Ход урока I. Проверка домашнего задания





Скачать 370.18 Kb.
НазваниеХод урока I. Проверка домашнего задания
страница1/4
Дата публикации22.10.2013
Размер370.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4
Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.

Цель урока: знакомство с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием.

Метод: групповая работа, сообщения учащихся, чтение стихов.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

  1. Пересказ конспекта предыдущего урока.

  2. Чтение наизусть «Любимые строки Н.А. Некрасова». (Выборочно).
    Эпиграф

Некрасов - целое поэтическое государство, живущее по своим законам. Р. Гамзатов План.

  1. Своеобразие лирики Некрасова.

  2. Основные темы, идеи:

а) о назначении поэта и поэзии;

б) тема родины и народа;

в) идеал общественного деятеля;

г) Некрасов - поэт-сатирик;

д) любовная лирика.
II. Слово учителя.

Н.А. Некрасов - один из трех гигантов русской поэзии XIX века. Про­должив традиции своих великих предшественников - Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. По­эт-новатор, он прокладывал свои пути в литературе. Его поэтические произве­дения вызвали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но тем не менее Некрасов сразу же нашел своего читателя.

В чем же заключается неповторимость, новаторство»Некрасова?

Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических яв­лениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал мужиков, о труде бурлаков и т.д. Новые герои вносят в стихи и новую речь - подчас «грубую», «не­благозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства». Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, пере­дающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса. Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и ге­роев сливаются.

- Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.

Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее те­матикой, идейностью.

III. Итак, каковы основные темы лирики Некрасова? Урок можно провести в форме групповой работы. Каждая группа готовит свою тему.
1 группа. Тема о назначении поэзии и роли поэта в жизни общества. Стихотворения: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».

а) «Поэт и гражданин» (1856) - сообщение

ВывоД: В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения.

б) Звучит стихотворение «Муза» (1852)

Что такое муза?

(Муза - 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдох­новение, творчество.

А как изображает поэт Музу?

(Изображение Музы можно понимать по-разному. С одной стороны, Му­за - крестьянка, потому что крестьянская тема - среди особо волнующих по­эта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка - сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умаливать свое достоинство, на время «притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной»)

Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в кро­ви, кнутом иссеченной Музы, «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жа­ждущей, униженно просящей... согбенной трудом, убитой кручиной», «нелас­ковой и нелюбимой».

Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его по­эзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт воссоздал в своем творчестве.

в) «Элегия» (1874). Читает ученик.

Небольшое сообщение. В письме к А.Н. Ермакову (29 августа 1874 года) Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, само­му дорогому моему другу».

А.Н. Ер'маков был инженером-путейцем, человеком отзывчивым и доб­рым, с большим художественным вкусом. После смерти его жены любимая сестра Некрасова - Анна Алексеевна - воспитывала детей Ермакова, а позже вышла замуж за него.

Дается понятие жанра элегии.

Элегия - жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустно­го раздумья, скорбь, философские размышления. Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

  1. строфа - обращается к молодежи, говорит о бедственном положении
    народа и определяет высокое назначение своей поэзии.

  2. строфа - поэт революционной демократии выражает свое отношение к
    реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу.

В чем видит существо своей поэзии?
- Как он воспринимает реформу 1861 года.

3 строфа - раздумывая о том, что он видит и слышит кругом, поэт кон­
кретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу.

Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов?

4 строфа - Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохнове­
ние и как поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широ­
кую песню?

- Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о
Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?

(Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, соз­дающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремлен­ный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он чело­век и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побу­ждению.

Некрасовская муза - страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу).

2 группа. Тема родины и народа. Слово учителя.

Первая тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью по­эзии Некрасова. Поэтому рассмотрим, как Некрасов впервые в русскую по­эзию ввел образ народа: женщина-крестьянка, бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги - все они в центре внимания поэта.

Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель пе­редает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детст­ва видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды». (Из воспоминаний Панаевой). Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда» - сообщение. « Железная дорога» - сообщение « Забытая деревня» «Школьник» «Несжатая полоса» «В полном о разгаре...»

Вывод. Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжать не может, настанет время, не скоро, но на­станет, когда народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступникам.

3 группа. Идеал общественного деятеля. Слово учителя.
Так в стихотворениях Некрасова появляется идеал общественного деяте­ля, который проникнут беспредельной любовью к родине, способен отдать во имя нее жизнь.

Так, пример высокой честности, душевного благородства, самоотвержен­ного служения родине мы видим в стихотворении «Память Добролюбова» (1864). (Стихотворение читается наизусть). Сообщение учащегося.

Вывод. Итак, личное, глубоко интимное чувство гражданина-борца на­полняет стихотворение «Памяти Добролюбова». Если в первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит лишь в подтексте, выражается лишь в том, что обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит в прошедшем времени: «Суров ты
был...» Но чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение невозвратимой утраты:

Но слишком рано твой ударил час,

И вещее перо из рук упало.

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Последние две строчки, напоминающие восклицание Горацио над трупом Гамлета, стали крылатыми, так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека.

В конце стихотворения Некрасов от мысли о погибшем друге, учителе, переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. Если в начале он об­ращался к конкретному человеку, к Добролюбову, то в последних строках ау­дитория поэта расширяется:

Плачь, русская земля! но и гордись

-С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты...

И в конце:

Природа - мать!

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни...

На самой высокой ноте, словно горло перехватила боль и говорить боль­ше нет сил, обрывается стихотворение.

Слово учителя.

В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты по­ложительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуаль­ные портреты Добролюбова и Белинского. В творчестве Некрасова тема «Бе­линский» была не только глубоко личной, но и общественно важной. В 1853 году, когда имя Белинского находилось под запретом цензуры, поэт публикует стихотворение «Памяти приятеля» (к пятилетию со дня смерти друга). Белин­скому посвящены и поэмы «В.Г. Белинский» (1855), «Ненастные» (1856).

Все свое творчество Некрасов посвятил народу. И тяжело больной, он не переставал думать о нем. Так, стихотворение «Сеятелям» является призывом продолжить борьбу за освобождение народа. Сеятели - это общественные дея­тели, народные заступники, которые должны нести в народ семена правды:

Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет Сердечное русский народ.

4 группа. Некрасов-сатирик.
Слово учителя.


Некрасов в русскую поэзию вошел не только как поэт - гражданин - пат­риот, народный певец, но и как сатирик. Ирония - сильное оружие некрасов­ской поэзии. В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника

Учащийся читает стихотворение и задает вопросы к учащимся:

  • Каков тон стихотворения?

  • Каково отношение поэта к своему герою?

Учащиеся слушают чтение стихотворения «Нравственный человек» и за­писывают в тетради выводы: герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя разоблачает, показы­вает свою подлую душу.

Заранее подготовленный учащийся пересказывает статью из учеб­ника «Своеобразие сатирических стихов Некрасова», (стр. 129-130 Ю.В. Ле­бедев русская литература, II часть, М., Просвещение, 2000).

5 группа. Любовная лирика.
Слово учителя.


Говоря о поэзии Некрасова, нельзя не отметить и его любовную лирику. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна.

Звучит стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...»

Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жес­током мире.

Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины - под­руги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испы­тывающего творческие и сердечные муки.

Вывод.

Некрасов и для современников и для потомков прежде всего велик эт-реалист, оказавший большое влияние на все развитие русской ствительно, как сказал Р. Гамзатов: «Некрасов — целое поэтическое^ во, живущее по своим законам».

Домашнее задание.

  1. Подготовить пересказ конспекта и страницы учебник

  2. Выучить два стихотворения (по выбору учащегося^

  3. Сделать письменный анализ любого стихотворен

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменяв­шие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и поле­вой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Кре­стьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, называ­лись собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк илц отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определя­лась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, полу­чаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли кре­стьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Поме­щикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном разме­ре тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «осво­бождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надру­гательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Поло­жение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразив­шееся в отказе принять эти документы.

Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу, которая не дала народу же­лаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне по­давлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его». Итак, Н.А. Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут.

II. Сообщение о жанре, композиции поэмы «Кому на Руси жить хо­рошо».

Начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - с знаменательными назва­ниями губернии, уезда, волости, деревень - приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и ока­зывается исходной причиной возникшего спора о счастье как материальном благополучии.

Поспорив, 7 крестьян отправляются в дорогу по России в поисках счаст­ливого. Отправимся и мы с ними.

Образ широкой дороженьки и открывает первую главу поэмы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ход урока I. Проверка домашнего задания iconГорностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок
Проверка домашнего задания (20 мин.) (Примечание: проверка домашнего задания совмещена с проверкой понимания и отработкой (закреплением)...
Ход урока I. Проверка домашнего задания iconУчебник по литературе. Портрет писателя. Ход урока. Организационный...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Ход урока I. Проверка домашнего задания iconУрока организация урока. Проверка домашнего задания
Цель урока: сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал – объекте Всемирного наследия
Ход урока I. Проверка домашнего задания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проверка домашнего задания. Письменно проверка карты-схемы «Племенные союзы восточных славян». У доски 1 человек проверка схемы –...
Ход урока I. Проверка домашнего задания iconУрока Оргмомент. Психологический настрой. Цели урока
Фронтальная работа- проверка домашнего задания( 2 слайд) ( правильное выполнение на слайде проверить, объяснить правописание –тся...
Ход урока I. Проверка домашнего задания iconУрока. Орг момент, сообщение цели
Проверка домашнего задания – прослушивание сообщений учащихся об экологических проблемах современности
Ход урока I. Проверка домашнего задания iconУрока I. Проверка домашнего задания, повторение
Ввести понятия амплитуды, периода и частоты колебаний; сформировать представление о гармонических колебаниях
Ход урока I. Проверка домашнего задания iconУрока Структура урока усвоения новых знаний
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Ход урока I. Проверка домашнего задания iconУрока по фгос структура урока усвоения новых знаний
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Ход урока I. Проверка домашнего задания iconУрока по фгос структура урока усвоения новых знаний
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Ход урока I. Проверка домашнего задания iconУрока: Проверка домашнего задания
...
Ход урока I. Проверка домашнего задания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Ход урока I. Проверка домашнего задания iconУрок 6/6 Тема урока: Количество теплоты Цели урока: ввести понятие...
Цели урока: ввести понятие количества теплоты, исследовать зависимость количества теплоты от температуры, массы и рода вещества
Ход урока I. Проверка домашнего задания iconУточняющие вопросы учителя : Что представляют собой предложения с косвенной речью?
Проверка домашнего задания. На доске схемы сложных предложений. Нужно соотнести предложения из домашнего упражнения с подходящей...
Ход урока I. Проверка домашнего задания iconI. Проверка домашнего задания
Вводный урок. Что такое этикет? с. 4
Ход урока I. Проверка домашнего задания iconУрока I. Оргмомент. II. Проверка домашнего задания
Цели: систематизировать знания о частях речи; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, коммуникативную культуру...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск