Директор музея Л. Н. Толстого





Скачать 50.56 Kb.
НазваниеДиректор музея Л. Н. Толстого
Дата публикации12.10.2014
Размер50.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы


Звездина А. Я.,

директор МОУ СОШ №111,

Коновалова С. А.,

директор музея Л.Н.Толстого.

Секция «Филология в современном образовательном пространстве»

«Понимать Толстого с юности…»

(из опыта сотрудничества школы и музея)
Для того, что человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов.

Растите духовно и помогайте расти другим. В этом вся жизнь.

Л. Н. Толстой. Круг чтения
«Нужно торопиться понимать Толстого с юности, пока наследственная болезнь призрачных дел и праздной иронии не успела ослабить духовных и телесных сил» — говорил в свое время А. Блок. Но «понимание Толстого» трудно вместить в уроки литературы, которые, прежде всего, направлены на изучение ряда произведений писателя.

Литература, безусловно, занимает центральное место в развитии у подрастающего поколения чувства патриотизма, уважения к общечеловеческим и национальным ценностям, в формировании убеждения о неповторимости и самобытности каждого человека. Многие из этих вопросов поднимал в своем творчестве и Л.Н. Толстой. Неповторимость человека, неотделимость его от всего мира, необходимость гуманизма в отношениях между людьми — вот проблемы, которые стоят в центре многих его произведений, изучаемых в школе.

Как показывает и родительский опыт, и опыт специалистов, знания, полученные на уроках и подкрепленные посещением выставок, музеев, театров, просмотром кинофильмов, становятся более глубокими, и выходят за рамки школьной программы. А в случае, если такое взаимодействие школы с различными учреждениями науки и культуры становится постоянным, можно говорить не только об изучении произведений того или иного писателя, поэта, но о понимании его взглядов, идей, т.е. то о чем говорил А. Блок.

2003 год стал началом сотрудничества средней школы № 111 с создающимся в Казани Музеем Л. Н. Толстого. Работы по восстановлению одного из толстовских домов, где разместится экспозиция, продолжаются много лет, но работа сотрудников музея не ограничивается административными и ремонтно-восстановительными работами, а охватывает все сферы деятельности, в том числе и культурно-образовательную. Так первым проектом музея для школьников стало создание передвижной выставки «Чтобы жить честно…» (Лев Толстой и Толстые в Казани)», приуроченной 175-летию со дня рождения великого писателя и 650-летию служения рода Толстых России.

На пяти двухсторонних планшетах были представлены портреты, рисунки, фотографии, документы, раскрывающие казанские годы жизни Толстых (1841-1847), а также представителей рода Толстых, служивших в Казани в XVIII-XIX вв.

Территории школы № 111, где состоялась презентация выставки, стала экскурсионной площадкой не только для учеников этой школы, но и для учащихся, педагогов из близлежащих учебных заведений района. После проведенного сотрудниками музея мастер-класса из числа учащихся были подготовлены экскурсоводы, которые в дальнейшем смогли донести материал для школьников всех возрастов: с 1-го по 11-ый классы.

Первый удачный проект создающегося музея на базе школы заложил начало стабильных, партнерских, взаимообогащающих отношений Музея Л. Н. Толстого и средней школы № 111.

Интерес к выставке «Чтобы жить честно…» как со стороны учителей, так со стороны школьников перерос в интерес к проблемам сохранения в Казани толстовских мест. Школьники старших классов стали первыми участниками проводимого на территории музея субботнике, который закончился экскурсией по толстовскому дому: по будущим гостиным, залам и подвалом со свечами.

В качестве гостей в 2004 году ученики школы побывали в Национальном музее Республики Татарстан на презентации усовершенствованной электронной версии уже знакомой им выставки «Чтобы жить честно…».

На всех «круглых столах», презентациях, проводимых музеем, среди участников можно было увидеть учителей и учащихся школы. В 2004 году встречались с переводчицей дневников Л. Н. Толстого на испанский язык Ансирой Сельмой. В 2005 году приняли участие в обсуждении проблем создания и развития Музея Л. Н. Толстого в Казани в рамках Международной научно-практической конференции «Современный музей как важный ресурс развития города и региона». В 2009 году присутствовали на презентация книги казанского ученого-толстоведа профессора Е. Г. Бушканца «Юность Толстого. Казанские годы», подготовленной его дочерью и изданной Национальным музеем Республики Татарстан. В качестве подарка экземпляр книги с дарственной надписью дочери автора Л. Е. Бушканец был преподнесен в школьную библиотеку.

В 2005 году ученик 10 класса А. Громыко (руководитель М. П. Шмакова) занял 3 место на VIII Всероссийской Олимпиаде по литературному краеведению в Москве, выступив с докладом «Мотив лошади в творчестве Л. Н. Толстого». Его работа получила не только признание на Олимпиаде, но и вызвала интерес у директора музея-заповедника «Ясная Поляна» В. И. Толстого, большого любителя лошадей. По его приглашению А. Громыко вместе с мамой и своим научным руководителем гостил целую неделю в Ясной Поляне, совершили множество экскурсий.

Прикосновение к Л. Н. Толстому во многом определило профессиональную судьбу А. Громыко; уже студентом журфака КГУ он неоднократно на страницах молодежных газет обращался к проблемам создания музея писателя в Казани.

В 2006 году совместно с филологами КГУ школьники стали участниками уникальной музейной практики — археологических раскопках на территории музея, в ходе которых из под земли было извлечено около 300 предметов XVI-XVIII веков. Под руководством ученых Института истории Татарстана был заложен шурф глубиной более метра для определения стратиграфии и хронологии залегания культурных напластований.

Каждый год в день рожденья писателя вместе с другими друзьями музея школьники разных классов обязательно приходят в сквер Толстого, чтобы отметить этот день возложением цветов, встретиться с учеными, краеведами, занимающимися проблемами изучения творческого наследия писателя и его казанской биографией. Особенно запомнился всем 2008 год — год 180-летия со дня рождения писателя, широко отмечаемый общественностью города. Среди деятелей культуры, литературы, ученых, сотрудников музеев, ученики школы № 111 чувствовали свою причастность к большому делу увековечения памяти Л. Н. Толстого в Казани и стали участниками открытия юбилейной выставки в НМ РТ «Изюмные времена: Лев Толстой в Казани».

В последние годы появляются новые формы сотрудничества школы и музея. Вот уже второй год, следуя изречению А. Блока о том, что «нужно торопиться понимать Толстого с юности», музей Л. Н. Толстого привлекает к участию в своих мероприятиях школьников младших классов, с целью довести их до выпуска. Так, в прошлом году ученики 5 класса (руководитель Н. В. Токранов) участвовали в праздновании Дня рождения Л. Н. Толстого, в этом году, уже став шестиклассниками, с ними было проведено музейное занятие «Се яз Иван Андреев сын Толстов…» ко Дню славянской письменности и культуры, на котором они познакомились с документами — столбцами XVII века, находящимися в архивах и являющихся пока достоянием ученых. Благодаря столбцам они познакомились с далекими предками писателя, проживавшими на казанской земле. Викторина, проведенная в конце урока, показала и знания детей, и большой интерес к теме.

Спустя несколько дней школьников ждала еще одна встреча — с внучатым племянником писателя, его полным тезкой Львом Николаевичем Толстым, которая проходила 1 июня 2010 г. в Национальном музее Республике Татарстан. Как в последствии отметил гость, наряду с сердечным приемом, оказанным ему в Казани, особую теплоту и непосредственность он получил от общения с детьми, в числе которых были и учащиеся школы № 111.

Таким образом, сотрудничество музея и школы посеет семена добра, вооружит учащихся знаниями об оптимизме, патриотизме, духовности, взаимоуважении друг к другу, толерантности, что особенно важно в республике многих национальностей, культур и религий.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Директор музея Л. Н. Толстого iconОбразовательная программа в области театрального искусства «искусство театра»
Разработчик: И. Г. Андреева, искусствовед, преподаватель Московского гуманитарного университета, директор Мемориального музея-квартиры...
Директор музея Л. Н. Толстого iconУрок по творчеству Л. Н. Толстого Жизнь. Творчество, Личность Л. Н. Толстого. Цель урока
Воспитывать у ребят эстетический вкус и интерес к ранним произведениям Л. Толстого
Директор музея Л. Н. Толстого iconАнатолий кончаковский, директор музея
Этот литературно-мемориальный дом-музей (на правах отдела государственного музея истории Киева) был учрежден в 1989 году. А в 1991-м...
Директор музея Л. Н. Толстого iconПлан работы школьного музея
Заседание совета музея по утверждению плана работы музея и детского объединения «Поиск» на 2012-2013 учебный год
Директор музея Л. Н. Толстого icon«Кодекс здоровья Л. Н. Толстого» «Музыка в детстве и юности Л. Н. Толстого»
Нынешний год необычный. Он проходит под знаком Л. Н. Толстого – вселенского мудреца, великого мыслителя, по праву занявшего одно...
Директор музея Л. Н. Толстого iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематика комплектования фондов музея зависит, прежде всего, от профиля и научной направленности музея. Эти параметры отражены в концепции...
Директор музея Л. Н. Толстого iconОб итогах заочного тура XI районной научно- практической конференции имени Л. Н. Толстого
Л. Н. Толстого, посвященной творчеству Г. Р. Державина, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова, А. Н. Островского, В. Г. Короленко, М. М....
Директор музея Л. Н. Толстого iconУчебно-методический комплекс дисциплины
...
Директор музея Л. Н. Толстого iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наглядные пособия и оборудование: портрет Л. Н. Толстого работы художни­ка И. Е. Репина (1887) и другие портреты писателя; выставка...
Директор музея Л. Н. Толстого iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дома Ванзейской конференции, германо-российского музея Берлин-Карлхорст, Международной службы розыска в Бад Арользене, гимназии Шиллера...
Директор музея Л. Н. Толстого iconДиректор школы Сазончикова Л. Б. 14. 06. 2010 г. Экзаменационный...
Научный консультант: д б н., профессор тгпу им. Л. Н. Толстого Иванищев Виктор Васильевич
Директор музея Л. Н. Толстого iconМузея
Название музея Этнографическо– краеведческиймузеймобу «Никитинскаясош» села Никитино, Саракташского района, Оренбургской области
Директор музея Л. Н. Толстого iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторение изученных произведений Л. Н толстого. Чтение «Воспоминания Л. Н. Толстого»
Директор музея Л. Н. Толстого iconКончина л. Н. Толстого тело Льва Николаевича Толстого
«Засека» во вторник, утром, 9 ноября, для предания земле в Ясной Поляне в тот же день
Директор музея Л. Н. Толстого iconЯ поведу тебя в музей. Виртуальный
Музей притягивает людей, воспитывает. Но не настырно, – так недавно сказал директор Государственного музея Эрмитаж Михаил Борисович...
Директор музея Л. Н. Толстого iconУрок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого
На прошлом уроке мы с вами знакомились с биографией Л. Н. Толстого, с этапами творческого пути писателя


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск