Тема: «Почему идет дождь и дует ветер»





Скачать 94.43 Kb.
НазваниеТема: «Почему идет дождь и дует ветер»
Дата публикации02.10.2013
Размер94.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок разработан учителем 1 класса МБОУ СОШ № 4 ГРИЦАКОВОЙ ЮЛИЕЙ ПЕТРОВНОЙ

Предмет: «Окружающий мир»

Тема: «Почему идет дождь и дует ветер»

Цель урока: первоклассники расширят представления о дожде и ветре как природных явлениях, познакомятся с причинами возникновения дождя и ветра.

Задачи урока:

образовательная: обобщить знания детей о небесных телах: о Солнце, о Луне, звёздах;

познакомить детей с причинами возникновения дождя и ветра;

развивающая: развивать речь учащихся, мышление, память, наблюдательность;

воспитательная: воспитывать любовь к природе.

Учебные материалы: у учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией, вентилятор; воздушный шарик, книга «Почему так бывает?»

ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний учащихся.

Уч- ль: Вот опять звенит звонок - начинается урок.

Встали ровно и красиво, тихо сели.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

Я желаю всем удачи –

За работу! В добрый час!

  1. Сообщение темы и цели урока

На прошлом уроке мы с вами совершили путешествие в космос, на Луну; узнали о Солнце, о звёздах. Что можете рассказать о звёздах? Какие вам известны созвездия? Почему мы не видим звёзды днём? От чего зависит цвет звёзд? Что такое естественный спутник нашей планеты? Почему нет жизни на Луне?

  1. Мотивация учебной деятельности

О чем пойдет речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Без пути и без дороги

Ходит парень длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

Дети. Дождь.

У. В первой части урока мы будем говорить о дожде.

III. Работа по теме урока

У. Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова про дождик, которое называется «Ненастье».

Дети читают стих

У. Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или веселое?

Д. Грустное.

У. Почему грустное настроение?

Д. Дождь льет день и ночь. Надоел он.

– Холодно. В гнездах пищат птенчики. Земля промокла, нельзя гулять.

– Речка вышла из берегов, разлилась по лугам и оврагам.

У. А всегда ли дождь вызывает грустное настроение?

Д. Нет.

Дети рассказывают о том, какую пользу приносит дождь: весенний, летний – поливает траву, освежает воздух в жару, осенью – грибная пора...

У. Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь?

Д. Он льет из тучи.

У. А как дождик попадает в тучу?

Д. Не знаем.

У. Три дня назад мы с вами налили в стакан воды и поставили в теплое место. Что произошло с водой? Давайте проверим.

Д. Вода испарилась.

У. То же происходит и на поверхности земли. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, глины, большое количество воды испаряют растения.

Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.

На доску прикрепляется карточка со словом облако.

– Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.

На доске появляется слово туча.

– Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.

Вывешивается карточка со словом дождь.

– Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки.

Учитель показывает опыт.

– Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.

– Туча, туча, что несешь?

Отвечает туча...

Д. (хором). Дождь!

У. Вот так появляется дождь. Давайте прочитаем слова Мудрой Черепахи на с. 92.

Дети читают.

Что такое туча? Это темное, густое облако. Если появились тучи – жди дождя. Капельки воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.

– Что же такое туча?

Д. Темное, густое облако.

У. Из чего состоят тучи?

Д. Из тяжелых капель воды.

У. Почему они падают на землю и что из них образуется?

Д. Капельки тяжелые и не могут долго держаться в небе. Они падают, и образуется дождь.

IV. Физкультинутка

V. Работа по теме (продолжение)

У. Ребята, а сейчас мы с вами составим сказку о том, почему растения и животные радуются дождю. Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 92. Он поможет вам при сочинении.

Выслушивается 4–5 сказок, составленных учащимися.

– Понравились ли вам услышанные сказки? Видите, дождю рады все. Ребята, а вы знаете, какие бывают дожди?

Д. Дожди бывают разные: проливные, мелкие, моросящие.

У. Давайте рассмотрим рисунки с различными видами дождя и соотнесем их с названиями.

На доске – рисунки с видами дождей: ливень, ситничек, косохлест.

После того как будет дана характеристика дождю, вывешиваются таблички под каждым рисунком (как в учебнике на с. 92).

– Почему так назвали дожди? Прочитайте.

Д. Ливень, или проливной дождь. Говорят, что дождь льет как из ведра.

– Ситничек – мелкий дождь, как из сита.

– Косой дождь, или косохлест.

Какие из названных дождей вы наблюдали? Отгадайте, о каком дожде идет речь?

Загадку загадывает ученик.

Ученик 4.

Всю малину исхлестал,

Всю черемуху!

Наклонил он ветки груш.

Нужен саду свежий душ,

Но зачем так сильно лить,

Набок яблоню валить?

Д. Ливень.

У. Правильно. Ребята, представьте, как неуютно чувствует себя человек, попавший под дождь. Можно простудиться и заболеть. Но какой бы дождь ни шел, он необходим для растений, животных, для пополнения рек, озер, морей, океанов. Давайте сделаем вывод о дожде. Как образуется дождь?

Д. Сначала образуется густое облако. Потом оно превращается в тучу, которая состоит из тяжелых капель воды. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю.

VI. Физкультминутка

У.

Приплыли тучи дождевые. Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые. Пей, рожь, пей! А дождик теплый, дождь неугомонный Льет, льет, льет!

VII. Сообщение темы второй части урока

У. Ребята, а вы не задумывались, кто гонит облака высоко в небе? Вспомните, какие сказки рассказывали ребята о дожде. Кто же тучку пригнал на лесную полянку? Отгадайте загадки. О чем они?

Дети загадывают загадки.

VIII. Работа по теме урока

У. Что такое ветер?

Д. Это движущийся воздух.

У. А откуда появляется ветер? Почему он дует? Мы узнаем об этом на уроке.

Учитель показывает опыты.

Опыт № 2

У. Сейчас мы с вами сделаем ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?

Д. Ветерок.

У. А откуда он взялся?

Д. Мы заставили рукой двигаться воздух.

У. Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.

Опыт № 3

Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит теплый воздух.

У. Ребята, давайте сделаем вывод о том, как движется воздух.

Д. Теплый воздух поднимается вверх, он легкий. А тяжелый, холодный воздух устремляется на его место.

У. А теперь давайте прочитаем в учебнике, что об этом говорит Мудрая Черепаха.

Дети читают текст учебника на с. 93.

Ветер – это движущийся воздух. Почему же он движется? Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

IX. Физкультминутка

Х.Работа по теме урока (продолжение)

У. Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер.

Д. Валит деревья.

– Обрывает провода.

– Срывает крыши домов.

У. Но человек воспользовался силой ветра. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество.

Дети рассматривают рисунки в учебнике.

Какой же бывает ветер?

Выберите слова, с помощью которых можно описывать ветер.

Дети работают со с. 93 учебника.

Д. Сильный, холодный, порывистый, слабый.

ХI. Итог урока.

У. Почему идет дождь и дует ветер?

Что интересного вы сегодня услышали, узнали?

Какие открытия вы для себя сделали?

Учитель. Ребята, сейчас мы продолжим работу по теме «Дождь и ветер» и напишем изложение по рассказу «Дождь».

III. Знакомство с текстом

У. Послушайте внимательно текст.

Текст написан на доске. Учитель вслух читает текст. Разбор текста

Дети читают текст хором.

– Кто запомнил?

Два-три ученика пересказывают. Учитель закрывает текст листами бумаги.

IV. Физкультминутка

V. Подготовка к написанию изложения по вопросам

У. Изложение вам помогут написать вот эти вопросы. На доске записаны вопросы, с правой стороны от них – опорные слова. Ответьте на первый вопрос.

На доске:

1. Какой дул ветер? (Порывистый.)

– Какие слова уже есть в вопросе? Какие слова надо добавить?

Разбор и запись предложения

Учитель открывает первое предложение. Подчеркивает орфограммы в словах зеленым мелом.

На доске: Какая туча появилась на небе? (Большая, темная.) Дети отвечают

На доске: (Проливной.) – Ребята, еще раз внимательно прочитайте это предложение. Запомните, как пишутся слова.

Ответьте на четвертый вопрос.

Перед составлением предложения учитель обращает внимание учеников на слово дождь. Его надо заменить словом он, чтобы не было повторов.

Аналогично проводится работа по предложениям 5 и 6.

На доске:

У. В слове сыростью назовите известную орфограмму.

Д. Разделительный ь пишется после согласных перед гласными я, е, ё, ю, и.

У. Прочитаем рассказ полностью еще раз, обратим внимание на подчеркнутые орфограммы.

VI. Физкультминутка «Мельница»

VII. Итог урока

У. Рефлексия учебной деятельности

Д. Учились строить и записывать предложения по вопросам.

У. Кому было трудно, легко? В чем затруднялись? Какие цели ставили вначале урока? Какие цели достигли? Сверьте свой ответ с модульным ответом, который записан на доске, покажите оценку.

Текс – описание урока на тему: «Почему идёт дождь и дует ветер?»

Класс(ы): 1 класс

Направление деятельности (образовательная область) начальное общее образование

Целевая аудитория: учащиеся, учитель

Программа УМК: «Школа России» (под редакцией А. А. Плешакова)

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Окружающий мир», 1 класс

А. А. Плешаков, рабочая тетрадь к учебнику.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.

Цель урока: первоклассники расширят представления о дожде и ветре как природных явлениях, познакомятся с причинами возникновения дождя и ветра.

Задачи урока:

образовательная: обобщить знания детей о небесных телах: о Солнце, о Луне, звёздах;

познакомить детей с причинами возникновения дождя и ветра;

развивающая: развивать речь учащихся, мышление, память, наблюдательность;

воспитательная: воспитывать любовь к природе.

Планируемые достижения учащихся: усвоить виды дождей, ветров, как самых обыкновенных явлений природы.

Оборудование: у учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией, вентилятор; воздушный шарик, книга «Почему так бывает?» (авт. М. Могилевская, изд – во «Детская литература» М., 1968г.); у учащихся: рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Краткое описание: познакомить с причинами возникновения дождя и ветра в природе, развивать умение наблюдать, различать виды дождей и ветров.

Прогнозируемые результаты: первоклассники расширят представления о дожде и ветре как природных явлениях, познакомятся с причинами возникновения дождя и ветра.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconУрок по окружающему миру в 1 классе Тема: Урок – почемучка. Почему идет дождь и дует ветер?
Сегодня к нам на урок опять пришел Муравьишка Вопросик. Он задает нам вопрос: «Почему идет дождь и дует ветер?»
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconКонспект урока по окружающему миру: тема: «Почему звенит звонок и почему радуга разноцветная?»
На какой вопрос Муравьишки мы сегодня ответим, вы узнаете позже, а сейчас давайте вспомним, что ответила Мудрая Черепаха, когда Муравьишка...
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconКонспект урока по курсу «Окружающий мир» в 1 классе. Тема урока:...
«ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,...
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconСегодня урок необычный, урок сказка. Мы должны повторить, что такое...
Сегодня урок необычный, урок – сказка. Мы должны повторить, что такое солнце, звёзды, луна, а также узнать, почему идёт дождь и дует...
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconУрока Тема урока Дата
А. С. Пушкин «Ветер, ветер», «Ветер по морю гуляет», «Белка песенки поет», «Петух и собака»
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconВетер дует нам в лицо, Закачалось деревцо
Рекомендации разработаны авторским коллективом сотрудников фгу «фцтрб-вниви» и Главного управления ветеринарии км рт
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconУрока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер»
Цель урока: Учащиеся формируют понятие «ветер» на основе знаний о температуре воздуха и атмосферном давлении при выявлении причинно-следственных...
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconЯ говорил тебе, моя душа кричать не умеет
Он остановился и огляделся по сторонам. Стояла поздняя осень, озверевший, казалось, от тоски ветер срывал последние листья с деревьев...
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Однажды разразилась сильная гроза. Дул ветер [ w-w-w ]. Он завывал на разные голоса [ O: – O: – O: ], [ u:-u:-u: ], [ I:-i:-i: ]....
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconУрок музыки Тема: «Как изобразить ветер с помощью музыки»
Прийти к выводу, с помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удается изобразить ветер
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Так он пролежал с полчаса пока наконец не затих. Внезапно все прекратилось. И дождь, и ветер. Небо просветлело и показалось ласковое...
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconСвич. Мы праздник сегодня откроем, Нам ветер и дождь не помеха Ведь...
Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска...
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconЭнергия Солнца
А и света. Считается, что температура на поверхности Солнца составляет около 5500 о с (10 000 оF). Энергия Солнца определяет погоду...
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconКонспект урока «Ветер» (Тема урока) фио (полностью) Авдусь Валентина Евгеньевна
«ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,...
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музыкальный репертуар: С. Прокофьев, «Дождь и радуга»; В. Моцарт, фрагмент из оперы «Дон Жуан»; аудикоссета «Звуки природы: «капли,...
Тема: «Почему идет дождь и дует ветер» iconТема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты"
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск