НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»
Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Физическая культура»
для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений
направлений 080500.62 «Менеджмент» и 080100.62 «Экономика»
Москва 2009 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»
Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин
-
| УТВЕРЖДАЮ
Ректор Института
Т.П. Богомолова «_____» августа 2009 года
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ по дисциплине «Физическая культура»
для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений
направлений 080500.62 «Менеджмент» и 080100.62 «Экономика»
Москва 2009
Доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Виктор Николаевич Ерёмин
Программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений направлений подготовки 080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент»
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры: Протокол от «___» ___________2009 г. № ____________
Заведующий кафедрой _____________ / /
(подпись) (ФИО заведующего кафедрой) Срок действия рабочей программы продлен на: 2010 / 2011 учебный год _______________ /__________________/
(подпись) (ФИО заведующего кафедрой)
2011 / 2012 учебный год _______________ /__________________/
(подпись) (ФИО заведующего кафедрой)
2012 / 2013 учебный год _______________ /__________________/
(подпись) (ФИО заведующего кафедрой)
2013 / 2014 учебный год _______________ /__________________/
(подпись) (ФИО заведующего кафедрой)
| © Институт международных экономических связей, 2009
|
1. Организационно-методический раздел 1.1. Требования Государственного образовательного стандарта Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке специалиста. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.
Основы здорового образа жизни. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая подготовка. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма. 1.2. Аннотация курса
Дисциплина «Физическая культура» является базовой гуманитарной дисциплиной в сфере высшего профессионального образования.
Курс строится на основе концептуально-мировоззренческих установках, связанных с пониманием физической культуры как явления духовно-физического. Это обуславливает его большую теоретическую и практическую значимость для студентов.
Дисциплина «Физическая культура» способствует оптимизации физического развития человека, содействует всестороннему совершенствованию свойственных каждой личности физических и, связанных с ними, духовных и нравственных качеств, формируя общественно активную личности, обеспечивая на этой основе эффективное усвоение учебных дисциплин, а также подготовленность каждого студента к качественной и плодотворной профессиональной деятельности. 1.3. Цель курса
Формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. 1.4. Задачи курса
Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
- обеспечение понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
- формирование знаний о научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
- выработка мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- содействование овладению системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
- способствование приобретению опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. 1.5. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Физическая культура в Государственном образовательном стандарте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.
Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. 1.6. Требования к уровню освоения содержания курса.
После успешного усвоения учебного материала курса «Физической культуры» студент должен:
понимать:
- роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста. Осознать социально гуманитарную ценностную роль физической культуры и спорта в профессионально личностном развитии и формировании основных качеств и свойств личности;
знать:
- предмет, содержание и функции, организационные формы и средства профессионально-прикладной физической подготовки;
- основные проблемы развития физической культуры, уметь объяснить ее предмет, содержание, структуру, социальную роль в общекультурной и профессиональной подготовке;
- особенности функционирования человеческого организма и отдельных его систем под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом в различных условиях внешней среды;
- основные принципы организации здорового образа жизни, рациональные способы и приемы сохранения психического здоровья, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления и владеть основами формирования физической культуры личности и здорового образа жизни;
- социально-культурные основы и функции массового спорта и спорта высших достижений, содержание современных оздоровительных систем физических упражнений;
владеть:
- системой практических умений и навыков, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья. Развитие и совершенствование психофизиологических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- жизненно-важными прикладными навыками - плавания, ходьбы, бега, передвижения по пересеченной местности;
- средствами, методами и способами восстановления организма, организации активного отдыха и реабилитации после перенесенных заболеваний;
- основными средствами, методами и способами направленного развития психофизических и психофизиологических качеств и свойств личности и осуществлять контроль над их изменением;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
иметь навык:
- использовать методические приемы для разработки индивидуальных программ оздоровительной и тренировочной направленности;
- правильно адаптировать физкультурно-спортивную деятельность к индивидуальным особенностям организма и дифференцировать использование средств физической культуры и спорта с учетом этих особенностей;
- диагностировать состояние организма и отдельных его систем и вносить необходимую коррекцию в их развитие средствами физической культуры и спорта;
уметь:
- выполнять требования по общей физической подготовке;
- использовать опыт систематических занятий физическими упражнениями и спортом для укрепления здоровья, активизации учебной и профессиональной деятельности;
- определять индивидуальный уровень развития своих физических качеств, владеть основными методами и способами направленного формирования физических нагрузок для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости);
- объяснить индивидуальный выбор вида спорта и системы физических упражнений, раскрыть их возможности для саморазвития и самосовершенствования;
иметь:
- необходимый уровень общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей наличие психофизических и психофизиологических способностей, профессионально значимых качеств личности будущего специалиста, позволяющих ему включиться в профессиональную деятельность без моральных и психофизических издержек, проявить высокую работоспособность и полноценно реализовать себя.
1.7. Методика изучения курса
Основными видами учебных занятий в ходе освоения курса «Физическая культура» являются:
- теоретические, практические, контрольные занятия;
- элективные и факультативные практические занятия;
- индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);
- самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.
2. Содержание курса На основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах вузов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин предусмотрено выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура» в обязательном курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации.
Для построения учебного процесса предлагается примерное распределение обязательных учебных часов на освоение трех основных разделов по годам обучения.
Специальность
| Всего часов
| Из них
| По семестрам
| СРС
| Курс
| Зач.
| Пр. зан.
| Лек ций
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1
| Форма обучения – очная. Срок обучения 4 года
| «Менеджмент»
| 080500.62
| 408
| 408
| -
| 68
| 68
| 51
| 51
| 51
| 51
| 51
| 17
| -
| -
| 1-8
| «Экономика»
| 080100.62
| 408
| 408
| -
| 68
| 68
| 51
| 51
| 51
| 51
| 51
| 17
| -
| -
| 1-8
| Форма обучения – очно-заочная. Срок обучения 5 лет
| «Менеджмент»
| 080500.62
| 408
| -
| 10
| 10
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 398
| -
| 1
| «Экономика»
| 080100.62
| 408
| -
| 10
| 10
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 398
| -
| 1
| Форма обучения – заочная. Срок обучения 5 лет
| «Менеджмент»
| 080500.62
| 408
| -
| 10
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 398
| 10
| 1к
| «Экономика»
| 080100.62
| 408
| -
| 10
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 398
| 10
| 1к
|
2.1. Темы и дидактические единицы Теоретический раздел
Материал предусматривает овладение студентами научно-практическими и специальными знаниями, необходимыми для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Отдельная тема может излагаться по частям непосредственно на практических групповых занятиях или читаться полностью в форме лекции для потока.
|