Проект
ПРИМЕРНАЯ программа учебной дисциплины
История
2011 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования ( далее СПО):
040101 «Социальная работа»
040406 «Организация сурдокоммуникации»
060101 «Лечебное дело»
060102 «Акушерское дело»
060105 «Медико-профилактическое дело»
060203 «Стоматология ортопедическая»
060205 «Стоматология профилактическая»
060301 «Фармация»
060501 «Сестринское дело»
060604 «Лабораторная диагностика»
060606 «Медицинская оптика» Организация-разработчик: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Разработчик:
Деревцова Людмила Ивановна – преподаватель первой квалификационной категории
ОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 5
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ 14
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 16
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
040101 «Социальная работа»
040406 «Организация сурдокоммуникации»
060101 «Лечебное дело»
060102 «Акушерское дело»
060105 «Медико-профилактическое дело»
060203 «Стоматология ортопедическая»
060205 «Стоматология профилактическая»
060301 «Фармация»
060501 «Сестринское дело»
060604 «Лабораторная диагностика»
060606 «Медицинская оптика»
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована на специальностях-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина является частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте;.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.); -сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; - роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 24 часа. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
-
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 72
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 48
| в том числе практические занятия
| 16
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 24
| в том числе:
|
| составление конспектов
| 4
| написание рефератов
| 14
| создание мультимедийных презентаций по учебной теме
| 2
| подготовка сообщений
| 2
| составление кроссвордов
| 2
| Итоговая аттестация - в форме зачета
|
|
2.2.Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень усвоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1.Вторая мировая война. Послевоенное десятилетие
|
|
|
| Тема 1.1. Введение. Россия и мир в новейшее время.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1.
2.
3.
4.
| Понятие новейшая история. Периодизация новейшей истории. Источники. Характеристика основных этапов становления современного мира. Особенности XX - начало XXI в. Факторы, повлиявшие на развитие стран в XX - начало XXI в.
Понятие глобализация и формы ее проявления в современном мире.
| 1
| Тема 1.2. Вторая мировая война.
| Содержание учебного материала
| 6
|
| 1. 2. 3.
4.
5.
6. 7.
8. 9.
| Международные отношения накануне войны. Внешняя и внутренняя политика европейских стран.
Советский Союз накануне войны.
Причины, начало, особенности войны в Европе.
Великая Отечественная война 1941-1945гг. Основные военные операции: Оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская дуга, форсирование Днепра. Освобождение Украины, Крыма, Белоруссии, Молдавии. Партизанское движение. Советский тыл в годы войны. Ясско-Кишиневская операция. Освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Берлинская операция. Безоговорочная капитуляция Германии. Разгром Японии.
Складывание антигитлеровской коалиции. Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции и их решения.
Изучение проблем послевоенного урегулирования на Парижской и Сан-Франциской конференциях.
Рассмотрение роли и влияния Англии, Франции, Германии, США на развитие послевоенной Европы.
Изучение влияния плана Маршалла на послевоенное развитие Европы
|
1
| Практическое занятие.
1. Изучение экономической и политической ситуации в Европе и США после второй мировой войны.
|
2
|
|
| Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Составление конспекта «Создание "социалистического лагеря".
| 4
|
| Тема 1.3. Эпоха «государства благоденствия».
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1. 2.
3.
4.
| Экономическое развитие ведущих стран Запада в середине XX века. Научно-техническая революция, ее результаты.
Структурный экономический кризис 1970г. начала 1980гг.
Экономическая модернизация в странах Европы и США в 70-80хгг.
"Новые индустриальные страны" как модель "догоняющего развития" (страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии) в 70-80гг.
| 1
| Практическое занятие.
1. Изучение экономики и политической ситуации в СССР после второй мировой войны.
|
2
|
| Тема 1.4. От Лиги наций к ООН.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1. 2. 3. 4.
| Создание Лиги наций и основные направления ее деятельности. Причины создания ООН. Разработка концепции ООН. Система организаций ООН. Основные направления деятельности ООН.
Результаты деятельности Лиги наций. Оценка деятельности ООН. Россия - постоянный член Совета Безопасности.
Решение колониального вопроса в ООН.
|
1
|
Практическое занятие.
Изучение национально-освободительного движение в Индонезии, Индокитае, на Филиппинах. Создание независимых государств Индия, Пакистан.
| 2
|
| Самостоятельная работа при изучении темы:
Написание рефератов: «Проблемы стран Латинской Америки и революционное движение», « Реформы и диктатура в странах Латинской Америки».
| 4
|
| Раздел 2. Советский Союз и страны Запада в 60-80 годы XX века.
|
|
|
| Тема 2.1. «Оттепель» в СССР.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1.
2.
3.
| Смерть И.В.Сталина. Варианты после сталинского развития СССР. Борьба за власть. "Новый курс Г.Маленкова".
XX съезд партии, его историческое значение. Усиление личной власти Н.С.Хрущева. Реконструкция органов власти и управления. Изменения в области права. Национально-государственное развитие. Антирелигиозная политика.
Основные тенденции развития советской экономики. Аграрная политика. Социальная цена реформ. Реабилитация репрессированных.
| 1
| Тема 2.2. Внешняя политика Советского Союза в конце 50-70гг. XX в
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1.
2.
3. 4.
| Новые тенденции во внешней политике Советского Союза. Выработка новых ориентиров во внешней политике.
Кризисные явления в развитии международных отношений.
Политика СССР со странами социалистического лагеря.
Особенности советско-американских отношений. "Карибский кризис". СССР и развивающиеся страны. Сотрудничество с Индией.
| 1
| Тема 2.3. Становление экономической системы информационного общества на Западе.
| Содержание учебного материала
|
4
|
|
1
| 1. 2.
3.
4.
5.
| Неоконсервативная революция на Западе. Особенности современной стратегии ведущих стран Запада.
Проблемы экономического развития стран в условиях глобализации.
Особенности «информационной революции» и формирование инновационной экономической модели. Производственная культура в условиях становления информационной экономики.
Эволюция социальной структуры западного общества в XX- начале XXI в.
Наука и культура в 50-60е годы.
| Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Составление кроссворда «Развитие науки и культуры в 50-60гг.»
| 4
|
| Тема 2.4. СССР в 70 начале 80 гг. XX века.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1.
2. 3. 4. 5.
.
| Сравнение реформ Н.С.Хрущева и А.Н.Косыгина, их результатов.
Изучение экономики в 70- начале 80х гг. в Советском Союзе. Трудности в развитии советской экономики. Планы и их преодоления.
Политическая система в 70- начале 80хгг. в СССР. Принятие новой советской конституции 1977 года.
Противоречия в аграрном производстве. Жизнь народа: характерные черты.
Пути развития отечественной науки и культуры. Раскол в среде интеллигенции. Рождение альтернативной культуры. Система образования.
|
1
| Тема 2.5. Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг. – период разрядки международной напряженности.
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
1
| 11. 2.. 33.
| Отношения СССР со странами Запада. Установления военно-стратегического паритета между СССР и США.
Борьба за разрядку международной напряженности. Основные договоры об ограничении вооружений. Совещание в Хельсинки 1975г., подписание Заключительного акта.
Развитие сотрудничества с социалистическими странами. Роль СССР в становлении разрядки международной напряженности.
| Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Подготовка сообщений: «Соединенные Штаты Америки в 70-80е годы XX в.», «Великобритания, Франция, Италии в конце XX века ».
| 4
|
| Тема 2.6.
Интеграционные проекты экономического и политического развития Европы.
| Содержание учебного материала
|
2
|
| 1. 2. 3.
4.
5.
| Панъевропейское движение, формирование системы Европейских Сообществ.
Углубление и расширение европейской интеграции. Программы "Эврика", "ЭСПРИТ", "РЕЙС", "БРАЙТ" и другие. "План Геншера-Коломбо". Принятие символики Европейских Сообществ.
Изменения в Восточной Европе в 80-90хгг XX в. и их влияние на Европейское Сообщество.
Изучение экономики и политического развития Германии в 80-90гг XX века
| 1
| Тема 2.7. Европейский союз и его развитие.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1. 2.
3.
4.
| Маастрихтский договор: рождение Европейского Союза.
Гуманитарное сотрудничество и создание Экономического валютного союза. Амсдердамский договор: первая реформа Европейского Союза.
Ницкий договор: интеграция по всем направлениям.
Конституционный договор Европейского Союза.
| 1
|
Практическое занятие.
Изучение реформ в экономике, в политической сфере периода перестройки в Советском союзе.
| 2
|
| Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Подготовка мультимедийной презентации «Советский Союз периода Ю.В.Андропова, К.У.Черненко».
| 2
|
| Раздел 3. Современный мир.
|
|
|
| Тема 3.1. Развитие суверенной России.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1.
2.
3.
4.
| Процесс становления нового конституционного строя в России.
Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования. Приватизация государственной собственности. Борьба с инфляцией 1992-1998гг. Криминализация и "теневизация" экономической жизни. Углубление конституционного кризиса 1993г.
Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой конституции, ее историческое значение. Общественно-политическое развитие России в 1994-1996гг. Первые шаги гражданского общества.
Второе президентство Б.Н.Ельцина.
|
1
| Практическое занятие.
Изучение международных отношений в 80- 90 х гг. XX века.
|
2
|
| Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Составление конспекта «Эволюция и распад мировой колониальной системы».
|
2
|
| Тема 3.2. НАТО и другие экономические и политические организации.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1
| 1.
2.
| Выявление причин создания НАТО, состав НАТО.
Определение основных направлений деятельности НАТО, расширение НАТО на Восток, изучение основных военных операций стран НАТО, а направлений работы политических и экономических организаций.
|
Практическое занятие.
1. Изучение ведущих течений общественно-политической мысли XX-XXI вв. в Европе и Америке.
|
2
|
| Тема 3.3. Военно-политические конфликты XX-XXI вв.
| Содержание учебного материала
| 4
|
| 1. 2.
| Пограничные конфликты: Гражданская война в Китае 1946-1950гг., война в Корее 19501953г., война во Вьетнаме 1965-1974гг и др. локальные конфликты в странах Африки и Латинской Америки: Карибский кризис 1962-1964гг., арабо-израильские войны 1967-1974гг., Самолийско-эфиопская война 1977-1979гг. Ирано-иракская война 1980-1988гг., агрессия Ирака против Кувейта и др. пограничные конфликты на Дальнем Востоке и Казахстане (1969г).
Выявление причин, хода, итогов переворота в Чили.
| 1
| Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Написание рефератов: «Конституционно-правовое строительство в странах Европы и Америки XX в.», «Проблема "кризиса демократии».
| 2
|
| Практическое занятие.
1. Изучение причин, хода, итогов революций в Иране, Афганистане, последствий их для мирового сообщества.
| 2
|
| Тема 3.4. Россия в 2000-2010гг.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1. 2.
3. 4. 5.
6.
| Президент В.В.Путин. Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия.
Экономическая политика.
Определение причины, содержания реформ образования, здравоохранения. Развития политической системы.
Изучение особенностей общественного сознания, вопросов государства и церкви, методов, форм, результатов борьбы с терроризмом.
Изучение основных направлений во внешней политике в конце XX начале XXI вв.
Президент Д.А.Медведев - продолжение политики, направленной на укрепление и стабилизацию государства и общества.
| 1
| Тема 3.5. Культура в XX-XXI вв. Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества в XX-XXI вв.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1.
2.
3.
| Культура Советского Союза в 70-1991гг. Общие условия развития культуры в суверенной России. Образование и наука. Проблемы духовного развития российского общества в XX-XXIвв.
Художественное творчество в России. Общественно-философская мысль. Живопись, архитектура, музыка, кино современного Запада. Поп культура и ее влияние на общество. Роль СМИ в формировании современного общества. Религия, ее роль и значение в современном обществе.
Декларация по правам ребенка. Декларация по правам человека. Декларации ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и др.
|
| 1
| Тема 3.6. Экономическое, политическое развитие ведущих стран мира.
| Содержание учебного материала
| 4
2
2
|
|
1.
2.
3.
4.
|
Определение основных достижений современной цивилизации.
Сравнение этапов развития России в новейшее время.
Выявление роли и значения России в развитии мирового сообщества.
Проведение сравнительного анализа развития экономики и политики ведущих стран мира.
| 1
| Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Составление конспекта «Роль и значение России в развитии мирового сообщества».
Практическое занятие.
Проведение контроля уровня освоения взаимосвязи отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в XX-XXI вв. Тестирование.
|
|
| .Всего
| 72
|
|
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач. 3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и основ философии.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «История»;
Технические средства обучения:
- DVD –проигрыватель - фильмы: «СССР в период Великой Отечественной войны», « США, Англия в 80-90е годы XX века».
- компьютер с лицензионным программным обеспечением. 3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники:
1. Орлов А.С. История России. Учебное пособие. / А.С.Орлов. В.А. Георгиев.- М.: Проспект, 2007.- 528с.
2. Островский В.П. История России XX век. Учебник./ В.П.Островский. - М.: Дрофа, 2005.- 480с.
3. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. Учебник./ М.В.Пономарев. - М.: Проспект, 2010.- 416с.
4. История России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие./ Под редакцией А.Н. Сахарова. - М., АСТ-Астрель. Хранитель, 2007.- 1263с.
5. Новейшая отечественная история. XX век (книга 2) / Под редакцией Э.М. Щагина. - М.: Владос, 2005.- 463с.
Интернет ресурсы: 1. http://www.istorya.ru
2. http://www.bibliotekar.ru
3. http://www.ronl. ru
4. http:// ru.wikipedia.org
5. http://student. ru Дополнительные источники:
1. Аганбегян А. Проект Россия. Кризис: беда и шанс для России./ А. Аганбегян. – М.: Астрел, 2009.- 285с.
2. Артемьев В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. С древнейших времен до наших дней. Учебник для студентов СПО./ В.В.Артемьев, Ю.Н.Лубченков.- М.: Академия, 2010.- 448с.
3. Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./ Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2007. – 400с.
4. Исторический энциклопедический словарь./ М.: ОЛМА Медиа групп, 2010.- 928с.
6. Кириллов В.В. История России. / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2010.- 661с.
7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История советского государства. / Ш.М Мунчаев, В.М.Устинов. – М.: Норма, 2008.- 720с.
8. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. / А.С. Орлов, Сивохина Т.А., В.А.Георгиев и др. – М.: Проспект, 2010.- 592с.
9. Рогозин Д. НАТО точка РУ. / Д.Рогозин. – М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2009.- 288с.
11. Шевелев В.Н. История Отечества. / В.Н.Шевелев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 604с.
12. Шевелев В.Н. История для колледжей. / В.Н.Шевелев, Е.В.Шевелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 448с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных, практических занятий, тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| 1
| 2
| Освоенные умения
1. Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире,
2. Выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте;.
|
Оценка выполнения задания в форме итогового тестирования по всем темам курса (итоговое занятие).
|
Усвоенные знания:
1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.);
2. Сущность и причины локальных, региональных межгосударственных конфликтов в конце XX -начале XXI в.;
3. Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
4. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
5. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
6. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
|
Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования. Оценка результатов устных ответов.
Оценка результатов выполнения творческих заданий.
Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования. Оценка выполнения заданий по сравнению достижений ведущих стран мира в области науки, культуры. Оценка результатов выполнения проблемных заданий.
|
|