Для служебного пользования





Скачать 300.35 Kb.
НазваниеДля служебного пользования
страница1/3
Дата публикации12.04.2015
Размер300.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3
Автобиография

К.т.н. Ефимов И.А.

Для служебного пользования

  1. Юбилей и судьба.

В 2010 году кафедра «Машины и технология обработки металлов давление (М и ТОМД), руководимая Леонидом Борисовичем Аксеновым (член-корр. академии технологических наук РФ, академик СПб инженерной академии, д.т.н., профессор) отмечала свой юбилей.

А началось все в далеком 1930 году, когда для резкого подъема машиностроения потребовалось увеличение подготовки инженерных кадров различных специальностей. Тогда на самой северной границе Ленинграда (дальше были только китайские огороды и деревня Гражданка) в Политехническом институте (ЛПИ) открылась кафедра, выпускники которой назывались по-простому КУЗНЕЦЫ.

В это же время на самой восточной границе города на берегу реки Оккервиль (граница проходила по реке, за ней была деревня Яблоновка) в маленькой кузнице пятилетний мальчонка (род.12.05.1925 г.) увидел чудо взаимодействия человека с раскаленным металлом. Он мог часами наблюдать за работой кузнеца дяди Леши, но тот разрешал это только если мальчишка запоминал его похабные вирши (он был, наверное, народным поэтом и таким способом надеялся оставить свой след в языкознании, но его надежды не сбылись – нашлись доброхоты, которые рассказали отцу – Алексею Ивановичу, чем я занимался в кузнеце и он заставил меня повторить то, что я запомнил). С тех пор у меня стойкий иммунитет к ненормативной лексике, а также знание основных операций и приемов свободной ковки.

В первом классе на утреннике 7 ноября, не доставая до педали громкости с круглого табурета, я изо всех сил колотил пальцами по клавишам, исполняя композицию «мы кузнецы и дух наш молод…»

В предвоенные годы на Малой Охте было построено 5 3-этажных кирпичных школ, причем без кранов и подъемников – кирпичи носили на спине, используя «козу» - доску с 2-я скобами, одеваемыми на плечи, на которую клали по 10 кирпичей (30 кг) и – вперед по сходням почти бегом. Начинали строить весной, а осенью уже начинались занятия (до сих пор здания стоят, только школы не во всех). Одна из школ была построена рядом с заводом «Северный ПРЕСС». Мы там показывали «шедевры» школьного драмкружка, а они нам - оборудование и технологии уже в промышленном исполнении.

Чувствовалось приближение войны. Ждали химическую. Домохозяйки и дети учили как «отче наш» отравляющие вещества (ОВ) хлор, хлорпикрин, хлорацетифенол, фазген, дифазген, иприт, люизит, синильная кислота… как распознать и как спастись. В школе старшеклассники осваивали противогаз, противоипритный костюм (только желающие - через несколько минут работы в нем пот из сапог приходилось выливать), дегазаторы и т.д. Выполнившие нормы (довольно сложные) награждались значком БГТО (будь готов к труду и обороне).

Песни «Если завтра война, если завтра в поход.

Будь сегодня к походу готов…»

2.Война

И вот оно пришло это завтра. На чердаках красили стропила известью, насыпали песок в большие ящики для «зажигалок», дежурили там во время воздушных тревог…

А за Невой в полнеба черный дым от горевших продуктов на Бадаевских складах.

В июле огромное количество женщин и старшеклассников было направлено «на окопы». Нашему классу достался участок Лужского рубежа: делали вертикальными склоны дюн вдоль реки Луга. Немецкие самолеты, лениво постреливая, бросали листовки. Мы, вжимаясь в стенку прикрывали голову лопатой. Раненых не видели. Уходили в город пешком – поезда до Толмачева уже не ходили. В лесах вдоль шоссе укрыты войска.

В городе по мобилизации райкома комсомола работали на 7-м артиллерийском складе (за которым кинотеатр «Гигант») – чистили ржавое оружие, оставшееся от финской войны. Зарплаты и обедов не было. В сентябре занятия в школах не начались. Хотя слово блокада не было известно, - противотанковые рвы копали уже практически в самом городе (мы – в районе улицы Коммуны). Земля была тяжелая глина, а глубина рва должна была быть 6 м. Люди стояли в 3 бесконечные ряда, из каждого бросали землю вверх на 2 м).

Занятия в школах начались 3 ноября 1941 г. На весь Красногвардейский р-н (Большая и малая Охты) для старшеклассников оставалась одна школа (на Пороховской улице). Учебы практически не было: с утра начиналась воздушная тревога, - все спускались в бомбоубежище (подвал). А там разговоры только о еде. Потом нашли какую-то щель и «утекали» через кладбище по задворкам по домам. По улицам во время воздушной тревоги ходить не разрешалось.

Без сожаления я оставил школу и устроился на Автоматно-штамповочный завод (АШЗ). На нем отец (инвалид 1 мировой войны) работал четверть века. Большая часть завода была эвакуирована летом на южный Урал (г. Троицк), а на оставшейся штамповали детали для гранат РГД. Я учился на слесаря-инструментальщика (одновременно выполняя производственные задания). Таких специалистов было несколько человек (инвалиды по болезням, работавшие еще при царе), но какие мастера! Один, по фамилии Беркуль (умер на своем рабочем месте), мог на ощупь подбирать шарики для подшипников. Другой, Ян Янович Бискек, изобрел и изготовил многопозиционный автомат оригинальной конструкции(этими автоматами были заполнены несколько цехов – почти все в эксплуатации) и т.д. и т.д. Было у кого учиться! Через 2 года я сдал работу на 6-ой разряд (без чертежей сделал вырубкой штамп с производительностью 360 шт/мин).

Зиму 1941-42 гг. мы жили в деревянном доме на берегу речки Оккервиль, дрова были заготовлены, еду можно было добывать в заречной деревне Яблоновка (там были оставлены по 1 корове на 2 дома), весной посадили огород – выжили. Осенью наш дом разобрали на дрова для хлебозавода и мы с отцом перебрались на завод (АШЗ) в 6-ти метровую комнату с окном, выходящим в стену (хотя солнце никогда не заглядывало, но зато ни взрывы, ни осколки от зениток не могли разбить стекла. Мать, Екатерина Михайловна, от нас ушла. В 18 лет я уже работал сменным (не освобожденным) мастером (в армию не призвали из-за бронхиальной астмы и др.). Еще шла война, но страна уже готовилась к восстановлению интеллектуальных потерь: в 1944 г. повсюду были открыты вечерние школы рабочей и сельской молодежи (ШРМ). 9-й и 10-й классы я окончил в такой школе (в войну было очень непросто, т.к. рабочий день был 12-16 часов). После войны нужно было осваивать мирную продукцию, делать много новых штампов, но рабочий день стал 8-ми часовым. Возвратились из Троцка эвакуированные и часть оборудования.

  1. Студент МЕХМАША

В погожие летние дни работники АШЗ на грузовике выезжали за город «свежий воздух дышать». В тот день цель была кавголовские озера. Ехали по дороге в Гражданку. И вот слева в темной зелени парка проплыли два ослепительно белых здания. Это был Ленинградский Политехнический институт (ЛПИ). В душе моей что-то дрогнуло. В первый послевоенный прием я поступил на механико-машиностроительный факультет, на кафедру М и ТОМД. Первый курс был для меня самый тяжелый – были проблемы с химией. Но посидел пару выходных в Публичной библиотеке, написал реферат, подготовился по своим конспектам (а не по учебнике Глинки), и проф. В.П.Шишокин поставил мне 5, чем очень удивил преподавательницу, которая вела коллоквиумы. На старших курсах учиться было проще, но приходилось подрабатывать. Для кафедры «Автоматы» (зав. проф. Георгий Георгиевич Павлов) я делал детали приборов, т.к., живя на заводе я в ночную смену мог пользоваться всеми станками инструментального цеха, а в летние каникулы работал в мастерских научного отдела ЛПИ. Во время технологической практики на Горьковском автозаводе я внес рацпредложение, исключившее ручной труд при загрузке и выгрузке галтовочных барабанов при увеличении производительности в десятки раз (оно было внедрено). Тема дипломного проекта была «Автоматизация штамповки активного железа гидрогенераторов Куйбышевской ГЭС» (руководитель - доц. к.т.н. Михаил Ефимович Зубцов). Я впервые применил жесткие присосы для перемещения очень гибких деталей. Изготовил макеты в натуральную величину и демонстрировал их работу вначале на предварительной защите на заводе «Электросила», а затем и в ГЭК ЛПИ. Защита прошла успешно. Материалы были посланы на электромашиностроительный завод в Новосибирске, где предполагалось серийное изготовление гидрогенераторов, а меня направили в аспирантуру, но в жизни не все бывает гладко.

  1. Ожидание. ЭНЕРГОМАШ.

Утверждение в аспирантуру пришлось ждать 9 месяцев... за это время мы с женой Антониной Львовной «изобрели» нашего первенца и принесли его на родной АШЗ, в ту же самую комнату 6 м2. С женой мы познакомились в 9-м классе вечерней школы, но потом она училась на биофаке 4 года и, чтобы ее распределили поближе к Ленинграду. Мы расписались после 4 курса, и она уехала учителем в Новгородскую область, Поддорский р-н, деревня Перегино.

Я в это время работал исполнителем по теме научного отдела ЛПИ «Исследование моделей затворов плотины Куйбышевской ГЭС» на кафедре Гидромашины энергомаш факультета (зав. каф. д.т.н., проф. Виктор Павлович Гурьев) вначале в должности инженера, а через 2 месяца проректор по науке д.т.н. проф. Тарас Николаевич Соколов перевел меня на должность м.н.с. Ответственным исполнителем был аспирант 1 года Евгений Васильевич Гутовский. Нам удалось определить влияние динамики потока, при открытии и закрытии затворов, которое при перерасчете на натуральные размеры увеличивает усилие на затвор на десятки тысяч тонн по сравнению со статикой, по который обычно считались плотины. Эти результаты были использованы проектировщиками ГЭС. Затворы и сейчас удерживают Куйбышевское море. Когда я дописывал последние разделы отчета, я уже был утвержден в аспирантуре по кафедре прокатки металлургического факультета (на кафедре М и ТОМД аспирантуры не было). Подозреваю, что такое длительное утверждение связано с моим происхождением: родители – счетные работники, но дед был фабрикант, что, конечно, не допускалось нашими кадровиками. Меня спас прадед! Он был крепостным ткачом Ефимом на золототкацкой фабрике в подмосковном Дмитрове, но изобрел способ ткачества генеральских погон (зигзаг) и, за полученное вознаграждение, откупился от крепостной зависимости, построил на Малой Охте в Петербурге свою фабрику, в ремонтной кузнеце которой и началась моя кузнечная судьба.

  1. Аспирант металлургического факультета.

Мой руководитель д.т.н. проф. Василий Сергеевич Смирнов предложил тему: «Механизм образования внутренних трещин при поперечной ковке». Он хотел расширить область применения своей теории хрупкого разрушения, полученную им для поперечной прокатки на процессы формоизменения с дискретным приложением силы. Он вначале пристально следил за моей работой, но потерял к ней интерес, когда первые эксперименты не стали его теорию подтверждать. На мое счастье (или несчастье?) в Ленинграде в это время в Выборгском ДК проходила всесоюзная научно-техническая конференция на подобную тему под патронатом академика Александра Ивановича Целикова, чл.корр. Евгения Павловича Унксова и чл.корр. Василия Сергеевича Смирнова. Причем Унксов и его последователи ратовали за механизм разрушения в результате интенсивной деформации. И доказывали это экспериментами на образцах из оптически активных материалов. Смирнов с сотоварищи – за хрупкое разрушение, подтверждавшееся прокаткой снарядов. Консенсуса достигнуто не было – конференция окончилась безрезультатно. Паны, конечно, могут спорить друг с другом, а что делать бедному хлопу? Которому оставался 1 год до защиты, какую теорию защищать? Как ни странно, но мне помогла философия. Ей я заинтересовался когда лежа под дождем в палатке слушал «лекции» однокашника Женьки Иванова, прекрасно знавшего историю философии (потом он стал доктором наук, заслуженным изобретателем Генрихом Павловичем). Это было на первой студенческой стройке межколхозной ГЭС в поселке Неппово Ленинградской обл. в 1948 г. Строили совершенно бесплатно, на одном энтузиазме быстрее восстановить страну. Проект был дипломника гидротехнического факультета Юры Чайковского (руководитель, тогда молодой ассистент Радченко – будущий строитель Асуанской плотины в Египте). Из студентов мах.маша, имевших рабочие специальности, была создана бригада, которая на ближайших к ЛПИ заводах искала списанные строительные механизмы, ремонтировала и эксплуатировала их. У нас было2 камнедробилки, 2 насоса и мотопомпа, локомобиль и генератор, 2 сварочных аппарата, 2 пилорамы, 2 грузовика, 1 трелевочный газогенераторный трактор и 1 токарный станок. На месте мы построили пищеблок и палаточный городок – все это во время ознакомительной практики (от которой были освобождены) к приезду первой смены все было готово… Осенью ГЭС (35 кВт) дала ток и осветила ближайшие деревни.

Дальнейшие, систематизированные философские представления были получены в курсах диамата (аспирантам читала слепая доцент Ольга Константиновна Горячева) и, конечно, из книг.

При внимательном рассмотрении процесса поперечной ковки выяснилось, что в нем реализуются почти все основные законы философии: конкретность истины, количество-качество, отрицание отрицания… Да и сам процесс разрушения есть единство противоположностей (хрупкого и вязкого) и зависит от масштаба рассмотрения. Когда я это понял, остальное было делом техники. На моих экспериментальных установках, на базе кривошипного пресса 6 т.с. и эксцентрикового 70 т.с., можно было реализовать процесс в очень широком диапазоне изменения параметров (при прокатке этот диапазон ограничен условиями захвата). Таким образом, меняя значения параметров, я получал и хрупкое и вязкое разрушение образцов, и появилась возможность назначения таких параметров, при которых разрушения нет. Василий Сергеевич, хотя и не получил расширения области применения своей теории, согласился с моими выводами. Он был очень и очень неглупый человек, а я сумел уложиться в прокрустово ложе аспирантской трехлетки и, хотя бы в этом, не доставил ему неприятности. Защита прошла успешно при официальных оппонентах д.т.н. проф. Юлия Ивановича Ягн и к.т.н. доц. Петра Владимировича Камнева.

На работу меня направили на родную кафедру мех.маша уже ассистентом к.т.н. Замкнулся еще один круг моей судьбы.

  1. И снова Мехмаш.

Кафедра М и ТОМД тогда переживала не лучшие времена, - оставался один штатный преподаватель доц. Вульф Борисович Гордин. Доц. к.т.н. Алексей Петрович Атрошенко был командирован в Китай на 1 год, но вернулся только через 3 года (китайцы не только сами работали «до посинения», но и из помощников выжимали все и даже больше). Зав. каф., доц. к.т.н. Коппель Соломонович Гинзбург принимал совместителей с производства очень высокой квалификации. В разное время на кафедре работали: Михаил Васильевич Афанасьев (Невский завод); Владимир Евсеевич Недорезов («Электроник», гл.инженер);Михаил Ефимович Зубцов (доц. к.т.н. Военмех); Георгий Георгиевич Оболдуев (Горный институт); Алексей Евгеньевич Оничкин (з-д Металлострой). Моя учебная нагрузка аспиранта выполнялась на этой кафедре. Кафедра ютилась в одной комнате 20 м2 . Здесь был кабинет заведующего, и учебная аудитория, и архив чертежей, и образцы штампованных деталей.

Дипломные проекты были учебные, но объемом до 15 листов А1. Исследования на кафедре не проводились, но лекторы были авторами книг по специальности, и поэтому качество выпускников было на уровне того времени (середина прошлого века). Очень скудные лабораторные работы по ковке проводились на кафедре прокатки, - своей лаборатории не было. А предполагалось в рамках курса по технологии машиностроения пропускать через нашу лабораторию всех студентов мехмаша, вечернего факультета и часть групп энергомаша и электромеха. Поэтому остро встал «лабораторный вопрос», и Коппель Соломонович бросил меня на него, сделав и.о. зав.лаборатории которой не было.

  1. Лаборатория.

Коппель Соломонович «выбил» помещения в бывшей прачечной площадью 40+10+1 м2, принял лаборантом демобилизованного моряка Николая Михайловича Чеснокова, через своих знакомых и совместителей договаривался о поставке ненужных заводам агрегатов (новый был только пневматический молот 150 кт). Моей задачей было обеспечить ремонт помещения, строительство фундаментов и такелажников (все из отдела кап.ремонта ЛПИ). В монтаже оборудования помогали мои хорошо знакомые механики: Митрофан Мефодиевич Вольгачев (каф. прокатки) и Иван Михайлович Овчинников (каф.Автоматы). В результате, в лаборатории были представители почти всех видов деформирующего оборудования: молот пневматический, пресс гидравлический, пресс фрикционный, пресса кривошипный и эксцентриковый, прокатный стан, многошпиндельный автомат и муфельная электропечь. У каждого агрегата висела схема его устройства, и он демонстрировался в работе, по каждому требовался отчет (это для студентов других специальностей по курсу «Технология машиностроения» примерно 20 групп). По технологическим курсам: сводной ковки, объемной и листовой штамповки лабораторные работы подготовил Алексей Евгеньевич Оничкин. По курсам «теории обработки металлов давлением» и «кузнечные машины» - я. В начале пришлось придумать прибор для фиксации усилия пресса более простой и надежный по сравнению с прибором Воронежского з-да «Тяжемехпресс» (их, кроме лабораторий установили на 5-ти ленинградских заводах, в т.ч. на мех.заводе , где новатор Потехин внедрял свой способ ковки на механических прессах. Для регистрации быстрых процессов кафедра приобрела шлейфный осциллограф МПО-2. Но к нему была нужна усилительная аппаратура, которой в продаже не было. В одном из телеателье я познакомился с весьма эрудированным элекронщиком -Владимиром Ивановичем Потравковым, который понял нашу задачу и изготовил 4-х канальный усилитель на пальчиковых лампах (которые тогда только появились). С его помощью записывались на пленке все параметры холостого и рабочих ходов пресса, пленка тут же проявлялась, разрезалась на отдельные записи, которые студенты обрабатывали по 2-3 человека, делали расчеты и строили графики в отчете.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Для служебного пользования iconД. В. Ермолович Для служебного пользования
Коэффициент ослабления уровня радиации : для первого и третьего -10, для второго этажа – 20. В цокольном этаже находится спортивный...
Для служебного пользования iconДля служебного пользования утвержден
О конкурсной комиссии по замещению вакантных должностей государственной гражданской службы области в Департаменте государственной...
Для служебного пользования iconОб утверждении правил охраны жизни людей на воде в республике башкортостан...
Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Башкортостан
Для служебного пользования iconПравила пользования библиотекой утверждаю ректор академии Ф. И. Василевич «10»
Настоящие Правила пользования библиотекой определяют права и обязанности читателей (пользователей) и Библиотеки, общий порядок организации...
Для служебного пользования iconМтс запустила комплексную федеральную программу «Дети в Интернете»...
Ксной федеральной программы «Дети в Интернете» по повышению безопасности пользования детьми мобильным и фиксированным интернетом....
Для служебного пользования iconФильтрующие противогазы
Менения. Условия применения дополнительных патронов к фильтрующим противогазам. Камеры защитные, их назначение, устройство и порядок...
Для служебного пользования iconКоллективного пользования российской академии наук
Центры коллективного пользования Российской академии наук. – М.: Наука, 2004. – 193 с. Isbn
Для служебного пользования iconПоложение о документальном оформлении командировки общие положения
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя предприятия на определенный срок в другую местность...
Для служебного пользования iconАдминистративная ответственность за нарушение правил оборота гражданского и служебного оружия
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Для служебного пользования iconМониторинг региональных сми по теме: «образование»
В калининграде установлен регламент по выплате пособия семьям граждан, погибших при исполнении интернационального, воинского и служебного...
Для служебного пользования iconПравила пользования кабинетом
Кабинет – помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием
Для служебного пользования iconПонятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения,...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Для служебного пользования iconИнформаци я о вакантных должностях
Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории Брянской области
Для служебного пользования iconИнформация списки товаров (разъяснения по товарам) с указанием кодов
Для целей применения настоящего списка следует руководствоваться исключительно наименованием товара, коды тн вэд тс приведены для...
Для служебного пользования iconПриказ №35 29. 01. 2013 г г. Черкесск
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных...
Для служебного пользования iconВ. С. Литвиненко Программа вступительного испытания
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск