Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 191.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.03.2014
Размер191.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Урок 1.1.2. Занятия, общественный строй, верования восточных славян.

Цель урока:

Выявить особенности основных занятий славян;

Вскрыть особенности общественного строя;

Изучить верования восточных славян.

Тип урока: деловая игра.

Оборудование: пакеты с дидактическими материалами, ватман,

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. Письменно проверка карты-схемы «Племенные союзы восточных славян». У доски 1 человек проверка схемы – «Индоевропейцы».

  2. Изучение нового материала.

Класс самостоятельно определяет тему урока (Мы изучили происхождение славян, что еще необходимо узнать?) и цели урока (Исходя из темы, поставьте цели урока), записывают в тетрадь.

Класс делится на четыре группы. Первая группа изучает Занятия славян. Вторая группа изучает Общественное устройство славян. Третья группа изучает Религию славян. Четвертая группа изучает Быт и нравы славян.

  1. Закрепление.

Каждая группа получает пакет дидактического материала, используя, который они должны изучить тему, выводы изложить на ватмане и доступно рассказать одноклассника о « совершенном ими открытии».

  1. Рефлексия. Каждый самостоятельно выставляет себе оценку и аргументирует. Если группа одобряет эту оценку, она выставляется в журнал. Если не одобряет, оценка не выставляется.

Дидактический материал. Основные занятия восточных славян.

  1. Изучите основные хозяйственные занятия восточных славян: земледелие, скотоводство, ремесло и т.д.

  2. Какое значение в жизни славян играл торговый путь «из варяг в греки». Отметьте на карте этот путь красным маркером.

  3. Составьте на основе изученного материала краткий рассказ и изложите его на ватмане (по выбору: в форме схем, рисунков, таблиц и т.д.).

  4. Защита работы 2 минуты.

Хозяйство славян. Главным занятием восточных славян было земледелие. Основная часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому, прежде чем пахать землю, необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся на поле пни сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и выжигали новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.

Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зоне Приднепровья, богатой плодородными землями. Славяне использовали участки в течение нескольких лет до полного истощения почвы, а затем переходили на новые. Истощенная земля не обрабатывалась примерно 20-30 лет, до восстановления плодородия. Такая система земледелия называется переложной.

Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заостренными, раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники-сошники. Соха оставляла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выравнивали бороной. Ее делали из деревянных брусьев в виде решетки, на которую крепились деревянные или железные зубья. На сев земледелец выходил в безветренный день, босиком. Из лукошка, висевшего на груди, горстями разбрасывал зерно. В конце лета наступала страда, во время которой созревшие колосья срезали серпами.

Славяне сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был их главной пищей, поэтому зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах выращивали овощи репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок. Славяне занимались также и скотоводством: разводили коров, лошадей, коз, свиней. Большую роль в их жизни играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха шили верхнюю одежду. Шкурки пушных зверей, главным образом куницы, выполняли роль денег. У восточных славян развивались ремесла — кузнечное, гончарное, ювелирное.

Ремесла. Города. Торговля. Путь «из варяг в греки». Созданию экономической основы появления государства в славянских землях во многом способствовали развитие не только земледелия и животноводства, но и ремесел, рост городов, торговых связей. В этих сферах хозяйства также происходило накопление богатств. Это вело к возрастанию общего благосостояния общества, но одновременно и к накоплению богатств в отдельных руках, к углублению разделения людей на богатых и бедных.

В среднем Поднепровье ремесла уже в VIII — IX вв. достигли большого разнообразия и совершенства. Близ одного из сел археологи нашли 25 кузнечных горнов, в которых плавили железо и изготовляли из него до 20 видов орудий труда и оружия. Таких ремесленных поселений в этих местах становилось с каждым десятилетием все больше. Ремесленники больше не нуждались в собственных земледельческих участках. Их кормило ремесло. Удобнее всего им было селиться там, где шли торговые пути, жили племенные вожди и располагались религиозные святыни, к которым приходили на поклонение все члены племени. Так зарождались восточнославянские города. Они становились местом расположения власти, центром ремесла и торговли, местом отправления религиозного культа, а также крепостью, где можно было защититься от врагов.

Торговые пути были мощными нитями, которые стягивали воедино земли, связывали между собой города, способствовали международным связям и контактам, приобщали восточнославянские земли к мировым центрам цивилизации — Византии, Западной Европе, странам Востока. Следом за купцами шла мировая культура, обмен опытом, информацией. Очень часто купцы выполняли и посольские поручения.

Именно в VIII — IX вв. зародился знаменитый путь «из варяг в греки». Он шел из «варяг» (берегов Балтики) вдоль европейского побережья, по Средиземному морю до Рима, а оттуда — в Константинополь (в «греки»). В тот же Константинополь другой вариант пути из Балтийского моря шел по рекам Рейну, а затем Дунаю. Из Константинополя путь шел на север по Черному морю и Днепру. Затем суда волоком перетаскивали в реку Ловать, впадающую в озеро Ильмень. Из него путь продолжался по реке Волхов, соединяющей Ильмень и Ладожское озеро. Оттуда путники попадали в реку Неву, соединяющую Ладожское озеро с Финским заливом, а далее снова было Балтийское море. Там, где путь пролегал по русским землям, и возникли крупные восточнославянские города: на Днепре — Киев, Смоленск, Любеч; на берегу Волхова, рядом с озером Ильмень,— Новгород, а рядом с Ладожским озером — Ладога.

Были и другие торговые пути, в частности восточный торговый путь. Его осью были реки Волга и Дон. Торговые караваны шли из Полянских земель либо сушей до Дона, либо спускались вниз по Днепру в Черное море, затем плыли по морю мимо Крыма в Дон. В том месте, где Волга и Дон текут близко друг от друга (сегодня там проложен Волго-Донской канал), суда волоком перетаскивали из одной реки в другую. Дальнейший путь шел вниз по Волге в Каспийское море, в страны Востока и на Кавказ.

Существовали торговые пути и в Центральную и Южную Европу. Один из них шел по Днепру, Черному морю, а далее по Дунаю в глубь Европы. Другой пролегал от Киева на запад по суше.

Таким образом, сеть торговых путей прочно связывала восточных славян с другими народами. Но это были не только торговые дороги. Это были и военные пути. По ним славяне шли в разные концы света, но другие народы использовали их для нападения на восточнославянские земли.






Соха - пахотное орудие.



Работа с сохой.





Серп – орудие, которым срезали

созревшие колосья.

Дидактический материал. Общественное устройство восточных славян.

  1. Изучите основные категории населения славянского общества: князья, воины-дружинники, племенная знать, смерды, мужи, «вои», челядь, сироты, холопы, рабы.

Составьте схему- «Иерархия общества»

  1. Какую роль в жизни славянского общества играло вече и народное ополчение?

  2. Прочитайте отрывок из сочинения Прокопия Кесарийского и определите форму общественно-политического устройства славян (тирания, олигархия, демократия). Докажите свою точку зрения.

  3. Составьте на основе изученного материала краткий рассказ и изложите его на ватмане (по выбору: в форме схем, рисунков, таблиц и т.д.).

  4. Защита работы 2 минуты.

Общины земледельцев. Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина, обладавший большой властью. По мере расселения славян на обширных пространствах родовые связи стали распадаться. Кровнородственную сменила соседская (территориальная) община — вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между отдельными семейными хозяйствами. На общий совет — вече — сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. Во время нападений инородных племен славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).

Усложнение структуры общества. К концу IX в. сложилась довольно четкая иерархия общества, т. е. его многоступенчатость. На его вершине возвышался князь, в чьих руках сосредоточивается все управление племенем или союзом племен. Он опирался на преданных ему воинов-дружинников. У князя появляется личная охрана — «отроки», т. е. младшие дружинники. Все дружинники являлись профессиональными воинами. В случае удачных походов их добыча намного превышала результаты труда хлебопашцев, охотников, ремесленников. Но за эту добычу нередко приходилось платить увечьем, а то и жизнью. Порой вместе с захваченной воином добычей семье привозили лишь память о его подвигах. Эти люди становились в обществе привилегированной частью.

Обособлялась со временем и племенная знать — главы родов, больших патриархальных семей, собиравшие в своих руках значительные богатства. Они становились близкими помощниками и советниками князей, выполняли их отдельные поручения. Из их числа формировались будущие бояре.

Военный дух пронизывал весь строй жизни этого общества, стремящегося к образованию государства. В нем все меньше оставалось свободы, все меньше прежних общинных порядков, когда люди сообща решали все дела своего племени. Грубая сила, меч ложатся теперь в основу возвышения одних и начавшегося принижения других. Но традиции старого строя еще существуют. Действует собрание всего племени — вече. Князья и воеводы еще выбирались народом, хотя и появляется стремление сделать власть наследственной, передать ее от отца к сыну. На вече со временем главную роль начинали играть бояре и дружинники.

Основную часть племени составляли свободные его члены — люди, или смерды, но и среди них идет расслоение: наиболее зажиточные называются мужами, появляются «вой», т. е. те, кто имел право и обязанность участвовать в войнах и мог себя снарядить для военных предприятий.

Женщины, дети, другие члены семьи подчиняются мужам. Это челядь. На нижних же ступенях общества обретались бедные, неполноправные, попавшие в зависимость от богатых людей — сироты, холопы. На самой низшей ступени общества стояли рабы. В их число попадали, как правило, пленники.
ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ О СЛАВЯНАХ И АНТАХ, VI в.

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у o6qhx этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы.
f:\новая папка\1a25a7f30f5e.jpg

Князь с дружиной на охоте. Художник В.М. Васнецов.

f:\новая папка\древнерусский воин.jpg

Древнерусский воин

f:\новая папка\славяне.jpg

Мужи и «Вои».

Дидактический материал. Религия восточных славян.

  1. Изучите религию восточных славян, выпишите основных богов.

  2. Рассмотрите основные обряды и праздники

  3. Составьте на основе изученного материала краткий рассказ и изложите его на ватмане (по выбору: в форме схем, рисунков, таблиц и т.д.).

  4. Защита работы 2 минуты.

Религия восточных славян.

Ко времени зарождения государства у восточных славян была уже сложная, разнообразная религия, с детально разработанными обычаями и ритуалами. Ее истоки уходят в индоевропейские верования и еще более глубокую древность.

Как и другие древние народы, в частности древние греки или римляне, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые. Такая религия со множеством божеств, главных и второстепенных, малых и больших, называется многобожием или политеизмом (от греческих слов «поли» — много и «теос» — бог). Позже на Руси эту религию называли язычеством (от старославянского слова «языци», т. е. народы-иноземцы, не принявшие христианства). В отличие от язычества более поздние религии, например христианство или ислам, основывались на вере в единого Бога, который управляет всем мирозданием. Такие религии называются монотеистическими (от греческих слов «моно» — один и «теос» — бог). Но, по существу, и в язычестве, и в монотеистических религиях человек наделяет сверхъестественной силой природу, великий непознаваемый дух, который рождает все живое и погружает его в смерть.

Во главе славянских божеств стоял великий Сварог — бог вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса.

Его сыновья Сварожичи — солнце и огонь — были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Недаром автор «Слова о полку Игореве» называл славян «даждьбожьи внуки». Молились славяне Роду и роженицам — богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и поэтому был особенно популярен. Бог Белее почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный «скотный бог». Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

Так, в VIII — IX вв. у славян почитался бог солнца Хоре, который явно пришел из мира иранских племен. Оттуда же появился и бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы, корней растений. В иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодородия.

Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.

Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, на первый план все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде. Перун — молния, высшее божество — был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян.

Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.

Название «русалка» происходит от слова «русый», что означает на древнеславянском языке «светлый», «чистый». Обитание русалок связывали с близостью водоемов — рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле.

Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя — домового, чура, защитить его и говорил: «Чур меня, чур меня!»

Даждьбогf:\новая папка\сварог.jpg
f:\новая папка\даждьбог.jpg
f:\новая папка\image025.jpg
f:\новая папка\стрибог.jpg

f:\новая папка\хорс.jpg
Хорс

f:\новая папка\макошь.jpg
f:\новая папка\перун2.jpg

f:\новая папка\русалдка.jpg

Русалка Духи лесаf:\новая папка\091ca9b66e611dbfb27eecf616dcafc3.jpeg


f:\новая папка\водяной.jpg

Водяной

f:\новая папка\maslenica chuchelo.jpg

Масленица

f:\новая папка\eac3a49dcf1a.jpg
23 июня Праздник Купалы. Девушки бросали в реку венки.

f:\новая папка\kupala_07.133_rugevit.ru.jpg

Поклонение богам
f:\новая папка\898_npadvhover.jpg
Праздник Купалы
f:\новая папка\поклонение богам.jpg
Поклонение богам.

Языческие праздники и обряды восточных славян. Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.

Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Колядьь, Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.

Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась Масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.

1—2 мая славяне украшали лентами молодую березу, свои дома — ветками с только что распустившимися листьями, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.

Новый всенародный праздник отмечался 23 июня и назывался праздником Купалы. На этот день приходился летний солнцеворот. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождь. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды — начиналась «русальная неделя». Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь.

Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь. В купальские ночи совершались так называемые «умыкания» девиц, когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага.

Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Покойников сжигали на кострах, помещая их сначала в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подземное царство. Вместе с вождем, знатным человеком хоронили одну из его жен, в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Над могилой насыпали высокий курган и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего. Во время печального пиршества в честь умершего вождя проводили воинские состязания.

Дидактический материал. Быт и нравы восточных славян.

  1. Как выглядели славяне.

  2. Изучите и рассмотрите жилище.

  3. Опишите обычаи славян.

  4. Составьте на основе изученного материала краткий рассказ и изложите его на ватмане (по выбору: в форме схем, рисунков, таблиц и т.д.).

  5. Защита работы 2 минуты.

ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ О СЛАВЯНАХ И АНТАХ, VI в.

Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, стянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем незлобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы...
Псевдо-Маврикий. «Стратегикон»

... У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер; устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью изобретая много (разнообразных способов)... Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии)...
f:\славяне в картинках\95cf4e5d84fe.jpg


f:\славяне в картинках\image010.jpg





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск