Урок чистоты. Методы и формы организации





Скачать 95.31 Kb.
НазваниеУрок чистоты. Методы и формы организации
Дата публикации23.07.2013
Размер95.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Учитель: Фазлеева Гульнур Ильдусовна , учитель ll квалификациооной категории МБОУ «Лицей №2 г.Мамадыш»

Класс: 3б

Тема: Урок чистоты.
Методы и формы организации:

- лекция;

- диалог;

- технология проблемного обучения;

- метод проекта;

- анкетирование;

- использование ИКТ;

- связь с жизнью;

- опора на жизненный опыт учащихся;

- работа в группах.

Цель: изучить, что делается для решения утилизации бытовых отходов в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, сравнить результаты этой деятельности и попробовать вынести свои решения проблемы.

Задачи:

  • формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;

  • познакомиться с проблемами утилизации бытовых отходов;

  • сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

  • создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

  • создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

  • формировать мотивацию природоохранной деятельности;

  • формировать культуру общения на уроке, работы в группах.

  • Продолжить работу по проектной деятельности;

  • воспитывать экологическую культуру;

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, анкеты, словарь Ожегова, ручки, листочки, магнитофон, грамзапись, стихи, пословицы.

1.Эмоциональный настрой.

(Звучит мелодичная музыка)

(1 ученик рассказывыет стихотворение)

- Я хочу на зорьке встать.

Солнце первой повстречать.

Крикнуть: «С добрым утром, Солнце!»

И оно мне улыбнется.

-Доброе утро! – Солнцу и птицам.

-Доброе утро! – вам, улыбчивым лицам.


2. Организационный момент

Сегодня мы проведем необычный урок – урок чистоты.

-Как вы понимаете слово «чистота»? Какая бывает чистота?

(чистота тела, чистота в доме, чистота одежды и т.п.,

Нужно подвести детей к понятиям: чистота во дворе, на улице, в городе, чистота в стране, на планете, чистота души - если у человека чистая душа, значит он добрый, не будет совершать плохих поступков и т.п.)

Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету».

- Как вы понимаете это высказывание? (Слайд 2)

(Дети:-Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте.)

-Правильно, ребята. Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом. Занимается этим наука экология.

- Что такое Экология?(ответы детей) (Слайд 3)

Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos – наука.

Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу.То есть, наука о защите дома-природы.

Показ слайдов с комментарием:

Слайд 4.

-Река Вятка, какая она? (Чистая, широкая, сокровищница пресной воды. Наш город Мамадыш расположен на берегу Вятки)

Слайд 5. Лес – это легкие нашей планеты.

Слайд 6. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Как мы с вами на месте свалки садили деревья, а на клумбах возле школы цветы. Это и полезно, и глаз радует.

- И многое, многое другое, все не перечислишь

Понравились вам пейзажи? Какой вывод можно сделать? (Наша Земля очень красивая)

-Земля - это наш Зелёный дом! Как много всего в этом замечательном доме!

- А как вы думаете, везде ли можно увидеть такую красоту? (нет)

- К сожалению, нет, очень часто мы видим и такие тревожные факты.

Но при ближайшем рассмотрении мы увидели тревожные факты…


Слайд 7.

-Что мы видим? (Люди вываливали мусор в лес)

-Они правильно поступили? Почему?

Слайд 8.

-Что случилось с рекой? (Люди загрязняли воду)

-Как вы думаете, что случится с рыбами? (они могут погибнуть)

Слайд 9.

-Какой вред от машин? (Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим).

Слайд 10.

-Что случилось с лесом? (Люди вырубили лес)

-Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.

Слайд 11.

-Что делают люди? (Они сжигают мусор)

-Правильно ли они поступают?

Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышим мы, люди.

Слайд 12 .

-Как вы объясните поступок людей?

-Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

- Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)

Вот таких черных пятен не счесть.

Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют чёрные ожоги
У земного шара на боках
Мы давно “освоили” планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету -
Чёрные, сотрёшь ли, человек?


3. Актуализация знаний.

-Современное общество – это общество с высоким уровнем потребления продуктов питания, предметов быта, развлечений. А любое потребление всегда связано с отходами. Следовательно, чем больше человек потребляет, тем больше он производит отходов, которые интеллигентно именуются специалистами «твердыми бытовыми отходами» (ТБО). К ним относятся пищевые отходы, бумага и картон, текстиль, древесина, кости, резина, металл, стекло, пластмасса. В последнее время большую часть ТБО составляют помимо бумаги и картона всевозможные виды пластиков. Это объясняется их уникальными качествами: многообразием форм и цветов, незаменимых для дизайна, широким спектром свойств, легкостью, небольшими затратами на производство. Но сроки разложения различных отходов очень сильно отличаются.

Во многих регионах РФ реальная последовательность удаления отходов потребления и быта состоит из двух этапов: (Слайд 13)

1) общий сбор и транспортировка;

2) захоронение ТБО.


Захоронения производятся на так называемых полигонах, или попросту говоря, свалках, которые могут быть как специализированные (санкционированные), так и стихийно возникающие (неразрешенные).

Почти все российские полигоны, за редким исключением, производят подавляющее психологическое впечатление, отравляя атмосферу и гидросферу, губят растительный покров. Там в огромных количествах размножаются крысы, мыши и насекомые, что угрожает вспышками инфекционных заболеваний. Под полигонами в нашей стране занято 40 тыс. га земли, в том числе плодородной, и это без учета несанкционированных свалок. Ежегодно для этих целей отчуждается 10 тыс. га земель. Исходя из вышеизложенного, захоронения ТБО на полигонах очень нерациональны и опасны для природы и общества.

Существует еще один способ утилизации отходов, тоже достаточно древний: сжигание. Сейчас в мире действует около 1000 мусоросжигательных заводов (МСЗ).. От сжигания 1 т. мусора образуется 5 тыс. м3 газов, содержащих диоксиды, которые сохраняют свою стойкость в течение десятилетий, образуя зоны отравления до 30 км. Следовательно, и этот способ утилизации бытовых отходов таит в себе немалую угрозу для окружающей среды и человека.

В среднем принято считать, что в России на одного жителя в год приходится 250 – 300 кг мусора. По сравнению с западными странами этот показатель невысок (например, в США на каждого жителя приходится 715 кг мусора в год, в Швеции – 480 кг). Но, если мы приезжаем за границу, там намного чище. Почему?

Количество отходов многократно увеличивается в местах большого скопления людей, т.е. в крупных городах. И как следствие этого встает вопрос о том, что делать с этими отходами.

4.Динамическая пауза.(Дети закрывают глаза, расслабляются, учитель под музыку произносит напевно слова)

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке.

На зеленой мягкой травке.

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.


5. Создание проблемной ситуации.

- Вот сегодня на уроке мы и должны с вами подумать, что нужно сделать, чтобы в нашем городе, нашей стране стало чисто.

6. Определение целей.

В нашей работе мы поставим своей целью изучить, что делается для решения этой немаловажной проблемы в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, а также сравнить результаты этой деятельности и попробовать вынести свои решения проблемы.

7. Работа по теме.

Давайте сначала перечислим, что делается в нашем городе.

(В городе работают дворники, стоят мусорные контейнеры, в определенное время вывозят мусор машины, проходят субботники, по городу установлены урны и т.д.)

Дополнения учителя.

- В нашем городе на всех улицах поставили контейнеры. Постоянно городские власти и службы обращаются к жителям с просьбой соблюдать чистоту возле домов, на остановках, у своих предприятий и т.д.

- Скажите, пожалуйста, стал ли наш город чистым? (Нет, в некоторых улицах грязно)

- А почему? (Потому что люди выбрасывают мусор на улицу)

- Я предлагаю вам поработать в группах 10 мин. и записать ваши предложения.

(Работа с нетбуками и с интерактивной доской. Класс делится на 3 группы: «красные», «желтые», «зеленые». Пишут свои предложения)

(Дети внесли предложения: бережно относиться к природе, не наносить ей вред, не бросать мусор,увеличить количество дворников, повысить им зарплату, чаще проводить субботники, создать службу в городе, которая бы ежедневно контролировала состояние окружающей среды, обращаться к жителям по телевидению, через газету, рассказывать о вреде загрязнения, т.е. повышать культуру людей, развешивать плакаты, расклеивать листовки с обращениями о соблюдении чистоты, штрафовать за загрязнения, подключить милицию, соблюдать чистоту везде)

- Молодцы! Вы высказали свои мнения. Как вы думаете, какое самое главное? (Повысить культуру людей, ответственность за свои поступки)

8. Анализ анкеты «Наши поступки»

- Помните, вы провели опрос среди учащихся начальных классов. Они отвечали на 2 вопроса анкеты, давайте проанализируем.


Я совершал поступки, которые что-нибудь нарушили на Земле

Я не совершал поступки, которые что-нибудь нарушили на Земле


















Статистика.

14человек – нарушали (бросали мусор, где попало; собирали грибы, вырывая с корнем; в лесу ломали ветки, жгли костры; в отпуске ловили бабочек; рвали луговые цветы).

Наши поступки

81,8%

18,1%

4 чел. не нарушали

14 чел. нарушали

Вывод: Вы наглядно увидели, что большее количество – нарушали. Вот видите, вы мне сказали, что нужно повышать культуру населения, значит, в первую очередь, надо начинать с себя, подумать, прежде чем совершить поступок, а затем остановить другого, не быть равнодушным, когда мы видим безразличных людей. Тогда у нас будет чистый воздух, чистая вода, меньше болезней, увеличится продолжительность жизни и т.п.

- Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.

Итак, первое, самое главное правило, мы вынесли.

  1. Повышать культуру населения.

-В нашем районе в прошлом году построили мусороперерабатывающий завод. Как вы думаете, почему?( Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышим мы, люди. )

-Молодцы! Пожалуйста, какое следующее предложение вносим.

2. Сортировка мусора, создание мусороперерабатывающих заводов.

3. Не сжигать пластмассы и другие материалы, которые выделяют опасные примеси.

_ Ну, и всем известное правило:

4. Беречь и охранять природу.

9. Подведение итогов. (Слайд 14)

- Давайте повторим, какие правила у нас получились.

1. Повышать культуру населения.

2. Сортировка мусора, создание мусороперерабатывающих заводов.

3. Не сжигать пластмассы и другие материалы, которые выделяют опасные примеси.

4. Беречь и охранять природу.

- Скажите, пожалуйста, сколько из перечисленных вам не под силу?

- Только одно – создание перерабатывающих заводов. Остальные все мы можем соблюдать.

- Ребята, сегодня, 22 апреля - Международный день Земли, отмечается ежегодно. Этот день, призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Все желающие в этот день принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях.

- Наша школа с 27 по 30 апреля выходит на субботник по уборке территории вокруг школы. В прошлом году мы с вами посадили деревья и цветы, ввели акцию «Чистый четверг», я думаю, нынче мы ее продолжим.

- Я предлагаю вам в качестве домашнего задания, по группам сделать плакаты «Очистим планету от мусора!»

-А сейчас рецепт от доктора Айболита.(Слайд 15)

Чтобы было хорошо, чисто на планете,

Я даю рецепт такой, взрослые и дети:

Фантик, огрызки, обрезки бумаг

В урну бросай или в мусорный бак.

Цветы не срывай, кусты не ломай.


10.Рефлексия.

- Ребята, напишите, пожалуйста на листочках.

Я узнал ……….

Я понял………..

Я буду………..

Мне хочется закончить урок словами: (Слайд 16)

-Люди! Планета – ваш дом. Содержите её в чистоте, оберегайте, любите, и она станет вашей крепостью!

- Спасибо за урок!

Список использованной литературы.

  1. Материалы из исследовательской работы бывшего учащегося.

  2. Фактические данные из анализа обращений с отходами комитета по охране окружающей среды г. Кунгура.

  3. Е.П. Фефеилова, Е.А. Поторочина Методическое пособие «Мир вокру нас» Москва «Вако» 2003 г.

  4. материалы из статей газеты «Искра»

  5. Фактические данные из Интернета.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок чистоты. Методы и формы организации iconОтчет о проведении акции «Урок чистоты» по мбоу «Абалачевская сош»
Рт в школе проведена эколого –просветительская акция «Урок чистоты». Главными задачами «Урока чистоты являются повышение уровня экологических...
Урок чистоты. Методы и формы организации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня во всех школах республики проходит четвертый и итоговый в этом году «Урок чистоты». «Урок чистоты» республиканская, эколого-просветительская...
Урок чистоты. Методы и формы организации iconИнновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи
Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов...
Урок чистоты. Методы и формы организации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция,...
Урок чистоты. Методы и формы организации icon«Весёлый урок о здоровье»
Ными героями состоялся спор, разрешить который помогали загадки, игры, спортивные упражнения. Все вместе путешествовали по маршруту...
Урок чистоты. Методы и формы организации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рт в школе проведена эколого –просветительская акция «Урок чистоты». Главными задачами «Урока чистоты являются повышение уровня экологических...
Урок чистоты. Методы и формы организации iconУчебно-методический комплекс по (предмету, курсу, факультативу, спецкурсу)....
Формы и методы формирования системного мышления в ходе изучения курсов истории (обществоведения)
Урок чистоты. Методы и формы организации iconУрок по алгебре в 9 классе. Тема: «Обобщающий урок по теме «Прогрессии»
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная
Урок чистоты. Методы и формы организации iconЦель проведения
...
Урок чистоты. Методы и формы организации iconТема: «Методы и приемы, способствующие эффективности урока. Формы...

Урок чистоты. Методы и формы организации iconТемы уроков Методы и формы контроля Методы, формы и приемы работы
Сформулируйте правила своего поведения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих в случае...
Урок чистоты. Методы и формы организации iconРабочая программа по дисциплине В. В методы очистки и разделения биологически активных веществ
Целью изучения дисциплины «Методы очистки и разделения биологически активных веществ» дать студентам представление о сущности современных...
Урок чистоты. Методы и формы организации iconПояснительная записка «Через творчество к жизненной миссии»
...
Урок чистоты. Методы и формы организации iconУрок как основная форма обучения. Дополнительные формы организации обучения
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют...
Урок чистоты. Методы и формы организации iconУрок чистоты. Продолжительность: урок 40 мин
Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, задания...
Урок чистоты. Методы и формы организации iconДень четвертый «Оценка состояния преподавания предметов в оу и поиск...
Проблема: формы и методы организации урока с точки зрения метапредметного подхода


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск