Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова





Скачать 48.26 Kb.
НазваниеТема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова
Дата публикации23.08.2014
Размер48.26 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок

МАОУ «Гимназия № 76», учитель нач. классов Рабаданова Гульнара Магомедовна

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова.
Орг. момент

- Ребята, поприветствуйте гостей. Сегодня на уроке нам предстоит выполнить много работы. От вашей активности, внимания и желания узнать для себя что-то новое зависит продуктивность нашего урока.

Орф. разминка и инд. работа у доски

1. На доске бел лес

бел лес

бел лес

бел лес

бел лес

-еньк, -ушк, -ок, -ник, -к, -н, пере-, о-, по-, -а, -ый, -ий, -ой, -ые

Игра «Одень корень». Двое ребят у доски подставляют к корню различные морфемы и образовывают новые слова.

2. Один ученик у доски разгадывает кроссворд.


2










1




























3



















4








5





1. изменяемая часть слова;

2. часть слова без окончания;

3. часть слова, которая находится перед корнем и

служит для словообразования;

4. часть слова, которая находится после корня и

служит для словообразования;

5. главная, значимая часть слова, в которой

заключено общее значение всех однокоренных слов

3.Все остальные дети записывают аудиодиктант и обозначают орфограммы:

Выползли кроты, большой лентяй, далеко от реки, площадка во дворе.

- Обозначьте все знакомые орфограммы. (объясняют по цепочке)

- Разберите по составу слова площадка и выползли.

Проверка работающих у доски.

- Посмотрим, как справились с заданием наши помощники.

- Какие слова были спрятаны в кроссворде?

- Так что такое корень?

- Что такое приставка?

- Прочитайте, что о приставках сказал К.Д. Паустовский.

На доске «В приставках таится разнообразие смысла»

К.Паустовский.

- А что такое суффикс?

На доске Суффиксы обогащают словарный состав языка.

- Какая часть слова не участвует в словообразовании?

- Согласны ли вы со словами, которые получились у детей? (задание 1)

Вопросы детям, выполнявшим задание:

- Какую часть слова ты добавил? Докажи.

- Что ты можешь сказать про слова своего столбика?

Работа по теме урока.

На экране Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

Погореловский.

- Прочитайте стихотворение. Выпишите однокоренные слова.

- Сколько слов вы выписали?

- Назовите их.

- Почему вы не выписали слово снежном? А слово снег?

- Почему вы не выписали слово снегири?

- Послушайте, что сказано о слове снегири в этимологическом словаре.

-………..

- А сейчас разгадайте шараду и вы сможете дописать ещё одно однокоренное слово.

На экране Корень мой находится в снегу,

В подставке я приставочку найду,

Суффикс мой вы в чайнике встречали,

Целиком я – на лесной поляне.

(подснежник)

- Измените форму этого слова. Какую часть слова при этом вы изменили?

- Какие ещё однокоренные слова можно было бы добавить?

(снежинка, снеговой, подснежник, снегопад, белоснежный…)

- Остановимся на слове снежинка.

- Назовите окончание и основу.

- Измените форму слова.

- О снежинке- это однокоренное слово? Докажите.

- Так какие же слова мы считаем однокоренными?

- Что скажете про их основу и корень?

- А если основа не меняется, то это что?

- Прочитайте вывод в учебнике на стр. 116 в упр. 66

Физминутка. Мультимедийная зарядка для глаз.
Работа по развитию речи.

- Вчера на уроке литературы вы писали мини-сочинения о снежинке, и у вас получились замечательные рассказы. Чьё сочинение вы бы хотели послушать ещё раз?

Выслушиваются 2-3 сочинения.

- А я бы хотела вам зачитать ещё одну историю о снежинке. Сочинил её заме-чательный писатель Виктор Хмельницкий. У него удивительный талант – ви-деть в обычном мире нечто необычное. Вот послушайте.

Волшебная Снежинка.

Волшебная Снежинка села на веточку, с которой только что слетел последний лист.

- Хочешь, я стану листом? - спросила у Веточки Снежинка.

Но Веточка уже спала и ничего не ответила… Тогда Снежинка полетела вниз и села на Стебелёк осыпавшегося цветка.

- Хочешь, я стану бутоном? – спросила Волшебная Снежинка у Стебелька.

Но Стебелёк тоже уснул… Тогда Снежинка полетела к Пруду, собираясь стать Золотой Рыбкой, но Пруд крепко спал, укрывшись с головой одеялом льда…

Так летала Снежинка всю зиму и только в начале весны догадалась стать Подснежником! А что? И красиво, и разрешения ни у кого спрашивать не надо.

- Понравилась вам сказка?

- Что необычного в этой истории?

Закрепление

- А сейчас, пользуясь подсказкой на доске, запишите как можно больше однокоренных слов с корнем -зим- . Что вы помните про основы однокоренных слов?

На доске зим

-еньк, -ушк, -ок, -ник, -к, -н, пере-, о-, по-, -а, -ый, -ий, -ой, -ые

- Проверку проведём в форме аукциона.

Дети называют полученные слова. Побеждает последний, назвавший слово.

- Проверим, как вы усвоили эту тему. Задание по вариантам. На экране будут появляться слова. 1-й вариант выписывает группы однокоренных слов, а 2-й вариант – группы форм одного слова.

На экране

облака облачко

за облаком безоблачное

в облаках облака

лёд лёд

льдина на льду

ледышка подо льдом

мороз мороз

морозец морозом

морозище от мороза

заморозки морозы

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Выслушиваются ответы детей.

- Подведём итоги. Что вы должны запомнить об однокоренных словах?

- Что вы знаете о формах одного и того же слова?

- С каким настроением вы заканчиваете этот урок?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формировать представления о сходстве и различии разных форм одного и того же слова и однокоренных слов
Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формировать представление о механизме образования форм слова, об отличии форм слова от однокоренных слов
Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова iconКонспект урока "Нахождение проверочных слов для безударной гласной...
Задание на определение слова по значению. Подобрать однокоренные проверочные слова
Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова iconУрок по русскому языку во 2 классе «а». 2012 год Тема: «Правописание...
Образовательные: совершенствовать навыки подбора однокоренных слов; навыки правописания безударных гласных в корне слова; продолжать...
Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова icon3. Анафоры. Риторические вопросы
Повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической...
Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова iconУрок Русский язык 2 класс Тема: Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов
Прочитайте слова написанные на доске. Сравните слова в каждой группе и найдите среди них лишние. Подумайте почему они лишние?
Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова iconУрока. Организационный момент
Ознакомление с двумя признаками однокоренных слов, учиться подбирать однокоренные слова, развитие умения сравнивать слова
Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова iconКорень слова. Однокоренные слова
...
Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова iconУрок во 2 классе по теме: "Сложные слова"
На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове...
Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова iconОднокоренные слова и формы слова
Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова
Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формировать умение находить корень слова, подбирать однокоренные слова с учётом двух признаков однокоренных слов
Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова iconУрока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»
Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: создание условий для развития умения распознавать проверочные слова в группе однокоренных слов
Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова iconПлан урока по русскому языку во 2-ом классе Тема урока. Обозначение...
Цель урока Ознакомить с единообразным написанием форм одного и того же слова, выяснение необходимости проверки безударных гласных...
Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. (Корень)
Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова iconУрок русского языка Тема : Проверка написания слов с парными согласными на конце слова
Развивать умение сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочное, обосновывать написание проверяемого слова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск