Скачать 0.82 Mb.
|
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» Институт музыки, театра, и хореографии Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ОСВОЕНИЮ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 070209. 65 Режиссура театрализованных представлений и праздников Квалификация – Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель Тюмень 2011 Составитель: Корякова В.В., доцент « Учебно - практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников»: учебно-методический комплекс для студ. очного и заочного отделений, обучающихся по специальностям 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель» / сост. В. В.Корякова.- ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ». – Тюмень, 2011. –64 с. – (Учебно-методический комплекс). Программа предназначена для студентов дневного и заочного отделений по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Программа содержит основные разделы, тематический план и сопровождается перечнем примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной творческой работы, тематикой семинаров, рефератов, а также перечнем практических заданий к зачетам, экзаменам, рекомендуемым списком литературы и видеоматериалов. При составлении учебно-методического комплекса (пособия) использованы материалы из учебных пособий, учебно-методических комплексов и рабочих программ А. А. Мордасова, О. Л. Орлова, А. Д. Силина, И. Г. Шароева. Рецензенты: Головинская Е.Н. - зав. кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников, доцент, засл. работник культуры; Орел В.В. - засл. артист России, председатель Тюменского отделения СТД России, доцент кафедры РТПиП Рассмотрен на заседании кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников 28..03.2011., протокол № 07; Утвержден на заседании УМК Института музыки, театра и хореографии, протокол № 07 от 28 марта 2011г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы Печатается по решению учебно-методического совета Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий Содержание ЧАСТЬ I. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка Данная дисциплина продолжает раскрывать материал основных дисциплин, необходимых для практического обучения режиссера театрализованных представлений и праздников. После «Теоретических основ классической режиссуры и мастерства актера» целесообразно обратиться к особенностям «праздничной» режиссуры, в основе которой лежит иной метод и другие способы, раскрывающие жизненно-документальный материал. Цель дисциплины обучить и воспитать профессионала, специализирующегося на постановках театрализованных представлений и праздников. Многое в театрализованном представлении, празднике взято от искусства театра, эстрады, цирка. Необходимо помнить, что основной «питательной средой» большинства обрядов, праздников, представлений всегда был национальный фольклор. И в лучших своих проявлениях праздник остается верным народным истокам – будь то искрящаяся весельем масленица, наполненный гражданским пафосом День защитника Отечества или задумчивые свадебные девичьи песни, красочные народные хороводы и игровые розыгрыши ярмарки. Стремление к такому зрелищу – умному, глубокому, талантливому, не замыкающемуся только в узких рамках развлекательности, а преследующему и воспитательные цели – должно определять обучение будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. В данной дисциплине предполагается дать практические умения и навыки, учитывая особенности режиссуры праздников на основе специфической методологии по освоению принципов и приемов театрализации. Дисциплина изучается в течение 4,5 лет (9 семестров) в объеме 1296 часов: из них 714 часов аудиторной работы, 582 часа самостоятельной работы студентов. В течение 9 семестров в конце каждой изучаемой темы проводится аттестация студентов преподавателем (в форме коллоквиумов, тестирования, анкетирования, контрольных творческих работ и творческих проектов, практических заданий и творческих постановок, промежуточных мониторингов, в форме зачетов, экзаменов, итоговой диагностики). Пятый семестр завершаются зачетом, тетий, седьмой, девятый – экзаменами. Изучение дисциплины опирается на знание практического опыта, исторических закономерностей и нацелено на изучение основных специфических особенностей режиссуры современных праздничных форм, театрализованных представлений, концертов, шоу-программ. (частично используется исторический материал). 1.2. Цель дисциплины дать представление о современных тенденциях праздничной культуры, о современных технологиях режиссуры театрализованных представлениях и праздников, сформировать интерес у студентов к исследовательской и практической деятельности в этой области. 1.2. Задачи дисциплины За время обучения студент должен овладеть искусством режиссера театрализованных представлений и праздников в разработке различных форм праздничного действа: театрализованного концерта, конкурсно-игровой программы, зрелища, современного ритуала и обряда, спортивно-художественного представления, праздника под открытым небом и т.п. Организация праздников и представлений требуют умения создать своеобразный «театр жизни», где объектом театрализации становятся реальные события. Знаменательные даты, эпизоды жизни конкретного человека и целого коллектива. Специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников составляют основу изучаемого курса. От постановки песни, басни, стиха и затем к формированию эпизода, к объединению их в композицию, и, наконец, к постановке театрализованных представлений и праздников – вот путь, по которому должен пройти студент за время обучения курса. Основная задача – изучить развитие традиционных и новых видов, форм художественных зрелищ, особенностей работы над праздничными мероприятиями, современные технологии и найти новые решения сценарно-режиссерских творческих задач. Задачи дисциплины: - получить базовые знания профессии «режиссер театрализованных представлений и праздников»; - освоить практические приемы создания документальных и поэтических композиций; - ознакомить студента с историей профессии, что позволяет узнать методологические особенности режиссуры праздников; - освоить основы методики работы режиссера с исполнителями, массами участников, зрителями; - научиться анализировать жизненный и документальный материал и создавать на данной основе художественное зрелище; - проявить организационные способности в практической реализации замысла. В педагогическом плане необходимо решить задачу наиболее полного выявления и развития художественной индивидуальности каждого студента. 1.3. Роль и место дисциплины в структуре подготовки специалиста Дисциплина «Учебно-практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников» относится к блоку специальных дисциплин, изучаемых студентами по специальности 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников и продолжает изучение основной специальной дисциплины «Теоретические аспекты и специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников». Данная дисциплина тесным образом связана с такими дисциплинами как «История и теория массовых праздников», «Теория драмы и основы сценарного мастерства». Такое соседство предметов в программе 1-2 курсов позволяет студентам глубже освоить теоретические и практические аспекты мастерства. На четвертом и пятом курсах в программе изучается еще один предмет – «Теория и практика современной режиссуры театрализованных представлений и праздников». Этот курс позволяет дополнить знания студентов современными знаниями и технологиями. Практическому освоению основ актерского и исполнительского мастерства способствуют и другие дисциплины: «Основы сценического движения», «»Сценография», «»Хореография в театрализованном представлении», «Основы продюсерского мастерства», «Сценическая речь», «Технические средства и новейшие сценические технологии» и т.д. Изучение курса заканчивается творческими заданиями, которые позволяют студенту показать уровень освоения не только теоретических знаний, но и практических навыков. В сценических показах, на контрольных уроках синтезируются все умения и владения, которые были освоены, в том числе и на «параллельных» предметах. Контрольные творческие показы предусматривают участие студентов других групп и курсов, которые активно участвуют в конкурсно-игровых, концертных программах, фольклорных праздниках и других театрализованных формах праздников. 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения дисциплины «Учебно-практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников» студент должен удовлетворять соответствующим стандарту требованиям, которые можно разделить на четыре группы. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Студент должен владеть:
Студент должен обладать:
Вышеперечисленные знания, умения, навыки будущих режиссеров специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» отражены в требованиях Государственного образовательного стандарта 2003 года. 1.5. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины в ГОС по специальности Номер – как основа театрализованного представления. Этюды на жанр. Этюды на основе документа. Этюды на основе литературных произведений. Этюды на основе изобразительного искусства. Поиск стилистических особенностей в этюдах на жанр. Практическое использование различных видов искусства в синтетическом номере (этюде на жанр). Монтаж номеров, аттракционов и эпизодов как способ проявления конфликта в создании театрализованного представления. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1-2 семестры Тема 1. Номер – как основа театрализованного представления. Эстрадный номер и его создание. Режиссер как создатель драматургии эстрадного номера. Работа режиссера с конферансье. Постановка эстрадного номера. Тематика концертов, их композиция и жанры концертных номеров. Тема 2. Этюды на жанр. Выявление природы комического в эстрадном номере. Реприза как вербальный компонент комического в эстрадном номере. Режиссура эстрадных номеров различных жанров. Эстрадные жанры. Фельетон и монолог. Скетч, сценка и эстрадный диалог. Пародия. Куплеты и буриме. Пантомимический номер. Эстрадная клоунада. Эстрадно-цирковой номер. Тема 3. Режиссерско-актерский тренинг: от упражнения к этюду. Актерская наблюдательность. Воспроизведение различных профессиональных навыков: сапожника, портного, чертежника, радиста, часовщика, шофера, официанта и т.д. Воспроизведение характеров людей. Развитие подражательных способностей (на «материале» педагогов, сокурсников и т.п.). Этюды-зарисовки на наблюдательность. Тема 4. Режиссерско-актерский тренинг: от наблюдений к жанровым этюдам. Сценическая выразительность жеста и мимики. Выразительность ног. Мимика лица. Жанровые зарисовки. Этюды на жанр: комические, трагические, эксцентрические. Групповые этюды в жанре водевиля, немого кино, детектива, телевизионного шоу, цирка и пр. 3-4 семестры Тема 5. Реальность и ее сценическое воплощение. Внешнее сочетание тела актера с окружающей средой. Композиция актера и вещи. Композиция двух партнеров и вещи. Обоснование выбора документального материала (на основе значимого факта, выбранного из сообщений средств массовой информации). Тема 6. Создание этюдов на основе документа, факта или события. Подбор документального и художественного материала для создания этюда. Выбор режиссерских приемов и выразительных средств. Постановка и исполнение этюда. Тема 7. От этюда к эпизоду на основе документа. Отбор документального и художественного материала, раскрывающего тему и идею эпизода. Возможность и способы монтажа документального и художественного материала. Обработка документального материала и отбор выразительных средств. Художественное название эпизода, его функциональное назначение. Режиссерская разработка и постановка эпизода. 5-6 семестры Тема 8. Формирование замысла конкурсно-игровой программы:
Тема 9. Поиск манков и приемов активизации зрительской аудитории. Отбор участников через вопросно-ответный ход, исполнение коллективных и индивидуальных физических действий. Выбор самого ловкого, громкого, высокого, низкого и т.д. Отбор-аукцион и т.д. 10. Сценическое воплощение конкурсно-игровой программы. Работа над имиджем ведущего. Театрализация пролога и финала. Прогнозирование (проигрывание всех конкурсных ситуаций) поведения участников, зрителей, жюри. Создание каждым студентом конкурсно-игровой программы с театрализацией продолжительностью 15-20 минут для детей, для взрослых. 11. Постановка курсовой театрализованной конкурсно-игровой программы Постановка учебного курсового представления, созданного на основе готовых инсценировок или конкурсно-игровых программ. Или создание театрализованной игры-спектакля. Игровой практикум. Алгоритм составления игровых программ.Типы и виды анимационно-игровых программ. |
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Культурология» Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений академии культуры, искусств и социальных технологий / Кононова... | Методические указания и контрольные задания для студентов 3 курса... Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «,Нотариат» как студентами очного, так и заочного отделений специальности... | ||
Программа для студентов очного и заочного отделений специальности... Цветоведение: Программа для студентов очного и заочного отделений специальностей 35. 14. 00. «Прикладная информатика» и 06. 11. 00... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «,Нотариат» как студентами очного, так и заочного отделений специальности... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений,... Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель» | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очного и заочного... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения,... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного и заочного обучения | ||
«Методы моделирования и прогнозирования в экономике» Программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений направления подготовки 080100. 62 «Экономика» | «Физическая культура» Программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений направлений подготовки 080100. 62 «Экономика» и080200.... | ||
«Безопасность жизнедеятельности» Программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений направлений подготовки 080100. 62 «Экономика» и080500.... | «Организационно-правовые формы международного бизнеса» Программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений направления подготовки 080500. 62 «Менеджмент» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «В. Шукшин в школе». Семинарские занятия проводятся в... | Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110 Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело».... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся... |