Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова»





Скачать 43.44 Kb.
НазваниеУрок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова»
Дата публикации01.08.2014
Размер43.44 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
10 КЛАСС

УРОК ПО ТЕМЕ

«СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СПОСОБА ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА».
Цели урока:

1)обобщить изученный материал по теме «Состав слова. Способы словообразования»;

2)повторить основные сведения по морфемике и словообразованию;

3)разграничить понятия «формально-структурный» и «структурно-семантический морфемный анализ слова»;

4)отработать навыки и умения морфемного и словообразовательного разбора слова.
ХОД УРОКА.
1.Оргмомент.
2.Повторение теоретического материала.
-Что такое морфема, корень, однокоренные слова, омонимичные корни?

-Что такое приставка, суффикс, постфикс, окончание, интерфикс?

-В чём отличие между словоизменительными и словообразовательными морфемами? (привести примеры).

-В какой части слова заключено его лексическое значение?

-Какие части слова выражают его грамматическое значение?

-Какие части речи не имеют окончания?

-Что такое нулевое окончание?

-Нужно ли при подборе однокоренных слов учитывать их лексическое значение?
3.Вспомним способы словообразования и алгоритм действий для определения способа словообразования.
-Следует растолковать лексическое значение слова и определить исходное слово.

-Определить , с помощью чего и каким способом образовано слово.



Способы словообразования

Описание и примеры

1.Приставочный

К исходному слову присоединяется приставка. Этим способом образуются многие части речи (дорожный — придорожный, больше — побольше, счастье - несчастье), но чаще всего глаголы (бежать — прибежать,шить — сшить).


2.Суффиксальный

Новое слово образуется путем присоединения суффикса к основе исходного. При этом образуется слово другой части речи. (Город — городской, строить — строитель).


3.Приставочно-суффиксальный

Новое слово образуется путем присоединения приставки и суффикса одновременно.(Прибрежный, разбежаться).


4.Бессуфиксный

Этим способом образуются только существительные от глаголов (бежать — бег, отсеять — отсев), существительные от прилагательных (широкий — ширь, глубокий — глубь).


5.Сложение (неморфемный способ)

В таких словах должно быть не менее двух корней (железобетон, кашевар, кинотеатр).


6.Переход слов одной части речи в другую (неморфемный способ)

Употребляясь в качестве другой части речи, слово изменяет лексическое значение и грамматические признаки (столовая, гостиная, больной, рабочий, мороженое, осенью)



Образец рассуждения. Из предложения надо выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Глаза его были открыты, но взор бродил где-там, по далеким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

Сначала выделим все слова, которые потенциально могут служить ответом. В данном случае это все слова с приставками: взор, открыты, натыкался, прибрежные .Определим исходные слова и способ образования.

Существительное «взор» образовано от глагола «взирать» бессуффиксным способом (от основы отсекается суффикс А).

Краткая форма причастия открыты образована от полной - открытые.

Глагол «натыкаться» образован от глагола «наткнуться» с помощью суффикса А суффиксальным способом.

Наконец, прилагательное «прибрежные» с лексическим значением «находящиеся около берега» образовано от существительного «берег» с помощью приставки « при» и суффикса «н».

Таким образом, слово «прибрежные» образовано указанным способом.

4.Напишите лингвистическое сочинение — рассуждение.
1 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом?

Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли еще что. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез.
2 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом?

Под елочкой такое не хочется петь. Все это написано не от души, а для промоушина. Как тяжкая трудовая повинность. А Рождество и Новый год слишком человечные праздники, чтобы петь на них песни, написанные ради места под солнцем шоу-бизнеса, а не от полноты переполняющих чувств. Поэтому петь мы с вами будем милую,бесхитростную «В лесу родилась елочка», хотя никто из нас не знает ни авторов, ни первых исполнителей этих шлягеров.
5. Распределите слова на две группы: 1) с одним суффиксом, 2) с двумя суффиксами.

Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный, букварный, пожарный, звонарный, базарный.

Два ^

Один ^




















6.Выделите суффиксы. Определите их значение в словах каждого ряда.
1.Языкастый, мордастый, глазастый, головастый.

2.Практикант, квартирант, магистрант.

3.Патриотизм, анархизм, идеализм.

4.Оленина, осетрина, кабанина.

5.Крестьянство, братство, студенчество.
7.Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.
1.Заразить - ...............- обеззараживать

2.Дешевый - дешеветь-.......................- удешевление

3.Два - ......................- двойной - двояко

4. Густой — густо-...........................- густонаселенность

5.Бодрый — бодрить -......................приободрить

6.Блок — блокировать -.......................-.блокировочный

7.Долгий -............- дольше - подольше

8.Наставить — наставник -..............- по-наставнически

9.Новый — обновить -..............- обновка

10.Основа — основать-.............- обоснование.
8.Подведение итогов.
9.Домашнее задание:

-Составьте словосочетания прилагательное + существительное со следующими словами:
эффективный — эффектный, волновой - волнистый, опасный - опасливый, гармоничный- гармонический, личный - личностный, дождливый - дождевой, лесистый - лесной.
-Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся словом выигрышно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconУрок 21. Тема: Способы словообразования. Цели: повторить способы...
Кивать, зар…стание, р…сток, расст…лать, отт…рать, бл…стеть, разб…рать, ц…рк, ц…пленок, скворц…, сж…гать, панц…рь, маж…р, ноч…вка,...
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconУрок по теме «Алгоритм» Цель урока: повторение основных понятий и...
Формы работы учащихся: групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа за пк
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Род и число имён существительных»
Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число...
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconУрок-игра тема: соединительные гласныеоие в сложных словах
Среди, способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели. Систематизировать знания детей по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова»; закреплять умение выполнять алгоритм...
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconШкола
Страница Алгоритм действий для администраторов школы при заполнении системы ин-класс
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconУрок №1 Тема урока: Алгоритм. Класс: 2 Цель урока: Ввести понятие...
...
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconУрок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён...
Цель: закрепить знания по теме Имя существительное. Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок по теме: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них» ( 8 класс)
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconАнализ фгос спо и учебного плана по специальности
Алгоритм действий при разработке рабочей программы учебной дисциплины циклов огсэ, ен, оп
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconУрок по теме, базируется на пройденном материале. Тип урока: комбинированный....
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: способствовать развитию связной речи. Уточнить и закрепить слова по теме. Закрепить навыки словообразования и словоизменения....
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconТехническое задание. Частотный датчик уровня 2 Сравнительная характеристика...
Сравнительная характеристика датчиков обоснование выбора рекомендованного способа измерения, его достоинства и недостатки, а также...
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconАлгоритм действий для участника мастер-класса «Урок с Panaboard»
На странице группы Panaboard&EasiTeach найдите «Наши конкурсы», Мастер-класс «Урок с Panaboard»
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconУрок информатики по теме: Способы заливки в графическом редакторе Corel Draw
Развитее творческих способностей учащихся, познавательной активности, коммуникативных навыков при совместной работе
Урок по теме «способы словообразования. Алгоритм действий при определении способа образования слова» iconУрок русского языка. 3 класс. Ро л. В. Занкова. Учитель Дудырева...
Тема. Морфемный состав слова. Способы проверки орфограмм в разных морфемах слова: в корне, приставке, суффиксе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск