Конспект открытого урока математики
в 3 классе Тема: Римские цифры
(УМК «Школа России») учитель начальных классов
ОГБОУ «Полянская школа-интернат» Попова Светлана Георгиевна Цели:
Познакомить учащихся с римскими цифрами;
Научить читать и записывать числа с помощью римских цифр, выполнять арифметические действия с ними;
Совершенствовать вычислительные навыки учащихся;
Развивать познавательный интерес, мышление, память
Расширять кругозор учащихся
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Оборудование:
Компьютер;
Мультимедийная установка;
Диск с презентацией;
Карточки с римскими и арабскими числами;
Карта путешествия;
Буклеты;
Счётные палочки;
Карточки с письмами;
Колонки;
Ход урока
I.Организационный момент
1.приветствие (слайд 1) Цифры живут на различных предметах: Календарях и трамвайных билетах, На циферблатах часов, на домах, Прячутся цифры в книжных томах, И в магазине, И в телефоне, И на машине, И на вагоне… Цифры – повсюду,
Цифры – кругом. Мы их поищем – и быстро найдём! А. Усачёв
- Открываем тетради, записываем число.
2. «Гимнастика для ума» (слайд 2)
1.Счет десятками от 10 до 100
2.Счет сотнями от 100 до 1000
3. Найдите лишние числа:
345, 809, 687, 45, 243, 900, 106, 4, 265.
4.Разделите числа на сумму разрядных слагаемых:
345 =
215 =
608 =
560 =
237 =
5. Разделите с остатком:
15:4 = 34:5 = 42:10 =
61:6 = 23:3 = 72:15 = II.Актуализация опорных знаний (слайд 3)
(появляется пришелец из космоса)
- Рябята, этот маленький пришелец из космоса просит нас о помощи.
Давайте посмотрим, чего он хочет. (слайд 4)
«Дорогие друзья, с планеты Земля!
Мой бортовой компьютер вышел из строя.
Требует введения пароля с помощью каких-то непонятных знаков.
Прошу помощи в расшифровке.» XII L CX VI D IX XXV M XXXII
-Ребята, как вы думаете, что обозначают знаки, изображённые на карточках? (Предположения учащихся.) -На карточках римские числа.
Некоторые из данных значков вам известны, а о других мы и должны с вами узнать.
Так какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?
(дети озвучивают тему и цели урока)
III.Сообщение темы и целей урока
-Тема нашего сегодняшнего урока «Римские цифры». (слайд 5)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а также выполнять с ними арифметические действия.
(слайды 6) -Ребята, как вы думаете, почему эти цифры назвали римскими? (Их придумали в Риме.)
-Хотите отправиться в далёкое путешествие в Древний Рим?
Дети: Да!
- Путешествовать будем на машине времени.
-Итак, отправляемся в путь.
(слайд 7) IV.Работа над новой темой
Первобытные люди. (слайд 8)
Первобытные люди не знали цифр. У них даже слов таких не было «два», «четыре», «пять». Но считать умели. Называть числа им было не обязательно, достаточно было показать их на пальцах. Пальцы и были их первыми изображениями чисел, и, если хотите , первым калькулятором. Очень удобно складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Одна пятерня -5, две- 10. Эти пальцы сыграли немалую роль в истории счета.
Как люди научились записывать числа?
В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных, виде камешков.
(Слайд 9). В древней Азии узелки.
(Слайд 10). В древнем Египте – косточек, счет.
(Слайд 11). В древней Индии использовались такие значки…
(Слайд 12).
Была своя форма записи и у славян. Она была основана на кириллице (славянской азбуке). Над обычными буквами ставились титлы (черточки), и тогда буква обозначала число. Такие цифры до сих пор используются в некоторых церковных книгах, написанных на старославянском языке.
Славянская нумерация использовалась в России до 18 века. Современные цифры принято называть арабскими.
(Слайд 13). Основные цифры арабской нумерации. Они очень похожи на те цифры, которыми пользуемся мы
(Слайд 14). Древний Рим.
Пальцы -главный счётный инструмент.
А вот и город Рим (географическое расположение-слайд 15), откуда пришли к нам цифры – и в честь города они названы- римские цифры.
Сегодня мы подробно поговорим о римских цифрах. Потому, что римские цифры довольно часто употребляются в наши дни.
Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека. Количество палочек соответствует тому числу, которое обозначает.
(Слайд 16). Но чтобы научиться так считать мы должны отправиться в Римскую школу.
Если в арабской нумерации 10 цифр (слайд 17), то в римской – 7 (слайд 18).
(слайд 19) Для составления и чтения римских цифр достаточно выучить данную табличку
Мы с вами уже умеем записывать числа I II III.
( Слайд 20) . I -- 1.
(Слайд 21). II – 2.
(Слайд 22) . III -3.
А как же записывается число 5? Посмотрите внимательно на свою руку. Где прячется цифра 5? Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. (слайд 23) 5 – V.
Как записать число 10?
Из чего оно состоит? (2руки)– из двух пятерок.
(Слайд 24). – первая V как обычно, а вторая перевернута вниз X. Итак мы выяснили, в основу написания легла рука – пятерня.
(слайд 25) – главное правило Римских цифр БОЛЕЕ 4 одинаковых знаков не пишется
(слайд 26) Как же записать число 4?
Оказывается, запись числа основана на математическом действии вычитании. От 5 – 1 и ставили перед цифрой 5.. 6, 7, 8, - на сложении. IV -4.
(Слайд 27). А число 6? VI-6.
4- предыдущее число, палочку пишем слева, отнимаем.
6 – последующее, палочку справа, прибавляем.
(Слайд 28). VII -7.
(Слайд 29). VIII -8.
(Слайд 30). IX -9. Так как 9 перед числом 10- отнимаем, ставим слева палочку.
(Слайд 31). – А давайте посмотрим, как строятся цифры второго десятка: I V X.
11 – XI 16- XVI
12 –XXII 17 - XVII
13 –XIII 18 - XVIII
14 –XIV 19 - X IX
15 – XV 20 – XX
(Слайд 32). Основные цифры римской нумерации
-Для записи цифр древние римляне использовали буквы латинского алфавита. (НАЗЫВАЮ) I V X L С D M
1 5 10 50 100 500 1000
-Прочитаем хором:
-Обратите внимание: нет знака для обозначения цифры 0!
-Где вы видели римские числа? (На циферблате часов, в книгах, на памятниках и т.д.)
(слайд 33) -Мы выяснили, что римские цифры встречаются довольно часто в нашей жизни. (слайд 34). Физминутка. 1.Упражнение в записи и чтении чисел с помощью римских цифр
-А теперь давайте отправимся на экскурсию по Древнему Риму и потренируемся в чтении и записи римских чисел.
- В дорогу возьмём с собой буклеты и ручки, чтобы делать необходимые записи. Кому будет очень трудно записывать римские числа, можете воспользоваться памяткой в буклете.
I
| 1
| X
| 10
| C
| 100
| M
| 1000
| II
| 2
| XX
| 20
| CC
| 200
| MM
| 2000
| III
| 3
| XXX
| 30
| CCC
| 300
| MMM
| 3000
| IV
| 4
| XL
| 40
| CD
| 400
|
|
| V
| 5
| L
| 50
| D
| 500
|
|
| VI
| 6
| LX
| 60
| DC
| 600
|
|
| VII
| 7
| LXX
| 70
| DCC
| 700
|
|
| VIII
| 8
| LXXX
| 80
| DCCC
| 800
|
|
| IX
| 9
| XC
| 90
| CM
| 900
|
|
|
-Слушайте внимательно! (слайд 35) -Рим был основан в VIII веке до нашей эры. (Римское число читают дети) -Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ.
(слайд 36) -Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора. (слайд 37) -Колонна состоит из основания, столпа и статуи.
-Чтобы узнать её размеры, решим задачу №1
Задача №1
Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м.
Узнай высоту всей колонны.
(Дети записывают: 5+30+3=38 (м) Проверка – слайд 38
Ответ: высота колонны 38 м.)
-Рядом запишите число 38 римскими цифрами. (XXXVIII) -Продолжаем нашу экскурсию. Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей. (слайд 39)
- Про него вы узнаете, выполнив задачу №2.
Задача №2
Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей?
(Дети записывают: 80-72=8 (л.) Проверка – слайд 40
Ответ: Колизей строили 8 лет.)
-Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII)
-Это самый большой из древнеримских амфитеатров.
(слайд 41)
Задание №3
Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м.
Соедини стрелочками эти числа с римскими: L LXXXV LIII
Запиши эти римские числа в порядке возрастания.
(Дети пишут: L, LIII, LXXXV) -При таких размерах Колизей мог вместить в себя около 80 тысяч зрителей. Зрители занимали места на трибунах. У самой арены - император и его семья. На верху – простые люди. (слайд 42)
Задание №4
Места для простых людей были помечены цифрами
от I до LXXVI.
Запишите римские числа арабскими.
(Дети пишут: от 1 до 76) Проверка
-Идём дальше.
-Рядом с Колизеем можно увидеть много храмов. Самый поразительный римский Пантеон – храм всех богов.
(слайд 43) -Для снабжения людей водой римляне строили водопроводы – АКВЕДУКИ. (слайд 44)
-Прочитайте задачу №5.
Задача №5
В город Рим вода поставлялась из 11 акведуков, 2 из которых работают до сих пор. Сколько акведуков не сохранилось до наших дней?
Решение запиши римскими числами.
(Дети пишут: XI-II=IX) Проверка – слайд 45 -Вода из акведуков попадала не только в дома, но и в фонтаны города. Самый крупный и красивый фонтан Рима – фонтан Треви.
(слайд 46)
-В центре – бог океанов и морей Нептун. Он выезжает на колеснице-морской раковине, запряжённой парой морских коньков. Два Тритона, указывая дорогу, помогают конькам передвигаться между горами камней.
Считается, что если бросишь в этот фонтан монетку, то побываешь в Риме ещё раз. -На этом наше путешествие заканчивается. Нам надо возвращаться в класс.
(заставка из кинофильма) 2.Проверка знаний -Пока мы с вами в пути, проверим, научились ли вы записывать римские числа.
-Давайте напишем письмо друзьям из римской школы. (слайд 47)
-Впишите римские числа.
(Дети самостоятельно вписывают в текст римские числа.) Здравствуйте, друзья ________ века! Вам пишут ученики ______ века. Мы учимся в ______ классе. Сегодня ______ числа ________месяца на уроке математики мы изучали ________________________________.
Проверка.
(слайд 48)
- Теперь, ребята, я думаю мы сможем помочь маленькому инопланетянину расшифровать код и завести корабль. (запишите шифр в тетрадь)
XII L CX VI D IX XXV M XXXII
12 50 110 6 500 9 25 1000 32 (проверка).
Наш друг благодарит и прощается с нами Итог: кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!
1 ошибка –
2 ошибки-
Больше 2 ошибок –
-Вам нужно повторить материал по учебнику на стр.46-47.
Наш друг благодарит и прощается с нами. (слайд 49)
Машина времени. (слайд 50) -Итак, мы снова в нашем классе.
-Подведём итог урока. VII.Подведение итогов (слайд 51)
-На уроке мы научились …
-Больше всего меня заинтересовало …
-Пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни?
Рефлексия, оценки. VIII.Домашнее задание
1.Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры. 2.Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел. 3.* Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?
. (слайд 52)
-Это задание в буклетах. Я их вам дарю за хорошую работу.
-Спасибо! (слайд 53). Урок окончен.
| |