Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия





Скачать 68.73 Kb.
НазваниеКонспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия
Дата публикации13.10.2013
Размер68.73 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект
План – конспект урока изобразительного искусства.

5 класс.
1.Тема: «Глиняная игрушка».

Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности

2. Цель занятия:

а) эстетическая: развитие у детей эстетического восприятия;

б) воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества;

в) познавательная: дать сведения о видах народной глиняной игрушки, их особенностям и традициям.

3. Задачи занятия:

а) развивающая: развивать творческую и познавательную активность;

б) техническая: учить лепить фигурки по мотивам народных игрушек.

4. Материал и техника: глина, стеки, шликер, кисти, подставки.

5. Задания для самостоятельной работы: Лепка игрушки из глины.

6. Зрительный ряд: Таблицы- схемы с изображением порядка изготовления игрушек.

Таблица с изображением орнамента росписи игрушек.

Глиняные модели игрушек

Компьютерная презентация «Глиняная игрушка»

7. Новые понятия: (словарная работа) Свистопляска, любота, нанька- кормилка.

Ход занятия
1. Организационный момент- объявление темы, цели и задачи занятия.

2. Вступительное слово руководителя. Актуализация опорных знаний.

  • На предыдущих занятиях и на уроках искусства мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Назовите какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?

(Древние люди наполняли свою жизнь предметами с символическими изображениями солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных линий, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий.

Цвет тоже имел символическое значение: черный-символизировал землю, желтый- солнце, красный- жизнь.

Изображение берегини- олицетворяло плодородие, конь- символ крепости крестьянской жизни, птица- счастье, символ весны, тепла, света, древо жизни- символ вечной жизни.)

3. Формирование новых знаний.

Руководитель.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву»- игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Изготовление глиняных игрушек- особая отрасль гончарного дела. Мастера- игрушечники чаще всего изготовляют игрушки- свистульки в виде фигурок коня, птицы, козла, барана. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов.Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.

В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.

А сейчас мы послушаем выступление наших поисковых групп. Ребята расскажут нам о разновидностях глиняной игрушки в нашей стран, ее истории, особенностях и традициях.

4. Выступление первой поисковой группы.



(слайд с изображением филимоновских игрушек)

В деревне Филимоново Тульской области с древних времен существует производство филимоновских игрушек.

Фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими очертаниями формы выглядят очень стройными и изящными. Они вылеплены из белой, с синеватым оттенком, вязкой и податливой глины. Филимоновские игрушки почти всегда со свистком.

Высокие, стройные крестьянки часто что-то держат в руках: ребенка или курицу со свистком. Мужские фигуры под стать им: статные, длинноногие, чуть смешные.

Очень большое разнообразие образов воплотила в себе игрушка.Здесь и удивительные кони с длинными, как у жирафа, шеями, коровки, петухи, бараны, олени –растопырки, птицы- курицы, собаки, свиньи и диковинные существа.

У персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную, стройную шею и придает фигурке горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь.

Желтый, красный, зеленый- основные цвета, используемые в росписи Филимоновской игрушки.Они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый « наряд»

игрушки.

Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом. Я думаю, что именно Филимоновская игрушка самая красивая из всех остальных видов глиняной игрушки,самая веселая.

Руководитель: .

Да, хороша Филимоновская игрушка, но послушаем их аппонентов.
Выступление второй поисковой группы



(слайд с изображением Каргопольской игрушки)

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень.

Заповедная Каргопольская земля - хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремеслами. Гончарству здешнему насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится.

Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигуры, дедов- лесовиков,пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы.

А вот Полкан - сказочное чудище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня.

(слайд с изображением Полкана)

Не напоминает ли он вам кого- нибудь?

(Героя древнегреческих мифов- Кентавра).

В давние времена люди называли зверей своими братьями, складывали о них сказки , они же становились героями детской игрушки.

Пропорции Каргопольской игрушки противоположные филимоновским,- игрушки приземисты, тяжеловесны, забавны. Веселые плосковатые лица каргопольских мужичков переходят в бороду- лопату, а короткие руки и кривоватые ножкиделают фигуру забавной и шутливой.Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини- матери в северной народной вышивке.

(слайд с изображением Каргопольской игрушки)

Роспись Каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Символы солнца- большие огромные круги. Кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.

Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие веселые люди и добродушные звери и птицы. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что Каргопольская игрушка самая лучшая,самая добрая.

Руководитель:

Да, несомненно Каргопольская игрушка очень добрая, но послушаем еще одну поисковую группу, защитников своей игрушки.

Выступление третьей поисковой группы



(Слайд с изображением Дымковской игрушки)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично, ликующе и празднично,

В ней молодость- изюминка,

В ней удаль и размах.

Синейте охра с суриком

По всей земле в домах. (В.Фафанов).

Дымковская игрушка появилась в стародавние времена в Дымковской слободе близ города Вятка.

Вятка славилась в старину своими базарами и ярмарками- «свистоплясками».

Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки, которые лепили из местной красной глины и обжигали в печи.

Дымковские игрушки - настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разноряженных щеголих, нянек - «кормилок», с детьми на руках, лихих всадников, важных индюков и другие образы. Форма игрушек монолитка, а силуэт отличается легкостью, плавностью и округлостью. Игрушки составлялись из разных частей, соединяемых между собой. К основе-туловищу прикреплялись лепные детали: изящные оборки, воланы, косички, жгуты. У барышен всегда пышная прическа и нарядный головной убор, часто образ сопровождал кокетливый зонтик.

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперничает с другим. И поэтому пестро, весело от такого хоровода красок! Это пожалуй самая нарядная игрушка.

5. Руководитель. Объяснение этапов лепки игрушки.

Итак, ребята, мы выслушали выступление троих апонентов или трех противников, которые высказывали свои доводы в пользу своей любимой игрушки. Я думаю, что вы согласитесь с моим выводом о том, что филимоновская, каргопольская и дымковская игрушки хороши по-своему. Они поражают нас своей простотой и выразительностью формы, передающей самое характерное. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки. Все они пользуются заслуженной славой.

А теперь мы попробуем сами полепить глиняные игрушки. Сегодня вы будете мастерами игрушечных дел. И начнем лепить самую интересную игрушку барышню. Ее будем лепить по дымковским традициям. Посмотрите на таблицу. (Показ схемы-таблицы)

  • Начинаем лепить игрушку с юбки в виде широкого конуса, который в основании пустотелый.

  • Затем верх смачиваем водой и насаживаем торс, оттягивая шею.

  • Укрепляем голову в виде шарика.

  • К плечам прикрепляем «колбаски», торчащие в стороны, а затем их осторожно сгибают к талии.

  • Голову обрамляем шляпой или капором.

  • Плечи покрываем пелериной.

  • Места соединения всех деталей смачиваем шликером при помощи кисточки, заглаживаем швы.

6. Практический показ учителем лепки игрушки из глины.

7.Самостоятельная работа.

8.Подведение итогов.

В конце занятия все игрушки выставляются, проводится анализ работ.

9.Домашнее задание

Подбор материала по росписи Дымковской игрушки.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconКонспект урока изобразительного искусства. 6 класс. Тема занятия:...
Задание для самостоятельной работы: Выполнение графического рисунка способом «графической аппликации» или «лоскутное одеяло»
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconКонспект урока изобразительного искусства. 6 класс. Тема: «Изображение...
Зрительный ряд: Репродукции картин Ма Юань. Пейзаж, Леонардо до Винчи «Мона Лиза», Рафаэль «Мадонна», Н. Пуссен, П. Синьяк «Берега...
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconКонспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к...
Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Форма занятия: Урок изучения нового материала с элементами исследовательской деятельности
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconКонспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс...
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconКонспект урока изобразительного искусства в 5 классе
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconКонспект дефектологического занятия-игры «Умники и умницы» с применением...
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconКонспект занятия с детьми от 6 до 7 лет «Веселая ярмарка»
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дня защитника Отечества в форме урока, факультативного занятия, занятия исторического кружка, музейного занятия, внеклассного мероприятия,...
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение дополнительного...
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconКонспект итогового занятия по художественному творчеству в подготовительной группе «Почемучка»
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconКонспект занятия в старшей группе «Сказочная Гжель»
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconКонспект занятия Тема: «Мягкая игрушка из помпонов. Составитель:...
Цель: познакомить учащихся с изделиями из помпонов; ознакомить с инструментами и материалами необходимыми для выполнения игрушек...
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconКонспект интегрированного занятия для детей средней группы
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная игрушка». Форма занятия: комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности Цель занятия iconКонспект урока по истории и литературе Тема : Доблесть героев бессмертна....
Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск