Скачать 48.26 Kb.
|
МАОУ «Гимназия № 76», учитель нач. классов Рабаданова Гульнара Магомедовна Урок русского языка в 3 классе Тема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова. Орг. момент - Ребята, поприветствуйте гостей. Сегодня на уроке нам предстоит выполнить много работы. От вашей активности, внимания и желания узнать для себя что-то новое зависит продуктивность нашего урока. Орф. разминка и инд. работа у доски 1. На доске бел лес бел лес бел лес бел лес бел лес -еньк, -ушк, -ок, -ник, -к, -н, пере-, о-, по-, -а, -ый, -ий, -ой, -ые Игра «Одень корень». Двое ребят у доски подставляют к корню различные морфемы и образовывают новые слова. 2. Один ученик у доски разгадывает кроссворд.
1. изменяемая часть слова; 2. часть слова без окончания; 3. часть слова, которая находится перед корнем и служит для словообразования; 4. часть слова, которая находится после корня и служит для словообразования; 5. главная, значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов 3.Все остальные дети записывают аудиодиктант и обозначают орфограммы: Выползли кроты, большой лентяй, далеко от реки, площадка во дворе. - Обозначьте все знакомые орфограммы. (объясняют по цепочке) - Разберите по составу слова площадка и выползли. Проверка работающих у доски. - Посмотрим, как справились с заданием наши помощники. - Какие слова были спрятаны в кроссворде? - Так что такое корень? - Что такое приставка? - Прочитайте, что о приставках сказал К.Д. Паустовский. На доске «В приставках таится разнообразие смысла» К.Паустовский. - А что такое суффикс? На доске Суффиксы обогащают словарный состав языка. - Какая часть слова не участвует в словообразовании? - Согласны ли вы со словами, которые получились у детей? (задание 1) Вопросы детям, выполнявшим задание: - Какую часть слова ты добавил? Докажи. - Что ты можешь сказать про слова своего столбика? Работа по теме урока. На экране Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки, В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут снег снегурки. Погореловский. - Прочитайте стихотворение. Выпишите однокоренные слова. - Сколько слов вы выписали? - Назовите их. - Почему вы не выписали слово снежном? А слово снег? - Почему вы не выписали слово снегири? - Послушайте, что сказано о слове снегири в этимологическом словаре. -……….. - А сейчас разгадайте шараду и вы сможете дописать ещё одно однокоренное слово. На экране Корень мой находится в снегу, В подставке я приставочку найду, Суффикс мой вы в чайнике встречали, Целиком я – на лесной поляне. (подснежник) - Измените форму этого слова. Какую часть слова при этом вы изменили? - Какие ещё однокоренные слова можно было бы добавить? (снежинка, снеговой, подснежник, снегопад, белоснежный…) - Остановимся на слове снежинка. - Назовите окончание и основу. - Измените форму слова. - О снежинке- это однокоренное слово? Докажите. - Так какие же слова мы считаем однокоренными? - Что скажете про их основу и корень? - А если основа не меняется, то это что? - Прочитайте вывод в учебнике на стр. 116 в упр. 66 Физминутка. Мультимедийная зарядка для глаз. Работа по развитию речи. - Вчера на уроке литературы вы писали мини-сочинения о снежинке, и у вас получились замечательные рассказы. Чьё сочинение вы бы хотели послушать ещё раз? Выслушиваются 2-3 сочинения. - А я бы хотела вам зачитать ещё одну историю о снежинке. Сочинил её заме-чательный писатель Виктор Хмельницкий. У него удивительный талант – ви-деть в обычном мире нечто необычное. Вот послушайте. Волшебная Снежинка. Волшебная Снежинка села на веточку, с которой только что слетел последний лист. - Хочешь, я стану листом? - спросила у Веточки Снежинка. Но Веточка уже спала и ничего не ответила… Тогда Снежинка полетела вниз и села на Стебелёк осыпавшегося цветка. - Хочешь, я стану бутоном? – спросила Волшебная Снежинка у Стебелька. Но Стебелёк тоже уснул… Тогда Снежинка полетела к Пруду, собираясь стать Золотой Рыбкой, но Пруд крепко спал, укрывшись с головой одеялом льда… Так летала Снежинка всю зиму и только в начале весны догадалась стать Подснежником! А что? И красиво, и разрешения ни у кого спрашивать не надо. - Понравилась вам сказка? - Что необычного в этой истории? Закрепление - А сейчас, пользуясь подсказкой на доске, запишите как можно больше однокоренных слов с корнем -зим- . Что вы помните про основы однокоренных слов? На доске зим -еньк, -ушк, -ок, -ник, -к, -н, пере-, о-, по-, -а, -ый, -ий, -ой, -ые - Проверку проведём в форме аукциона. Дети называют полученные слова. Побеждает последний, назвавший слово. - Проверим, как вы усвоили эту тему. Задание по вариантам. На экране будут появляться слова. 1-й вариант выписывает группы однокоренных слов, а 2-й вариант – группы форм одного слова. На экране облака облачко за облаком безоблачное в облаках облака лёд лёд льдина на льду ледышка подо льдом мороз мороз морозец морозом морозище от мороза заморозки морозы - Давайте проверим, что у вас получилось. Выслушиваются ответы детей. - Подведём итоги. Что вы должны запомнить об однокоренных словах? - Что вы знаете о формах одного и того же слова? - С каким настроением вы заканчиваете этот урок? |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать представления о сходстве и различии разных форм одного и того же слова и однокоренных слов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: формировать представление о механизме образования форм слова, об отличии форм слова от однокоренных слов | ||
Конспект урока "Нахождение проверочных слов для безударной гласной... Задание на определение слова по значению. Подобрать однокоренные проверочные слова | Урок по русскому языку во 2 классе «а». 2012 год Тема: «Правописание... Образовательные: совершенствовать навыки подбора однокоренных слов; навыки правописания безударных гласных в корне слова; продолжать... | ||
3. Анафоры. Риторические вопросы Повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической... | Урок Русский язык 2 класс Тема: Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов Прочитайте слова написанные на доске. Сравните слова в каждой группе и найдите среди них лишние. Подумайте почему они лишние? | ||
Урока. Организационный момент Ознакомление с двумя признаками однокоренных слов, учиться подбирать однокоренные слова, развитие умения сравнивать слова | Корень слова. Однокоренные слова ... | ||
Урок во 2 классе по теме: "Сложные слова" На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове... | Однокоренные слова и формы слова Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать умение находить корень слова, подбирать однокоренные слова с учётом двух признаков однокоренных слов | Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: создание условий для развития умения распознавать проверочные слова в группе однокоренных слов | План урока по русскому языку во 2-ом классе Тема урока. Обозначение... Цель урока Ознакомить с единообразным написанием форм одного и того же слова, выяснение необходимости проверки безударных гласных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. (Корень) | Урок русского языка Тема : Проверка написания слов с парными согласными на конце слова Развивать умение сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочное, обосновывать написание проверяемого слова |