Скачать 46.41 Kb.
|
Урок в 9 классе на тему: «Величины, характеризующие колебательное движение». Цели урока: Ввести понятия амплитуды, периода и частоты колебаний; сформировать представление о гармонических колебаниях. Ход урока I. Проверка домашнего задания, повторение
II. Новый материал Каждое движение характеризуется своими величинами.
Период колебаний На прошлом уроке уже отмечалось, что колебательное движение - периодическое. Период Т- время одного полного колебания: Т=, где t - все время движения, N- количество колебаний. В СИ период колебаний выражается в секундах: [T] = с. Частота колебаний Частота v - число полных колебаний за единицу времени: v =, где N - количество колебаний, t - время движения. В СИ частота выражается в герцах: [v] = с-1 = Гц. Эта единица названа в честь немецкого ученого Генриха Герца. Г. Герц в 1926 г. был награжден Нобелевской премией за открытие законов столкновения электрона с атомом. Если, например, маятник в одну секунду совершает 2 колебания, то частота его колебаний равна 2 Гц (или 2·1/с, а период колебаний (т. е. время одного полного колебания) равен 0,5 с. Чтобы найти период колебания, необходимо одну секунду разделить на число колебаний в эту секунду, т. е. на частоту: Т=1/2Гц=1/2·1/с=0,5 с. Таким образом, период колебания Т и частота колебаний v связаны следующей зависимостью: Т = 1/ν, или ν = 1/Т. На примере колебаний маятников разной длины приходим к выводу: частота и период свободных колебаний нитяного маятника зависят от длины его нити. Чем больше длина нити маятника, тем больше период колебаний и меньше частота. (Эту зависимость вы будете исследовать при выполнении лабораторной работы № 3.) Не только нитяной маятник, но и любая другая колебательная система имеет определенную частоту свободных колебаний, зависящую от параметров этой системы. Например, частота свободных колебаний пружинного маятника зависит от массы груза и жесткости пружины. Колебательное движение характеризуются также циклической частотой: ω = π=2π Амплитуда колебания Амплитуда х (или А) - наибольшее смещение от положения равновесия, измеряется в метрах (м). Можно измерять в единицах плоского угла (для математического маятника). Теперь рассмотрим колебания двух одинаковых маятников (рис. 56), движущихся следующим образом. В один и тот же момент времени левый маятник из крайнего левого положения начинает движение вправо, а правый маятник из крайнего правого положения движется влево. Оба маятника колеблются с одной и той же частотой (поскольку длины их нитей равны) и с одинаковыми амплитудами. Однако эти колебания отличаются друг от друга: в любой момент времени скорости маятников направлены в противоположные стороны. В таком случае говорят, что колебания маятников происходят в противоположных фазах. Маятники, изображенные на рисунке 54, тоже колеблются с одинаковыми частотами. Скорости этих маятников в любой момент времени направлены одинаково. В этом случае говорят, что маятники колеблются в одинаковых фазах. Рассмотрим еще один случай. В момент, изображенный на рисунке 57, а, скорости обоих маятников направлены вправо. Но через некоторое время (рис. 57, б) они будут направлены в разные стороны. В таком случае говорят, что колебания происходят с определенной разностью фаз. б Физическая величина, называемая фазой, используется не только при сравнении колебаний двух или нескольких тел, но и для описания колебаний одного тела. Существует формула для определения фазы в любой момент времени, но этот вопрос рассматривается в старших классах. Таким образом, колебательное движение характеризуется амплитудой, частотой (или периодом) и фазой. III. Упражнения и вопросы для повторения
- Что называют периодом колебаний? Какая формула выражает смысл этого понятия? Какова единица измерения периода колебаний? IV. Решение задач Задача 1 Маятник совершил 20 колебаний за 1 мин. 20 с. Найти период и частоту колебаний. (Ответ: Т=4 с; v = 0,25 Гц.) Задача 2 Частота колебаний стометрового железнодорожного моста равна 2 Гц. Определите период этих колебаний. Задача 2 Период вертикальных колебаний железнодорожного вагона равен 0,5 с. Определите частоту колебаний вагона. V. Домашнее задание: §26, Упражнение 24 (4,5,6). |
Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна моу лицей №2 г. Волгограда Цели урок Проверка домашнего задания (20 мин.) (Примечание: проверка домашнего задания совмещена с проверкой понимания и отработкой (закреплением)... | I. Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала «Биологические ритмы», ответы на вопросы | Урока организация урока. Проверка домашнего задания Цель урока: сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал – объекте Всемирного наследия | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проверка домашнего задания. Письменно проверка карты-схемы «Племенные союзы восточных славян». У доски 1 человек проверка схемы –... | Урока Оргмомент. Психологический настрой. Цели урока Фронтальная работа- проверка домашнего задания( 2 слайд) ( правильное выполнение на слайде проверить, объяснить правописание –тся... | ||
Урока. Орг момент, сообщение цели Проверка домашнего задания – прослушивание сообщений учащихся об экологических проблемах современности | Ход урока I. Проверка домашнего задания Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» р п. Крестцы Новгородской области | ||
Урока Структура урока усвоения новых знаний Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | Урока по фгос структура урока усвоения новых знаний Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | ||
Урока по фгос структура урока усвоения новых знаний Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | Урока: Проверка домашнего задания ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Учебник по литературе. Портрет писателя. Ход урока. Организационный... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Уточняющие вопросы учителя : Что представляют собой предложения с косвенной речью? Проверка домашнего задания. На доске схемы сложных предложений. Нужно соотнести предложения из домашнего упражнения с подходящей... | I. Проверка домашнего задания Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 |