Учебно-тематический план. № п/п





Скачать 107.21 Kb.
НазваниеУчебно-тематический план. № п/п
Дата публикации08.03.2015
Размер107.21 Kb.
ТипУчебно-тематический план
100-bal.ru > Военное дело > Учебно-тематический план
Учебная программа


  1. Пояснительная записка

Для эффективного включения школьников в систему научно-исследовательской деятельности будущие учителя должны обладать определенным запасом знаний о методологии научного исследования, о презентации результатов научного исследования, об основах организации коллективных форм работы, таких, как конференции, круглые столы, семинары и т.п.

Цель курса «Организация научно-исследовательской работы школьников» - усвоение знаний в области основ методологии научного исследования, основных видов публикации результатов научных исследований, выработка у студентов практического умения в организации коллективных форм научно-исследовательской работы со школьниками.


Задачи курса:

  • усвоение основных понятий курса «Организация научно-исследовательской работы школьников»;

  • изучение основ методологии научных исследований;

  • формирование умений в организации различных форм научно-исследовательской работы школьников.

Требования к уровню освоения содержания курса.

В процессе изучения дисциплины используются следующие формы проведения учебных занятий: лекции, семинарские занятия, практические занятия. Основная часть времени на изучение данного курса отводится на практические занятия, на которых студенты учатся анализировать, оценивать и решать конкретные проблемы исследования и организации НИР школьников.

Объем материала, предложенный программой курса, невозможно глубоко осветить в течение запланированных часов, поэтому некоторые темы вынесены на самостоятельное изучение. Самостоятельная работа студентов заключается в работе с литературой, подготовке к проведению круглых столов, конференций и семинаров для школьников.


  1. Учебно-тематический план.

№ п/п
Наименование тем

Количество часов

Всего часов


Аудиторные занятия

Вне

аудиторные занятия

Л

С

П

СР



Наука как сфера человеческой деятельности

4

2







2



Понятие научного исследования

6

2

2




2


Методы научного исследования

4

2

2








Математические методы гуманитарного исследования


6

2

2

2





Оформление и презентация результатов НИР школьников. Реферат

6

2




2

2



Тезисы

2

2












Научная статья

4

2

2









Оформление научных работ

6

2

2




2



Научный доклад – устная форма подачи материала

6

2







4



Особенности речи и этика докладчика

4







2

2



Интеллектуальная собственность и авторские права

2










2



Многогранность одаренности. Родителям на заметку

6

2







4



Диагностико-консультационная работа с одаренными школьниками. Тест-опросник EPI Г. Айзенка

4

2







2



Диагностико-консультационная работа с одаренными школьниками. Диагностика профессиональных способностей

4

2







2



Коллективные формы работы с одаренными школьниками

10




2

4

4

ИТОГО:

74

24

12

10

26




  1. Содержание дисциплины.

Раздел. 1. Методология научно-исследовательской работы школьников.

Тема 1. Наука как сфера человеческой деятельности. Понятие «наука». Значение термина «наука». Понятие результата научной деятельности. Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности. Ее характеристики. Основной критерий научности знания.

Тема 2. Понятие научного исследования. Эмпирическое и теоретическое исследование. Исследования по их характеру: фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные. Основные этапы исследования: постановка задачи, формулировка гипотезы, составление плана. Фиксация результатов исследования и анализ данных. Постановка научной проблемы – начло любого исследования. Основные характеристики гипотезы.

Тема 3. Методы научного исследования. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение. Методы теоретического исследования: индукция, дедукция, классификация, абстрагирование, периодизация, формализация. Методы, общие для теоретического и эмпирического исследования: анализ, синтез, сравнение. Универсальный диалектический метод и его исходные принципы: принцип всеобщей связи, принцип развития, принцип причинно-следственной связи, принцип историзма и диалектического противоречия.

Тема 4. Математические методы гуманитарного исследования. Основы измерения и количественного измерения данных. Генеральная совокупность и выборка. Таблицы и графики. Понятие корреляции.

Раздел 2. Оформление и презентация результатов научного исследования.

Тема 5. Классификация типов научных публикаций. Реферат – презентация результатов НИР школьников. Реферат – первая ступень научной работы школьника с книгой. Типы рефератов. Последовательность работы над рефератом: вычленение основных идей, содержащихся в нескольких источниках, логичное их изложение, группировка по точкам зрения, выбор предпочтительной точки зрения и обоснование ее преимуществ по сравнению с остальными. Требования к реферату: полное соответствие содержания теме, отбор материала, прямо раскрывающего тему. Критерии оценки реферата. Требования к оформлению и структура реферата.

Тема 6. Тезисы – один из самых кратких жанров научной публикации. Тезис – конспективное изложение материалов устного выступления. Требования к оформлению тезисов. Требования к содержанию и структуре тезисов: как выбрать название, присутствие основных смысловых блоков (актуальность, описание объектов и методов исследования, изложение основных результатов исследования). Краткие научные сообщения как разновидность тезисов, их структура: введение, объекты и методы, результаты их обсуждения, выводы, список литературы.

Тема 7. Научная статья – традиционная форма представления новых результатов научной работы школьников. Правила оформления научных статей: объем, заголовок, ссылки. Структура научной статьи: введение, объекты и методы, экспериментальная часть, результаты и их обсуждение, заключение или выводы, список литературы.

Тема 8. Оформление научных работ. Технология и средства оформления научных текстов: выбор бумаги, оформление страниц, шрифтовое оформление. Правила набора документа: орфография, знаки препинания, пробелы. Оформление отдельных частей документа: абзацы, заголовки, оглавление, построение списка использованной литературы, приложения, таблицы, рисунки. Библиографическое описание документа. Образцы библиографических описаний произведений печати в списках литературы. Употребление сокращений.

Тема 9. Научный доклад – устная форма подачи материала. Требования к оформлению научного доклада: как выбрать название, присутствие основных смысловых блоков (актуализация, описание объектов и методов исследования, изложение основных результатов исследования). Особенности речи докладчика: значение, смысл слов и фраз, речевые звуковые явления, выразительные качества голоса. Использование невербальных средств: кинестика (мимика, жесты, пантомима) и проксемика (зоны дистанции).

Тема 10. (для самостоятельного изучения) Особенности поведения докладчика: одежда, приветствие, прощание. Компетентность докладчика. Требования к словарю и употреблению терминов. Умение организовать активное слушанье. Умение отвечать на вопросы. Чего не должен делать докладчик? Этика докладчика: четкость, учтивость, учет интеллектуального уровня докладчика. Как отвечать на возражения?

Тема 11. Интеллектуальная собственность и авторские права. Связь системы интеллектуальной собственности с творчеством автора. Место интеллектуальной собственности в творчестве человека. Понятие интеллектуальной собственности. Что такое авторское право? Патент, его роль. Патентная документация. Как извлечь коммерческую выгоду из объекта интеллектуальной собственности? Удовлетворение моральных интересов патентообладателя.

Раздел 2. Социальные и психологические особенности работы с одаренными школьниками.

Тема 12. Многогранность одаренности. Для учителей и научных руководителей одаренных детей. О некоторых аспектах создания развивающей среды для одаренных детей в школе. Родителям на заметку.

Тема 13. Диагностико-консультационная работа с одаренными школьниками. Тест-опросник EPI Г. Айзенка. Диагностика профессиональных способностей

Тема 14. Коллективные формы научно-исследовательской работы со школьниками. Подготовка и проведение заседания круглого стола. Цели, задачи. Требования к методическому, организационному и материальному обеспечению заседания: выбор темы, отбор состава участников, ведущего, оргкомитета, составление программы, приглашение экспертов. Подготовка и проведение заседание научно-практического семинара: определение темы и общих положений организации и проведения семинара. Информирование о проведении. Стимулирование участия в семинаре. Определение порядка проведения.

Подготовка и проведение научно-практической конференции по итогам изучения курса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (основной):

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 272 с.: ил. 260.

  2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.

  3. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. Ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

  4. Оксак Т.А. Студенческая наука. Как писать рефераты, курсовые и дипломные работы, статьи, тезисы, доклады: метод. пособие / Т.А. Оксак, А.И. Оксак. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. – 144 с.

  5. Организация НИДС в вузах России (Монография в 3 ч.). – М., 2002.

  6. Философский энциклопедический словарь. - М, 1989.

  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПБ.: Питер, 2005. – 607 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).


Список литературы (дополнительный):

  1. Аллахвердян А.Г., Машкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 312 с.

  2. Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика: Учеб. пособие / М.Л. Баграмянц; Моск. экон.-лингв. ин-т. Каф. общ. психологии. - М.: Моск. экон.-лингв. ин-т, 2003. - 159 с.

  3. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. – М.: Наука, 1987. – 212 с.

  4. Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика: Учебное пособие для студентов вузов / Введенская Л.А., Павлова Л.Г. . - 2-е изд.. - Ростов н/Д: Феникс, 1999 - 574 с.

  5. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001. – 48 с.

  6. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психол. сопровождение одарен. ребенка / Эрика Ландау; [Пер. с нем. А. П. Голубев]. - М.: Академия, 2002. – 143 с.

  7. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под. ред. д-ра психолог. наук Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 402 с.

  8. Подготовка и проведение конференции, совещания и симпозиума : Метод. рекомендации / Науч.-произв. об-ние по тракторостроению, Сиб. отд-ние по автоматизации маш.-тракт. агрегатов; [Подгот. Н.П. Барашниковой]. - Новосибирск: Б. и., 1982. - 26 с.

  9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1997.

  10. Томсон П. Самоучитель общения / Томсон П.; Пер. с англ. Н. Кириленко. - СПб.- М.- Харьков - Минск: Питер, 2001 - 247 с.. - (Сам себе психолог)

  11. Харченко В.К. Как заниматься наукой / Харченко В.К.; БелГУ. - Белгород: БелГУ, 1996 - 208 с.: портр.. - (Белгородская академическая библиотека).

  12. Харченко В.К. Поведение: от реального к идеальному / Харченко В.К.; БелГУ. - Белгород: БелГУ, 1999 - 192 с.. - Библиогр. в конце гл.

  13. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М., 1997. – 222 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-тематический план. № п/п iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Учебно-тематический план. № п/п iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Учебно-тематический план. № п/п iconУчебно-тематический план Учебно-тематический план написан на основе...
Воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к ученым, их открытиям, стремление к познанию нового, любовь к предмету математики...
Учебно-тематический план. № п/п iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Педагогическим советом лицея Протокол № от Директор моу лицей №7
Учебно-тематический план. № п/п iconТематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения)
Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,...
Учебно-тематический план. № п/п iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт
Учебно-тематический план. № п/п iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 17...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-тематический план. № п/п iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 26...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-тематический план. № п/п iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Литература» под редакцией доктора педагогических наук М. Г. Ахметзянова. Авторы учебника: М. Г. Ахметзянов, Т. В. Воронцова, в двух...
Учебно-тематический план. № п/п iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово
Учебно-тематический план. № п/п iconРабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев – 2-е изд. М., Ооо «тид «Русское слово» рс», 2005. Программа представляет собой целостный...
Учебно-тематический план. № п/п iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический...
Учебно-тематический план. № п/п iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Программа составлена на основе примерной (или авторской) программы по литературе на основе федерального компонента государственного...
Учебно-тематический план. № п/п iconВариативный модуль 72 часа Учебно-методические документы: учебный...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Учебно-тематический план. № п/п iconУчебно-тематический план на 2011-2012у г. (1 год обучения) стр. 20...
«система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений»
Учебно-тематический план. № п/п iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006 года и представляет собой целостный документ, включающий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск