Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока





Скачать 46.01 Kb.
НазваниеЦель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока
Дата публикации07.10.2013
Размер46.01 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Астрономия > Закон
- 2 -

Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения
Задачи урока:

  • изучить закон всемирного тяготения и границы его применимости

  • рассмотреть историю открытия закона

  • практическое применение закона


На уроке даются ответы на вопросы:

  • почему наблюдается падение тел на Землю

  • почему планеты движутся вокруг Солнца

  • почему Луна движется вокруг Земли

  • чем объясняется существование на Земле приливов и отливов

  • при каком условии тело становится искусственным спутником Земли

  • тайны « чёрных дыр»


Учащиеся знают:

  • понятие массы и силы

  • основные законы механики

  • основные типы сил в природе


Ход урока:
Формулируется цель и задачи урока, называется вид сил, изучаемых на уроке. Объяснение нового материала ведётся с помощью компьютерной презентации.

Слайд 1.

Эпиграфом к уроку служат слова немецкого философа Л.Вингенштейна:

« Желание мыслить - одно, а обладать даром мышления - другое»

Учитель поясняет, почему именно эти слова были выбраны эпиграфом к уроку.

Слайд 4.

Краткая биография Исаака Ньютона (комментарий учителя). В конспект записываются годы жизни.

Слайд 6.

Версия открытия закона (комментарий учителя). Учащимся предлагается проследить за ходом рассуждений Исаака Ньютона. Учитель: « В поисках разгадки явления тяготения Ньютон сформулировал три основных закона механики. Вопрос к классу: Формулировка второго закона Ньютона. Какие физические величины он связывает?

Вывод: следовательно, сила притяжения Земли зависит от массы тела.

Рассматривается взаимодействие двух тел. Вопрос к классу: как формулируется третий закон Ньютона?

Вывод: сила притяжения зависит от массы взаимодействующих тел.

Вопрос : Как зависит сила притяжения от расстояния между телами?

Слайд 7. Рисунок солнечной системы.

Учитель перечисляет название планет, говорит о том, что периоды вращения планет и радиусы орбит связаны между собой определёнными законами.

- 3 –

Слайд 8. Третий закон Кеплера. Краткая биография.

Учитель делает пояснения к закону и комментирует вывод , который сделал И.Ньютон.

Слайд 9. Рассмотрим систему Земля – Луна.

Учитель даёт пояснения о характере движения Луны вокруг Земли, поясняет, как были выполнены расчеты ускорения Луны и о выводе, который сделал И.Ньютон о зависимости силы притяжения от расстояния между телами.

Слайд 10. Формулировка закона всемирного тяготения, математическое выражение закона. Содержание слайда заносится в конспект.

Слайд 11. Поясняются границы применимости закона.

Слайд 12. Рисунок, поясняющий опыт Кавендиша. Краткая биография учёного. Объяснение опыта.

Слайд 13. Поясняется физический смысл гравитационной постоянной. Заносится в конспект значение гравитационной постоянной, а также формулы для расчёта силы тяжести и ускорения свободного падения, вытекающие из закона всемирного тяготения

Слайд 14.Задача на расчёт силы всемирного тяготения между телами, Заносится в конспект.

( если позволяет время урока)

Сообщение ученика, тема «Приливы и отливы». Презентация. Рассматриваются следующие вопросы:

  • причины приливов и отливов на Земле

  • карта приливов и отливов

  • использование энергии воды

  • типы и характер работы приливных электростанций в разных странах

В конце первого урока рассматриваются следующие вопросы ( вопросы к классу)

  • что произойдёт с планетами солнечной системы, если притяжение Солнца исчезнет?

  • что произойдёт с Луной, если её скорость при вращении на орбите станет равной 0?

  • притягивает ли к себе Землю космонавт, находящийся на борту космического корабля?

  • можно ли, исходя из закона всемирного тяготения, рассчитать силу притяжения друг к другу школьников, сидящих за одной партой? Почему?


2 – ой урок.
Сообщение ученика. Тема: «Искусственные спутники Земли» Презентация.

Рассматриваются следующие вопросы:

  • при каких условиях тело становится искусственным спутником Земли?

  • первая космическая скорость ( вывод формулы)

  • вторая космическая скорость

Далее, на примере работающей интерактивной модели «Движение спутников», рассматривается характер движения спутника в гравитационном поле Земли, зависимость формы орбиты от начальной скорости.

- 4 -

Демонстрация интерактивных моделей позволяет делать изучаемый материал более наглядным и запоминающимся. Демонстрацию проводит учитель. Далее в сообщении рассматриваются вопросы

  • типы ИСЗ, их назначение

  • понятие геостационарной орбиты (сопровождается демонстрацией модели спутника на геостационарной орбите )


Тема следующего сообщения « Тайны чёрных дыр». В сообщении рассматриваются вопросы:

  • современная концепция « чёрных дыр»

  • судьба звезды

  • гравитационный коллапс

  • слияние «чёрных дыр» (демонстрируется компьютерная модель)

В конце каждого сообщения учащиеся могут задавать вопросы тому, кто делает сообщение

Учитель предлагает ответить классу на контрольные вопросы в письменном виде.

Вариант 1.
1.Что произойдёт с планетами солнечной системы, если притяжение Солнца исчезнет?

2.Почему мы не замечаем гравитационного притяжения между окружающими нас телами?

3. Что такое первая космическая скорость? Чему она равна?

4. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?

Почему пуговица, оторвавшись от пальто, падает на Землю, ведь она находится ближе к человеку и притягивается к нему?
Вариант 2.
1.Что произойдёт с Луной, если её скорость при движении по орбите станет равной нулю?

2. Что такое вторая космическая скорость, чему она равна?

3. Воздушный шар поднимается вверх. Нет ли здесь нарушения закона всемирного тяготения?

4. Можно ли применить закон всемирного тяготения для расчета притяжения между двумя телами, если расстояние между ними соразмеримо с размерами этих тел?

5. Что притягивает к себе с большей силой – Земля – Луну или Луна – Землю?


- 5 -
После выполнения самостоятельной работы проводится анализ восприятия учащимися материала урока. Для этого перед каждым учеником кладутся карточки трёх цветов. На очередном слайде

По просьбе учителя ученики поднимают карточки. Называются наиболее сложные и менее понятные вопросы. Делаются дополнения к материалу урока. Подводится итог урока. На последнем слайде домашнее задание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Изучение гравитационного взаимодействия тел и его закона- всемирного тяготения; знакомство с логикой научного познания...
Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«гравитационные силы»; изучение закона всемирного тяготения, границ его применимости, знакомство с опытным определением гравитационной...
Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«гравитационные силы»; изучение закона всемирного тяготения, границ его применимости, знакомство с опытным определением гравитационной...
Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи учебного занятия: познакомить с видами взаимодействий в природе и видами сил в механике; изучить гравитационное взаимодействие...
Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: ознакомить учащихся с историческими фактами, ведущими к открытию закона всемирного тяготения, изучить области применения...
Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconКонспект урока движение под действием сил Всемирного тяготения. Вес...
Земли и космических кораблей, дать количественную характеристику выявленных зависимостей
Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconЗакон всемирного тяготения 1 Из второго закона Ньютона: a = F/m;...

Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconТезисы к уроку физики в 9 классе по теме: «Искусственные спутники Земли»
Место урока: Тема Законы Ньютона. Урок проводится после темы «Закон всемирного тяготения»
Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconУрока организация урока. Проверка домашнего задания
Цель урока: сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал – объекте Всемирного наследия
Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconМетодическое описание: Тип урока: изучение новых знаний. Цель урока:...
Содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства
Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconЗакон всемирного тяготения
Место работы: моу "Новоселицкая средняя общеобразовательная школа", д. Новоселицы, Новгородский р-н
Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconЦель и задачи урока
Опережающее задание к уроку – изучение песни на уроке музыки Песня о доброте (сл и муз. Т. Мухаметшина)
Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconКонспект урока Тема урока: «Геометрический смысл производной. Уравнение касательной»
Цель урока: Научить проводить анализ условия задачи, выделять главный вопрос задачи, научить выстраивать шаги решения, конструировать...
Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconКонспект урока в 4а классе. Тип урока: Комбинированный. Цель урока:...
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, павлово-посадские цветные платки, изделия декоративно-прикладного...
Цель урока: всестороннее изучение закона всемирного тяготения Задачи урока iconКонспект урока тема урока: Гласные после шипящих Цель урока: обобщить...
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, Интернет


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск