Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры





Скачать 105.48 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры
Дата публикации18.10.2013
Размер105.48 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект
Конспект открытого урока математики

в 3 классе
Тема: Римские цифры

(УМК «Школа России»)
учитель начальных классов

ОГБОУ «Полянская школа-интернат»
Попова Светлана Георгиевна
Цели:

  • Познакомить учащихся с римскими цифрами;

  • Научить читать и записывать числа с помощью римских цифр, выполнять арифметические действия с ними;

  • Совершенствовать вычислительные навыки учащихся;

  • Развивать познавательный интерес, мышление, память

  • Расширять кругозор учащихся


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование:

  • Компьютер;

  • Мультимедийная установка;

  • Диск с презентацией;

  • Карточки с римскими и арабскими числами;

  • Карта путешествия;

  • Буклеты;

  • Счётные палочки;

  • Карточки с письмами;

  • Колонки;


Ход урока

I.Организационный момент

1.приветствие (слайд 1)
Цифры живут на различных предметах:
Календарях и трамвайных билетах,
На циферблатах часов, на домах,
Прячутся цифры в книжных томах,
И в магазине,
И в телефоне,
И на машине,
И на вагоне…
Цифры – повсюду,


Цифры – кругом.
Мы их поищем – и быстро найдём!
А. Усачёв

- Открываем тетради, записываем число.

2. «Гимнастика для ума» (слайд 2)

1.Счет десятками от 10 до 100

2.Счет сотнями от 100 до 1000

3. Найдите лишние числа:

345, 809, 687, 45, 243, 900, 106, 4, 265.

4.Разделите числа на сумму разрядных слагаемых:

345 =

215 =

608 =

560 =

237 =

5. Разделите с остатком:

15:4 = 34:5 = 42:10 =

61:6 = 23:3 = 72:15 =
II.Актуализация опорных знаний (слайд 3)

(появляется пришелец из космоса)

- Рябята, этот маленький пришелец из космоса просит нас о помощи.

Давайте посмотрим, чего он хочет. (слайд 4)

«Дорогие друзья, с планеты Земля!

Мой бортовой компьютер вышел из строя.

Требует введения пароля с помощью каких-то непонятных знаков.

Прошу помощи в расшифровке.»

XII

L

CX

VI

D

IX

XXV

M

XXXII


-Ребята, как вы думаете, что обозначают знаки, изображённые на карточках? (Предположения учащихся.)
-На карточках римские числа.

Некоторые из данных значков вам известны, а о других мы и должны с вами узнать.

Так какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

(дети озвучивают тему и цели урока)

III.Сообщение темы и целей урока

-Тема нашего сегодняшнего урока «Римские цифры». (слайд 5)

-Сегодня на уроке мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а также выполнять с ними арифметические действия.

(слайды 6)
-Ребята, как вы думаете, почему эти цифры назвали римскими? (Их придумали в Риме.)

-Хотите отправиться в далёкое путешествие в Древний Рим?

Дети: Да!

- Путешествовать будем на машине времени.

-Итак, отправляемся в путь.

(слайд 7)
IV.Работа над новой темой

Первобытные люди. (слайд 8)

Первобытные люди не знали цифр. У них даже слов таких не было «два», «четыре», «пять». Но считать умели. Называть числа им было не обязательно, достаточно было показать их на пальцах. Пальцы и были их первыми изображениями чисел, и, если хотите , первым калькулятором. Очень удобно складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Одна пятерня -5, две- 10. Эти пальцы сыграли немалую роль в истории счета.

Как люди научились записывать числа?

В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных, виде камешков.

(Слайд 9). В древней Азии узелки.

(Слайд 10). В древнем Египте – косточек, счет.

(Слайд 11). В древней Индии использовались такие значки…

(Слайд 12).

Была своя форма записи и у славян. Она была основана на кириллице (славянской азбуке). Над обычными буквами ставились титлы (черточки), и тогда буква обозначала число. Такие цифры до сих пор используются в некоторых церковных книгах, написанных на старославянском языке.

Славянская нумерация использовалась в России до 18 века. Современные цифры принято называть арабскими.

(Слайд 13). Основные цифры арабской нумерации. Они очень похожи на те цифры, которыми пользуемся мы

(Слайд 14). Древний Рим.

Пальцы -главный счётный инструмент.

А вот и город Рим (географическое расположение-слайд 15), откуда пришли к нам цифры – и в честь города они названы- римские цифры.

Сегодня мы подробно поговорим о римских цифрах. Потому, что римские цифры довольно часто употребляются в наши дни.

Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека. Количество палочек соответствует тому числу, которое обозначает.

(Слайд 16). Но чтобы научиться так считать мы должны отправиться в Римскую школу.

Если в арабской нумерации 10 цифр (слайд 17), то в римской – 7 (слайд 18).

(слайд 19) Для составления и чтения римских цифр достаточно выучить данную табличку

Мы с вами уже умеем записывать числа I II III.

( Слайд 20) . I -- 1.

(Слайд 21). II – 2.

(Слайд 22) . III -3.

А как же записывается число 5? Посмотрите внимательно на свою руку. Где прячется цифра 5? Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. (слайд 23) 5 – V.

Как записать число 10?

Из чего оно состоит? (2руки)– из двух пятерок.

(Слайд 24). – первая V как обычно, а вторая перевернута вниз X. Итак мы выяснили, в основу написания легла рука – пятерня.

(слайд 25) – главное правило Римских цифр БОЛЕЕ 4 одинаковых знаков не пишется

(слайд 26) Как же записать число 4?

Оказывается, запись числа основана на математическом действии вычитании. От 5 – 1 и ставили перед цифрой 5.. 6, 7, 8, - на сложении. IV -4.

(Слайд 27). А число 6? VI-6.

4- предыдущее число, палочку пишем слева, отнимаем.

6 – последующее, палочку справа, прибавляем.

(Слайд 28). VII -7.

(Слайд 29). VIII -8.

(Слайд 30). IX -9. Так как 9 перед числом 10- отнимаем, ставим слева палочку.

(Слайд 31). – А давайте посмотрим, как строятся цифры второго десятка: I V X.

11 – XI 16- XVI

12 –XXII 17 - XVII

13 –XIII 18 - XVIII

14 –XIV 19 - X IX

15 – XV 20 – XX

(Слайд 32). Основные цифры римской нумерации

-Для записи цифр древние римляне использовали буквы латинского алфавита. (НАЗЫВАЮ)
I V X L С D M

1 5 10 50 100 500 1000

-Прочитаем хором:

-Обратите внимание: нет знака для обозначения цифры 0!

-Где вы видели римские числа? (На циферблате часов, в книгах, на памятниках и т.д.)

(слайд 33)
-Мы выяснили, что римские цифры встречаются довольно часто в нашей жизни.
(слайд 34). Физминутка.
1.Упражнение в записи и чтении чисел с помощью римских цифр

-А теперь давайте отправимся на экскурсию по Древнему Риму и потренируемся в чтении и записи римских чисел.

- В дорогу возьмём с собой буклеты и ручки, чтобы делать необходимые записи. Кому будет очень трудно записывать римские числа, можете воспользоваться памяткой в буклете.

I

1

X

10

C

100

M

1000

II

2

XX

20

CC

200

MM

2000

III

3

XXX

30

CCC

300

MMM

3000

IV

4

XL

40

CD

400







V

5

L

50

D

500







VI

6

LX

60

DC

600







VII

7

LXX

70

DCC

700







VIII

8

LXXX

80

DCCC

800







IX

9

XC

90

CM

900








-Слушайте внимательно! (слайд 35)
-Рим был основан в VIII веке до нашей эры. (Римское число читают дети)
-Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ.

(слайд 36)
-Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора. (слайд 37)
-Колонна состоит из основания, столпа и статуи.

-Чтобы узнать её размеры, решим задачу №1

Задача №1

Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м.

Узнай высоту всей колонны.

(Дети записывают: 5+30+3=38 (м) Проверка слайд 38

Ответ: высота колонны 38 м.)

-Рядом запишите число 38 римскими цифрами. (XXXVIII)
-Продолжаем нашу экскурсию. Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей. (слайд 39)

- Про него вы узнаете, выполнив задачу №2.

Задача №2

Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей?

(Дети записывают: 80-72=8 (л.) Проверка – слайд 40

Ответ: Колизей строили 8 лет.)

-Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII)

-Это самый большой из древнеримских амфитеатров.

(слайд 41)

Задание №3

Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м.

Соедини стрелочками эти числа с римскими: L LXXXV LIII

Запиши эти римские числа в порядке возрастания.

(Дети пишут: L, LIII, LXXXV)
-При таких размерах Колизей мог вместить в себя около 80 тысяч зрителей. Зрители занимали места на трибунах. У самой арены - император и его семья. На верху – простые люди. (слайд 42)

Задание №4

Места для простых людей были помечены цифрами

от I до LXXVI.

Запишите римские числа арабскими.

(Дети пишут: от 1 до 76) Проверка

-Идём дальше.

-Рядом с Колизеем можно увидеть много храмов. Самый поразительный римский Пантеон – храм всех богов.

(слайд 43)
-Для снабжения людей водой римляне строили водопроводы – АКВЕДУКИ. (слайд 44)

-Прочитайте задачу №5.

Задача №5

В город Рим вода поставлялась из 11 акведуков, 2 из которых работают до сих пор. Сколько акведуков не сохранилось до наших дней?

Решение запиши римскими числами.

(Дети пишут: XI-II=IX) Проверка – слайд 45
-Вода из акведуков попадала не только в дома, но и в фонтаны города. Самый крупный и красивый фонтан Рима – фонтан Треви.

(слайд 46)

-В центре – бог океанов и морей Нептун. Он выезжает на колеснице-морской раковине, запряжённой парой морских коньков. Два Тритона, указывая дорогу, помогают конькам передвигаться между горами камней.

Считается, что если бросишь в этот фонтан монетку, то побываешь в Риме ещё раз.
-На этом наше путешествие заканчивается. Нам надо возвращаться в класс.

(заставка из кинофильма)
2.Проверка знаний
-Пока мы с вами в пути, проверим, научились ли вы записывать римские числа.

-Давайте напишем письмо друзьям из римской школы. (слайд 47)

-Впишите римские числа.

(Дети самостоятельно вписывают в текст римские числа.)

Здравствуйте, друзья ________ века!
Вам пишут ученики ______ века.
Мы учимся в ______ классе.
Сегодня ______ числа ________месяца на уроке математики мы изучали ________________________________.


Проверка.

(слайд 48)

- Теперь, ребята, я думаю мы сможем помочь маленькому инопланетянину расшифровать код и завести корабль. (запишите шифр в тетрадь)

XII L CX VI D IX XXV M XXXII

12 50 110 6 500 9 25 1000 32 (проверка).

Наш друг благодарит и прощается с нами
Итог: кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

1 ошибка –

2 ошибки-

Больше 2 ошибок –

-Вам нужно повторить материал по учебнику на стр.46-47.

Наш друг благодарит и прощается с нами. (слайд 49)

Машина времени. (слайд 50)
-Итак, мы снова в нашем классе.

-Подведём итог урока.
VII.Подведение итогов (слайд 51)

-На уроке мы научились …

-Больше всего меня заинтересовало …

-Пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни?

Рефлексия, оценки.
VIII.Домашнее задание

1.Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.
2.Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел.
3.* Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?

. (слайд 52)

-Это задание в буклетах. Я их вам дарю за хорошую работу.

-Спасибо! (слайд 53). Урок окончен.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconУрок математики в 1 классе. Тема:"Волшебные цифры. Римские цифры."
На этом уроке уточняется разница между числом и цифрой. Учащиеся убеждаются, что натуральное число-это количественная характеристика...
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconSd Римские цифры (вводятся римские цифры, ассоциирующиеся с именами...
Индексаторам при формировании новых пр рекомендуется придерживаться следующих принципов
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconУрок (урок путешествие) по теме: «Волшебные цифры. Римские цифры. Соотношение числа и цифры»
Познакомить детей с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации, с римскими цифрами и их написанием
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconКонспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconКонспект открытого урока обучение чтению. Тема: «Буквы М,м. Закрепление»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconУрок математики в 1 классе умк «Школа России» Тема: «Число и цифра 6»
Цель урока: познакомить с числом и цифрой 6, с получением числа 6, упражнять в написании цифры 6
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconКонспект открытого урока учителя математики Воструховой Н. А. в 8...
...
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconКонспект открытого занятия «Согласные д-т». Тема. Парные звонкие и глухие согласные
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconУрок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии...
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconКонспект открытого урока математики в 7 классе
Значит, речь пойдёт об Олимпийских играх. Тема выбрана не случайно, скоро состоится открытие 22 Олимпийских игр. Узнать об этом событии...
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconКонспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина...
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры iconТема: “Animals”
Конспект открытого урока английского языка в 4 классе. Подготовила Ягужинская Е. В


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск