Режиссер уходит из театра





НазваниеРежиссер уходит из театра
страница1/22
Дата публикации17.04.2015
Размер3.19 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

МИХАИЛ ТУМАНИШВИЛИ




РЕЖИССЕР УХОДИТ ИЗ ТЕАТРА




Я вышел на улицу и захлопнул за собой дверь. Был солнечный день. Проспект, как всегда, полон на­рода. Люди вели себя так, будто в жизни ров­ным счетом ничего не произошло. Я оглянулся.

Это прекрасное здание было моим родным домом. Я ушел из театра, в котором проработал почти двад­цать пять лет.

Стал ходить по улицам. Народу много, а кажется — пусто. Тоска. Как будто все, чем я жил, было во сне. Такое ощущение, будто сел в лодку и отчалил от берега.

Хочется грести быстрее, чтобы уйти подальше в мо­ре, где тишина и покой, где никого нет. Проклятый берег остался позади, но все еще притягивает своими страстями. Я хочу освободиться от них, но ничего не получается. Где найти необитаемый остров или пеще­ру, чтобы спрятаться и сообразить наконец, что же, собственно, произошло?!
Из театра никто не приходит. Где сейчас мои сорат­ники, актеры, где моя «Швидкаца», как их кто-то остроумно назвал, где она?

Что такое «Швидкаца»? Я это позже объясню. Сей­час не то настроение.

Эй, кто-нибудь!

И вдруг становится понятно: все ушло, но не пото­му, что я ушел из театра, а потому, что все это ушло еще раньше.

Утром зазвонил телефон. Из соседнего театра, мною очень любимого.

— Звоню, чтобы поддержать вас в трудной ситуа­ции. Давно предчувствовал, что все произойдет имен­но так. Но вы должны помнить, что множество людей следит за тем, что с вами происходит. Собственно, что вы переживаете? За вашей спиной блестящие спектак­ли, публика вас любит и ценит. Не падайте духом, впереди еще будут победы...

Легко сказать — не падайте духом. Какое же имен­но усилие нужно сделать, чтобы не падать? Я еще быстрее гребу от берега в голубое море, где ничего нет от прошлого. Трудно.

Никак не могу приспособиться к новому образу жизни. Какая-то пустота и невесомость. Всю жизнь я был где-то. Было детство — я был в детстве. Потом — в школе. Потом — в армии. В войне. После войны — в институте, в Театре имени Руставели. А вот теперь — нигде. Театр остался далеко, как большой и туманный силуэт города. Между тем театру отданы двадцать пять лет жизни. Жена советует говорить эту фразу по-другому: не я отдал кому-то двадцать пять лет, а театр дал мне возможность работать в его стенах. Мо­жет быть, она права.

Почему же все-таки я ушел? Где-то была допущена ошибка, где-то был срыв. Наверное, стоит во всем этом разобраться — без лишних страстей, не вдаваясь в ме­лочные подробности, которые так больно задевают. Или театра без таких мелочей не существует? Но где предел того, что можно и нужно вытерпеть?

Итак, почему я ушел? Может быть, из-за дирекции? Нет. С дирекцией у меня всегда были отношения если не идеальные, то, во всяком случае, вполне терпимые, деловые. Из-за других режиссеров? Не думаю. Тем бо­лее что режиссура театра состоит из моих учеников. Они уважали меня, признавали мой учительский авто­ритет, а если между собой и критиковали меня (как это и положено всем молодым), то в работе никогда не мешали. Своими учениками-режиссерами я могу гордиться. Правда, иногда в повседневном общении я забывал, что они уже не дети, но это никогда не при­водило к серьезным конфликтам. Нет, между нами не успела возникнуть та стена, которая иногда разделяет поколения. Возможно, именно не успела. Возможно, еще возникнет. Но сейчас — нет, я ушел не из-за них, не из-за молодых режиссеров.

Может быть, сцена Театра имени Руставели слиш­ком велика, а мне на старости лет захотелось иных масштабов, более интимных, камерных? Так бывает. Но в свое время мы открыли в театре малую сцену. Там я свободно мог заниматься своим делом, мне ни­кто не мешал.

Остаются актеры. Неужели все произошло из-за внутритеатральных склок, столь банальных и, по-ви­димому, неизбежных? Мною были недовольны те, ко­го я редко занимал в своих спектаклях. Но в каком театре этого нет? Актер без работы — это бомба, кото­рая лежит у тебя в кармане. Она может взорваться в любую секунду, и тогда — держись, режиссер! Со мной в этом смысле было так, как бывает со всеми. Когда я появился в театре, некоторые актеры, в прошлом для кого-то талантливые, остались без работы. Я их «не видел» и ничего не мог с собой поделать. Если актеру при этом лет двадцать-тридцать, это еще пол­беды. Он еще может начать все с начала. Хуже, если ему уже за сорок и за плечами успех. Здесь речь идет иногда о всей актерской жизни.

Интересно, — я вспоминаю сейчас своих «противни­ков» и не могу понять, почему в жизни мы могли до­говориться о многом, но при этом не могли разобрать­ся в проблемах нашего искусства и реального участия в нем. Когда эти актеры оказывались заняты в моих спектаклях, они сразу становились как бы единомыш­ленниками. Именно «как бы», потому что сыграть можно что угодно, в том числе и общую художествен­ную веру. Однако стоило не занять этих актеров в двух-трех спектаклях, как они превращались в моих яростных и непримиримых врагов. В какой-то степени это объяснимо: актер в театре должен работать. Если я не буду получать права на постановку, я, наверное, тоже озверею. Нет, в глубине души я понимаю тех, кто страдал, не участвуя в работе, и готов был обви­нить меня, режиссера, во всех смертных грехах. Не из-за них я ушел из театра.

Я ушел из-за других актеров — из-за тех, которых очень любил, вместе с которыми начинал свой путь в театре, без которых не сделал бы своих лучших ра­бот.

Я ушел из-за тех, кого привык считать едино­мышленниками и друзьями. Вот в чем правда.

Вот это требуется как следует обдумать. Кажется, я докопался до главного.

...Как все быстро произошло! Десять лет мы объе­динялись, создавали, что-то кому-то доказывали. Де­сять последующих лет пытались сохранить творческое содружество, потом несколько лет тянули умирание. Для меня все началось с «Фучика», а закончилось на «Чинчраке». «Антигона» и «Федра» были уже поиска­ми выхода. С нами уже что-то произошло. Мне необ­ходимо понять — что именно.

Итак, мои соратники перестали понимать меня. Или я перестал понимать их. Почему-то их уже не волнуют проблемы, день и ночь мучающие меня. А раньше мы волновались и мучались вместе. Теперь вижу, что с какого-то момента я не очень старался понять, к чему же стремились они. Незаметно наши цели стали раз ными. Раньше было только мы. Потом — ли они. Воз­никшая разность интересов и задач привела к молча­ливому конфликту. Мы держали знамя театральных идей 50—60-х годов и не заметили, как в наших ру­ках осталось только древко. Поднять голову, взгля­нуть правде в глаза не смогли — было страшно. Есть режиссеры, которые умеют спасать разваливающиеся содружества. Я не сумел. Горько это сознавать. Впро­чем, мне кажется, тут не в организационных мерах было бы спасение, не в виртуозной стратегии. Дело в чем-то другом.
Звонит телефон.

— Я написал очень интересную и необычную опе­ру. Она несколько символична, я бы даже сказал, аллегорична. Я — композитор такой-то.

— Да-да, слушаю вас.

— Кроме вас, никто эту оперу не сможет поста­вить... Фактически я писал ее в расчете на вас...

Надо бы прямо сказать ему, что я хочу, на необита­емый остров, что ненавижу театр, что не могу думать ни о каких операх. Но я почему-то начинаю извора­чиваться,

— К сожалению, не смогу...

— Но вы же ушли из Театра имени Руставели. Что же вам мешает?

— Я ставлю в другом театре, в Ленинграде...

— Очень жаль...

Я нигде и ничего не ставлю. Почему думают, что режиссер все время должен что-то ставить, ставить, ставить?!
С чего все это началось?

В детстве нас редко водили в драматический театр. Приучали больше к опере. Дома мы распевали арии, дуэты и увертюры из различных опер.

В детском картонном театре, который нам вырезал мой дядя, я выступал в роли художника — делал де­корации «Волшебной лампы Аладдина» и других спек­таклей.

Одно время увлекся цирком. Наш сосед играл в цирковом оркестре на огромном геликоне. Каждое воскресенье, днем, он уводил меня с собой. В цирке я садился возле дирижера (дирижер почему-то все вре­мя куда-то исчезал) и с этого места смотрел на арену. Хорошо помню выступления музыкальных эксцентри­ков Бима и Бома, клоуна-прыгуна Виталия Лазаренко, Владимира Дурова и его театр животных. В те време­на клоуны часто разговаривали со зрителями. От каж­дой клоунской репризы я хохотал в восторге, хотя и не очень понимал сути сказанного. Но все кругом хохотали, и я — вместе со всеми!

В старших классах школы я мечтал стать архитек­тором и много рисовал. Однажды начертил проект нового театра и даже сделал макет. Задачей почему-то было совместить оперу, драматический театр и цирк...

А может быть, всему виной были школьные спек­такли. Вообразив себя «человеком искусства», я ста­вил с товарищами «Платона Кречета» и еще какую-то пьесу про диверсантов.

Не оказалось рядом человека, который вовремя остановил бы и сказал примерно то, что я иногда го­ворю первокурсникам: уходите, спасайтесь, пока не поздно. Театр — страшная игра, для большинства она кончается проигрышем и духовным разорением. Спа­сайтесь, пока вы молоды и успеете найти более надеж­ную дорогу в жизни. Не дай бог, чтобы через не­сколько лет выяснилось, что у вас нет того дара, ко­торый единственно оправ­дывает избранный путь. Уходите куда-нибудь, все равно куда, но подальше. Ведь жизнь человеку да­ется один раз!

Мне никто не сказал тогда таких слов. Но даже если бы я их и услышал, вряд ли бы им поверил. Еще менее вероятно, что по­следовал бы мудрому совету. С какого-то времени театральные впечатления стали главными впечатле­ниями жизни. Не знаю, оказывали ли когда-нибудь мои, наши спектакли такое сильное воздействие на молодые души, какое испытали мы в свое время.

Тысяча девятьсот тридцать четвертый год. Мне всего тринадцать лет. Театр имени Руставели, «Разбой­ники» Шиллера. «Ин тираннос!» — так это называлось на грузинской сцене. Сила впечатления была настоль­ко большой, что все остальное отодвинулось на второй план. Умные, смелые, красивые, вдохновенные люди, вывороченные бурей деревья, замки, таверны, стреми­тельность событий и самое главное — борьба! Борьба за справедливость, борьба за правду!

Несколько недель я не мог прийти в себя, не мог найти себе места. Я играл в разбойников, — не в тех разбойников, в которых все играют в детстве, но в тех, которых увидел в театре. Деревья нашего двора легко превращались в Богемский лес, а подвал дома — в та­верну, где собирались студенты-вольнодумцы, готовив­шие восстание. Все стены нашего дома были разрисо­ваны мизансценами из спектакля. Жильцы стирали мои художества, но на другой день они возникали вновь.

С тех пор прошло много лет. Вспоминая «Ин тираннос!», я всегда пытаюсь понять, почему спектакль вы­зывал такую сильную реакцию в зрительном зале. Это был поистине революционный театр, зовущий, требу­ющий, ищущий, — мы видели именно такой театр. Мы навсегда запомнили чувство, вызываемое таким искусством. В определенном смысле можно сказать: мы как зрители таким театром были воспитаны.

Я ненавидел Франца Моора, которого великолепно играл Акакий Васадзе, и был страстно влюблен в Кар­ла — Акакия Хораву. Меня потрясала сцена студенче­ской клятвы: герои клялись в верности делу револю­ции, они хватали табуреты, поднимали вверх и все вместе крутили их в воздухе. А на центральном столе, широко расставив ноги и взметнув вверх руки, стоял Карл, натянутый как струна, переполненный силой, молодостью, вдохновением. И все вместе они пели. Это было прекрасно! Во всяком случае, для меня в мои тринадцать лет.

Или — сцена в замке Мооров, когда Франц насильно заставлял придворных танцевать полонез на спуска­ющейся вниз высокой лестнице. Сцена сдержанная, но готовая каждую минуту взорваться, и на этом на­пряженном фоне — бесноватый Франц, внешне чуть похожий на Наполеона. Потом разговор и опять клят­ва будущих разбойников — прекрасная мизансцена, навеянная известным полотном Луи Давида «Клятва Горациев». (Вообще сейчас мне кажется, что этот спектакль был сделан скорее в ключе революционного классицизма Давида, чем романтической «бури» Шил­лера...)

Постановки Сандро Ахметели, которые я смотрел одну за другой («Анзор», «Разлом» и другие), будо­ражили и не давали покоя. Они не требовали коммен­тариев и догадок. Мысль была очень четкой, простой, такой же простой и ясной, какими бывали лозунги на демонстрациях того времени. «Ин тираннос!» — «На тиранов!» —вот вся идея! Простая и неистовая. И Ах­метели увлекал этой идеей, создавая на сцене вихрь страстей,— на это он был мастер. Он рассчитывал на эмоциональное потрясение — отсюда неожиданная смена ритмов и темпов, резкие подчеркнутые мизан­сцены. Зритель оказывался в бурном водовороте собы­тий и эмоций и не мог оставаться спокойным.

Лучшие спектакли Ахметели — «Анзор», «Разлом», «Ламара», «Разбойники» — были поистине революцион­ным театральным бунтом против бытового, будничного театра.

Ахметели не терпел нерешенных сцен. В его спек­таклях отсутствовала помпезная героика и высокопар­ная романтика. Это возникло в театре позже. Не было в ахметелиевских постановках и грандиозных (ради грандиозности) монументальных декораций. Они на сцене нашего театра тоже появились позже. Декора­ции Ираклия Гамрекели были точными, лаконичны­ми, можно даже сказать,— скромными. Но, полные внутренней динамики, они казались монументаль­ными.

Сейчас я не могу точно сказать, что меня увлекало больше — постановка, игра актеров или декорации. Во всяком случае, декорации производили невероятно сильное впечатление. Это был какой-то особый мир изогнутых лестниц, площадок, арок, балконов. Все доведено до подлинной образности, очерчено точным контуром.

Богемский лес — вывороченные корни огромного дерева и черные дупла, в которых прятались разбой­ники-бродяги. Все — на ярко-желтом, даже оранжевом фоне. Изящная, почти под колосники поднимающаяся лестница, а под ней — таверна. Табуретки и столы. Как это было хорошо! Ненастоящий, придуманный, но абсолютно убедительный мир. Свой, определенный ракурс взгляда, видоизменяющий и преображающий реальный мир.

Романтического театра, подобного театру Ахметели, сегодня нет. Может быть, его отодвинуло в прошлое наше не совсем романтическое время, может, и мы сами приложили к этому руку. Я очень хорошо по­мню, как по чьему-то указанию поправляли «на реа­лизм» великолепный Богемский лес. Оранжевый задник расписали подобием «шишкинского» леса. Изогнутую лестницу вообще убрали под предлогом, что в жизни таких не бывает. Оставили только три ступеньки — знак «реальной» лестницы. А весь смысл декорации был как раз в изогнутости линии.

Потом процессу умирания сценического романтизма сильно помог Брехт, и тут уже порядком постаралось мое поколение. Сегодня слово «романтический» пре­вратилось в синоним «старомодного».

Но я иногда думаю, что романтического театра нам как раз и не хватает. И нам и нашим зрителям. Толь­ко не бутафорского, а настоящего романтического те­атра, которому в свою очередь необходимы превосход­нейшие актеры, способные потрясать, обладающие какой-то особенной внутренней всепоглощающей цель­ностью, особой верой в исключительное, возвышенное и поэтическое.

Иногда же мне кажется, что мы немного преувели­чиваем и не все в спектаклях Ахметели было так хо­рошо и слаженно. Я даже уверен в обратном. Не знаю, из каких соображений преувеличивают другие, а я — потому что хочу, чтобы мое юношеское откры­тие театра никогда не стиралось из памяти и всегда питало меня. Часто ловлю себя на том, что, рассказы­вая молодым о спектаклях тех дней, кое-что немного переделываю, исправляю, досочиняю. Ничего не поде­лаешь, — я человек уже совсем другого поколения. Но мне дороги эти юношеские, может быть, немного на­ивные впечатления, мое первое потрясение от театра.

Какой смысл доказывать, что не Колумб открыл Америку? Мою театральную Америку все равно открыл Колумб, человек-герой из моего детства — ре­жиссер Сандро Ахметели.

Потом были и другие очень важные открытия. Но чтобы их по-настоящему почувствовать и осмыслить, необходимо иметь меру собственного отсчета, помнить то, первое впечатление.

Нужно сказать, что не все в тот период были по­клонниками искусства Ахметели. Споров вокруг него хватало. Все мои родственники, например, считали Театр имени Руставели слишком громким, слишком темпераментным и предпочитали ему Театр имени Марджанишвили. И это можно понять. В марджанов-ском театре было много великолепных актеров, моло­дых и сильных. Целое созвездие: Верико Анджапа­ридзе, Сесилия Такаишвили, Васо Годзиашвили, Серго Закариадзе, Георгий Шавкулидзе и многие другие. Изящные, одухотворенные, замечательно пластич­ные — лучшие марджановские актеры до конца жиз­ни умели сохранять на сцене то, чем заразил, чему научил их Котэ Марджанишвили. Интересно, что со­хранят мои ученики, научил ли я их чему-нибудь?
Лето. Жара. Я сижу на приемных экзаменах по режиссуре и все время думаю об одном: откуда воз­никает у этих детей в шестнадцать-семнадцать лет уверенность, что они смогут руководить огромным творческим коллективом?

Откуда возникает желание стать именно режиссе­ром? В особенности у девочек — откуда это? Совсем не понимаю. Может быть, от простого желания коман­довать, быть в центре?

— Почему вы решили поступить именно на этот факультет?

— Я мечтаю о режиссуре с детства. (А сейчас ей не больше семнадцати.)

— Вы ставили когда-нибудь спектакли?

— Нет.

— Ну хотя бы у себя дома или в школе?

— Нет.

— Вы читаете стихи?

— Не пробовала.

— Рисуете?

— Нет.

— Пишете?

— Да... Немного... стихи. (А кто в Грузии не пишет стихи?!)

— Так почему же вы решили поступить на этот факультет?

— Я хочу быть режиссером. С детства. Ну что тут поделаешь?

На экзамене надо определить, имеет ли этот полу­ребенок способность воспринимать мир как художник. Наблюдать, накапливать, пропускать через себя, через свое воображение, а потом передавать все это другим людям. За семнадцать лет накоплено очень мало, но мы определяем не количество этого багажа, а способ­ность его приобретать. Понять это на вступительном экзамене трудно, ошибки неизбежны. По существу, надо угадать только предрасположенность человека к сложнейшей профессии, а потом все равно каждый пойдет своим путем, даже в приобретении знаний, не говоря об опыте жизни.

...Сотни людей, типов, характеров теснятся в моей памяти и просятся наружу. Как будто где-то во мне, изнутри, огромные пещеры-катакомбы переполнены людьми, с которыми я когда-то встречался. Закрою глаза, и они тут как тут. Я слышу их голоса, вижу походку, манеру разговаривать, одежду, разнообраз­ные привычки. Не обидно ли, что все эти люди-воспо­минания умирают вместе с нами! Хорошо быть писателем или художником — можно описать множе­ство людей или оставить их лица на холсте — и так сохранить их. А что можно в театре? Ведь наше ис­кусство подобно рисованию на песке у моря. Набежит волна времени и все смоет. Сколько раз эти люди-вос­поминания возникали передо мною во время репети­ций! Они изнутри теребили меня, и это передавалось актерам, с которыми я работал.

Они всегда со мной — просыпаются и помогают, наперебой подбрасывая свои характеры, судьбы, при­вычки, манеру ходить, слушать. Некоторые из этих привидений нахальны, навязчивы и чуть что — выска­кивают вперед, слишком часто и настырно подсказы­вая одно и то же. От них только успевай отмахивать­ся. Другие поскромнее, их нужно упрашивать, выма­нивать. Разогретые и разбуженные моим воображени­ем, они поднимаются со дна памяти, являются в ре­петиционный зал и несут мне неоценимую помощь.

А этой семнадцатилетней девочке, которая твердит, что с детства мечтает о режиссуре, есть ли ей о чем рассказать? Она смотрит на меня испуганно,— вряд ли этот испуг пройдет за время экзамена. Но при том я вижу в ее повадках глубоко скрытую уверенность. Что это — самонадеянность избалованного ребенка или неосознанная вера в себя, та вера, которая уже есть признак таланта, призвания? Кого-то она мне напо­минает. Нужно придумать следующее экзаменацион­ное задание, а я все всматриваюсь в юное лицо и му­чительно думаю о своем. И вдруг... давно забытое ви­дение, совсем, кажется, некстати. Катя-медсестра, ко­торая вместе с нами в первые дни войны отступала от западной границы. Девочка, сидящая передо мной за экзаменационным столом, поразительно похожа на ту Катю.

...Я помню тревожную военную ночь. Немцы сбрасы­вали с самолетов специальные ракеты, и от этого все кругом освещалось, как в театре, цветным светом. По­том они бомбили. Я сидел у телефона, а рядом со мной Катя. Она тоже мечтала о сцене и после войны хотела стать актрисой.

Загрохотали танки. К концу боя людей можно было пересчитать по пальцам. «Где остальные?» — спраши­вала меня Катя и плакала. Потом мы опять отступа­ли. Я и Катя шли рядом, еле волоча ноги, с тупым безразличием наблюдая за тем, что творилось вокруг. В одной деревне, из которой мы уходили, за нами долго бежал старик, грозил палкой и называл нас изменниками и подлецами.

Дороги были покрыты слоем горячей пыли. Их было много, очень много: граница, Сокаль, Великие мосты, Львов, Тарнополь... Километры пыли, километры гря­зи. Дождь, ветер, потом опять солнце и опять сухая, горячая пыль. Кругом следы. На глиняном и земля­ном месиве — следы человека, лошадей, тракторов, орудий. Следы солдатских сапог, конских копыт, тан­ковых гусениц. Страшная дорога уходит вдаль, затор­маживается на поворотах и переправах и опять ползет к горизонту, чтобы там уйти в бесконечность. Ноги шагают сами, а в голове вереницы мыслей. Говорить не хотелось. Мы шли молча. Потом годами я вспоми­нал это молчание и то, о чем мы тогда молчали.

Страшно было в бою смотреть в глаза смерти, но тупо идти по дороге отступления было еще хуже. Пос­ле одной из контратак я нашел Катю в коридорчике какого-то дома. Она лежала мертвая, уткнувшись ли­цом в старый, обшитый марлей веник. Я стоял над ней и боялся прикоснуться. Нам было тогда по двад­цать лет...

Я разглядываю девушку, сидящую перед экзамена­ционной комиссией, и почему-то начинаю волновать ся. Почему она захотела стать именно режиссером? Не знаю, что в эти минуты думает она, а она совсем не представляет, какой лихорадочный монолог мыс­ленно произношу я, глядя на нее. Я не хочу, чтобы этот ребенок узнал, что значит отступление — на вой­не или в работе. Нет, лучше бой! Как это, у Руставе­ли: «Лучше славная смерть, чем постыдная, позорная жизнь...» (Кажется, меня занесло в риторику, от ко­торой я предостерегаю своих студентов.)

Разумеется, самочувствие человека на войне ни с чем не сравнимо, но почему, глядя на молоденькое существо, я так легко обращаюсь в памяти к самому страшному своему опыту? Война — это жестокое на­рушение самых простых человеческих заповедей. Но ведь и наша вполне мирная работа есть постоянное испытание — воли, сил, веры. Потому, глядя на эту девочку, я и спрашиваю: сможет ли? Сможет ли она отдать все делу, узнав, какова цена того, что называ­ется «успех», «победа»? Сможет ли она, не уставая, сочинять, выстраивать на сцене свой собственный мир, населять его живыми людьми, соединять их между собой, разъединять, опять соединять? Сможет ли ис­кать вечно, как ищут корень жизни в дремучем лесу? Сможет ли создать вокруг себя содружество таких же ищущих? Сможет ли выдержать, когда ей нахамит актер, ею же выращенный?

В педагогике есть возможность, воспитывая моло­дых, воспитывать самого себя, чтобы не отставать. Творить, увлекаться и увлекать своей работой и вы­думками других. Вести за собой, постоянно быть возле молодых и иногда, когда они уже окрепнут, пропу­скать их немного вперед. Наконец, отпустить совсем. Лишь издали наблюдать за ними, но так, чтобы в лю­бой момент прийти на помощь.

Работать с молодыми вовсе не значит только пере­давать им свои знания и опыт. Нет, это гораздо более сложный процесс взаимного воспитания. Каждый раз с приходом в театр нового поколения молодых людей я очень остро ощущаю время — то новое, что оно дей­ствительно несет с собой. Иногда это совсем не похоже на то, что мы хотели бы видеть как приметы времени. Оттого так и присматриваешься к желающим «стать режиссером».

На первый взгляд они почти такие же, как и в прошлом году. Но в чем-то другие. Например, уверенность этой девочки, вполне возможно, и есть примета нового.

Мне скажут: это признак данного характера. Но я соглашусь, только по-настоящему узнав этот характер. Я буду четыре года рядом,— и сколько неожиданно­стей ждет нас обоих за это время!

Каждая такая девушка, каждый юноша-птенец — это своя шкала оценок, пусть наивных. Без любопыт­ства и непредвзятого внимания ко всему, что есть за­родыш художественной личности, лучше не браться за театральную педагогику.

Жизнь меняется на наших глазах, вместе с ней ме­няемся и мы, взрослые, а вместе с нами и наши де­ти — самая восприимчивая часть населения земного шара. Стараясь увлечь их делом, я увлекаюсь сам и получаю от них, наверное, не меньше, чем они от меня. С годами я понял: руководитель должен на­учить своих учеников выражать время их собственным голосом. Он может (и должен) обучать их извечным законам искусства, но говорить они должны свое, а не повторять давно пропетую песню. Возможно, ты бле­стяще спел ее когда-то. Но твой ученик пусть провеи­вает, как во время молотьбы, все, что ты преподаешь ему, и пусть ничего не принимает только на веру. Пусть прощупает все сам, своими чувствами и умом, пусть сам откроет для себя все, что надлежит открыть в театре. В нашем искусстве лишь очень немногое можно выучить как таблицу умножения.

Я часто вспоминаю слова Айседоры Дункан — они помогают мне в минуты сомнений. Дункан сказала своим маленьким ученикам так: «Дети, я не собира­юсь учить вас танцам: вы будете танцевать, когда захотите, те танцы, которые подскажет вам ваше же­лание. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как юные деревца под ветром, радоваться, как радуется майскому утру бабочка, лягушонок в росе, дышать свободно, как облако, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка...»

Обо всем этом я думаю, глядя на испуганную сем­надцатилетнюю девушку, сидящую передо мной на экзамене, Странно устроена человеческая
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Режиссер уходит из театра iconРоссийской Федерации «утверждаю»
Примерная программа дисциплины "Режиссура и актерское мастерство в музыкальном театре" федерального компонента цикла сд составлена...
Режиссер уходит из театра iconРоссийской Федерации «утверждаю»
Примерная программа дисциплины "Постановочная работа режиссера в театре кукол" федерального компонента цикла сд составлена в соответствии...
Режиссер уходит из театра iconОбразовательная программа в области театрального искусства «искусство театра»
Разработчик: М. В. Носова, заведующая театральным отделением Детской школы искусств имени Н. Г. Рубинштейна города Москвы, доцент...
Режиссер уходит из театра icon10. 00 — Открытие курсов, информационный блок
Розов С. В. художественный руководитель Центра художественного образования, режиссер Театра Юного Москвича
Режиссер уходит из театра iconРасписание сессии студентов I курса «артист драматического театра и кино»
Расписание сессии студентов I курса «артист драматического театра и кино» и I курса «режиссер драмы»
Режиссер уходит из театра iconIi действующие лица театра реальности Три уровня театра реальности...

Режиссер уходит из театра iconПредседатель Союза театральных деятелей Республики Татарстан Ф. Р. Бикчантаев
Казань пройдет IV всероссийский конкурс чтецов им. Г. Тукая. В жюри конкурса входят видные деятели театральной сферы Республики Татарстан....
Режиссер уходит из театра iconОтче т народного театра «Диалог» за 2012 год город Венев
История Веневского народного театра началась почти 100 лет назад. В 1918 году профессиональная актриса Зоя Горская собрала группу...
Режиссер уходит из театра iconПримерная программа дисциплины «История драматического театра»
Овладение студентами – хореографами теоретическими знаниями по истории зарубежного и русского театра от истоков до современности
Режиссер уходит из театра iconСказка Редакция для театра А. Зыкова
Дописал сцену, которой у автора не было. В такой интерпретации пьеса появилась на сцене Саратовского театра драмы им. И. А. Слонова...
Режиссер уходит из театра iconПрограмма обучения по основам искусства кукольного театра является...
А. И. Фоминцева «Программа по основам театрального искусства II-V классы», Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Играем в кукольный...
Режиссер уходит из театра iconПеречень дополнительных образовательных программ, реализуемых в Доме...
«Волшебство театра» авторская дополнительная образовательная программа образцового театра-студии «Сказка»
Режиссер уходит из театра iconСценарий: В. Снегирёв Режиссёр: Ш. Махмудов, В. Латифи Жанр: хроника-документальный...
Этот фильм-рассказ о судьбе известного танцовщика, народного артиста ссср, Мариса Лиепы, умершего в расцвете сил и таланта. Он был...
Режиссер уходит из театра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Волшебство театра» авторская дополнительная образовательная программа образцового театра-студии «Сказка»
Режиссер уходит из театра iconМетодические указания к проведению государственного экзамена по истории...
Актерское искусство в русском театре дорежиссерского периода. Российское режиссерское искусство
Режиссер уходит из театра iconКраткое содержание : Курс «Театр как система: понятия и вещи»
Краткое содержание: Курс «Театр как система: понятия и вещи» имеет трехчастную структуру («История театра», «Теория театра», «Театр...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск