Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная»





Скачать 137.37 Kb.
НазваниеУрока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная»
Дата публикации22.03.2015
Размер137.37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Автор: Афанасьева Маргарита Николаевна

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 53»города Курска», г. Курск, Курская область

Предмет: природоведение

Тема: «Звезды. Созвездия».

Класс: 5 класс

Учебно – методическое обеспечение: учебник 5 класса Пакулова Н. В., Иванова Н. И. «Природоведение. Природа. Неживая и живая».

Время реализации занятия: 1 четверть учебного года

Цель урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная»; научить детей использовать полученную на уроке информацию.

Задачи урока:

Образовательные - Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная»; изучить материал по теме «Звезды. Созвездия».

Развивающие - Развитие активной познавательной деятельности, формирование интеллектуальных способностей (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, работать по аналогии, проводить синтез, доказательство).

Воспитательные - Прививать навыки коллективного труда, умения коммуникации, выслушивать друг друга и оценивать; индивидуальные качества (ответственность перед товарищами, личная значимость каждого).

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок - исследование

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для детей.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

- организация детей на работу;

-постановка целей урока (слайд 1, 2)

1-2 минуты

Проверка домашнего задания

-Кроссворд по теме «Небесные тела» (слайд 3,4);

-фронтальный опрос по теме «Вселенная» (слайд 5)

5-7 минут

Объяснение нового материала (слайд 6, 7, 8, 9, 10, 11,12, 13, 14, 15)

10 минут

Закрепление (выполнение творческого задания) (слайд 16, 17, 18, 19, 20)

15 минут

Проверка выполнения задания

5 минут

Домашнее задание, подведение итогов урока (слайд 21,22)

3-5 минут


Ход урока:

  1. Организационный момент, постановка целей урока.

Добрый день! Сегодня мы поговорим с вами о звездах и созвездиях, их влиянии на нашу жизнь. Но перед этим мы с вами повторим, что мы знаем о Солнечной системе.

  1. Проверка домашнего задания.

А) Кроссворд по теме «Небесные тела»

1




E




E
















2













И







3






















4


























1. Вспышка света, возникающая при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли

2. Космическое тело, упавшее на Землю

3. Малая планета

4. «Волосатая» звезда


1

м

E

т

E

о

р










2

м

т

о

р

И

т




3

а

с

т

р

о

д




4

к

о

м

т

а











Б) Фронтальный опрос: Как называют эти небесные тела и что ты о них знаешь?


  1. Планеты Солнечной системыparad_planet

  1. Метеорпадение метеорита

  1. Метеоритc:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\метеорит.jpg

  1. Кометаscan0007




  1. Объяснение нового материала.

Мы говорим с вами об одной из звезд – Солнце. А как вы думаете, сколько звезд на небе?

Мы сегодня поговорим с вами о звездах и созвездиях, их значении в нашей жизни.

Итак, тема урока: «Звезды. Созвездия» (запись на доске и в тетради) (слайд 6).

В древнем Египте большая часть населения старалась поселиться в плодородной долине Нила. Это были земледельческие народы, уровень жизни которых зависел от сбора урожая. Обычно с марта начинался период засухи, длящийся около 4 месяцев. В конце июня, далеко на юге, в районе озера Виктория, начинались обильные дожди, потоки воды устремлялись в Нил, который до сентября превращался в исполинскую реку шириной до 20 км. В это время египтяне уходили из долины Нила на близлежащие возвышенности, а когда Нил входил в обычное свое русло, в плодородной увлажненной его долине начинался сев. Проходило еще 4 месяца и египтяне собирали обильный урожай. (слайд 7)

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\нил4.jpeg

Очень важно было вовремя узнать, когда начнется разлив Нила. История повествует, что еще 6000 лет назад египетские жрецы умели это делать. С пирамид или других высоких мест они старались заметить утром на востоке в лучах Солнца (зари) первое появление самой яркой звезды неба Сотис, которую теперь мы называем Сириус. До этого примерно в течение 70 дней Сириус – украшение зимнего ночного неба – был невидим. Он скрывался в солнечных лучах. Первое же утреннее появление Сириуса для египтян было сигналом того, что наступает время разлива Нила и надо уходить от его берегов. (слайд 8)

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\сириус.jpg


Так, с наблюдения за звездами и появилась самая древняя наука в истории человечества – астрономия.

Астрономия – наука о звездах. (слайд 9)

Слово греческое, состоит из двух слов: астрон – звезда, светило; номос – закон.

Еще древние поняли, что многолетние наблюдения за звездами помогают в жизни. Но звезд на небе очень много. Как же ориентироваться по ним? Древние люди выбирали среди звезд те, которые помогали им находить дорогу или определять время.

В средние века летом в самое жаркое время в университетах и в других учебных заведениях устраивали перерыв в занятиях. А так как этот перерыв совпадал с появление на небе созвездия Малого Пса, то его стали называть каникулы (от латинского слова каникула – собачка, щенок). Постепенно слово каникулы прочно вошло в обиход для обозначения перерыва в занятиях во всех учебных заведениях не только в летнее, но и в зимнее и в другое время. (слайд 10)

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\сс.jpg

Изучение звезд начинается с их переписи, т.е. составления карты звездного неба.

Первый в мире звездный каталог – 800 звезд был составлен 2 китайскими учеными в 355 году до н.э. Во 2 веке до н.э. Гиппарх составил каталог, в котором было 1008 звезд. Он же впервые ввел классификацию звезд, разбив все звезды на 6 групп в зависимости от яркости 1-6 величины. Современный каталог ввел 7 и 8 группы.

А теперь ответьте на вопрос? Milky Way – какое отношение имеет эта шоколадка к теме нашего урока? (обсуждение с детьми).

Milky Way – английский язык

Milky – молочный (млечный)

Way – путь, дорога

Млечный путь.

В древности были замечены на небе туманности. После изобретения телескопа оказалось, что туманности - скопление слабосветящихся звезд. Великим скопищем слабосветящихся звезд оказался и Млечный путь, так что шоколадка к уроку имеет прямое отношение.


c:\documents and settings\мн\рабочий стол\сс1.jpg


c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\млечный путь.jpg



В начале 17 века изобретение телескопа позволило увидеть 6000 звезд на звездном небе. Но в зависимости от территории и местоположения мы видим около 2000 звезд (т.к. половина неба закрыта землей).

В древности наиболее яркие и заметные звезды были объединены в группы и созвездия. На звездных картах созвездия изображались красивыми рисунками. В созвездие объединялись не все звезды. Поэтому некоторые астрономы выделяли на небе все новые и новые созвездия. Чтобы ликвидировать создавшуюся путаницу, 90 лет назад, в 1922 году Международный астрономический союз постановил оставить только 88 созвездий с их традиционными названиями и принял решение называть созвездием всю область неба, находящуюся в пределах установленных границ. Все звезды, видимые в данной области как невооруженным глазом, так и в телескоп, считаются принадлежащими этому созвездию. (слайд 13)

c:\users\алексей\desktop\на открытый урок\big_small_pes.gif


c:\users\алексей\desktop\на открытый урок\lebed.gif


c:\users\алексей\desktop\на открытый урок\bliznetcu.gif



Но у звезд есть одно интересное свойство. Самое древнее созвездие – Большая Медведица (7 звезд) – в древности – напоминало контуры медведя, но со временем превратилось в ковш.

Две медведицы смеются:

- Эти звезды нас надули!

Нашим именем зовутся,

А похожи на кастрюли!

(слайд 14)

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\b00087.jpg


Итак, 88 созвездий и 33 из них носят название животных. Земля, словно конек в карусели летит вокруг Солнца по большому кругу. Затрачивая на один оборот ровно год, она каждый месяц встречает новое созвездие. Большинству из них древние греки дали название животных. Вот и получился круг животных или по-гречески – зодиак. (слайд 15)

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\сс2.jpg


  1. Закрепление (выполнение творческого задания)

У каждого обучающегося на столе лежит раздаточный материал: таблица 1 со знаками зодиака, таблица 2 с датами рождения знаков зодиака, таблица 3 с условными обозначениями созвездий каждого знака зодиака, характеристикой знака). Обучающийся в тетради должен оформить свой личный знак зодиака по плану:

-Фамилия, имя обучающегося;

-Дата рождения;

-Название знака зодиака;

-Условное обозначение знака;

-Характеристика знака зодиака;

-Выразить свое отношение (согласие или несогласие с характеристикой знака зодиака)
Раздаточный материал для детей:

Таблица 1

Близнецы c:\documents and settings\мн\рабочий стол\документы сканера\близнецы.jpg

Весы

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\документы сканера\весы.jpg


Водолей

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\документы сканера\водолей.jpg


Дева c:\documents and settings\мн\рабочий стол\документы сканера\дева.jpg


Козерогc:\documents and settings\мн\рабочий стол\документы сканера\козерог.jpg

Левc:\documents and settings\мн\рабочий стол\документы сканера\лев.jpg

Овен

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\документы сканера\овен.jpg


Ракc:\documents and settings\мн\рабочий стол\документы сканера\рак.jpg

Рыбы c:\documents and settings\мн\рабочий стол\документы сканера\рыбы.jpg


Скорпион c:\documents and settings\мн\рабочий стол\документы сканера\скорпион.jpg


Стрелец

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\документы сканера\стрелец.jpg


Телецc:\documents and settings\мн\рабочий стол\документы сканера\телец.jpg


Таблица 2

Лев

23 июля – 22 августа

Дева

23 августа – 22 сентября

Весы

23 сентября – 22 октября

Скорпион

23 октября – 21 ноября

Стрелец

22 ноября – 20 декабря

Козерог

21 декабря – 19 января

Водолей

20 января – 17 февраля

Рыбы

18 февраля – 19 марта

Овен

20 марта – 19 апреля

Телец

20 апреля – 20 мая

Близнецы

21 мая – 20 июня

Рак

21 июня – 22 июля


Таблица 3

Лев

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\лев.jpg


c:\documents and settings\мн\рабочий стол\знаки\рисунок9.jpg


Считают себя центром вселенной, звездой. Они хотят руководить, дарить удачу, защищать. У них нет чувства опасности. Они хороши во всем, что касается политики, культуры или шоубизнеса.

Дева

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\дева.jpg


c:\documents and settings\мн\рабочий стол\знаки\рисунок12.jpg


Знак котов и вообще мелких зверюшек. Они беспокойны, хотят все обдумать, прежде чем сделать. Они умны, работоспособны, надежны и могут делать все, что угодно.

Весы

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\весы.jpg

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\знаки\рисунок7.jpg


Подчеркивают роль знаний, любят накапливать факты, ценят информацию другого рода. Знак меры и умеренности. Отличное чувство коллективизма. Если они в работе, то делают ее хорошо.

Скорпион c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\скорпион.jpg

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\знаки\рисунок3.jpg


Властный, инстинктивный характер. Он знает, чего хочет. Суть его натуры – решительность. Индивидуализм, презирающий собственное мнение.

Стрелец c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\стрелец.jpg


c:\documents and settings\мн\рабочий стол\знаки\рисунок6.jpg


Многие путешествуют много и далеко, как в мыслях, так и на деле, другие занимаются коллекционированием. Не любят слишком тяжелой работы. Лучше работают в коллективе, чем в одиночку.

Козерог c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\овен.jpg


c:\documents and settings\мн\рабочий стол\знаки\рисунок8.jpg


Терпеливые, справедливые, любящие люди. Большинство не боятся тяжелой работы. Лучше работают в одиночку.


Водолей

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\водолей.jpg


c:\documents and settings\мн\рабочий стол\знаки\рисунок11.jpg


Совокупность ангела и дьявола. Любопытны, их влечет все новое, понимают природу, немного наивны. У них отличное чувство коллективизма, хороши в общественной работе.

Рыбы

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\рыбы.jpg


c:\documents and settings\мн\рабочий стол\знаки\рисунок10.jpg


Рыбами руководит и управляет скрытая сторона жизни. Рыбы рождаются усталыми, их жизнь подобна дому без оконных стекол, сквозь этот дом дует любой ветер. Рыбы – чрезвычайно талантливы.

Овен

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\козерог.jpg


c:\documents and settings\мн\рабочий стол\знаки\рисунок5.jpg


Типичный Овен обладает хорошим здоровьем, активный и неугомонный. Овны больше чувствуют, чем размышляют. Тип, полный оригинальных идей и неутомимо любопытный ко всему новому. С Овном не стоит спорить.

Телец

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\телец.jpg


c:\documents and settings\мн\рабочий стол\знаки\рисунок4.jpg


Спокойный и уверенный темперамент. Обычно Тельцы миролюбивы и терпеливы. Тельцы не любят споров, особенно в повышенном тоне. Осторожный наблюдатель, предпочитающий посмотреть еще раз, перед тем, как делать выводы. Обычно у Тельцов хорошие руки.

Близнецы

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\близнецы.jpg


c:\documents and settings\мн\рабочий стол\знаки\рисунок2.jpg


Интеллектуальный, непосредственный, сложный знак художников, разговорчивый, мужественный, гуманный с привлекательной внешностью. Обладают подвижным умом, живые, ловкие, любознательные. Они неуравновешенны, непоследовательны, делают несколько дел одновременно. У них переменчивое настроение, они легко все схватывают, обожают споры и веселье.

Рак

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\звезды. созвездия\рак.jpg


c:\documents and settings\мн\рабочий стол\знаки\рисунок1.jpg


Обладает хорошим интеллектом, невероятной памятью. Раку нужно время для размышления, его нельзя торопить.


Пример оформления работы:

Афанасьев Виталий

16 сентября 1994 года

Дева

c:\documents and settings\мн\рабочий стол\знаки\рисунок12.jpg
c:\documents and settings\мн\рабочий стол\документы сканера\дева.jpg

Знак котов и вообще мелких зверюшек. Они беспокойны, хотят все обдумать, прежде чем сделать. Они умны, работоспособны, надежны и могут делать все, что угодно.

Я считаю, что я соответствую своему знаку зодиака, потому что я хорошо учусь, выполняю все, что мне скажут и не подвожу своих друзей и родителей.

  1. Проверка выполнения задания

Вместе с обучающимися учитель проверяет несколько работ обучающихся (дети читают вслух свои выполненные задания).

  1. Домашнее задание, подведение итогов урока.

§5, найдите в дополнительной литературе историю о происхождении созвездий.
Список использованной литературы:

  1. Левитан Е. П. Путешествия по Вселенной. М., Просвещение, 1999 г.

  2. Левитан Е. П. Твоя Вселенная. Книга для любителей необычных путешествий. М., Просвещение, 2002 г.

  3. Пакулова Н. В., Иванова Н. И. «Природоведение. Природа. Неживая и живая». 5 класс. М., Дрофа, 2011 г.

  4. Путешествия по Вселенной. Моя первая книга по астрономии и космонавтике. Книга для чтения. Н.А. Шеварев, А.Б.Юдкин, Н.А. Дымова, Е.В. Семенов. М.: Просвещение, 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconКонспект урока на тему: "Britain. Russia. The way I see it."
Повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные на урока по этой теме
Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconУрока:  систематизировать и обобщить знания по данной теме
Всем вам хорошо известно высказывание знаменитого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова о том, что математику уже затем...
Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconУрок по теме «Весна» 2010 г. Цель урока: обобщить и систематизировать...
Данный урок связан с темой по самообразованию «Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха на уроках чтения»
Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconКонспект урока «Обобщение изученного по теме «Лексикология» 5 класс...
Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка
Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Линейная функция», продолжить формировать умения применять полученные знания...
Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconУрока: систематизировать и обобщить знания по теме Виды сил; совершенствовать...
Цели урока: систематизировать и обобщить знания по теме Виды сил; совершенствовать умения решать задачи
Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщить и систематизировать знания и умения, полученные в курсе физике по теме «Последовательные и параллельные соединения», закрепить...
Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconУрока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Словообразование», совершенствовать орфографические, пунктуационные и речевые...
Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconПрезентация, доска, мел. Цели урока: Образовательная
...
Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщить и систематизировать знания о вулканах (опираясь на знания, полученные в 5 классе)
Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconУрок по алгебре в 9-м классе по теме
...
Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconУрока: Повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол»
Цель урока: Обобщить полученные знания, уметь применить их на практике, привить любовь к родному краю
Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconУрока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты....
Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе
Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»
Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconУрока: Обучающая систематизировать и обобщить теоретические знания,...
Обучающая – систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по теме обработка...
Урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная» iconКонспект урока по теме «Основы Кинематики»-9класс. Тип урока. Урок...
Цель урока Обобщить и систематизировать знания учащихся по равномерному и равноускоренному прямолинейному движению


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск