является эффективным средством воспитания детей и подростков. Игра для ребенка – выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Игра делает детей более развитыми практически во всех видах деятельности, позволяет ставить в обстоятельства, в которых можно проявить свои лучшие качества, она может быть средством самопознания, духовного и физического развития личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление о жизни, познают окружающий мир. Игра позволяет лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на его развитие в нужном направлении. Ни одна деятельность так ярко, всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьника, как игра. Через игру можно содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями, воспитывать у детей различные морально – волевые и физические качества, прививать воспитанникам организаторские навыки. Военно – спортивные игры по своему содержанию являются сюжетно – ролевыми играми с элементами «военизации», участвуя в которых учащиеся могут приобрести качества, знания, умения и навыки, необходимые при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях, для несения военной службы. Важная роль при проведении военно – спортивной игры принадлежит реализации принципа самоуправления. Самоуправление, вызывая к жизни детскую инициативу, открывает неограниченные возможности для постоянного совершенствования коллектива, приводит к положительному результату его деятельности. В соревнованиях – играх устанавливается атмосфера праздника, доброжелательности, взаимного уважения и понимания. Побеждает сильнейший, в выигрыше остаются дружба и сплоченность.
Человек может стать полноценным защитником Родины, если он физически здоров. Еще древние говорили, что в здоровом теле – здоровый дух, поэтому воспитание личности не может осуществляться без физического развития, формирования потребности в здоровом образе жизни. Одним из важнейших слагаемых здорового образа жизни, особенно в школьный период, являются систематические занятия физкультурой и спортом. Эффективной формой организации внеклассной физкультурно – оздоровительной работы являются спортивные соревнования. Сложность проведения спортивных соревнований в малочисленной школе состоит в том, что количество детей одного возраста ограничено. Здесь необходимо объединение учащихся в разновозрастные команды. Они подбираются по физической подготовленности, психологической совместимости, взаимной симпатии. Во главе каждой команды ставится капитан из числа старших учеников. Соревнования для детей получают смысл, так как каждый вносит свой вклад в победу команды, все стараются выступить как можно лучше, независимо от возраста и своих способностей. Развитие способностей ребят, повышение их мастерства идет на занятиях спортивных секций. Ведут спортивные секции люди, увлеченные своим делом. Работа секций идет по программам. Физкультурно – оздоровительная работа в сельской школе способствует организации досуга детей, ориентированного на свободное самовыражение личности, социальную активность; приобретению опыта коллективной работы, взаимовыручки, дисциплины и других важных качеств.
Внеклассная работа по военно – патриотическому воспитанию строится с учетом характера школьных традиций, состояния физкультурной и спортивной работы вообще и военно - прикладных ее видов в частности, от наличия в школе музея боевой славы. Она включает в себя: проведение уроков мужества, проведение бесед, классных часов на военную тематику, тематически связанных с государственными символами России; проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной, афганской и чеченской войн, с выпускниками школы, отслужившими в армии; проведение вечеров, праздников, посвященных «Дню защитников Отечества», «Дню Победы»; проведение смотров строя и песни, викторин, читательских конференций; проведение конкурсов чтецов, рисунков, военной песни; военно – спортивных соревнований «А, ну – ка, парни!», рыцарских турниров; проведение общешкольных линеек, посвященных знаменательным датам; концертов для ветеранов, изготовление подарков для ветеранов; поддержание связи с воинами Российской Армии – поздравительные открытки на праздники, переписка; посадка цветов у памятника, посадка деревьев – аллей памяти. Ведущее место в программе школьных мероприятий занимает акция «Поверка». Основная задача этого мероприятия – совершенствование и закрепление учащимися теоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения. «Поверка» состоит из нескольких этапов и проводится до 23 февраля. Учащиеся не только участвуют в мероприятиях, но они проводят и большую подготовку к ним, тренируются, выполняют дома самостоятельные задания. Каждому проведенному мероприятию должна предшествовать большая подготовительная работа. Хорошо продуманное и проведенное мероприятие вызывает сопереживание у учащихся, заставляет проникнуться чувством глубокой благодарности к тем, кто погиб, защищая нашу Родину.
1. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» в программы курса ОБЖ для 10 – 11 классов введен раздел «Основы военной службы». Содержание курса ОБЖ на этой ступени общеобразовательной школы прежде всего направлено на подготовку обучающихся к военной службе и включает изучение следующих вопросов: I. ВС РФ – защитники нашего Отечества.
II. Боевые традиции ВС России.
III. Символы воинской чести.
IV. Воинская обязанность.
V. Особенности военной службы.
VI. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина ВС России.
Международная (миротворческая) деятельность ВС России. Обучение приемам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовке проводится на занятиях по физической культуре. Изучение вопросов огневой и тактической подготовки, выполнение начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техникой будет осуществляться во время проведения сборов в конце 10 – го года обучения, организуемых военными комиссариатами.
процессе. Накопленный материал активно используется на всех уроках, особенно истории и литературе, при написании сочинений, докладов, рефератов, при подготовке к экзаменам. На основе собранного материала проводятся экскурсии, краеведческие десятиминутки, классные часы, беседы, лекции, общешкольные праздники, вечера и митинги, устные журналы и ученические конференции. Ежегодно, 21 ноября, в день рождения В.Н Бахирева, в школе проводится праздник «За честь школы», на котором поисковые отряды рассказывают о результатах поисковой деятельности. Основные этапы создания школьного музея. 1965 год – Альбом о Герое Советского Союза Бахиреве В.Н. !974 – 1975 г.г. – Открытие зала боевой и трудовой славы наших земляков. 1979 год - Альбомы о Героях Советского Союза Фирсове П.А. и Борисове П.П. 9 мая 1980 года – Открытие мемориальных досок на здании школы. 1980 – 1985г.г. – Летопись Великой Отечественной войны. 9 мая 1985 года – Открытие школьного музея боевой славы. 1987 год - Сбор и оформление материалов о тружениках тыла. 1990 год - История детского дома (1944 – 1951). Сбор материала для книги Памяти. Учителя – участники Великой Отечественной войны. Открытие памятника воинской славы. 1995 год - Создание книги Памяти села Архангельское. - Альбом «Мы с ними слиты памятью и сердцем» (солдатские вдовы о своих мужьях). - Альбом «Колхоз имени Ленина в годы войны». 1998 год - Рукописная книга воспоминаний участников Великой Отечественной войны. 1999 год - Альбом «Письма с фронта». Альбом «Память, память, память …» (о погибших и пропавших без вести односельчанах). 2000 год - Альбом «Юность, опаленная войной» (о Сетюковой Е.Г. – узнице лагеря Торгау). - Село Георгиевское и Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г. (воспоминания Сухотина В.Д. – старожила села). 2001 год - Альбом «Горьковчане – защитники Ленинграда». Альбом «Горьковчане – ветлужане - наши односельчане – участники Сталинградской битвы». 2002 год - Реферат «Наш земляк - Герой Советского Союза П.А Фирсов». - Реферат «Наш земляк – Герой Советского Союза В.Н Бахирев». 2003 год - Творческая работа «Война в истории моей семьи». Реферат «Великая Отечественная война в судьбах жителей деревни и моей семьи». Просветительская и массовая работа. Темы экскурсий: Обзорная экскурсия по школьному музею. Тематические: Великая Отечественная война. Герои Советского Союза – односельчане. Односельчане – участники войны. Труженики тыла. Учителя – участники Великой Отечественной войны. Подвиг первых ракетчиков. Мы с ними слиты памятью и сердцем. Солдатские письма. Н.Д.Громцев. История детского дома. Обзорная по летописи родных мест. Тематические: Участники гражданской войны. История создания Советов. История колхоза имени Ленина. История села Архангельское. Обзорная по летописи школы. Тематические: Директора школы. Выпускники, ставшие учителями. Выпускники, ставшие медиками. Выпускники – труженики сельского хозяйства. Учительские династии. По страницам школьных учебников. История детского движения. Обзорная по крестьянской избе. Тематическая: Промыслы и ремесла. На базе школьного музея организуются и проводятся: 1. школьные массовые мероприятия: «Нити нашей памяти», «Родная земля – самое великое, что нам дано в жизни, ее мы должны возделывать, беречь и охранять» - устные журналы; научно – практические конференции учащихся; 2. мероприятия для жителей села: Праздник «За честь школы», митинг у памятника 9 мая, экскурсии в школьный музей; 3. мероприятия на базе музея: Конкурсы стихов и песен, встречи с ветеранами войны и труда, вручение наград ветеранам в честь 55 – летия Победы над фашистами, выставки. Регулярно печатаются материалы школьного музея в газетах «Ленинское знамя», «Земля ветлужская», «Нижегородские новости». 3. «Стране нужны здоровые, не обремененные болезнями люди». Под таким девизом строится физкультурная работа в школе. |
Программа элективного курса Пояснительная записка Михаил Сениэль, Иван Егоров, Валерий Туктар, гордость земляков Григорий Тяманов-Акташ, учитель-поэт Петр Гаврилов-Меречен, Нина Артемьева,... | Реферат по мировой экономике на тему: Швейцария в мировом хозяйстве Тем не менее уровень жизни в стране оставался по-прежнему очень высоким. Ввп швейцарии за 1999 год составил 395 миллиардов швейцарских... | ||
Состав Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации: Абрамкин Валерий Федорович Абрамкин Валерий Федорович директор региональной общественной организации «Центр содействия реформе уголовного правосудия», член... | Армения: обзор валютного рынка за неделю с 10 по 14 октября Доллар США Сша на валютной секции биржи nasdaq omx armenia снизился на 0,33% до 375,25 драм. Объем торгов за неделю составил 6,75 млн долларов... | ||
Реферат Автор: Глыбовцев Валерий Маратович, заведующий туристско-спортивным... Глыбовцев Валерий Маратович, заведующий туристско-спортивным отделом уо «Гомельский государственный областной центр туризма и краеведения... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция... Ведерников Н. Т., Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук,... | ||
Сценка 2 (Сутягин, Поляков, Кириченко, Ведерников) Он ищет фильма актёров для своего нового художественного фильма "Реальные выпускники". Метр кинорежиссуры, известный кинодраматург... | В узбекистане объем промышленного производства по итогам 2011 года... В узбекистане объем промышленного производства по итогам 2011 года увеличился на 6,3% по сравнению с 2010 годом и составил 23 млрд.... | ||
Конспект тема №1 Вандышев Валерий Васильевич (родился в 1941 г.) доктор юридических наук, профессор | Утверждено Программу составил(и): старший преподаватель кафедры гражданского права и государственно-правовых дисциплин Васюткин Н. Е | ||
Программа добровольного служения 4 Вандышев Валерий Васильевич (родился в 1941 г.) доктор юридических наук, профессор | "будь самим собой" Вандышев Валерий Васильевич (родился в 1941 г.) доктор юридических наук, профессор | ||
Конспект составил воспитатель Ермакова Г. П Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | А. В. Касьянов всё о малом предпринимательстве Вандышев Валерий Васильевич (родился в 1941 г.) доктор юридических наук, профессор | ||
Чеслав Милош Порабощенный разум Вандышев Валерий Васильевич (родился в 1941 г.) доктор юридических наук, профессор | Некрономикон: Странствия Аль-Хазреда Вандышев Валерий Васильевич (родился в 1941 г.) доктор юридических наук, профессор |