Урока I. Проверка домашнего задания, повторение





Скачать 46.41 Kb.
НазваниеУрока I. Проверка домашнего задания, повторение
Дата публикации16.07.2014
Размер46.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок в 9 классе на тему:

«Величины, характеризующие колебательное движение».

Цели урока:

Ввести понятия амплитуды, периода и частоты колебаний; сформировать представление о гармонических колебаниях.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания, повторение

  • Приведите примеры колебательных движений.

  • Как вы понимаете утверждение о том, что колебательное движение пе­риодично?

  • Что такое период колебаний?

  • Какие колебания называются свободными?

  • Что такое колебательные системы?

  • Что называется маятником?

  • Какие тела входят в колебательную систему, называемую пружинным
    маятником? Нитяным (математическим) маятником?

II. Новый материал

Каждое движение характеризуется своими величинами.

  • Какими величинами характеризуется равномерное прямолинейное дви­жение? (Постоянной скоростью, координатой. Существует уравне­ние зависимости координаты от времени х = х0 + vxt.)

  • Какими величинами характеризуется прямолинейное движение? (По­стоянным ускорением, координатой.)

  • Какими же величинами характеризуется колебательное движение?

Период колебаний

На прошлом уроке уже отмечалось, что колебательное движение - периоди­ческое. Период Т- время одного полного колебания:

Т=,

где t - все время движения, N- количество колебаний.

В СИ период колебаний выражается в секундах: [T] = с.

Частота колебаний

Частота v - число полных колебаний за единицу времени:

v =,

где N - количество колебаний, t - время движения.

В СИ частота выражается в герцах: [v] = с-1 = Гц. Эта единица названа в честь немецкого ученого Генриха Герца.

Г. Герц в 1926 г. был награжден Нобелевской премией за открытие законов столкновения электрона с атомом.

Если, например, маятник в одну секунду совершает 2 колебания, то частота его колебаний равна 2 Гц (или 2·1/с, а период колебаний (т. е. время одного полного колебания) равен 0,5 с. Чтобы найти пе­риод колебания, необходимо одну секунду разделить на число коле­баний в эту секунду, т. е. на частоту: Т=1/2Гц=1/2·1/с=0,5 с.

Таким образом, период колебания Т и частота колебаний v связа­ны следующей зависимостью:
Т = 1/ν, или ν = 1/Т.

На примере колебаний маятников разной длины приходим к вы­воду: частота и период свободных колебаний нитяного маятника зависят от длины его нити. Чем больше длина нити маятника, тем больше период колебаний и меньше частота. (Эту зависимость вы бу­дете исследовать при выполнении лабораторной работы № 3.)

Не только нитяной маятник, но и любая другая колебательная сис­тема имеет определенную частоту свободных колебаний, зависящую от параметров этой системы. Например, частота свободных колебаний пружинного маятника зависит от массы груза и жесткости пружины.

Колебательное движение характеризуются также циклической частотой:

ω = π=

Амплитуда колебания

Амплитуда х (или А) - наибольшее смещение от положения равновесия, измеряется в метрах (м). Можно измерять в единицах плоского угла (для ма­тематического маятника).
Теперь рассмотрим колебания двух одинаковых маятников (рис. 56), движущихся следующим образом. В один и тот же момент времени левый маятник из крайнего ле­вого положения начинает движение вправо, а правый маятник из крайнего правого положения движется влево. Оба маятника колеблются с одной и той же частотой (поскольку длины их нитей равны) и с одинаковыми амплитудами. Однако эти колебания отличаются друг от друга: в любой момент времени ско­рости маятников направлены в проти­воположные стороны. В таком случае говорят, что колебания маят­ников происходят в противоположных фазах.



Маятники, изображенные на рисунке 54, тоже колеблются с одинаковыми частотами. Скорости этих маятников в любой момент времени направлены одинаково. В этом случае говорят, что маятни­ки колеблются в одинаковых фазах.
Рассмотрим еще один случай. В момент, изображенный на рисунке 57, а, скорости обоих маятников направлены вправо. Но че­рез некоторое время (рис. 57, б) они будут направлены в разные сто­роны. В таком случае говорят, что колебания происходят с опреде­ленной разностью фаз.

б
Физическая величина, называемая фазой, используется не толь­ко при сравнении колебаний двух или нескольких тел, но и для опи­сания колебаний одного тела.
Существует формула для определения фазы в любой момент вре­мени, но этот вопрос рассматривается в старших классах.

Таким образом, колебательное движение характеризуется амплитудой, частотой (или периодом) и фазой.
III. Упражнения и вопросы для повторения

  • Что называют частотой колебаний? Какова единица измерений?

  • Что называют амплитудой колебаний?

- Что называют периодом колебаний? Какая формула выражает смысл этого

понятия? Какова единица измерения периода колебаний?
IV. Решение задач

Задача 1

Маятник совершил 20 колебаний за 1 мин. 20 с. Найти период и частоту

колебаний. (Ответ: Т=4 с; v = 0,25 Гц.)

Задача 2

Частота колебаний стометрового железнодорожного моста равна 2 Гц.

Определите период этих колебаний.
Задача 2

Период вертикальных колебаний железнодорожного вагона равен 0,5 с.

Определите частоту колебаний вагона.
V. Домашнее задание: §26, Упражнение 24 (4,5,6).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconГорностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок
Проверка домашнего задания (20 мин.) (Примечание: проверка домашнего задания совмещена с проверкой понимания и отработкой (закреплением)...
Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconI. Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала «Биологические ритмы», ответы на вопросы
Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconУрока организация урока. Проверка домашнего задания
Цель урока: сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал – объекте Всемирного наследия
Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проверка домашнего задания. Письменно проверка карты-схемы «Племенные союзы восточных славян». У доски 1 человек проверка схемы –...
Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconУрока Оргмомент. Психологический настрой. Цели урока
Фронтальная работа- проверка домашнего задания( 2 слайд) ( правильное выполнение на слайде проверить, объяснить правописание –тся...
Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconУрока. Орг момент, сообщение цели
Проверка домашнего задания – прослушивание сообщений учащихся об экологических проблемах современности
Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconХод урока I. Проверка домашнего задания
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» р п. Крестцы Новгородской области
Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconУрока Структура урока усвоения новых знаний
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconУрока по фгос структура урока усвоения новых знаний
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconУрока по фгос структура урока усвоения новых знаний
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconУрока: Проверка домашнего задания
...
Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconУчебник по литературе. Портрет писателя. Ход урока. Организационный...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconУточняющие вопросы учителя : Что представляют собой предложения с косвенной речью?
Проверка домашнего задания. На доске схемы сложных предложений. Нужно соотнести предложения из домашнего упражнения с подходящей...
Урока I. Проверка домашнего задания, повторение iconI. Проверка домашнего задания
Вводный урок. Что такое этикет? с. 4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск