Скачать 43.44 Kb.
|
10 КЛАСС УРОК ПО ТЕМЕ «СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СПОСОБА ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА». Цели урока: 1)обобщить изученный материал по теме «Состав слова. Способы словообразования»; 2)повторить основные сведения по морфемике и словообразованию; 3)разграничить понятия «формально-структурный» и «структурно-семантический морфемный анализ слова»; 4)отработать навыки и умения морфемного и словообразовательного разбора слова. ХОД УРОКА. 1.Оргмомент. 2.Повторение теоретического материала. -Что такое морфема, корень, однокоренные слова, омонимичные корни? -Что такое приставка, суффикс, постфикс, окончание, интерфикс? -В чём отличие между словоизменительными и словообразовательными морфемами? (привести примеры). -В какой части слова заключено его лексическое значение? -Какие части слова выражают его грамматическое значение? -Какие части речи не имеют окончания? -Что такое нулевое окончание? -Нужно ли при подборе однокоренных слов учитывать их лексическое значение? 3.Вспомним способы словообразования и алгоритм действий для определения способа словообразования. -Следует растолковать лексическое значение слова и определить исходное слово. -Определить , с помощью чего и каким способом образовано слово.
Образец рассуждения. Из предложения надо выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Глаза его были открыты, но взор бродил где-там, по далеким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. Сначала выделим все слова, которые потенциально могут служить ответом. В данном случае это все слова с приставками: взор, открыты, натыкался, прибрежные .Определим исходные слова и способ образования. Существительное «взор» образовано от глагола «взирать» бессуффиксным способом (от основы отсекается суффикс А). Краткая форма причастия открыты образована от полной - открытые. Глагол «натыкаться» образован от глагола «наткнуться» с помощью суффикса А суффиксальным способом. Наконец, прилагательное «прибрежные» с лексическим значением «находящиеся около берега» образовано от существительного «берег» с помощью приставки « при» и суффикса «н». Таким образом, слово «прибрежные» образовано указанным способом. 4.Напишите лингвистическое сочинение — рассуждение. 1 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом? Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли еще что. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез. 2 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом? Под елочкой такое не хочется петь. Все это написано не от души, а для промоушина. Как тяжкая трудовая повинность. А Рождество и Новый год слишком человечные праздники, чтобы петь на них песни, написанные ради места под солнцем шоу-бизнеса, а не от полноты переполняющих чувств. Поэтому петь мы с вами будем милую,бесхитростную «В лесу родилась елочка», хотя никто из нас не знает ни авторов, ни первых исполнителей этих шлягеров. 5. Распределите слова на две группы: 1) с одним суффиксом, 2) с двумя суффиксами. Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный, букварный, пожарный, звонарный, базарный.
6.Выделите суффиксы. Определите их значение в словах каждого ряда. 1.Языкастый, мордастый, глазастый, головастый. 2.Практикант, квартирант, магистрант. 3.Патриотизм, анархизм, идеализм. 4.Оленина, осетрина, кабанина. 5.Крестьянство, братство, студенчество. 7.Восполните пробелы в словообразовательной цепочке. 1.Заразить - ...............- обеззараживать 2.Дешевый - дешеветь-.......................- удешевление 3.Два - ......................- двойной - двояко 4. Густой — густо-...........................- густонаселенность 5.Бодрый — бодрить -......................приободрить 6.Блок — блокировать -.......................-.блокировочный 7.Долгий -............- дольше - подольше 8.Наставить — наставник -..............- по-наставнически 9.Новый — обновить -..............- обновка 10.Основа — основать-.............- обоснование. 8.Подведение итогов. 9.Домашнее задание: -Составьте словосочетания прилагательное + существительное со следующими словами: эффективный — эффектный, волновой - волнистый, опасный - опасливый, гармоничный- гармонический, личный - личностный, дождливый - дождевой, лесистый - лесной. -Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся словом выигрышно. |
Урок 21. Тема: Способы словообразования. Цели: повторить способы... Кивать, зар…стание, р…сток, расст…лать, отт…рать, бл…стеть, разб…рать, ц…рк, ц…пленок, скворц…, сж…гать, панц…рь, маж…р, ноч…вка,... | Урок по теме «Алгоритм» Цель урока: повторение основных понятий и... Формы работы учащихся: групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа за пк | ||
Урок русского языка 3 класс Тема: «Род и число имён существительных» Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число... | Урок-игра тема: соединительные гласныеоие в сложных словах Среди, способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели. Систематизировать знания детей по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова»; закреплять умение выполнять алгоритм... | Школа Страница Алгоритм действий для администраторов школы при заполнении системы ин-класс | ||
Урок №1 Тема урока: Алгоритм. Класс: 2 Цель урока: Ввести понятие... ... | Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён... Цель: закрепить знания по теме Имя существительное. Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок по теме: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них» ( 8 класс) | Анализ фгос спо и учебного плана по специальности Алгоритм действий при разработке рабочей программы учебной дисциплины циклов огсэ, ен, оп | ||
Урок по теме, базируется на пройденном материале. Тип урока: комбинированный.... На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: способствовать развитию связной речи. Уточнить и закрепить слова по теме. Закрепить навыки словообразования и словоизменения.... | ||
Техническое задание. Частотный датчик уровня 2 Сравнительная характеристика... Сравнительная характеристика датчиков обоснование выбора рекомендованного способа измерения, его достоинства и недостатки, а также... | Алгоритм действий для участника мастер-класса «Урок с Panaboard» На странице группы Panaboard&EasiTeach найдите «Наши конкурсы», Мастер-класс «Урок с Panaboard» | ||
Урок информатики по теме: Способы заливки в графическом редакторе Corel Draw Развитее творческих способностей учащихся, познавательной активности, коммуникативных навыков при совместной работе | Урок русского языка. 3 класс. Ро л. В. Занкова. Учитель Дудырева... Тема. Морфемный состав слова. Способы проверки орфограмм в разных морфемах слова: в корне, приставке, суффиксе |