Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 76.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.04.2014
Размер76.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Цели урока:


  • Изучить новые понятия: вулкан, жерло, “вулкан”, “жерло”, “кратер”, “очаг”, “магма”, “ лава”,

  • Познакомить учеников со строением вулкана.

  • Сформировать представление о происхождении вулканов.

  • Показать вред и пользу вулканов.

  • обобщить и систематизировать знания о вулканах (опираясь на знания, полученные в 5 классе)

  • Умение работать с различными источниками информации.


Ход урока
Магма по жерлу рвётся наружу

Выход из кратера ей очень нужен

Если проход на поверхность дан

Значит проснулся грозный ВУЛКАН.

1.Организационный момент.

2. Изучение новой темы.
Ребята! Вы, наверное, уже догадались, что наш урок посвящен опасным и таинственным явлениям нашей планеты.

Слайд№1 Тема урока

Какие задачи мы должны за уроке решить? С каким багажом знании вы подошли к данной теме? Давайте вспомним всё ,что мы изучали на уроках природоведения в 5 классе.

Слайд №2 Цели урока.

Мы сегодня на уроке совершим увлекательное путешествие в глубь Земли.

Извержения вулканов были окружены ореолом таинственности.

…В Тирренском море ,недалеко от Италии, есть небольшой остров Вулкано в группе Липарских островов, на котором стоит высокая гора высокая гора. Ещё в незапамятные времена люди заметили , как мерцал огонь на вершине этой горы, вырывались облака чёрного дыма и в небо взлетали раскаленные камни. На этом острове, по их предположениям , находились владения бога огня и кузнечного ремесла – ВУЛКАНА. Он устроил на острове свою кузнецу и ковал стрелы для для Дианы, громовые молнии для Юпитера, доспехи для Геракла, щит для Ахиллы…

Этот бог, по мнению древних римлян, жил в горе, и когда он сердился, всё сотрясалось, из-под земли летели огонь и дым. Поэтому огнедышащие горы римляне и стали назвали вулканами.Это название дошло и до наших дней.

Слайд №3,4
Помогут нам заглянуть в глубины земных недр люди героической профессии – ВУЛКАНОЛОГИ.

Хотя учёные – вулканологи уже давно установили истинные причины извержений, их профессия опасна и трудна.

Мы вулкана сыны,

Кратер гремит, маня.

Выведать мы должны

Тайны бога огня.

Шлак под ногами горяч,

Шлаковый конус крут,

Бомба летит, как мяч,

Бомбы дымят вокруг.

В гору шаги тяжелы,

По каскам лаппилей град,

Упрямы, упрямы и злы,

Лезем мы прямо в ад.
Пепел в глаза и в рот,

Взрывы, как свет зарниц,

Чёрный, как дёготь, пот

Капает с наших лиц.

Едок сернистый газ,

Стиснув зубы, держись!

Жизнь нам даётся раз,

Ставим на карту жизнь….



Слайд № 5,6

Самый первый …ВУЛКАНОЛОГ.
Одним из первых учёных-естествоиспытателей, которого считают первым вулканологом, был греческий философ, врач, политический деятель ЭМПЕДОКЛ (ок.490-430 гг.до н. э.) – человек пытливого ума, старавшийся докопаться до истины.

ЭМПЕДОКЛ жил на острове Сицилия и не раз был свидетелем извержений вулканов. Чтобы иметь возможность воочию наблюдать за извержением ЭТНЫ, он поселился на кратере вулкана. У вершины Этны учёный прожил несколько лет. К, сожалению, результаты его наблюдений не дошли до нашего времени, ибо он погиб трагически во время извержения вулкана. В память о первом вулканологе один из конусов ЭТНЫ назван «Башней философа».

Слайд №7

Что же действительно представляет собой вулкан?

Вулкан – (от лат.vulcanus – огонь, пламя)- геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.

Строение вулкана

Вулканизмсочетание процессов и явлений, которые связаны с движением магмы в мантии и земной коре и её излиянием на поверхность.

Кратер – (от греч. krater – чаша) чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине или склоне вулканического конуса; на его дне находятся одно или несколько жерл. диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров.

Жерло – (от индоевр. ger – крупный) – вертикальная или почти вертикальная часть подводящего канала, соединяющая очаг вулкана с земной поверхностью, по которому поднимается магма.

Очаг вулкана- место скопления магмы, расположенное в недрах вулкана, у верхней границы мантии.

Магма – ( от греч.magma – месиво, густая мазь) – природный, чаще всего силикатный, огненно- жидкий расплав, возникающий в земной коре или в верхней мантии, на больших глубинах, и при остывании формирующий магматические горные породы.
Жерло вулкана - вертикальный и наклонный канал, соединяющий очаг магмы и кратер, по которому магма поднимается на поверхность.

Лава- (от итальян. lava – смывать) – излившаяся на поверхность магма. Отличается от магмы отсутствием газов. Температура 750-1250°. Скорость течения – 300-500м/ч.

Продукты вулканических извержений: газы, водяной пар, сероводород, вулканический пепел, вулканический пепел.
Слайд №8

Типы вулканических извержений.

Слайд№9

1.Гавайский тип. Кратеры этих вулканов, словно огненные озёра, всегда заполнены лавой. Во время дождя, когда капли воды падают на раскаленную поверхность, лавовое озеро окутывается клубами пара. Брызги раскаленной лавы взлетают на высоту 100-150 метров, а иногда и 1000 метров. Извержение усиливается , и лава переполняет озеро, стекает по склонам горы.(См. видео).

Слайд№10

2. Пелейский тип – Лава вулканов этого типа очень вязкая, она застывает прямо в жерле и не дает выхода газовым парам. В результате происходит сильнейший взрыв, а затем гигантская туча раскалённых газов и пепла вырывается наружу. Она стремительно мчится по склону, уничтожая всё на своём пути.

Слайд №11

3.Везувианский тип. В начале извержения над вулканом поднимается гигантское облако, состоящее из пепла и газов. Гигантский пеплопад обрушивается на прилегающую территорию.
До 1века н.э.римляне считали Везувий бездействующим вулканом. По его склонам высоко вверх тянулись виноградники и фруктовые сады, у подножия размещались города и деревни. Продолжалась нормальная жизнь, ведь никто не думал о надвигающейся катастрофе. Однако когда из вулканического конуса начали интенсивно вылетать обломки горных пород и пепел, люди поняли – вулкан проснулся. Всё происходило в полной темноте , солнечный свет не пробивал облако пепла. Когда жители Помпеи осознали всю серьёзность своего положения, улицы были погребены под толстым слоем пепла, а он все продолжал падать с неба. Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали и падали, погибая прямо на улицах, и их мгновенно засыпал пепел. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Извержение Везувия уничтожило город. Помпей скрылась под слоем пепла толщиной в 3 метра.

В современном мире также происходят извержения вулканов такого типа, например в США.

А.С.Пушкин посвятил этой трагедии свои стихи:
Слайд № 12

Виды вулканов
Действующие – вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время. (На Камчатке, Гавайях…)

Уснувшие – об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать (Эльбурс, Арарат и некоторые другие вулканы Кавказа).

Потухшие – бездействуют много тысяч лет.(Крым, Забайкалье.)
Слайд №13

Найдите на карте полушарий вулканы: Кения, Килиманджаро, Везувий.

Найдите на физической карте России вулканы: Эльбрус,Казбек, Ключевская Сопка.

- Какие из этих вулканов действующие, а какие потухшие?

- Как это вы определили?
Слайд № 14-21

А теперь давайте познакомимся с современными извержениями вулканов.

  • вулкан Килиманджаро (5895м) – потухший вулкан, самая высокая вершина Африки;



  • извержение вулкана Мерапи на индонезийском острове Ява.

  • самый высокий действующий вулкан вулкан Европы –Этна(3370 м.)

  • самый молодой и активный вулкан на Гаваях – Килауэа (1277м)

  • вулкан Эребус (3794м) – Антарктида

  • Кракатау (813 м) – действующий вулкан в Индонезии, известный извержением огромной силы в августе 1883года, которое разрушило большую часть конуса вулкана. Морская волна достигла 20м.Взрыв поднял частицы вулканического пепла на высоту 50км и разнёс их на расстояние 5330км, причем оседали они почти 10 дней. Сам взрыв был слышен на 1/13 земного шара.


Слайд №22-23

Распределение вулканов на Земле тесно связано с географией распределения землетрясений. По статистике ООН, всего на Земле приблизительно 5000вулканов, из них – 800 действующих, а остальные – потухшие. Подводных вулканов – 80. Приблизительно 527 вулканов находятся на островах и берегах Тихого океана, так называемого Тихоокеанского «Огненного кольца». Оно проходит через Японские острова, Восточную Индонезию и Новую Зеландию, через Антарктиду по побережью Южной Америки, через Аляску, Алеутские острова и замыкается на Камчатке и Курильских островах. На Курильских островах расположены целых 39 вулканов.

- Как вы думаете, почему Курильские острова получили такое название? Что означало русское слово «куриться»?

  • Используя физическую карту России, найдите полуостров, который входит в состав «огненного кольца» и где больше всего находится вулканов. Как называется этот район(полуостров)?

  • На карте Камчатки 38 действующих вулканов и 130 потухших.Найдите на карте самый высокий действующий вулкан на Камчатке. Как он называется? Какова его абсолютная высота? Определите его координаты.

  • «Богаче» всего вулканами Индонезия (82),Япония (55), Россия (52), Чили (49), Исландия (40).

2.Повторение и закрепление изученного материала.

Слайд № 24

Викторина

1.Сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли и, прорывая земную кору, изливается на поверхность? (Вулканизм)

2. Что такое лава? (Излившаяся на поверхность магма)

3. Что такое кратер вулкана? (Впадина, находящаяся на вершине вулкана)

4. Что такое жерло? (Канал, по которому поднимается магма)

5. Назовите продукты вулканических извержений? (Газы, водяной пар, сероводород, углекислый газ, вулканический пепел, частицы горных пород – вулканические бомбы)

6. Перечислить типы вулканических извержений? (Гавайский тип, пелейский тип, везувианский тип)

7. Виды вулканов? (Действующие, уснувшие, потухшие)
Слайд № 25

Загадки о вулканах

1. Этот вулкан, признаться пора,

Японцы зовут «священная гора». (Фудзияма)

2. Этот вулкан очень смешон,

Взял и накинул на вершину капюшон. («Гекла», в переводе с исландского Hekla, буквально – чепчик, капюшон; вероятно, из-за тумана, окутывающего вершины)

3. В Мексике есть великан –

Самый высокий в стране вулкан. (Орисаба)

4. Вулкан перед небом похвалился:

«На моей вершине сам бог стужи поселился». («Килиманджаро», в переводе с языка суахили – «гора бога холода и стужи».)

5. Этот вулкан России деятелен и кипуч,

У него подножия постоянно бьет горячий ключ. (Ключевская сопка)
4. Итог урока.

- Что вы сегодня узнали о вулканах?

- Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Что бы вы еще хотели узнать о вулканах?

Слайд № 26

Знакомство с сайтом: http://mir-zemli.ru/.
5. Домашнее задание.

§17: подготовить репортаж с места событий об извержении одного из вулканов мира; обозначить на контурной карте действующие вулканы (Везувий, Гекла, Ключевская сопка, Килиманджаро, Котопахи, Кракатау, Орисабо, Этна).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск