Урока организация урока. Проверка домашнего задания





Скачать 64.18 Kb.
НазваниеУрока организация урока. Проверка домашнего задания
Дата публикации28.08.2014
Размер64.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

Тема урока: Байкал


Цель урока: сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал – объекте Всемирного наследия.

Задачи: в ходе коллективной работы учащихся в микрогруппах учащиеся смогут определить особенности географического положения, происхождения озера, климата, вод и его животного мира; закрепить навыки самостоятельной работы в группе; воспитывать бережное отношение к источникам пресной воды и к природе своей страны.
ХОД УРОКА
1. Организация урока.
2. Проверка домашнего задания:

Устно:

1) Дать характеристику ЭГП Восточной Сибири.

2) Оценить природные условия и ресурсы района.
2. Формулирование темы урока. Актуализация опорных знаний.

Б а й к а л – «Золотое озеро» - по- алтайски.

«Северное море»- по- китайски.

«Огненное озеро» - по- бурятски.

«Богатое озеро» по-якутски

Байкал как зеркало лежит:

Гора в него глядится.

То туча воды затемнит,

То солнце в них лучится.

О нем писали: «Чаша вод».

Да. Но какая чаша!

Как грозен там водоворот,

Когда ветра идут в поход

И волны дико пляшут.

Как море чаша глубока

Прозрачная водица!

Россия очень велика,

И вся могла б напиться.


Что вам известно о Байкале? Поработайте в парах, обменяйтесь информацией друг с другом.

Одно из древнейших озер мира Байкал – это чудо природы во всех отношениях. Во первых это самое глубокое озеро в мире, средняя его глубина составляет 720 метров, максимальная глубина 1637метров. Вода в Байкале необыкновенно прозрачная. Солнечные лучи проникают до глубины 50метров, а порой и до 100метров. Озеро имеет огромный объем воды – 23 тысячи км3 и площадь его равна 31500км2. Байкал крупнейшее хранилище и фабрика самой высококачественной пресной воды. В нем находится около 1/5 мировых запасов пресной воды и более 4/5 запасов СНГ. Ежегодно в озере воспроизводится около 60км3 чистейшей воды. Причина этого – исключительная глубоководность водоема. Минерализация воды не превышает здесь 100 мг/л. и, что наиболее интересно, она меньше, чем в впадающих в озеро реках. Всего в озеро впадает более 300 рек и вытекает одна – Ангара. Одна из гипотез, объясняющая убывание минерализации в озере, заключается в том, что на дне Байкала существует мощный источник сверхпресных вод, который и распресняет его воды. По сообщениям прессы, закупкой воды из Байкала интересуются фирмы многих других государств. Недаром Байкал называют колодцем планеты. Байкал славится целебными минеральными источниками, сухим и чистым воздухом, обилием солнечных дней и поэтому используется для рекреации.

Хозяйственная деятельность человека около озера.

Режим озера изменился, прежде всего, из-за сооружения Иркутской ГЭС на Ангаре. Плотина гидроэлектростанции подняла средний многолетний уровень воды озера на 1метр. Это привело к затоплению прибрежных территорий и более интенсивному переформированию берегов. Сказалась на Байкале также и вырубка леса, и применение удобрений и ядохимикатов в его бассейне, строительство Байкало – Амурской магистрали, животноводческих комплексов и т.д. Но в фокусе борьбы за чистоту озера оказались целлюлозно-бумажный комбинат и картонный комбинат, которые располагаются в южной и юго-западной части озера. Они являются основными загрязнителями воды в озере. Хотя они и оборудованы высокопроизводительными очистными сооружениями, они оказывают загрязняющее влияние на озеро. Правда зона загрязнения невелика, но минерализация понижается в пределах более 250м2 площади. В настоящее время они перепрофилируются. Создание комбинатов привело к омертвлению заливов и губ, исчезновению водорослей, на которых прикреплял икряные оплетки байкальский омуль. На грани исчезновения хариус. Осетровые ямы оказались под ударом промышленных стоков, и дно покрывает слой лигнина. Почти погибла самая крупная рыба – таймень.

Справки:

  1. Самая пресная вода рождается при таянии ледников;

  2. У Байкала свои «ледниковые воспоминания»: несколько десятков тысячелетий назад в озеро обрушивались айсберги с горных ледников. Поэтому вода в озере имеет ледниковое происхождение;

  3. Обычно вода остается в проточном озере 2-3 года. Если озеро глубокое, то 20-30 лет. В Байкале же – четыре столетия. За время существования озерной котловины (20 -30 млн. лет.) вода в ней сменилось всего 50 тысяч раз. Вода, которую пил казак- землепроходец Курбат Иванов, первым пересекший озеро, еще не ушла из Байкала.

  4. В Байкале живет 2600 видов обитателей. Из них 2/3 нигде не встречаются.

  5. Байкальскую воду очищает большая группа живых организмов. Среди них есть свой «король» - маленький веслоногий рачок эпишура. Этих малюток более 4 миллионов тонн. Эпишура – основной фильтр байкальской воды. Дело в том, что она питается мельчайшими органическими крупицами. Чтобы насытиться, ей приходится отсеивать пищу, пропуская через себя воду. За год эпишура перерабатывает в семь миллионов с лишним раз больше воды, чем приносят все впадающие в озеро реки. Но эпишура может очищать только богатую кислородом воду. В загрязненной воде она задыхается и гибнет.


- Сведений получается не так много. Задается проблемный вопрос: Много ли мы знаем о Байкале?
3. Введение в тему урока, определение вида деятельности учащихся.
Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны.
4. Работа по изучению Байкала.
Учащиеся работают в группах, пишут ответы на листах. Затем, заслушиваются ответы всех групп, определяется правильный ответ и группам выставляются баллы, исходя из 3-х.

Байкал – жемчужина Сибири.




Вопросы

Примерные ответы




1. «В его блистающем просторе, в глубинной толще вековой, в его повадках – облик моря и отзыв в говоре морской». Почему Байкал называют морем?

1. Из-за размеров: Площадь = 31,5 тыс. км2, длина 636 км, ширина 25-79 км; сосредоточена 20% пресной воды планеты; частые штормы.




2. «Он здесь самый большой. Безлесен. Объясняется это постоянными сильными ветрами, мешающими деревьям заселить его. На нем есть рыболовецкий поселок с собственной электростанцией, школой и другими культурными и хозяйственными учреждениями». Определите его координаты.

2. Остров Ольхон: 530с.ш. 1080в.д.




3. «Как море, чаша глубока». Как образовалась озерная чаша?

3. Тектонические разломы.




4. «И сам он величав и вечен, в гранитной раме вырезной, и весь до донышка просвечен, и весь до капельки родной». Какова прозрачность воды озера? Почему?

4. Прозрачность воды до 40 м.;

-собирает воды с незагрязненной территории, покрытой лесом;

- много осадков, мало испарения;

- берега сложены твердыми кристаллическими породами.




5. «Это не узник на волю просился,

Это не ропщущий рушился кедр-

Взломанный лед, накреняясь, торосился

От напряженья качнувшихся недр!».

О каком процессе и почему идет речь?

5. Землетрясения, т.к. Байкал находится в сейсмической зоне.




6. Сколько «сыновей» и «дочерей» у Байкала?

6. 554 сына – реки впадает в озеро, а вытекает 1 Ангара.




7. «Она поднимается от подножья до высоты 600-800 м над уровнем моря. А выше идут густые заросли кадрового стланика, сосны, лиственницы и кустарникова подлеска. В густых ветвях стройных кедров то и дело мелькают пышнохвостые белки. Редко-редко медведь или лось пробираются через эту чащобу». О чем идет речь?

7. Тайга.




8. «Именно этих существ называют «санитарами» Байкала. Тысяча таких малюток весит всего 1 кг, но производит биологическую очистку вод, не допуская «цветения» воды. Кто это?

8. Рачки эпишура.




9. Перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими хребтами приводят к возникновению сильных ветров. Как называются местные ветры Байкала?

9. Баргузин, сарма, ангара, култук, шелоник, сивер.




10. «С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будут ли жить там омуль, тюлень?

Как сохранить заповедное озеро,

Чтоб его воды не «целлюлозило»? Что имел в виду автор?

10. - 2600 видов растений и животных;

-много эндемичных видов животных;

- построены ЦБК на берегу, который загрязняет воду;

-необходима защита озера, строительство заповедников.

Рефлексия. Подведение итогов урока

- Оцените свою работу на уроке. За что можете себя похвалить? Что вам запомнилось с урока?

- Давайте подведем итоги и посчитаем набранные баллы. Те, кто набрал больше всех, получает наивысшие отметки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconГорностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок
Проверка домашнего задания (20 мин.) (Примечание: проверка домашнего задания совмещена с проверкой понимания и отработкой (закреплением)...
Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconУрока Оргмомент. Психологический настрой. Цели урока
Фронтальная работа- проверка домашнего задания( 2 слайд) ( правильное выполнение на слайде проверить, объяснить правописание –тся...
Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconУрока Структура урока усвоения новых знаний
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconУрока по фгос структура урока усвоения новых знаний
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconУрока по фгос структура урока усвоения новых знаний
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconУчебник по литературе. Портрет писателя. Ход урока. Организационный...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconУрока. Орг момент, сообщение цели
Проверка домашнего задания – прослушивание сообщений учащихся об экологических проблемах современности
Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconХод урока I. Проверка домашнего задания
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» р п. Крестцы Новгородской области
Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconУрока I. Проверка домашнего задания, повторение
Ввести понятия амплитуды, периода и частоты колебаний; сформировать представление о гармонических колебаниях
Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconПлан урока: Орг момент 2 минуты Проверка домашнего задания (фронтальный...
Познакомить с операциями, выполняемыми над файлами и каталогами и правилами их выполнения
Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconУрока: Проверка домашнего задания
...
Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconУрока I. Оргмомент. II. Проверка домашнего задания
Цели: систематизировать знания о частях речи; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, коммуникативную культуру...
Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проверка домашнего задания. Письменно проверка карты-схемы «Племенные союзы восточных славян». У доски 1 человек проверка схемы –...
Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconПлан урока: Проверка домашнего задания по теме «Внешняя политика СССР после ВОВ. Холодная война»
Знакомство с новым материалом. Рассмотреть противоречия послевоенного развития СССР
Урока организация урока. Проверка домашнего задания iconУроков по фгос примерная структура каждого типа урока по фгос
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск