Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика»





Скачать 143.32 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика»
Дата публикации25.07.2014
Размер143.32 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Астрономия > Образовательная программа
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Ритмика»
Педагог дополнительного образования
НОУ СОШ «Лицей Москвич»
Хлебникова Ю.А.


Пояснительная записка.

Преподавание ритмики в школе обусловлено необходимостью осуществления психического, физического и эмоционального развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Данная программа помогает развить в детях выразительность, пластичность, общую культуру движений. Ритмике, как учебно-воспитательной дисциплине, должно отводиться значительное место в системе эстетического образования. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлены занятия ритмикой, которые необходимо систематически проводить с детьми уже с самого раннего возраста. На этих занятиях у них развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус, вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляются различные группы мышц, происходит приобщение к ритму музыки.
Я задумалась, как сделать уроки ритмики и пластики наиболее продуктивными? Проблема интереса, увлеченности - одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сложных результатов, сколько бы не отдавалось этому времени.
В своей программе я старалась найти такие принципы, методы и приемы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать танцами и пластическими этюдами, приблизить к ним великое искусство хореографии, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека. 
Для малышей таким «манком» к движению и танцу является игровая форма, работа связанная с «превращениями» и сценическим образом под различную музыку. Стремясь выполнить в игре задачу, ребенок не думает о том, как он это делает, что позволяет снять многие психо-физические зажимы. Его тело становится свободным, а движения органичными и красивыми.
Раскрывать свой творческий потенциал дети могут как в коллективных играх и занятиях, где каждый ребенок является частью целого синтетического процесса, так и в индивидуальных упражнениях-играх. Здесь необходимы и тренировка, и своеобразие, и активизация, фантазия и самобытность каждого ребенка. «…Насколько широка должна быть внутренняя освобожденность человека, чтобы ответить параллельной внешней освобожденности тела и привести все существо человека к творческому кругу, т.е. к гармонии всего существа», - писал о своей системе игровых тренингов К.С.Станиславский.
Более старшим детям очень важно дать ясное понимание и ощущение того, что танец (как все виды искусства) – не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а это часть самой жизни.
Все эти аспекты, я попыталась отразить в своей программе.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия ритмикой приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене. Учитывая это, главной задачей преподавателя танца является не только научить понимать и любить искусство танца, но и уметь применять полученные навыки на школьных спектаклях и в жизни.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для детей начальной и школы. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 
Данная образовательная программа по ритмике (без специального отбора учащихся, в отличие от специализированных учреждений) рассчитана на 4 года по одному часу в неделю и предполагает проведение занятий с детьми младшего школьного возраста. Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели.

Программа 4-х летнего обучения состоит из тесно связанных между собой дисциплин:
классический танец
ритмика
историко-бытовой и эстрадный танец
сценическое движение.

Цели программы.

Научить детей осмысленному пониманию классической и современной хореографии
Поддержание физической формы через упражнения разминки и партерной гимнастики
Знание канонов классического танца (постановка корпуса, ног, рук, головы, позиции ног и рук, положения корпуса).
Формирование навыков правильного выполнения движений (индивидуально и в ансамбле), включенных в изучение данной программы.

Задачи программы.

Достичь гармоничного развития физических, музыкальных и эмоциональных данных учащихся
Научить ребенка сознательно распоряжаться телом
Понимать каждое движение в его простейших элементах и сложной их координации
Привить музыкальность тесно связанную со смыслом танцевального движения
Раскрепостить психо-физику ребенка через музыку и пластику и уметь применять полученные навыки в жизни.

В результате прохождения программы улучшается:

Осанка
Координация движений
Навыки осмысленного и выразительного исполнения движений
Выдержка и организованность, умение вести себя в коллективе
Эстетическое чувство.
Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме, по годам обучения, взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего. 
Для воспитанников младшего школьного возраста разработан подготовительный курс с учетом их психологического и физического развития. Продолжительность занятия в подготовительной группе сначала 45 минут. Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе детей: психология и физиология 6-7-летнего ребенка отличается от возможностей 8-9-летнего школьника; различаются также физические способности учащихся, танцевавших ранее и не имевших хореографической подготовки. Поэтому программой предусмотрены следующие формы занятий:
• групповые,
• подгрупповые,
• индивидуальные,
• репетиционные.
Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:
• постепенность в развитии природных способностей детей;
• строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
• систематичность и регулярность занятий;
• целенаправленность учебного процесса.
Программа состоит из отдельных тематических блоков, но в связи со спецификой обучения в хореографическом коллективе, границы их сглаживаются. На одном и том же занятии происходит изучение элементов классического танца (одновременно выполняются задачи физического и музыкального развития) и изучаются движения танца и пластические этюды.
В программу каждого учебного года вводится теоретический материал, соответствующий содержанию основных разделов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки


Учащийся будет знать:

единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на сцене и в других помещениях Лицея;
требования к внешнему виду на занятиях;
музыкальные размеры, темп и характер музыки;
хореографические названия изученных элементов.

Воспитанник будет уметь:
воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
владеть корпусом во время исполнения движений;
ориентироваться в пространстве;
координировать свои движения;
исполнять хореографический этюд в группе.

I год обучения

Учащийся будет знать:
музыкальную грамоту;
хореографические названия изученных элементов.

Воспитанник будет уметь:
корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;
контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным;
анализировать музыкальный материал;
самостоятельно выполнять изученные элементы классического танца;
владеть исполнительским мастерством сценического танца.

II год обучения

Учащийся будет знать:
термины азбуки классического танца.

Воспитанник будет уметь:
грамотно исполнять элементы классического танца;
самостоятельно отрабатывать пальцевую технику движений в постановках;
работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.


III год обучения

Учащийся будет знать:
названия новых классических хореографических элементов и связок.

Воспитанник будет уметь:
выполнять движения и комбинации в ускоренном темпе;
согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
знать и выполнять правила сценической этики.

IV год обучения

Учащийся будет знать:
новые обозначения классических элементов.

Учащийся будет уметь:
свободно и грамотно ориентироваться в терминологии классического танца;
технически грамотно исполнять композиции на пальцах;
выражать образ с помощью движений;
уверенно и эмоционально выступать на сцене перед различными категориями зрителей.

Контроль знаний и умений учащихся проводится на итоговых занятиях раз в полугодие и на отчетном концерте в конце учебного года.

1 класс

Ритмика Основы классического танца Сценическое движение
1 четверть

сентябрь Упражнения для развития тела.
Упражнения для улучшения гибкости шеи.
Упражнения для улучшения пластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов.
Упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья.

Позиции рук в классическом танце I, II, III (подготовительное положение) Хлопки по очереди по кругу.
Передача хлопка в кругу в произвольном порядке.
Упражнения на внимание «Поймай хлопок».
октябрь Упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья.

Позиции ног в классическом танце I, II, III, IV «Бревно, коса» – разогрев мышц и быстрота реакции
2 четверть
ноябрь

декабрь

Упражнения для улучшения подвижности позвоночника.


Упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра.

Поклон в классическом танце

Сценическое внимание (слушать, собирать звуки в зале, в школе, за окном).
Звуки тишины.
3 четверть
январь


февраль-
март

Упражнения для улучшения подвижности коленных суставов.

Упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.
Demi-plie

Упражнение-игра на внимание и реакцию («морковка, капуста»)
4 четверть
апрель


май

Упражнения для растяжки и формирования танцевального шага.
Упражнения для исправления осанки.
Прыжки.
Небольшой классический этюд с выходом, поклоном и demi-plie

2 класс
Ритмика Основы народно-характерного танца Сценическое движение
1 четверть Партерный экзерсис.
Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.
Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава. Позиции рук в подготов. I, II, III.
Движение кисти:
-18 кисть согнута
- кисть приподнята
-19 кисть прямая
-20 кисть опущена
-21 кисть сброшена Сценическое пространство:
-22 освоение пространства
-23 круг
-24 пары
-25 линии
-26 понятие центра и интервалов в рисунке танца.

2 четверть Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов.
Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.
Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. Позиции ног
I (I обратная)
II (II параллельная, II обратная)
III
IV (IV параллельная)
V
VI


Умение ориентироваться в пространстве.
Движение по сценическому пространству в различных скоростях и образах.
Замри.
Живая картина.
3 четверть Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра.
Упражнения на улучшение гибкости коленных суставов.
Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы.
Положения стопы и подъема (носок, пятка). Ритмы и ритмические рисунки.
Различные ритмы (воспроизведение по одному и по кругу).
Ритмы в теле.
4 четверть Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага.
Упражнения на исправление осанки. Небольшой этюд с использованием народного выхода, смены позиций рук и ног.
Разучивание русского танца.

Сценические ассоциации.
Ощущение собственного тела (упражнение «шарик»).


3 класс
Ритмика Историко-бытовой танец Сценическое движение
1 четверть Разминка.
Упражнения для развития тела (усложненный комплекс).
Темпы музыкальных произведений.
Выполнение движений с различной амплитудой.
Понятие legato и stakatto.

Основы галопа:
-27 шаг по одному и в парах
-28 поза, характер для исполнения галопа
-29 простейшая композиция галопа Комплекс пластических этюдов «Эволюция»:
-30 вживание в образ (растений, деревьев, овощей и т.д.)
-31 в различных предлагаемых обстоятельствах (дождь, ветер и т.д.0.

2 четверть Партерный экзерсис (усложненный комплекс).
На простейших элементах русского и белорусского танца передавать простейший ритмический рисунок.

Основной шаг польки:
-32 по одному
-33 в парах
-34 короткий реверанс в ритме польки на один и два такта.
Простейшая композиция польки.


Превращения:
-35 в рыб
-36 земноводных
-37 птиц (диких и домашних)
-38 животных
3 четверть Разминка.
Партерная гимнастика.
Для усвоения теоретического материала исполнение движений с предметами (мяч, обруч, игрушка).

Усложнение движений галопа и польки:
-39 полька с продвижением назад и с поворотом на 1800
-40 с поворотом на 3600 под рукой партнера
-41 chasse на 2/4
-42 позы с положением рук в паре (руки накрест)
-43 за 2 руки (2 позиции)
-44 за одну руку стоя лицом друг к другу (3 позиции)

Упражнения на сценическое внимание, воображение:
-45 «отмораживание из ледяной глыбы»
-46 воспроизведение движения с задержкой на один такт (по кругу)
-47 запоминание пластической картинки («фотограф»)
4 четверть Самостоятельная разминка и напольная гимнастика.
Музыкальные жанры: марш, песня.
Знакомство с танцевальными жанрами: вальс, полька, галоп и их музыкальными размерами.
Понятие вступления, части музыкального произведения, музыкальной фразы.
Знакомство со строением музыкального произведения.
Формирование занятий в ансамбле, согласованные движения в паре, умение ансамблевого исполнения.
Разучивание историко-бытового танца (гавот, падеграсс, полонез, менуэт). Ритмические этюды.
Сценическое внимание («Японская машинка», «Убийца»).
4 (5) класс
Ритмика Историко-бытовой танец Сценическое движение
1 четверть Фигурная маршировка, перестроение («воротца». «змейка», «спираль», сужение и расширение круга, свободное размещение в зале с последующим возвращением в замкнутый рисунок) Изучение вальса:
-48 реверанс в ритме вальса
-49 balause в паре
-50 “дорожка” вальса вперед, назад.
Разучивание композиции вальса.


Техника рапида:
-51 погружение
-52 дыхание
-53 замедление реакции
-54 движение рук

2 четверть Умение учащихся самостоятельно менять характер движения в зависимости от смены характера музыки, музыкальных частей, фраз, отличать в движении сильную долю такта. Изучение танго:
-55 шаг в ритме танго
-56 шаги в парах
-57 повороты головы
-58 смена партнеров
-59 шаги с поворотом на 180о.
Разучивание танго.
Техника рапида:
-60 движение ног, лежа на спине 
-61 движение рук и тела
-62 шаги в рапиде.

3 четверть Начинать и заканчивать движения вместе с началом и окончанием музыкальной фразы.
Музыкально исполнять выученные движения и танцевальные композиции.
Четко строить рисунок танца относительно центра (круг, линии, пары). Основы эстрадного танца (спортивного):
-63 шаги рок-н-ролла
-64 положение рук
-65 перемещение в паре к ритме рок-н-ролла
-66 основные движения и поддержка.
Разучивание рок-н-ролла

Упражнение «Бросок камня» (техника рапида) в группе и индивидуально.
Групповой этюд в технике рапида.
4 четверть Умение отсчитывать музыкальный такт.
Находить ошибки в исполнении других учащихся, умение их исправить. Движения твиста:
-67 движения в парах
-68 поддержка и перемещение в ритме твиста.
Разучивание твиста.


Индивидуальные этюды учащихся в технике рапида.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Изучая программу дети учаться слушать музыку,выполнять под нее разнообразные движения, знакомятся с основами хореографии и сценического движения.
Ритмические упражнения, с которых начинаются занятия, развивают у детей чувство ритма, умение двигаться под музыку, развивают представление о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: мячами, лентами, обручами и т.д. развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер, развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений. С помощью разминочных упражнений дети разогревают свои мышцы и учатся владеть своим телом, познают его возможности, учатся держать правильную осанку и следить за ней. 
Игры и упражнения под музыку оказывают влияние не только на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминания условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений.
Хореографические упражнения дадут учащимся представление об основах классического, народного и эстрадного танца.
Упражнения из раздела "Сценическое движение" помогут детям не только превоплотиться в предметы, растения и животных, но и поимпровизировать под музыку.

Методическое обеспечение программы

Специфика обучения ритмике связана с систематической физической и психологической нагрузкой. Детям необходимо осмысливать указания педагога, слушать музыку, запоминать предложенный текст, отрабатывать различные движения. Преодолеть трудности помогает осуществление индивидуального подхода при одинаковых заданиях для всех. При этом учитывается тип личности, уровень подготовки ребенка, его умение сосредоточиться на разных аспектах задания.
Для обучения танцам детей младшего школьного возраста необходимо использовать игровой принцип. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.
Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.
Следующий важный принцип работы на первых этапах обучения – принцип многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса.
Из всего многообразия средств обучения классический танец отличается тем, что является фундаментом всей хореографической подготовки и основой высокой исполнительской культуры. Поэтому классический экзерсис, после изучения основных его элементов, рекомендуется использовать в качестве тренажа на репетициях коллектива. Для того чтобы облегчить воспитанникам усвоение тем образовательной программы, занятие делится на три части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть – включает построение воспитанников на середине зала и настрой на занятие (взаимные приветствия детей и педагога), маршировку, бег и вспомогательные корригирующие упражнения на полу для подготовки мышц, суставов и связок к нагрузке.
Основная часть – постановка корпуса, ног, рук и головы для формирования балетной осанки, выработка выворотности ног в упражнениях на середине зала, развитие гибкости, отработка шага, прыжка, развитие силы и выносливости.
Заключительная часть – включает, в основном, движения для развития танцевально-ритмической координации и выразительности. Они также направлены на то, чтобы снять нервное и физическое напряжение, поднять эмоциональный тонус у детей. В этой части разучиваются и повторяются музыкальные этюды, композиции.
Ведущими методами обучения детей ритмики являются:
• наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);
• объяснение методики исполнения движения;
• демонстрация иллюстраций (наглядные пособия, видеоматериал).
Таким образом, основные методы, применяемые при обучении: 
• качественный показ;
• словесное (образное) объяснение;
• сравнение;
• контраст;
• повторение.
Ребенок должен знать хореографическую терминологию, пользоваться ею на занятии. Использование точной, грамотной терминологии позволит постепенно отойти от практического показа, разовьет внимательность воспитанников и их способность воспринимать словесную информацию.
С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое движение имеет начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно исполняться в такт музыке.
Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица, играть с ними в «маски» (грустная, веселая, сердитая).
Особое внимание уделяется музыкальному оформлению занятия. Оно должно быть разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.
В разделы «Пластические этюды», «Танцевальные композиции» включены современные мелодии для стимуляции эмоциональной и актерской выразительности воспитанников.
Примерный репертуар

I-й год обучения
1. «Первые шаги».
2. «Поймай хлопок»
3. Композиция в современном ритме.

II-й год обучения

4. «Снежинки»
5. «Русский танец».
6. «Пластические этюды».
7. Ритмические рисунки

III-й год обучения
8. «Галоп».
9. «Парная полька».
10. «Гавот»
11. Музыкальные сюжетные пластические этюды

IV-й год обучения

12. Испанский танец.
13. Цыганский танец.
14. «Твист».
15. «Танго»
16. «Вальс»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconПрограмма «Ритмика и танец» Срок реализация 1 год Программу составила...
При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconОбразовательная программа дополнительного образования «Ритмика»
Программа «Ритмика» 1-2 и 3-4 классы составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «эстрадные танцы. Ритмика»
Программа по своему типу адаптирована по организации учебного процесса краткосрочная, направленность – физкультурно-спортивная, предназначена...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей "В мире...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск