Скачать 95.31 Kb.
|
Учитель: Фазлеева Гульнур Ильдусовна , учитель ll квалификациооной категории МБОУ «Лицей №2 г.Мамадыш» Класс: 3б Тема: Урок чистоты. Методы и формы организации: - лекция; - диалог; - технология проблемного обучения; - метод проекта; - анкетирование; - использование ИКТ; - связь с жизнью; - опора на жизненный опыт учащихся; - работа в группах. Цель: изучить, что делается для решения утилизации бытовых отходов в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, сравнить результаты этой деятельности и попробовать вынести свои решения проблемы. Задачи:
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, анкеты, словарь Ожегова, ручки, листочки, магнитофон, грамзапись, стихи, пословицы. 1.Эмоциональный настрой. (Звучит мелодичная музыка) (1 ученик рассказывыет стихотворение) - Я хочу на зорьке встать.Солнце первой повстречать.Крикнуть: «С добрым утром, Солнце!»И оно мне улыбнется.-Доброе утро! – Солнцу и птицам.-Доброе утро! – вам, улыбчивым лицам.2. Организационный момент Сегодня мы проведем необычный урок – урок чистоты. -Как вы понимаете слово «чистота»? Какая бывает чистота? (чистота тела, чистота в доме, чистота одежды и т.п., Нужно подвести детей к понятиям: чистота во дворе, на улице, в городе, чистота в стране, на планете, чистота души - если у человека чистая душа, значит он добрый, не будет совершать плохих поступков и т.п.) Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету». - Как вы понимаете это высказывание? (Слайд 2) (Дети:-Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте.) -Правильно, ребята. Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом. Занимается этим наука экология. - Что такое Экология?(ответы детей) (Слайд 3) Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos – наука. Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу.То есть, наука о защите дома-природы. Показ слайдов с комментарием: Слайд 4. -Река Вятка, какая она? (Чистая, широкая, сокровищница пресной воды. Наш город Мамадыш расположен на берегу Вятки) Слайд 5. Лес – это легкие нашей планеты. Слайд 6. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Как мы с вами на месте свалки садили деревья, а на клумбах возле школы цветы. Это и полезно, и глаз радует. - И многое, многое другое, все не перечислишь Понравились вам пейзажи? Какой вывод можно сделать? (Наша Земля очень красивая) -Земля - это наш Зелёный дом! Как много всего в этом замечательном доме! - А как вы думаете, везде ли можно увидеть такую красоту? (нет) - К сожалению, нет, очень часто мы видим и такие тревожные факты. Но при ближайшем рассмотрении мы увидели тревожные факты…Слайд 7. -Что мы видим? (Люди вываливали мусор в лес) -Они правильно поступили? Почему? Слайд 8. -Что случилось с рекой? (Люди загрязняли воду) -Как вы думаете, что случится с рыбами? (они могут погибнуть) Слайд 9. -Какой вред от машин? (Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим). Слайд 10. -Что случилось с лесом? (Люди вырубили лес) -Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. Слайд 11. -Что делают люди? (Они сжигают мусор) -Правильно ли они поступают? Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышим мы, люди. Слайд 12 . -Как вы объясните поступок людей? -Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха. - Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет) Вот таких черных пятен не счесть. Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках, Но темнеют чёрные ожоги У земного шара на боках Мы давно “освоили” планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету - Чёрные, сотрёшь ли, человек? 3. Актуализация знаний. -Современное общество – это общество с высоким уровнем потребления продуктов питания, предметов быта, развлечений. А любое потребление всегда связано с отходами. Следовательно, чем больше человек потребляет, тем больше он производит отходов, которые интеллигентно именуются специалистами «твердыми бытовыми отходами» (ТБО). К ним относятся пищевые отходы, бумага и картон, текстиль, древесина, кости, резина, металл, стекло, пластмасса. В последнее время большую часть ТБО составляют помимо бумаги и картона всевозможные виды пластиков. Это объясняется их уникальными качествами: многообразием форм и цветов, незаменимых для дизайна, широким спектром свойств, легкостью, небольшими затратами на производство. Но сроки разложения различных отходов очень сильно отличаются. Во многих регионах РФ реальная последовательность удаления отходов потребления и быта состоит из двух этапов: (Слайд 13)1) общий сбор и транспортировка;2) захоронение ТБО.Захоронения производятся на так называемых полигонах, или попросту говоря, свалках, которые могут быть как специализированные (санкционированные), так и стихийно возникающие (неразрешенные). Почти все российские полигоны, за редким исключением, производят подавляющее психологическое впечатление, отравляя атмосферу и гидросферу, губят растительный покров. Там в огромных количествах размножаются крысы, мыши и насекомые, что угрожает вспышками инфекционных заболеваний. Под полигонами в нашей стране занято 40 тыс. га земли, в том числе плодородной, и это без учета несанкционированных свалок. Ежегодно для этих целей отчуждается 10 тыс. га земель. Исходя из вышеизложенного, захоронения ТБО на полигонах очень нерациональны и опасны для природы и общества. Существует еще один способ утилизации отходов, тоже достаточно древний: сжигание. Сейчас в мире действует около 1000 мусоросжигательных заводов (МСЗ).. От сжигания 1 т. мусора образуется 5 тыс. м3 газов, содержащих диоксиды, которые сохраняют свою стойкость в течение десятилетий, образуя зоны отравления до 30 км. Следовательно, и этот способ утилизации бытовых отходов таит в себе немалую угрозу для окружающей среды и человека. В среднем принято считать, что в России на одного жителя в год приходится 250 – 300 кг мусора. По сравнению с западными странами этот показатель невысок (например, в США на каждого жителя приходится 715 кг мусора в год, в Швеции – 480 кг). Но, если мы приезжаем за границу, там намного чище. Почему? Количество отходов многократно увеличивается в местах большого скопления людей, т.е. в крупных городах. И как следствие этого встает вопрос о том, что делать с этими отходами. 4.Динамическая пауза.(Дети закрывают глаза, расслабляются, учитель под музыку произносит напевно слова) Напряженье улетело, И расслаблено все тело. Будто мы лежим на травке. На зеленой мягкой травке. Греет солнышко сейчас, Руки теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется.Нам понятно, что такоеСостояние покоя.5. Создание проблемной ситуации. - Вот сегодня на уроке мы и должны с вами подумать, что нужно сделать, чтобы в нашем городе, нашей стране стало чисто. 6. Определение целей. В нашей работе мы поставим своей целью изучить, что делается для решения этой немаловажной проблемы в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, а также сравнить результаты этой деятельности и попробовать вынести свои решения проблемы. 7. Работа по теме. Давайте сначала перечислим, что делается в нашем городе. (В городе работают дворники, стоят мусорные контейнеры, в определенное время вывозят мусор машины, проходят субботники, по городу установлены урны и т.д.) Дополнения учителя. - В нашем городе на всех улицах поставили контейнеры. Постоянно городские власти и службы обращаются к жителям с просьбой соблюдать чистоту возле домов, на остановках, у своих предприятий и т.д. - Скажите, пожалуйста, стал ли наш город чистым? (Нет, в некоторых улицах грязно) - А почему? (Потому что люди выбрасывают мусор на улицу) - Я предлагаю вам поработать в группах 10 мин. и записать ваши предложения. (Работа с нетбуками и с интерактивной доской. Класс делится на 3 группы: «красные», «желтые», «зеленые». Пишут свои предложения) (Дети внесли предложения: бережно относиться к природе, не наносить ей вред, не бросать мусор,увеличить количество дворников, повысить им зарплату, чаще проводить субботники, создать службу в городе, которая бы ежедневно контролировала состояние окружающей среды, обращаться к жителям по телевидению, через газету, рассказывать о вреде загрязнения, т.е. повышать культуру людей, развешивать плакаты, расклеивать листовки с обращениями о соблюдении чистоты, штрафовать за загрязнения, подключить милицию, соблюдать чистоту везде) - Молодцы! Вы высказали свои мнения. Как вы думаете, какое самое главное? (Повысить культуру людей, ответственность за свои поступки) 8. Анализ анкеты «Наши поступки» - Помните, вы провели опрос среди учащихся начальных классов. Они отвечали на 2 вопроса анкеты, давайте проанализируем.
Статистика. 14человек – нарушали (бросали мусор, где попало; собирали грибы, вырывая с корнем; в лесу ломали ветки, жгли костры; в отпуске ловили бабочек; рвали луговые цветы). Наши поступки 81,8% 18,1% 4 чел. не нарушали 14 чел. нарушали Вывод: Вы наглядно увидели, что большее количество – нарушали. Вот видите, вы мне сказали, что нужно повышать культуру населения, значит, в первую очередь, надо начинать с себя, подумать, прежде чем совершить поступок, а затем остановить другого, не быть равнодушным, когда мы видим безразличных людей. Тогда у нас будет чистый воздух, чистая вода, меньше болезней, увеличится продолжительность жизни и т.п. - Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас. Итак, первое, самое главное правило, мы вынесли.
-В нашем районе в прошлом году построили мусороперерабатывающий завод. Как вы думаете, почему?( Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышим мы, люди. ) -Молодцы! Пожалуйста, какое следующее предложение вносим. 2. Сортировка мусора, создание мусороперерабатывающих заводов. 3. Не сжигать пластмассы и другие материалы, которые выделяют опасные примеси. _ Ну, и всем известное правило: 4. Беречь и охранять природу. 9. Подведение итогов. (Слайд 14) - Давайте повторим, какие правила у нас получились. 1. Повышать культуру населения. 2. Сортировка мусора, создание мусороперерабатывающих заводов. 3. Не сжигать пластмассы и другие материалы, которые выделяют опасные примеси. 4. Беречь и охранять природу. - Скажите, пожалуйста, сколько из перечисленных вам не под силу? - Только одно – создание перерабатывающих заводов. Остальные все мы можем соблюдать. - Ребята, сегодня, 22 апреля - Международный день Земли, отмечается ежегодно. Этот день, призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Все желающие в этот день принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях. - Наша школа с 27 по 30 апреля выходит на субботник по уборке территории вокруг школы. В прошлом году мы с вами посадили деревья и цветы, ввели акцию «Чистый четверг», я думаю, нынче мы ее продолжим. - Я предлагаю вам в качестве домашнего задания, по группам сделать плакаты «Очистим планету от мусора!» -А сейчас рецепт от доктора Айболита.(Слайд 15) Чтобы было хорошо, чисто на планете,Я даю рецепт такой, взрослые и дети:Фантик, огрызки, обрезки бумагВ урну бросай или в мусорный бак.Цветы не срывай, кусты не ломай.10.Рефлексия. - Ребята, напишите, пожалуйста на листочках. Я узнал ………. Я понял……….. Я буду……….. Мне хочется закончить урок словами: (Слайд 16) -Люди! Планета – ваш дом. Содержите её в чистоте, оберегайте, любите, и она станет вашей крепостью! - Спасибо за урок! Список использованной литературы.
|
Отчет о проведении акции «Урок чистоты» по мбоу «Абалачевская сош» Рт в школе проведена эколого –просветительская акция «Урок чистоты». Главными задачами «Урока чистоты являются повышение уровня экологических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня во всех школах республики проходит четвертый и итоговый в этом году «Урок чистоты». «Урок чистоты» республиканская, эколого-просветительская... | ||
Инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция,... | ||
«Весёлый урок о здоровье» Ными героями состоялся спор, разрешить который помогали загадки, игры, спортивные упражнения. Все вместе путешествовали по маршруту... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рт в школе проведена эколого –просветительская акция «Урок чистоты». Главными задачами «Урока чистоты являются повышение уровня экологических... | ||
Учебно-методический комплекс по (предмету, курсу, факультативу, спецкурсу).... Формы и методы формирования системного мышления в ходе изучения курсов истории (обществоведения) | Урок по алгебре в 9 классе. Тема: «Обобщающий урок по теме «Прогрессии» Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная | ||
Цель проведения ... | Тема: «Методы и приемы, способствующие эффективности урока. Формы... | ||
Темы уроков Методы и формы контроля Методы, формы и приемы работы Сформулируйте правила своего поведения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих в случае... | Рабочая программа по дисциплине В. В методы очистки и разделения биологически активных веществ Целью изучения дисциплины «Методы очистки и разделения биологически активных веществ» дать студентам представление о сущности современных... | ||
Пояснительная записка «Через творчество к жизненной миссии» ... | Урок как основная форма обучения. Дополнительные формы организации обучения В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют... | ||
Урок чистоты. Продолжительность: урок 40 мин Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, задания... | День четвертый «Оценка состояния преподавания предметов в оу и поиск... Проблема: формы и методы организации урока с точки зрения метапредметного подхода |