Скачать 50.56 Kb.
|
Звездина А. Я., директор МОУ СОШ №111, Коновалова С. А., директор музея Л.Н.Толстого. Секция «Филология в современном образовательном пространстве» «Понимать Толстого с юности…» (из опыта сотрудничества школы и музея) Для того, что человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов. Растите духовно и помогайте расти другим. В этом вся жизнь. Л. Н. Толстой. Круг чтения «Нужно торопиться понимать Толстого с юности, пока наследственная болезнь призрачных дел и праздной иронии не успела ослабить духовных и телесных сил» — говорил в свое время А. Блок. Но «понимание Толстого» трудно вместить в уроки литературы, которые, прежде всего, направлены на изучение ряда произведений писателя. Литература, безусловно, занимает центральное место в развитии у подрастающего поколения чувства патриотизма, уважения к общечеловеческим и национальным ценностям, в формировании убеждения о неповторимости и самобытности каждого человека. Многие из этих вопросов поднимал в своем творчестве и Л.Н. Толстой. Неповторимость человека, неотделимость его от всего мира, необходимость гуманизма в отношениях между людьми — вот проблемы, которые стоят в центре многих его произведений, изучаемых в школе. Как показывает и родительский опыт, и опыт специалистов, знания, полученные на уроках и подкрепленные посещением выставок, музеев, театров, просмотром кинофильмов, становятся более глубокими, и выходят за рамки школьной программы. А в случае, если такое взаимодействие школы с различными учреждениями науки и культуры становится постоянным, можно говорить не только об изучении произведений того или иного писателя, поэта, но о понимании его взглядов, идей, т.е. то о чем говорил А. Блок. 2003 год стал началом сотрудничества средней школы № 111 с создающимся в Казани Музеем Л. Н. Толстого. Работы по восстановлению одного из толстовских домов, где разместится экспозиция, продолжаются много лет, но работа сотрудников музея не ограничивается административными и ремонтно-восстановительными работами, а охватывает все сферы деятельности, в том числе и культурно-образовательную. Так первым проектом музея для школьников стало создание передвижной выставки «Чтобы жить честно…» (Лев Толстой и Толстые в Казани)», приуроченной 175-летию со дня рождения великого писателя и 650-летию служения рода Толстых России. На пяти двухсторонних планшетах были представлены портреты, рисунки, фотографии, документы, раскрывающие казанские годы жизни Толстых (1841-1847), а также представителей рода Толстых, служивших в Казани в XVIII-XIX вв. Территории школы № 111, где состоялась презентация выставки, стала экскурсионной площадкой не только для учеников этой школы, но и для учащихся, педагогов из близлежащих учебных заведений района. После проведенного сотрудниками музея мастер-класса из числа учащихся были подготовлены экскурсоводы, которые в дальнейшем смогли донести материал для школьников всех возрастов: с 1-го по 11-ый классы. Первый удачный проект создающегося музея на базе школы заложил начало стабильных, партнерских, взаимообогащающих отношений Музея Л. Н. Толстого и средней школы № 111. Интерес к выставке «Чтобы жить честно…» как со стороны учителей, так со стороны школьников перерос в интерес к проблемам сохранения в Казани толстовских мест. Школьники старших классов стали первыми участниками проводимого на территории музея субботнике, который закончился экскурсией по толстовскому дому: по будущим гостиным, залам и подвалом со свечами. В качестве гостей в 2004 году ученики школы побывали в Национальном музее Республики Татарстан на презентации усовершенствованной электронной версии уже знакомой им выставки «Чтобы жить честно…». На всех «круглых столах», презентациях, проводимых музеем, среди участников можно было увидеть учителей и учащихся школы. В 2004 году встречались с переводчицей дневников Л. Н. Толстого на испанский язык Ансирой Сельмой. В 2005 году приняли участие в обсуждении проблем создания и развития Музея Л. Н. Толстого в Казани в рамках Международной научно-практической конференции «Современный музей как важный ресурс развития города и региона». В 2009 году присутствовали на презентация книги казанского ученого-толстоведа профессора Е. Г. Бушканца «Юность Толстого. Казанские годы», подготовленной его дочерью и изданной Национальным музеем Республики Татарстан. В качестве подарка экземпляр книги с дарственной надписью дочери автора Л. Е. Бушканец был преподнесен в школьную библиотеку. В 2005 году ученик 10 класса А. Громыко (руководитель М. П. Шмакова) занял 3 место на VIII Всероссийской Олимпиаде по литературному краеведению в Москве, выступив с докладом «Мотив лошади в творчестве Л. Н. Толстого». Его работа получила не только признание на Олимпиаде, но и вызвала интерес у директора музея-заповедника «Ясная Поляна» В. И. Толстого, большого любителя лошадей. По его приглашению А. Громыко вместе с мамой и своим научным руководителем гостил целую неделю в Ясной Поляне, совершили множество экскурсий. Прикосновение к Л. Н. Толстому во многом определило профессиональную судьбу А. Громыко; уже студентом журфака КГУ он неоднократно на страницах молодежных газет обращался к проблемам создания музея писателя в Казани. В 2006 году совместно с филологами КГУ школьники стали участниками уникальной музейной практики — археологических раскопках на территории музея, в ходе которых из под земли было извлечено около 300 предметов XVI-XVIII веков. Под руководством ученых Института истории Татарстана был заложен шурф глубиной более метра для определения стратиграфии и хронологии залегания культурных напластований. Каждый год в день рожденья писателя вместе с другими друзьями музея школьники разных классов обязательно приходят в сквер Толстого, чтобы отметить этот день возложением цветов, встретиться с учеными, краеведами, занимающимися проблемами изучения творческого наследия писателя и его казанской биографией. Особенно запомнился всем 2008 год — год 180-летия со дня рождения писателя, широко отмечаемый общественностью города. Среди деятелей культуры, литературы, ученых, сотрудников музеев, ученики школы № 111 чувствовали свою причастность к большому делу увековечения памяти Л. Н. Толстого в Казани и стали участниками открытия юбилейной выставки в НМ РТ «Изюмные времена: Лев Толстой в Казани». В последние годы появляются новые формы сотрудничества школы и музея. Вот уже второй год, следуя изречению А. Блока о том, что «нужно торопиться понимать Толстого с юности», музей Л. Н. Толстого привлекает к участию в своих мероприятиях школьников младших классов, с целью довести их до выпуска. Так, в прошлом году ученики 5 класса (руководитель Н. В. Токранов) участвовали в праздновании Дня рождения Л. Н. Толстого, в этом году, уже став шестиклассниками, с ними было проведено музейное занятие «Се яз Иван Андреев сын Толстов…» ко Дню славянской письменности и культуры, на котором они познакомились с документами — столбцами XVII века, находящимися в архивах и являющихся пока достоянием ученых. Благодаря столбцам они познакомились с далекими предками писателя, проживавшими на казанской земле. Викторина, проведенная в конце урока, показала и знания детей, и большой интерес к теме. Спустя несколько дней школьников ждала еще одна встреча — с внучатым племянником писателя, его полным тезкой Львом Николаевичем Толстым, которая проходила 1 июня 2010 г. в Национальном музее Республике Татарстан. Как в последствии отметил гость, наряду с сердечным приемом, оказанным ему в Казани, особую теплоту и непосредственность он получил от общения с детьми, в числе которых были и учащиеся школы № 111. Таким образом, сотрудничество музея и школы посеет семена добра, вооружит учащихся знаниями об оптимизме, патриотизме, духовности, взаимоуважении друг к другу, толерантности, что особенно важно в республике многих национальностей, культур и религий. |
Образовательная программа в области театрального искусства «искусство театра» Разработчик: И. Г. Андреева, искусствовед, преподаватель Московского гуманитарного университета, директор Мемориального музея-квартиры... | Урок по творчеству Л. Н. Толстого Жизнь. Творчество, Личность Л. Н. Толстого. Цель урока Воспитывать у ребят эстетический вкус и интерес к ранним произведениям Л. Толстого | ||
Анатолий кончаковский, директор музея Этот литературно-мемориальный дом-музей (на правах отдела государственного музея истории Киева) был учрежден в 1989 году. А в 1991-м... | План работы школьного музея Заседание совета музея по утверждению плана работы музея и детского объединения «Поиск» на 2012-2013 учебный год | ||
«Кодекс здоровья Л. Н. Толстого» «Музыка в детстве и юности Л. Н. Толстого» Нынешний год необычный. Он проходит под знаком Л. Н. Толстого – вселенского мудреца, великого мыслителя, по праву занявшего одно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тематика комплектования фондов музея зависит, прежде всего, от профиля и научной направленности музея. Эти параметры отражены в концепции... | ||
Об итогах заочного тура XI районной научно- практической конференции имени Л. Н. Толстого Л. Н. Толстого, посвященной творчеству Г. Р. Державина, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова, А. Н. Островского, В. Г. Короленко, М. М.... | Учебно-методический комплекс дисциплины ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наглядные пособия и оборудование: портрет Л. Н. Толстого работы художника И. Е. Репина (1887) и другие портреты писателя; выставка... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дома Ванзейской конференции, германо-российского музея Берлин-Карлхорст, Международной службы розыска в Бад Арользене, гимназии Шиллера... | ||
Директор школы Сазончикова Л. Б. 14. 06. 2010 г. Экзаменационный... Научный консультант: д б н., профессор тгпу им. Л. Н. Толстого Иванищев Виктор Васильевич | Музея Название музея Этнографическо– краеведческиймузеймобу «Никитинскаясош» села Никитино, Саракташского района, Оренбургской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторение изученных произведений Л. Н толстого. Чтение «Воспоминания Л. Н. Толстого» | Кончина л. Н. Толстого тело Льва Николаевича Толстого «Засека» во вторник, утром, 9 ноября, для предания земле в Ясной Поляне в тот же день | ||
Я поведу тебя в музей. Виртуальный Музей притягивает людей, воспитывает. Но не настырно, – так недавно сказал директор Государственного музея Эрмитаж Михаил Борисович... | Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого На прошлом уроке мы с вами знакомились с биографией Л. Н. Толстого, с этапами творческого пути писателя |