Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок





Скачать 70.73 Kb.
НазваниеГорностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок
Дата публикации11.10.2013
Размер70.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Представление числовой информации в памяти ЭВМ.

Выполнение арифметических операций компьютером
Информатика и ИКТ, 10

Горностаева Алина Марковна,

Ларина Элла Семеновна

МОУ лицей №2 г. Волгограда

Цели урока:

  • закрепить понимание принципа представления числовой информации в памяти ЭВМ;

  • развивать общеучебные умения;

  • способствовать формированию умения работать в группах;

  • развивать навыки самоорганизации и самоконтроля.


Характеристика уровня подготовки обучающихся

До изучения раздела

  1. имеют представление о позиционных и непозиционных системах счисления,

  2. умеют переводить числа из одной позиционной системы счисления в другую,

  3. умеют выполнять арифметические операции с числами в позиционных системах счисления,

  4. имеют представление об основных логических операциях.

После первого урока этого раздела (Урок № 1 «Хранение чисел в памяти ЭВМ»)

  1. имеют представление о хранении целых и вещественных чисел в памяти компьютера,

  2. умеют сопоставлять объем памяти, отведенный под число, с диапазоном допустимых значений;

  3. знают алгоритм получения обратного и дополнительного кода отрицательного числа,

  4. умеют представлять вещественные числа в нормализованной форме.

Домашнее задание:

  • разобрать и выучить конспект предыдущего урока;

  • привести пример числа (чисел), которое нельзя записать в один байт;

  • представить вещественные числа 156,32; 54769; 0,05463; 0,26; 0,0002 в нормализованном виде

  • представить отрицательные числа -25; -38; -9; -44; -204 в дополнительном коде

  • дан дополнительный код числа, восстановить это число (11100111, 11011110, 10001100).

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания (20 мин.) (Примечание: проверка домашнего задания совмещена с проверкой понимания и отработкой (закреплением) материала)

    1. Теоретический опрос. Важно проверить понимание роли старшего (знакового) бита числа и знание зависимости N=2i.

  1. Как записаны в памяти ЭВМ целые числа (без знака, со знаком)?

  2. Каков диапазон целых чисел, для хранения которых выделен 1 байт памяти? 2 байта?

  3. Как вычислить диапазон целых чисел без знака, если для хранения выделено х байт памяти? А для чисел со знаком?

    1. Ученики приводят примеры (выборочный опрос) чисел, которые нельзя записать в один байт памяти (без знака, со знаком).

Еще раз проверяется (закрепляется) навык определения диапазона допустимых значений. Особое внимание нужно уделить значениям, близким к границе диапазона.

    1. Учитель предлагает «свои» числа, ученикам нужно определить, попадают эти числа в диапазон или нет.

Выберите числа, которые можно хранить в 1 байте:

  • без знака

35, 350, 250, 255, -35, 256, 0, -255 (так как диапазон 0 – 255)

  • со знаком

35, 150, 250, 128, -35, 256, 0, -255 (так как диапазон -128 – 127).

    1. Ученики (по очереди) записывают на доске вещественные числа в нормализованном виде, дают необходимые пояснения.

Подбор чисел позволяет отработать различные случаи (показатель степени положительный, отрицательный, нулевой).

156,32 = 0,15632•103;

54769 = 0,54769•105;

0,05463 = 0,5463•10-1;

0,26 = 0,26•100;

0,0002 = 0,2•10-3

    1. Один ученик при поддержке класса выполняет задание на интерактивной доске. Необходимо отметить при помощи флажков все числа, записанные в нормализованном виде. Это задание с программной проверкой (рис. 1).

По сути, ученики решают обратную задачу. В зависимости от ситуации на уроке это упражнение может получить развитие (например, записать числа в обычном виде или нормализовать ненормализованные числа).


Рис. 1

    1. Ученики (по очереди или параллельно) записывают на доске отрицательные числа в дополнительном коде.

Здесь организуется обсуждение, ученики проговаривают алгоритм получения дополнительного кода числа. Особое внимание нужно обратить на возникающие ошибки (при переводе десятичного числа в двоичную систему счисления или в алгоритме получения дополнительного кода). В зависимости от уровня усвоения более или менее подробно остановиться на разборе задания. Кроме того, числа подобраны так, чтобы выполнение задания шло от простого к сложному.
-25 – 10011001 – 11100110 – 11100111;

-38 – 10100110 – 11011001 – 11011010;

-9 – 10001001 – 11110110 – 11110111;

-44 – 10101100 – 11010011 – 11010100;

-204 – 1000000011001100 – 1111111100110011 – 1111111100110100 (число выходит за диапазон 1 байта со знаком, поэтому дополняем до 2 байт)

    1. Для домашней работы было предложено задание повышенного уровня: восстановить число, зная его дополнительный код. Ученики, справившиеся с заданием, объясняют свое решение. Им придется сформулировать обратный алгоритм.

  • 11100111

11100111-1= 11100110

11100110 – 10011001

10011001 = - 25

  • 11011110

11011110 – 11011101 – 10100010 – - 34

  • 10001100

10001100 – 10001011 – 11110100 – - 116


    1. Дополнительное задание от учителя: сопоставить каждому отрицательному числу его дополнительный код.

Сопоставление происходит при выборе цвета на предложенной палитре и клике мышкой по квадратикам левого и правого ряда – квадратики окрашиваются выбранным цветом; связь между числом и его дополнительным кодом устанавливается при помощи одного цвета квадратиков (рис. 2). Задание выполняет учитель на интерактивной доске, озвучивая число, а ученики называют соответствующий ему дополнительный код.



Рис. 2

  1. Постановка проблемы (5 мин.)

На этом этапе учитель организует эвристическую беседу, цель которой, опираясь на имеющиеся знания, «придумать» механизм выполнения компьютером арифметических операций. Здесь возможны верные по сути рассуждения. В этом случае при дальнейшей работе учитель будет ссылаться на эти гипотезы.

  1. Работа с моделью полусумматора (10 мин.)

Ученики проводят исследование индивидуально за ученическими компьютерами.

Им необходимо «испытать» модель для всех возможных наборов данных (0+0, 0+1, 1+0, 1+1, а также с учетом переноса единицы из младшего разряда). Затем один ученик выходит к интерактивной доске и выполняет задание (интерактивность задания заключается в вводе значений на входы и выходы логических элементов и в таблицу истинности. Значения вводятся кликом мышкой по предполагаемым местам ввода; один клик – вводится «0», второй клик – ноль заменяется на «1» и т.д.). Скриншот задания приведен на рис. 3.


Рис. 3

В результате работы должно прийти понимание, что сложение двоичных чисел не сложно организовать, используя логические операции.


  1. Отработка навыков сложения чисел в двоичной системе счисления (5 мин.)

В результате исследования модели была получена таблица истинности, которая поможет ребятам вспомнить правила сложения чисел в двоичной системе счисления.

Отработка ведется на интерактивной единице, которая автоматически генерирует слагаемые, проверяет правильность ответа и ведет подсчет количества правильных и неправильных ответов (рис. 4). Значения вводятся кликом мышкой по предполагаемым местам ввода; один клик – вводится «0», второй клик – ноль заменяется на «1» и т.д.



Рис. 4

  1. Перемена (10 мин.)

Работа с моделью и выполнение практических заданий явились трудоемким этапом первой части занятия. После перемены ученики будут готовы к восприятию следующей порции информации.

  1. Объяснение нового материала (10 мин.)

Непременно возникает следующий вопрос, как организовать умножение, вычитание и деление двоичных чисел. Ученики легко приходят к выводу, что умножение – это многократное сложение. Возможно даже, что ученики с высокими способностями сами предложат заменить вычитание сложением с отрицательным числом. В противном случае, учитель наталкивает ребят на эту мысль.

Вместе с учениками учитель разрабатывает алгоритм вычитания чисел:

  • записать уменьшаемое в прямом коде со знаком

  • записать вычитаемое в дополнительном коде (выровняв разряды)

  • сложить полученные числа

  • записать ответ, отбросив «1», которая вышла за разрядную сетку чисел, и незначащие нули

Далее этот алгоритм апробируется на интерактивной доске с использованием специальной дидактической единицы (скриншот задания приведен на рис. 5). Последовательность преобразований ученики записывают в тетрадь.



Рис. 5

  1. Отработка навыков вычитания чисел в двоичной системе счисления (10 мин.)

Ученики разбиваются на пары. В каждой паре работа организуется таким образом: один ученик применяет алгоритм вычитания, рассмотренный на уроке, а другой выполняет все вычисления через десятичную систему счисления. Естественно результат должен совпасть. А расхождения в ответах позволят учителю, да и самим ученикам, скорректировать понимание основных правил и алгоритмов.

  1. Подведение итогов урока (15 мин.)

Одним из вариантов завершения работы может стать оформление недостающих слайдов презентации. Ученики на свое усмотрение размещают в презентации выводы, алгоритмы выполнения арифметических действий, примеры и сохраняют презентации в личной папке. Это заставит учеников еще раз обдумать материал урока и сформулировать его в краткой форме.

  1. Постановка домашнего задания (5 мин.)

  • Разобрать (повторить) алгоритмы сложения и вычитания двоичных чисел.

  • Решить уравнения:

11102 + х = 1110012

11012 + х = 1000112

10002 + х = 1111012

  • Попытаться сформулировать алгоритмы умножения и деления в двоичной системе счисления.


Дополнительный материал:

Понятие дополнительного кода числа можно применить и к десятичной системе счисления. В этом случае «инвертировать» означает вычесть каждую цифру числа из цифры 9. Продвинутым ученикам в свободное время можно предложить проверить алгоритм «вычитания через сложение» для десятичных чисел. Этот материал также может быть включен в презентацию ученика.

Пример: 5382 – 574 = ?

  1. запишем прямой код уменьшаемого со знаком: 05382

  2. выровняем прямой код вычитаемого (выровняв разрядные сетки): 90574

  3. запишем обратный код вычитаемого: 99425

  4. сложим числа: 05382

99425

104807

  1. Отбросим единицу переполнения и незначащий 0: 104807

Ответ: 5382 – 574 = 4807.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconНикитина Ольга Владимировна, моу сош №81 г. Волгограда Цели урок
Место в учебном плане: перед темой «Примеры на все действия с алгебраическими дробями»
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconЛебедева Ольга Юрьевна моу сош №84 Центрального района г. Волгограда Цели урок
Учитель: На этом уроке мы будем готовиться к экзамену – выполнять задания теста по вариантам. Приготовьте, пожалуйста, в тетрадях...
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconРеализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,...
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconКалендарно-тематическое планирование. 5 Класс учитель : Ларина Т. В
Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconПрограмма предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина»
Программа предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина». Программа разработана в соответствии...
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconДневник педагогической практики
Воробьева Алина – неунывающая, веселая девочка, найдет выход из любой ситуации. Алина любит выступать
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconПредседатель Управляющего совета
«О правах ребенка», федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с...
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виа. Инструментальный ансамбль моу «Лицей №2» 09: 53. 48 Мультфильм. Правила безопасного поведения детей на природе 09: 59. 46 Детский...
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconПравила поведения учащихся моу лицей
Настоящие Правила поведения учащихся составлены в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Типовым положением об образовательном...
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №7 (моу лицей №7), г. Новочеркасск
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Банковские реквизиты: л/с 20763004190 уфк по Волгоградской области (Департамент финансов администрации г. Волгограда) Муниципальное...
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconУрок-путешествие
Сухова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы моу лицей «Созвездие»№131 г о. Самара
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconМоу «Хохольский лицей» Хохольского района за 2010 2011 уч год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хохольский лицей» инновационное учебное заведение
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconВнеклассное мероприятие по информатике и краеведению о бобщение,...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей»)
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconРеферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся...
Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» Моркинского района
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок iconТема: Основные группы сложносочиненных предложений
Учитель: Корякина Татьяна Семеновна, учитель русского языка и литературы моу «всш №3 им. Н. С. Степанова» г. Вилюйска, педстаж 20...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск