Скачать 47.74 Kb.
|
ТЕМА №20. Тема: Влияние биологических ритмов на работоспособность человека. Цель урока: Рассказать учащимся о влиянии биологических ритмов на уровень деятельности человека. Пробудить личную заинтересованность каждого в здоровом образе жизни. Воспитывать нравственные качества у учащихся. Оборудование: компьютер, проектор, таблица биоритмов. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала «Биологические ритмы», ответы на вопросы: - что такое биологические ритмы? - как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни? III. Изучение нового материала.
Работоспособность и повышение ее эффективности Работоспособность − это уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени. Работоспособность определяется состоянием здоровья, характером питания, режимом труда и отдыха, условиями работы, настроением и многими другими факторами. Она зависит от уровня знаний человека, умений, навыков и опыта, физического и психического состояния. Умственная (психическая) работоспособность выражается быстротой, качеством и количеством восприятия и переработки информации, физическая − силой, частотой и продолжительностью мышечных нагрузок. Наиболее высокая работоспособность проявляется при правильном согласовании жизненного ритма человека с его индивидуальными биологическими ритмами. Многочисленные исследования ученых разных стран показали, что есть люди, испытывающие одинаковые колебания уровня физиологических возможностей в течение суток. Их назвали аритмиками, или голубями. Люди утреннего типа − жаворонки − имеют пик работоспособности в первой половине дня. Они рано просыпаются, с утра чувствуют себя бодрыми, жизнерадостными, вечером испытывают сонливое состояние и рано ложатся спать. Люди вечернего типа − совы − встают заторможенными, нередко с головными болями, наиболее работоспособны после 18 часов, поздно отходят ко сну. Немецкий исследователь Г. Хамп установил, что представители утреннего типа − в основном, служащие, вечернего − люди умственного труда, аритмики − лица, занятые физической деятельностью. Среди учащихся жаворонки составляют 17 %, совы − 35 %, аритмики − 48 %. Для сохранения здоровья, повышения уровня работоспособности необходимо, чтобы образ жизни человека совпадал с фактическими колебаниями временных процессов его организма. Для этого существуют методики определения типа работоспособности, основанные на выявлении временных функциональных возможностей организма и их соответствии режиму трудовой деятельности. 2.Особенности и профилактика утомления при умственной деятельности учащихся Утомление − физиологическая защитная реакция организма, направленная на снижение уровня функционирования его систем с целью предотвращения негативных изменений. Субъективно этот процесс проявляется ощущением усталости и временным снижением работоспособности. Умственное утомление характеризуется ослаблением внимания, памяти, замедлением мышления, снижением скорости переработки информации, физическое − уменьшением силы и выносливости мышц, ухудшением координации движения, возрастанием затрат энергии при выполнении одной и той же работы. Его глубина зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности, физическому и психическому состоянию, уровню мотивации и нервно-эмоциональному напряжению. Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Утомление и сопутствующая ему усталость − естественное состояние людей, ведущих активный образ жизни. Снижающаяся при этом работоспо-собность не только восстанавливается во время отдыха, но, достигнув исходного уровня, повышается еще некоторое время. Однако, если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, то утомление может накапливаться и переходить в качественно другое состояние − переутомление, характеризующееся более стойким снижением функциональной деятельности организма. Переутомление − патологическое состояние, сопровождающееся вялостью, ухудшением аппетита, бессоницей. Различают начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление. Для снятия начинающегося переутомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень утомления требует лечения, так как при этом происходит изменение деятельности сердечно-сосудистой системы. Меры профилактики утомления: 1 Своевременное назначение отдыха − активного или пассивного. 2 Увеличение микропауз − промежутков между отдельными операциями. 3 Регламентация физической и умственной нагрузки. 4 Использование функциональной музыки. 5 Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС, например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, шеи, туловища. 6 Дыхательная гимнастика. Решающее значение в индивидуальной системе ЗОЖ имеет самоконтроль. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспособности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит. Самочувствие – это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей). Работоспособность зависит от общего состояния организма,а также от настроения, степени восстановления от предыдущей раблты и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна – признак переутомления. Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствуют об утомлении либо болезненном состоянии. К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении. Таким образом, умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе ЗОЖ. IV. Итог урока. Терминологический диктант. На проекторе:
V. Домашнее задание. § 4.2, определить наиболее эффективный период подготовки к контрольным работам и экзаменам. |