Удивительная среда Монтессори
«Космическое воспитание»
Пояснительная записка:
Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь, двух одинаковых жизней не бывает. Мария Монтессори считала главной задачей, самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, проживание. (Через опыт мысли, чувства, действия.) Если ребёнок лишён возможности действовать, он никогда не познает самого себя, свои способности, он никогда не станет тем, кем мог бы стать.
Неотъемлемой и очень важной частью опыта является выбор. Так устроен мир, что человек (и не только человек) каждую секунду своей жизни осуществляет выбор. Этим занимаются и дети в Монтессори группе
Суть метода Монтессори - это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде.
Монтессори ставит проблему воспитания свободного ребенка, а для этого ему надо помочь овладеть всем тем, что нужно для самостоятельной жизни.
Основная форма воспитания и обучения - самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого - сжатость, простота и объективность.
1) Ребёнок получает в Монтессори-группе свободу выбора материала, с которым ребенок работает, малыш полнее раскрывает свою личность. Проявляет свои индивидуальные качества, может проверить, как другие свободные люди реагируют на его действия и привычки.
2) Во –вторых получает свободу, это способность полной спонтанной концентрации, которая является внешним аспектом внутреннего развития.
3) Кроме того свобода, как ее трактует Монтессори, необходима для формирования сознательного послушания, которое добровольно выбирается, но не навязывается. Именно оно в дальнейшем преобразуется в законопослушность как одну из важных характеристик цивилизованного человека.
4) Свобода тренирует волю ребенка. Оппоненты Монтессори утверждали, что лучший способ сделать ребенка послушным и прилежным - это начать с подавления его воли.
Монтессори и всей своей педагогической практикой доказывала, что в действительности, единственное, что необходимо ребенку, так это не ломать волю, а укреплять ее.
5) Следующие достижения свободы - трудолюбие и стремление к самосовершенствованию.
Понятие « Космическое воспитание» в системе Монтессори содержит знания и представления, впечатления ребёнка от окружающего мира и направлены на передачу определённой информации, но и на обучение способам добывания этой информации, на её переживание, упорядочивание жизненных впечатлений ребёнка, на осознание себя и своего места в мире.
Центральная идея космического воспитания- познание человека во всём многообразии и сложности, его места в культуре, истории и природе.
Микрокосмос- это я, мой дом, моя мама, мой детский сад. Макрокосмос- тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я.
Цель: В соответствии с технологией Монтессори формировать у ребёнка, имеющего проблемы развития, правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Задачи:
1. дать возможность реализовать потребность в различных движениях, при этом ребёнок учится контролю и координации движений;
2.Коррекция недостатков познавательной деятельности детей.
3.Обогащение кругозора, чувственного познавательного опыта, направленного на развитие памяти, мышления, речи, воображения.
4.Совершенствовать мелкую и крупную моторику, координацию движений.
5. На основе наблюдений и простейших опытов расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
6. Учить делать свободный выбор, уметь принимать правила поведения в коллективе. Доводить начатую работу до конца.
Формы работы.
Занятия с группой детей;
Индивидуальные занятия;
Свободные занятия детей.
Методы и приёмы:
-беседа;
-презентация материала;
-самостоятельная работа с материалом;
-экспериментирование с материалом
Тематическое планирование
месяц
| мероприятия
| дата
| задачи
| содержание
| 09
| Знакомство с помещениями детского сада, их назначением: моя группа, другие группы, музыкальный зал, кухня, служебные помещения, участки для прогулок.
|
| Знакомство с сотрудниками детского сада, их профессии, имена и вежливое обращение к ним (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, физрук, врач, медсестра, повар, кастелянша, завхоз, дворник, плотник, , заведующая). Значение их труда для детей и детского сада.
|
| 2.
| Разучивание пальчиковой гимнастики «В нашей группе дружат девочки и мальчики»
|
| Развитие мелкой моторики
|
| 3.
| «Доброе утро»
|
| Работа на линии
Развитие координаций движений
|
| 4.
| Рисование « Наша группа»
|
| Развитие мелкой моторики, сплочение коллектива»
|
| 5.
| Беседа «Наши правила»
|
| Познакомить детей с правилами в детском саду
|
|
| Сюжетно-Ролевая игра «У кукол музыкальное занятие».
|
| Закреплять знакомство с сотрудниками д/с; обучать навыкам практической жизни.
|
|
|
|
|
|
| Месяц
| мероприятия
| дата
| задачи
| содержание
| 1о
| Время года Осенняя пора! Очей очарованье!»
|
|
|
| 1.
| «Осенние листочки»
|
| Развитие длительного плавного выдоха
|
| 2.
| Рассматривание листьев. Д/и на что похожи листья. Собери гербарий. Составление букетов из осенних листьев
|
| Развитие творческого воображения, речи.
|
| 3.
| «Что нам дарит осень?»
Упражнение «соберём в корзинку».
|
| Дать представление об использовании овощей человеком).
|
| 4.
| Трёх ступенчатый урок «Овощи». Д\и «Чего не стало».
|
| Закрепление названий овощей
|
| 5.
| Осень и её приметы «Что перепутал художник» пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик».
|
| Развитие ритмичной речи.
|
| 6.
| «Узнай фрукт» назови цвет фруктов
«Собери овощи и фрукты из частей и назови их».
|
| Развитие глубокого вдоха учить сравнивать и группировать фрукты по цвету, называть их.
|
| 7.
| Д\игра» «Ты маленькое деревце»
|
| Воспитывать бережное отношение к живой природе
|
| 8.
| Д\игра «наряди дерево по времени года»
«Дорисуйте за художником»
|
| Учить наблюдать за изменениями деревьев и кустарников в разное время года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ноябрь
месяц
| мероприятия
| дата
| задачи
| содержание
| 11
| Беседа «Человек и его внешний вид»
|
| Закрепить строение человеческого тела, назначении отдельных его частей.
|
| 2.
| «Правила личной гигиены и уход за телом» презентация мытьё рук(по методу монтессори)
|
| Закрепить отношение к личной гигиене
|
| 3.
| д\игра «Чем люди отличаются друг от друга»; « Доскажи словечко».
Рисование « Портрет для друга».
|
| Закреплять представление о том, что люди отличаются ростом, цветом глаз; уметь находить и называть эти отличия.
|
| 4.
| упражнение « Человек и животное»
Рисование пальчиками.
|
| Учить видеть сходство в строении человека и животных, уметь их называть.
|
| 5.
| Д/игра « Оденем куклу по сезону»
Упражнение «Застегни пуговицу». Презентация.
|
| Закреплять названия и назначение сезонной одежды и обуви. Научить расстёгивать и застёгивать пуговицы.
|
| 6.
| Упражнение « определи на ощупь»
|
| Развивать тактильные ощущения толстая тонкая; шершавый-гладкий)
|
| 7.
| Упражнение «Молния».
|
| Использовать в речи названия игрушек; из какого материала изготовлена
|
| декабрь
1.
| Упражнение с ремнями.
|
| Научить ребёнка застёгивать и расстёгивать ремни
|
| 2.
| Самостоятельный урок выбор упражнения по желанию.
|
| Координация движений. Концентрация внимания, развитие мелкой моторики, развитие самостоятельности.
|
| 3.
| Упражнение с бантами. Презентация.
|
| Учить ребёнка развязывать и завязывать
|
| 4.
| Упражнение со шнурками. Презентация.
|
| Учить ребёнка зашнуровывать и расшнуровывать.
|
|
| Презентация « стирка белья» для куклы
|
| Научить ребёнка стирать бельё
|
| 6.
| Свободный урок. Повторение упражнений на выбор ребёнка.
|
| Координация движений. Концентрация внимания, развитие мелкой моторики, развитие самостоятельности
|
| 7.
| Свободный урок. Повторение упражнений на выбор ребёнка.
|
| Координация движений. Концентрация внимания, развитие мелкой моторики, развитие самостоятельности
|
| 8.
| Свободный урок. Повторение упражнений на выбор ребёнка.
|
| Координация движений. Концентрация внимания, развитие мелкой моторики, развитие самостоятельности
|
| Январь
01.
1.
| «Знакомство с неживой природой»
Упражнение « найди и покажи».
|
| Учить различать объекты живой и неживой природы.
|
| 2.
| Знакомство с живой природой .Д\и «лото»
|
|
|
| 3.
| « Путешествие в мир природы» Презентация –живая и не живая природа.
|
| Закрепление знаний о природе. Развитие мелкой моторики, памяти.
|
| 4.
| Зима. Зимние признаки, месяцы.
|
| Зима. Зимние признаки, месяцы.
|
| 5.
| Наблюдения: «от чего зависит погода»
Д/и « Найди место».
|
| Учить видеть изменения в природе. Как приспосабливаются растения и животные к природным условиям.
|
| 6.
| «Человек в природе» Д/и «Найди и покажи»
|
| Учить находить предметы сделаны руками человека и их происхождение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Февраль
1.
| «Многообразие мира животных»
Д/и «Кто, где живёт?».
|
| Обобщить и систематизировать знания о животных.
|
| 2.
| Строение тела животных
Рост и развитие. « Волшебный кусок глины.
|
| Закреплять строение животных.
|
| 3.
| «Наши домашние питомцы». Кто какую пользу приносит .Д\и «Накорми питомца».
|
| Закрепить знания о пользе домашних животных. Их значения в жизни человека.
|
| 4.
| Д/и « Найди свою маму»
|
| Учить соотносить животных с их мамами.
|
| 5.
| « На скотном дворе»
|
| Закреплять особенности жизни домашних животных.
|
| 6.
| Птицы на участке детского сада. Изготовление кормушки для птиц
|
| Закрепить знания о птицах. виды птиц.
|
| 7.
| Д/и « Где живёт птица»
|
| Закрепить особенности внешнего вида. Строение. Место обитания.
|
| 8.
| Д/и « Волшебный сундучок»
Изготовления газеты « Мир животных».
|
| Учить узнавать, рассказывать о животном, месте его обитания.
|
| Март
1.
| Моя семья.
Изготовление альбома моя семья.
|
| Закреплять знания детей о членах своей семьи
|
| 2.
| Профессии членов семьи
«Рисование
|
| Познакомить с профессиями. Развивать творчество.
|
| 3.
| « Как мы отдыхаем!» Изготовление газеты « Я и моя семья».
|
| Закреплять знания детей о традициях своей семьи.
|
| 4.
| Домашние обязанности и взаимопомощь в семье. Практическая работа презентация «Мытьё стола»
|
| Закреплять с обязанностями членов своей семьи. Учить помогать взрослым.
|
| 5.
| Презентация «вытирание пыли».
|
| Научить ребёнка вытирать пыль
|
| 6.
| Презентация « Мытьё фруктов»
|
| Научить ребёнка мыть овощи и фрукты.
|
| 7.
| Свободный урок «Я помощник».
|
| Координация движений. Концентрация внимания, развитие мелкой моторики, развитие самостоятельности
|
| 8.
| Семейное дерево «Я и моя семья!»
|
| Закреплять знания о составе своей семьи! И его происхождении.
|
| Апрель
1.
| Это мой город.
Рисование « Моя улица»
|
| Познакомить детей с названием города и его улиц.
|
| 2.
| Общественные учреждения города.
|
| Познакомить с учреждениями нашего города.
|
| 3.
| Беседа «Я во дворе»
Д/и « Что можно, и что нельзя»
|
| Закреплять правила безопасности во время прогулки.
|
| 4.
| В театре, в кино на концерте.
Сюжетно-ролевая игра «Я в театре»
|
| Познакомить с правилами поведения в общественных местах.
|
| 5.
| Посещение театра.
|
| Закрепить поведение в театре
|
| 6.
| Городской транспорт. Правила поведение в транспорте. Д/и «Верно-не верно».
|
| Познакомит с названиями транспорта. Познакомить с правилами поведения и безопасности в транспорте, выхода из него.
|
| 7.
| Наши улицы полны неожиданностей.
|
| Познакомить с правилами дорожного движения
|
| 8.
| Экскурсия « По улицам города»
|
| Закреплять правила поведения на улице.
|
| Май
1.
| Что такое растения?
Д/и «Цветы, деревья, кустарники, грибы».
|
| Закреплять знакомство с растениями, разнообразием их.
|
| 2.
| Рост и развитие растений. Строение и уход. Д\и « Растущее дерево»
|
| Закреплять строение растений их отличительные признаки.
|
| 3.
| Посадка на клумбе детского сада.
|
| Координация движений. Концентрация внимания, развитие мелкой моторики, развитие самостоятельности
|
| 4.
| Уход за комнатными цветами
|
| Знакомство с комнатными растениями учить ухаживать за ними.
|
| 5.
| Вода в природе.
|
| Познакомить со свойствами воды.
|
| 6.
| Использование воды человеком.
|
|
|
| 7.
| Свободный урок.
|
| Координация движений. Концентрация внимания, развитие мелкой моторики, развитие самостоятельности
|
| 8.
| Свободный урок.
|
|
|
| |