Учебная программа
Пояснительная записка
Для эффективного включения школьников в систему научно-исследовательской деятельности будущие учителя должны обладать определенным запасом знаний о методологии научного исследования, о презентации результатов научного исследования, об основах организации коллективных форм работы, таких, как конференции, круглые столы, семинары и т.п.
Цель курса «Организация научно-исследовательской работы школьников» - усвоение знаний в области основ методологии научного исследования, основных видов публикации результатов научных исследований, выработка у студентов практического умения в организации коллективных форм научно-исследовательской работы со школьниками. Задачи курса:
усвоение основных понятий курса «Организация научно-исследовательской работы школьников»;
изучение основ методологии научных исследований;
формирование умений в организации различных форм научно-исследовательской работы школьников.
Требования к уровню освоения содержания курса.
В процессе изучения дисциплины используются следующие формы проведения учебных занятий: лекции, семинарские занятия, практические занятия. Основная часть времени на изучение данного курса отводится на практические занятия, на которых студенты учатся анализировать, оценивать и решать конкретные проблемы исследования и организации НИР школьников.
Объем материала, предложенный программой курса, невозможно глубоко осветить в течение запланированных часов, поэтому некоторые темы вынесены на самостоятельное изучение. Самостоятельная работа студентов заключается в работе с литературой, подготовке к проведению круглых столов, конференций и семинаров для школьников.
Учебно-тематический план.
№ п/п
| Наименование тем | Количество часов
| Всего часов
| Аудиторные занятия
| Вне
аудиторные занятия
| Л
| С
| П
| СР
|
| Наука как сфера человеческой деятельности
| 4
| 2
|
|
| 2
|
| Понятие научного исследования
| 6
| 2
| 2
|
| 2
|
| Методы научного исследования | 4
| 2
| 2
|
|
|
| Математические методы гуманитарного исследования | 6
| 2
| 2
| 2
|
|
| Оформление и презентация результатов НИР школьников. Реферат | 6
| 2
|
| 2
| 2
|
| Тезисы
| 2
| 2
|
|
|
|
| Научная статья
| 4
| 2
| 2
|
|
|
| Оформление научных работ
| 6
| 2
| 2
|
| 2
|
| Научный доклад – устная форма подачи материала
| 6
| 2
|
|
| 4
|
| Особенности речи и этика докладчика
| 4
|
|
| 2
| 2
|
| Интеллектуальная собственность и авторские права
| 2
|
|
|
| 2
|
| Многогранность одаренности. Родителям на заметку
| 6
| 2
|
|
| 4
|
| Диагностико-консультационная работа с одаренными школьниками. Тест-опросник EPI Г. Айзенка
| 4
| 2
|
|
| 2
|
| Диагностико-консультационная работа с одаренными школьниками. Диагностика профессиональных способностей
| 4
| 2
|
|
| 2
|
| Коллективные формы работы с одаренными школьниками
| 10
|
| 2
| 4
| 4
| ИТОГО:
| 74
| 24
| 12
| 10
| 26
|
Содержание дисциплины.
Раздел. 1. Методология научно-исследовательской работы школьников.
Тема 1. Наука как сфера человеческой деятельности. Понятие «наука». Значение термина «наука». Понятие результата научной деятельности. Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности. Ее характеристики. Основной критерий научности знания.
Тема 2. Понятие научного исследования. Эмпирическое и теоретическое исследование. Исследования по их характеру: фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные. Основные этапы исследования: постановка задачи, формулировка гипотезы, составление плана. Фиксация результатов исследования и анализ данных. Постановка научной проблемы – начло любого исследования. Основные характеристики гипотезы.
Тема 3. Методы научного исследования. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение. Методы теоретического исследования: индукция, дедукция, классификация, абстрагирование, периодизация, формализация. Методы, общие для теоретического и эмпирического исследования: анализ, синтез, сравнение. Универсальный диалектический метод и его исходные принципы: принцип всеобщей связи, принцип развития, принцип причинно-следственной связи, принцип историзма и диалектического противоречия.
Тема 4. Математические методы гуманитарного исследования. Основы измерения и количественного измерения данных. Генеральная совокупность и выборка. Таблицы и графики. Понятие корреляции.
Раздел 2. Оформление и презентация результатов научного исследования.
Тема 5. Классификация типов научных публикаций. Реферат – презентация результатов НИР школьников. Реферат – первая ступень научной работы школьника с книгой. Типы рефератов. Последовательность работы над рефератом: вычленение основных идей, содержащихся в нескольких источниках, логичное их изложение, группировка по точкам зрения, выбор предпочтительной точки зрения и обоснование ее преимуществ по сравнению с остальными. Требования к реферату: полное соответствие содержания теме, отбор материала, прямо раскрывающего тему. Критерии оценки реферата. Требования к оформлению и структура реферата.
Тема 6. Тезисы – один из самых кратких жанров научной публикации. Тезис – конспективное изложение материалов устного выступления. Требования к оформлению тезисов. Требования к содержанию и структуре тезисов: как выбрать название, присутствие основных смысловых блоков (актуальность, описание объектов и методов исследования, изложение основных результатов исследования). Краткие научные сообщения как разновидность тезисов, их структура: введение, объекты и методы, результаты их обсуждения, выводы, список литературы.
Тема 7. Научная статья – традиционная форма представления новых результатов научной работы школьников. Правила оформления научных статей: объем, заголовок, ссылки. Структура научной статьи: введение, объекты и методы, экспериментальная часть, результаты и их обсуждение, заключение или выводы, список литературы.
Тема 8. Оформление научных работ. Технология и средства оформления научных текстов: выбор бумаги, оформление страниц, шрифтовое оформление. Правила набора документа: орфография, знаки препинания, пробелы. Оформление отдельных частей документа: абзацы, заголовки, оглавление, построение списка использованной литературы, приложения, таблицы, рисунки. Библиографическое описание документа. Образцы библиографических описаний произведений печати в списках литературы. Употребление сокращений.
Тема 9. Научный доклад – устная форма подачи материала. Требования к оформлению научного доклада: как выбрать название, присутствие основных смысловых блоков (актуализация, описание объектов и методов исследования, изложение основных результатов исследования). Особенности речи докладчика: значение, смысл слов и фраз, речевые звуковые явления, выразительные качества голоса. Использование невербальных средств: кинестика (мимика, жесты, пантомима) и проксемика (зоны дистанции).
Тема 10. (для самостоятельного изучения) Особенности поведения докладчика: одежда, приветствие, прощание. Компетентность докладчика. Требования к словарю и употреблению терминов. Умение организовать активное слушанье. Умение отвечать на вопросы. Чего не должен делать докладчик? Этика докладчика: четкость, учтивость, учет интеллектуального уровня докладчика. Как отвечать на возражения?
Тема 11. Интеллектуальная собственность и авторские права. Связь системы интеллектуальной собственности с творчеством автора. Место интеллектуальной собственности в творчестве человека. Понятие интеллектуальной собственности. Что такое авторское право? Патент, его роль. Патентная документация. Как извлечь коммерческую выгоду из объекта интеллектуальной собственности? Удовлетворение моральных интересов патентообладателя.
Раздел 2. Социальные и психологические особенности работы с одаренными школьниками.
Тема 12. Многогранность одаренности. Для учителей и научных руководителей одаренных детей. О некоторых аспектах создания развивающей среды для одаренных детей в школе. Родителям на заметку.
Тема 13. Диагностико-консультационная работа с одаренными школьниками. Тест-опросник EPI Г. Айзенка. Диагностика профессиональных способностей
Тема 14. Коллективные формы научно-исследовательской работы со школьниками. Подготовка и проведение заседания круглого стола. Цели, задачи. Требования к методическому, организационному и материальному обеспечению заседания: выбор темы, отбор состава участников, ведущего, оргкомитета, составление программы, приглашение экспертов. Подготовка и проведение заседание научно-практического семинара: определение темы и общих положений организации и проведения семинара. Информирование о проведении. Стимулирование участия в семинаре. Определение порядка проведения.
Подготовка и проведение научно-практической конференции по итогам изучения курса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (основной):
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 272 с.: ил. 260.
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. Ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
Оксак Т.А. Студенческая наука. Как писать рефераты, курсовые и дипломные работы, статьи, тезисы, доклады: метод. пособие / Т.А. Оксак, А.И. Оксак. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. – 144 с.
Организация НИДС в вузах России (Монография в 3 ч.). – М., 2002.
Философский энциклопедический словарь. - М, 1989.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПБ.: Питер, 2005. – 607 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
Список литературы (дополнительный):
Аллахвердян А.Г., Машкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 312 с.
Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика: Учеб. пособие / М.Л. Баграмянц; Моск. экон.-лингв. ин-т. Каф. общ. психологии. - М.: Моск. экон.-лингв. ин-т, 2003. - 159 с.
Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. – М.: Наука, 1987. – 212 с.
Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика: Учебное пособие для студентов вузов / Введенская Л.А., Павлова Л.Г. . - 2-е изд.. - Ростов н/Д: Феникс, 1999 - 574 с.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001. – 48 с.
Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психол. сопровождение одарен. ребенка / Эрика Ландау; [Пер. с нем. А. П. Голубев]. - М.: Академия, 2002. – 143 с.
Основные современные концепции творчества и одаренности / Под. ред. д-ра психолог. наук Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 402 с.
Подготовка и проведение конференции, совещания и симпозиума : Метод. рекомендации / Науч.-произв. об-ние по тракторостроению, Сиб. отд-ние по автоматизации маш.-тракт. агрегатов; [Подгот. Н.П. Барашниковой]. - Новосибирск: Б. и., 1982. - 26 с.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1997.
Томсон П. Самоучитель общения / Томсон П.; Пер. с англ. Н. Кириленко. - СПб.- М.- Харьков - Минск: Питер, 2001 - 247 с.. - (Сам себе психолог)
Харченко В.К. Как заниматься наукой / Харченко В.К.; БелГУ. - Белгород: БелГУ, 1996 - 208 с.: портр.. - (Белгородская академическая библиотека).
Харченко В.К. Поведение: от реального к идеальному / Харченко В.К.; БелГУ. - Белгород: БелГУ, 1999 - 192 с.. - Библиогр. в конце гл.
Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М., 1997. – 222 с.
|