Скачать 496.15 Kb.
|
Решение сказочных и реальных изобретательских задач в начальной школе Бояркина В.И. , г. Усть-Илимск Иркутской области, руководитель городской проблемной группы ТРИЗ Предисловие Хочу поделиться с учителями начальных классов своим опытом преподавания ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Что же даёт этот урок детям? Во-первых, по определению, даёт знания приёмов и методов ТРИЗ, помогающих находить варианты решения проблемной ситуации, генерировать оригинальные дизайнерские идеи, сюжеты сказок, идеи по устройству объектов техники и т. д. Во-вторых, это регулярная тренировка творческого мышления, практика решения большого количества изобретательских задач. Даже если не сам ребёнок решает, он от товарищей набирает большой объём вариантов решений, которые в дальнейшем служат ему аналоговой базой для самостоятельного решения. Я ребятам всегда объясняю, как важно слушать и стараться понять решения товарищей: «У меня одно яблоко, и у Саши одно яблоко. Я дала своё яблоко Саше, он дал своё яблоко мне. Сколько у каждого яблок? – Ясное дело – по одному. А теперь другой пример: у меня в голове одна идея, и у Саши в голове одна идея. Я ему свою идею рассказала, т.е. как бы отдала, он мне - свою. Сколько идей у каждого в голове стало? Вот, видите, по две! А нас тут сколько? 10? Каждый по одной идее скажет, а в голове у каждого станет по 10 идей!» Этот эффект я испытала на себе, когда начала преподавать ТРИЗ в школе. Громадный массив детских идей развил и мои творческие способности. Несмотря на то, что я пришла в школу уже в весьма почтенном возрасте, после многолетней работы инженером в проектной организации. В-третьих, на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая компетентность (способность применять знания в реальных ситуациях), которую наконец-то востребовало общество как результат образования. Что даёт этот урок учителю? Во-первых, знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем. Во-вторых, как я уже сказала, развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления. В- третьих, воспитывает в нас готовность к восприятию нового. В-четвёртых, это обеспечивает профессиональный рост. В-пятых, это просто очень интересно!... Данная работа даёт начальные сведения о ТРИЗ, фонд задач, веер решений задач. На это обращаю особое внимание учителей – в изобретательских задачах есть множество решений! Репка и милиция (?....!) Не устаю удивляться и восхищаться творческим потенциалом наших детей! В этом году я выпустила свой любимый 9е ТРИЗ-класс… Вспоминаю их маленькими второклассниками, когда я пришла к ним преподавать ТРИЗ. На одном из уроков решали задачу из сказки про репку. Что же это дедушка такую толпу собрал, неужели нельзя было ему самому справиться с задачей? А если бы и мышкиных сил не хватило? Поищем совсем другие решения сбора такого необычного урожая. Составляем системный оператор (для детей я всю эту схему рисую в виде «волшебных» экранчиков, начиная с центрального, т. е. с системы, в которой возникла проблема) Прошлое Настоящее Будущее Надсистема Весна, лето Дом, дерево, земля, воздух Всё под снегом, зима. Система Росток репки Репка Кусочки репки на тарелке Подсистемы ? Ботва, корень, тело репки ? Итак, проблема с системой «репка». Рассмотрим верхний волшебный экранчик., (т. е. ресурсы ближайшей надсистемы) (репка – часть чего?) и поищем решение задачи. Задаю вопрос: «Земля» – может помочь вытащить репку? Ответ детей: - подкопать землю вокруг репки, легче будет тащить. Следующий вопрос: «А дерево может помочь деду вытащить репку»? - Да! надо наклонить дерево и привязать к репке, оно будет стараться выпрямиться и потащит репку вверх. «Воздух»? – движущийся воздух, ветер. Если дерево, привязанное к репке, будет ветер раскачивать, оно ещё сильнее будет репку дергать. «Дом»? – перекинуть через дом верёвку, один конец к репке привязать, к другому концу груз подвесить, например, корзину. Нагружая корзину камнями, потянем репку вверх. Рассмотрим теперь возможности будущего системы и надсистемы. «Кусочки репки – могут подсказать нам идею?» - репку-то можно сразу разрезать на несколько частей,, всё равно её такую большую сразу не съесть. «Всё под снегом». Допустим, так и не сумели её вытащить. Так может и не надо тащить? Может, есть какой-то выход, чтоб репка зимой не испортилась? Как она может испортиться? - замёрзнет, мороженая репка не вкусная. А можно сделать так, чтобы такая большая репка в земле не замёрзла? - надо только её утеплить сверху и с боков и сделать люк. Утеплить можно сухой ботвой, листвой, соломой . А зимой отрезать по куску репки и готовить! Смотрите-ка, у нас получилось готовое овощехранилище! А какая идея придёт из прошлого? Подумайте, что мог дед сделать заранее, если бы знал, что «репка вырастет большая-пребольшая»? А что нам подскажет нижний экранчик? (Подсистемы репки?) Таким образом, для решения каждой задачи очень важно выявить ресурсы ближайшей надсистемы и подсистем, возможности прошлого и будущего. Сразу обо всём человек не может думать, но, когда все возможности, все ресурсы выписаны, и начинаешь думать, искать решение проблемы в каждом направлении по отдельности, тут и приходят варианты решения задачи. Мы и забор использовали (рычаги из стоек забора), и погреб под домом (подземный ход из него до репки сделать!) и др. Потом говорю: «Нарисуйте тот способ, который вам больше всего понравился». Я, конечно, ожидала, что рисовать будут что-то из того, что мы за урок наговорили… Но Женя Б. выдал совершенно другую идею! На его рисунке рядом с репкой стоит крутая девушка, а к репке привязаны и тянут её три милицейские машины! Он объяснил это так: внучка уже выросла, работает в милиции, вот и попросила помочь! Вот так, какие бы ни были правила, а свободное воображение своё возьмёт!!! Остаётся ещё много вариантов из над-над…системы, и на них можно выйти интуицией, аналогией , воображением… Бабочка и дождь… Бабочка-однодневка проснулась ранним утром и поняла, что в жизни ей крупно не повезло: всё небо было в тучах, шел грустный затяжной дождик… Похоже, что дождь будет идти весь день, всю её жизнь!…А как хочется полетать, мир посмотреть, прожить жизнь ярко и радостно!… Что же делать? Эту сказочную, (хотя, в общем-то, не совсем сказочную…) задачу решали ребята из 2-3 классов на занятии по ТРИЗ. Сначала мы выяснили, почему бабочка не может летать во время дождя? Наверное, потому, что крылья намокнут, станут тяжёлыми и ей не хватит сил ими махать. Да ещё красивый узор пыльцы на крыльях дождь смоет… Потом мы «включили» волшебные экранчики. На одном рассмотрели из чего состоит бабочка (т. е. её подсистемы, это я поясняю для взрослых): тельце, лапки, крылья. На другом экранчике рассмотрели, что же есть вокруг бабочки, т. е. в её надсистеме: земля, воздух, ветер, тучи, капли дождя,трава, листья, цветы, деревья, другие бабочки, насекомые, животные, люди. Потом стали думать, как же использовать каждый из этих элементов, чтоб бабочка смогла попутешествовать и мир посмотреть. Вот какие идеи у ребятишек получились:
Ставлю вопрос по другому: «А можно ли обратить вред в пользу? Т. е. полетать… с помощью дождя?» - Можно! Например, так: забраться на цветок, прыгнуть на пролетающую мимо капельку дождя, потом на другую… Надо только о-о-очень быстро прыгать и каждый раз на каплю, которая выше… Или такой вариант: над подкидной доской накопить в листике несколько капель дождя, дернуть за паутинку, вода падает на свободный конец подкидной доски – бабочка взлетает!
Вот так мы подсказали бабочке разные выходы из сложной ситуации. Может быть, когда-нибудь дети вспомнят про эту бабочку в трудную минуту?.. ТРИЗ во 2Б классе! (ТРИЗ-журнал №2, 2001год. Школа №15 г. Усть-Илимска) Ребятишки из этого класса познакомились с ТРИЗ в прошлом году, они поняли и запомнили, что если надо придумать нечто новенькое или найти выход из затруднительного положения, то надо вспомнить про волшебников, которые подскажут «куда думать»! А Волшебников они узнали таких:
Кроме этих волшебников дети познакомились с волшебными экранчиками Волшебные экранчики подсказывают, что решение проблемы можно найти, если оглянуться в прошлое или заглянуть в будущее, поискать возможности (ресурсы) для решения внутри самой проблемы (используя элементы самой проблемы) или в ближайшем окружении, т. е. мысленно как бы рассматриваем задачу на разных экранах. (Для взрослых всё это называется – работа по системному оператору). Ребята из 2б решали несколько сказочных и реальных задач. С помощью волшебников получили много интересных, оригинальных идей. Например, сказка про репку. Как дед мог вытащить репку, если бы и мышкиных сил не хватило? Эту задачу мы с ними ещё в первом классе решали с помощью волшебных экранчиков. А в этот раз мы про неё вспомнили и решили порешать с помощью волшебников. И нашли ещё несколько неожиданных решений, например: Великан-Кроха – можно ли эту большую-пребольшую репку сначала уменьшить и легко выдернуть, а потом увеличить? Оказывается, можно, если её высушить, а потом размочить или разварить. Тогда другая задача, как же её высушить прямо в земле? Дети решили, что можно лучи солнца на неё кривыми зеркалами направить. А сколько забавных и остроумных решений было получено по сказке «Заюшкина избушка»! (У Лисы её ледяная избушка растаяла и она обманом захватила заячью – лубяную. Заяц сидел да плакал, звери пытались ему помочь, но Лиса всех напугала. Только Петух сумел Лису прогнать). Заяц был трудолюбивый, добрый, доверчивый, но в данной ситуации вёл себя не очень-то красиво, ни постоять за себя, ни другой какой-то выход найти не смог - только плакал. А как можно было ему поступить? Дети в этом классе миролюбивые, первое предложение было такое: построить другую избушку. Действительно, ведь эту избушку он сам строил. Дело было весной, за лето можно было другую избушку построить, лучше этой! Или договориться с Лисой, чтобы вместе жить. Это хорошие организационные решения. А дальше мы решили поискать технические, изобретательские, хитрые решения. Вариантов нашли больше десятка, а с разными уточняющими подвариантами ещё больше! Сначала нарисовали все экранчики: Прошлое настоящее будущее Зима в лесу Лес, земля, воздух, звери, трава, цветы. Лето . Строил избушку. Пустил Заяц лису в избушку. Проблема: Лиса захватила избушку Зайца Лиса живёт в избушке? Избушка лубяная. Крыша, стены, пол, потолок, окна, дверь. А теперь смотрим, что нам экранчики подскажут: Лиса живёт в избушке – не может же она всё время в избушке сидеть, выйдет – вот в это время и надо занять её! Крыша, стены, пол, потолок – в дом можно пробраться и через крышу (разобрать её), и через пол (сделать подкоп), а потом Лису напугать, чтоб она сама убежала. А что Великан-Кроха нам подскажет? Может ли заяц уменьшиться, чтобы пролезть в любую щель, а потом увеличиться, чтобы напугать лису? Ответ детей: Заяц сильно похудеет - уменьшится, а в доме увеличится, если встанет на ящик, в руки возьмёт палки, на голову наденет кастрюлю, накроется простынёй и с криком пойдёт на Лису! Конечно, Лиса испугается! А теперь самые сказочные варианты: -переодеться Зайцу в костюм Лиса, петь серенады и так выманить Лису из домика. -переодеться в сыщика и прийти к Лисе, сказав, что «обыск». -перед домом вырыть яму, замаскировать её, а Лису вызвать (допустим, царь зовёт её в карету: «Будь моей царицей!»). Лиса и провалится в яму, а выпустить её только с условием, что больше не будет никого обижать. Кроме сказочных задач мы решали задания из прошлого номер ТРИЗ-журнала. Как починить деревянные стулья? (Сначала выяснили - где, в каком месте чаще ломаются? Перекладины-планки под сиденьем)
Вот так интересно мы изобретали Решаем задачи конкурса МА ТРИЗ «ТРИЗ-2005» Ежегодные конкурсы Международной общественной ассоциации профессиональных преподавателей, разработчиков и пользователей теории решения изобретательских задач (Международная ассоциация ТРИЗ или МА ТРИЗ) проводятся с 2000 года. Конкурсные задания даются по возрастным группам от дошкольников до студентов и преподавателей. Кроме выполнения конкурсных заданий можно отправлять на конкурс самостоятельные проекты и исследовательские работы, связанные с решением изобретательских и исследовательских задач с помощью ТРИЗ и других методов активизации творческого мышления. Я и мои ученики участвовали во всех конкурсах МА ТРИЗ, и довольно успешно. Каждый год получали от одного до шести дипломов разной степени. Задач конкурса МА ТРИЗ мне хватает на 2-3 месяца работы (урок ТРИЗ проводится один раз в неделю). Мне самой интересно работать с этими задачами, т. к. нет контрольного ответа, своя голова должна тоже поработать!... Хотя бы 1-2 варианта надо до занятия придумать. Ниже приведённые задачи решались в начальной школе (1-4 класс). Участвовали дети из восьми классов. |
Для учителя начальных классов (копилка опыта) Разработки Натальи Рубиной по использованию теории решения изобретательских задач в начальной школе | Тема: Применение эвристических задач обучения в начальной школе Из этого вытекает, что в начальной школе образовательный процесс имеет развивающую направленность | ||
Решение живописных и графических задач в композиции с помощью упражнений,... Лнить задание, выбирая при этом простейшее решение, не углубляясь в детали. В свою очередь, перед учителем стоит задача активизировать... | Презентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация... Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера.... | ||
Развитие речи младших школьников Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского... | Декада начальной школы Урок математики в 1б классе «Прибавление числа Решение задач и примеров на сложение» | ||
Внеклассное мероприятие в начальной школе ... | Тема: Решение задач с помощью системы уравнений первой и второй степени. Здравствуйте, ребята. Ещё начиная с начальной школы вы учились решать задачи. Для этого с каждым годом вы обучались всё новым и новым... | ||
Биологи я: животные сборник Тризы (здания с использованием теории решения исследовательских или изобретательских задач) | Программа дополнительного образования Тема «Решение задач повышенной трудности» Умение их решать во многом определяет развитие логического мышления и навыков решения задач повышенной трудности, а также успешную... | ||
Решение задач по теме «Уравнение касательной к графику функции» Решение задач по теме «Применение производной к исследованию функций и построению графиков» | Решение задач егэ по теме «Углы между прямыми» Тип урока: решение задач (урок проводится в рамках уроков выделенных на подготовку к егэ.) | ||
Урок математики в 6 классе. Проценты. Решение задач Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок беседа, обсуждение | Образовательная программа творческого объединения «Иррациональные неравенства» Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих... | ||
Конспект урока по теме «Решение задач на механические свойства твёрдых тел.» Гука, производить алгебраические преобразования величин и единиц измерения; самостоятельно определять порядок действий, составлять... | Доклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.» Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе |