Скачать 0.59 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева» ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ЗДОРОВЬЯ КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс дисциплины СОвременные технологии в аДаптивной физической культуре Специальность 032102.65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" Специализация 01 «Физическая реабилитация» Форма обучения – очная (5 курс). Общая трудоемкость дисциплины – 70часов Форма аттестации – зачет КРАСНОЯРСК 2012 Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные технологии в адаптивной физической культуре» составлен к.м.н., доцентом Яскевич Р.А.___________ В УМКД внесены следующие изменения: 1. Замена титульного листа. 2. Обновление карты литературного обеспечения. УМКД пересмотрен и одобрен на заседании кафедры теории и методики медико-биологических основ и безопасности жизнедеятельности «10» сентября 2012 г., протокол № 1 Заведующий кафедрой к.м.н., доцент ______________ О.Я. Шарова Согласован и одобрен научно-методическим советом института ФКСиЗ 19 сентября 2012 г Председатель НМС _______________ А.И. Завьялов Дополнения и внесенные изменения на 2012-2013 учебный год утверждаю Зам. директора ИФКСиЗ по учебной работе ________________ А.Д. Какухин ПРОТОКОЛ согласования учебной программы с другими дисциплинами
1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины: освоить студентами закономерности, основные принципы и особенности методики адаптивной физической культуры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, слуха, интеллекта, с поражением опорно-двигательного аппарата. Задачи дисциплины: - ознакомить студентов базовыми концепциями частных методик адаптивной физической культуры; - сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения и осмысление профессиональной деятельности; - обеспечить освоение студентами методических подходов частных методик адаптивной физической культуры в работе с детьми и взрослыми, имеющие ограниченные возможности. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен знать: - медико-физиологические и психологические характеристики разных нозологических групп; - теоретические аспекты методики адаптивной физической культуры;
Студент должен уметь: - подбирать соответствующие средства и методы адаптивной физической культуры в процессе оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп; - разрабатывать современные технологии физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп. 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Методология современных технологий адаптивной физической культуры, цели и задачи различных методик применения физических упражнений инвалидов различных категорий. Методологическая основа современных технологий - базовые теоретические концепции адаптивной физической культуры, связанные с ее целями, задачами, принципами, дифференцированным и индивидуализированным подходом. Взаимосвязью диагностики и коррекционной направленности педагогических воздействий, личностно-ориентированным подбором средств, методов, организационных форм занятий, учетом возрастных закономерностей развития. Формирование физической готовности детей разных нозологических групп к самостоятельной жизни за счет коррекции и компенсации имеющихся недостатков, развития и совершенствования сохранных функций в процессе занятий физическими упражнениями. Тема 2. Структура и содержание современных технологий АФК для детей с нарушением зрения. Структура и содержание современных технологий АФК для детей с нарушением зрения. Роль и место адаптивной физической культуры в образовании незрячих и слабовидящих школьников (всестороннее развитие школьника, освоение письма и чтения по системе Брайля, формирование навыков пространственной ориентировки и пр.). Тема 3. Современные направления адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения. Современные направления адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения: развитие, обучение, воспитание, коррекция, профилактика. Коррекционно-компенсаторная направленность адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения, коррекция основных движений (ходьба, бег, лазанье, перелезание и пр.), физических качеств. координационных способностей, точности и согласованности движений. Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Особенности использования сохранных анализаторов: остаточного зрения, слуха, осязания, обоняния, вибрации, температурной чувствительности и пр. Тема 4. Методы обучения детей с депривацией зрения двигательным действиям. Методы обучения детей с депривацией зрения двигательным действиям: методы слова, наглядности, практических упражнений, дистанционного управления. Контактный метод показа: пассивный и активный. Методические приемы: стимулирование двигательной активности, использование ТОО, звуковых и осязательных ориентиров, специального спортивного инвентаря и пр. Наглядные пособия, традиционный и нетрадиционный спортивный инвентарь. Требования к наглядным пособиям: доступность, объемность, контрастность, яркость. Использование цветовых гамм: зеленый, желтый, оранжевый, красный; освещение, режим зрительной нагрузки. Особенности общения и регулирования психоэмоционального состояния детей с нарушением зрения. Тема 5. Способы регулирования физической нагрузки в процессе адаптивного физического воспитания. Способы регулирования физической нагрузки в процессе адаптивного физического воспитания (уроки физкультуры, коррекционные и рекреативные занятия, спортивные тренировки, самостоятельные занятия). Показания и противопоказания к физическим; нагрузкам. Регулирование психофизической нагрузки. Этапы освоения движений незрячими школьниками. Тема 6. Современные технологии обучения плаванию детей с депривацией зрения. Организация занятий по плаванию. Формирование навыков пространственной ориентировки в водной среде. Методы и методические приемы в обучении плавательным навыкам, спортивным способам плавания. Особенности проведения подвижных игр в воде и организации свободного плавания. Тема 7. Особенности адаптивного физического воспитания глухих и слабослышащих детей. Комплектование классов (групп). Характеристика программ по физической культуре для детей дошкольного и школьного возраста с нарушением слуха. Задачи, средства, методы. методические приемы обучения программным видам физических упражнений. Особенности восприятия учебного материала. Структура и особенности обучения глухих и слабослышащих детей двигательным действиям, приемы формирования знаний. Вербальные и наглядные метель; обучения. Активизация познавательной и речевой деятельности. Использование межпредметных связей. Тема 8. Внеурочные формы в адаптивной физической культуре. Задачи, содержание методика проведения внеурочных форм занятий. Физические упражнения на переменах, спортивный час (после уроков), физкультминутки, физкультпаузы на общеобразовательных уроках, прогулки, рекреативно-оздоровительные занятия в каникулярное время, подготовка и проведение "Веселых стартов", спортивных праздников, соревнований, дней здоровья, фестивалей, концертов, занятий в спортивных секциях, обучения плаванию и т.п. Педагогические наблюдения и участие в качестве волонтеров и помощников. |