Скачать 137.37 Kb.
|
Автор: Афанасьева Маргарита Николаевна Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 53»города Курска», г. Курск, Курская область Предмет: природоведение Тема: «Звезды. Созвездия». Класс: 5 класс Учебно – методическое обеспечение: учебник 5 класса Пакулова Н. В., Иванова Н. И. «Природоведение. Природа. Неживая и живая». Время реализации занятия: 1 четверть учебного года Цель урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная»; научить детей использовать полученную на уроке информацию. Задачи урока: Образовательные - Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная»; изучить материал по теме «Звезды. Созвездия». Развивающие - Развитие активной познавательной деятельности, формирование интеллектуальных способностей (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, работать по аналогии, проводить синтез, доказательство). Воспитательные - Прививать навыки коллективного труда, умения коммуникации, выслушивать друг друга и оценивать; индивидуальные качества (ответственность перед товарищами, личная значимость каждого). Тип урока: комбинированный Форма урока: урок - исследование Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для детей. План проведения урока:
Ход урока:
Добрый день! Сегодня мы поговорим с вами о звездах и созвездиях, их влиянии на нашу жизнь. Но перед этим мы с вами повторим, что мы знаем о Солнечной системе.
А) Кроссворд по теме «Небесные тела»
1. Вспышка света, возникающая при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли 2. Космическое тело, упавшее на Землю 3. Малая планета 4. «Волосатая» звезда
Б) Фронтальный опрос: Как называют эти небесные тела и что ты о них знаешь?
Мы говорим с вами об одной из звезд – Солнце. А как вы думаете, сколько звезд на небе? Мы сегодня поговорим с вами о звездах и созвездиях, их значении в нашей жизни. Итак, тема урока: «Звезды. Созвездия» (запись на доске и в тетради) (слайд 6). В древнем Египте большая часть населения старалась поселиться в плодородной долине Нила. Это были земледельческие народы, уровень жизни которых зависел от сбора урожая. Обычно с марта начинался период засухи, длящийся около 4 месяцев. В конце июня, далеко на юге, в районе озера Виктория, начинались обильные дожди, потоки воды устремлялись в Нил, который до сентября превращался в исполинскую реку шириной до 20 км. В это время египтяне уходили из долины Нила на близлежащие возвышенности, а когда Нил входил в обычное свое русло, в плодородной увлажненной его долине начинался сев. Проходило еще 4 месяца и египтяне собирали обильный урожай. (слайд 7) Очень важно было вовремя узнать, когда начнется разлив Нила. История повествует, что еще 6000 лет назад египетские жрецы умели это делать. С пирамид или других высоких мест они старались заметить утром на востоке в лучах Солнца (зари) первое появление самой яркой звезды неба Сотис, которую теперь мы называем Сириус. До этого примерно в течение 70 дней Сириус – украшение зимнего ночного неба – был невидим. Он скрывался в солнечных лучах. Первое же утреннее появление Сириуса для египтян было сигналом того, что наступает время разлива Нила и надо уходить от его берегов. (слайд 8) Так, с наблюдения за звездами и появилась самая древняя наука в истории человечества – астрономия. Астрономия – наука о звездах. (слайд 9) Слово греческое, состоит из двух слов: астрон – звезда, светило; номос – закон. Еще древние поняли, что многолетние наблюдения за звездами помогают в жизни. Но звезд на небе очень много. Как же ориентироваться по ним? Древние люди выбирали среди звезд те, которые помогали им находить дорогу или определять время. В средние века летом в самое жаркое время в университетах и в других учебных заведениях устраивали перерыв в занятиях. А так как этот перерыв совпадал с появление на небе созвездия Малого Пса, то его стали называть каникулы (от латинского слова каникула – собачка, щенок). Постепенно слово каникулы прочно вошло в обиход для обозначения перерыва в занятиях во всех учебных заведениях не только в летнее, но и в зимнее и в другое время. (слайд 10) Изучение звезд начинается с их переписи, т.е. составления карты звездного неба. Первый в мире звездный каталог – 800 звезд был составлен 2 китайскими учеными в 355 году до н.э. Во 2 веке до н.э. Гиппарх составил каталог, в котором было 1008 звезд. Он же впервые ввел классификацию звезд, разбив все звезды на 6 групп в зависимости от яркости 1-6 величины. Современный каталог ввел 7 и 8 группы. А теперь ответьте на вопрос? Milky Way – какое отношение имеет эта шоколадка к теме нашего урока? (обсуждение с детьми). Milky Way – английский язык Milky – молочный (млечный) Way – путь, дорога Млечный путь. В древности были замечены на небе туманности. После изобретения телескопа оказалось, что туманности - скопление слабосветящихся звезд. Великим скопищем слабосветящихся звезд оказался и Млечный путь, так что шоколадка к уроку имеет прямое отношение.
В начале 17 века изобретение телескопа позволило увидеть 6000 звезд на звездном небе. Но в зависимости от территории и местоположения мы видим около 2000 звезд (т.к. половина неба закрыта землей). В древности наиболее яркие и заметные звезды были объединены в группы и созвездия. На звездных картах созвездия изображались красивыми рисунками. В созвездие объединялись не все звезды. Поэтому некоторые астрономы выделяли на небе все новые и новые созвездия. Чтобы ликвидировать создавшуюся путаницу, 90 лет назад, в 1922 году Международный астрономический союз постановил оставить только 88 созвездий с их традиционными названиями и принял решение называть созвездием всю область неба, находящуюся в пределах установленных границ. Все звезды, видимые в данной области как невооруженным глазом, так и в телескоп, считаются принадлежащими этому созвездию. (слайд 13)
Но у звезд есть одно интересное свойство. Самое древнее созвездие – Большая Медведица (7 звезд) – в древности – напоминало контуры медведя, но со временем превратилось в ковш. Две медведицы смеются: - Эти звезды нас надули! Нашим именем зовутся, А похожи на кастрюли! (слайд 14) Итак, 88 созвездий и 33 из них носят название животных. Земля, словно конек в карусели летит вокруг Солнца по большому кругу. Затрачивая на один оборот ровно год, она каждый месяц встречает новое созвездие. Большинству из них древние греки дали название животных. Вот и получился круг животных или по-гречески – зодиак. (слайд 15)
У каждого обучающегося на столе лежит раздаточный материал: таблица 1 со знаками зодиака, таблица 2 с датами рождения знаков зодиака, таблица 3 с условными обозначениями созвездий каждого знака зодиака, характеристикой знака). Обучающийся в тетради должен оформить свой личный знак зодиака по плану: -Фамилия, имя обучающегося; -Дата рождения; -Название знака зодиака; -Условное обозначение знака; -Характеристика знака зодиака; -Выразить свое отношение (согласие или несогласие с характеристикой знака зодиака) Раздаточный материал для детей: Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Пример оформления работы: Афанасьев Виталий 16 сентября 1994 года Дева Знак котов и вообще мелких зверюшек. Они беспокойны, хотят все обдумать, прежде чем сделать. Они умны, работоспособны, надежны и могут делать все, что угодно. Я считаю, что я соответствую своему знаку зодиака, потому что я хорошо учусь, выполняю все, что мне скажут и не подвожу своих друзей и родителей.
Вместе с обучающимися учитель проверяет несколько работ обучающихся (дети читают вслух свои выполненные задания).
§5, найдите в дополнительной литературе историю о происхождении созвездий. Список использованной литературы:
|
Конспект урока на тему: "Britain. Russia. The way I see it." Повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные на урока по этой теме | Урока: систематизировать и обобщить знания по данной теме Всем вам хорошо известно высказывание знаменитого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова о том, что математику уже затем... | ||
Урок по теме «Весна» 2010 г. Цель урока: обобщить и систематизировать... Данный урок связан с темой по самообразованию «Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха на уроках чтения» | Конспект урока «Обобщение изученного по теме «Лексикология» 5 класс... Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Линейная функция», продолжить формировать умения применять полученные знания... | Урока: систематизировать и обобщить знания по теме Виды сил; совершенствовать... Цели урока: систематизировать и обобщить знания по теме Виды сил; совершенствовать умения решать задачи | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить и систематизировать знания и умения, полученные в курсе физике по теме «Последовательные и параллельные соединения», закрепить... | Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Словообразование», совершенствовать орфографические, пунктуационные и речевые... | ||
Презентация, доска, мел. Цели урока: Образовательная ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить и систематизировать знания о вулканах (опираясь на знания, полученные в 5 классе) | ||
Урок по алгебре в 9-м классе по теме ... | Урока: Повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол» Цель урока: Обобщить полученные знания, уметь применить их на практике, привить любовь к родному краю | ||
Урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты.... Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе | Урока: Обобщение и систематизация знаний Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» | ||
Урока: Обучающая систематизировать и обобщить теоретические знания,... Обучающая – систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по теме обработка... | Конспект урока по теме «Основы Кинематики»-9класс. Тип урока. Урок... Цель урока Обобщить и систематизировать знания учащихся по равномерному и равноускоренному прямолинейному движению |