Урок русского языка в 7 классе «Обобщение по теме «Причастие».
(Учитель – Кириллова Светлана Леонидовна)
Цель урока:
- Обобщение и систематизация знаний о причастии;
- Формирование умения находить причастия и определять его грамматические признаки, выделять запятыми причастные обороты;
- Формирование умения комплексно анализировать текст
Ход урока:
Проверка домашнего задания (упражнение 150 – заполнить таблицу действительными и страдательными причастиями настоящего и прошедшего времени ). (Учащиеся делают вывод, что не от всех глаголов можно образовать данные причастия.)
Закрепление темы «Причастие». На примере текста обобщаем знания о причастии. Комплексный анализ текста дает школьникам возможность практического применения своих знаний из области русского языка. Кроме этого, подобранный текст несет в себе духовно-нравственный, патриотический заряд, а это способствует достижению одной из важнейших целей школьной практики – воспитательной. На доске текст о лирике Н.С. Байтерякова, Народного поэта Удмуртии, нашего земляка и выпускника Варзи-Ятчинской школы. В подборе текста учителю помогло пособие «Фотоэтюд на уроках словесности в сельской школе», автор-составитель Г.Б. Зиновьева. Текст взят из статьи этой брошюры «Краски и звуки Вселенной в поэзии Николая Байтерякова» (автор - кандидат педагогических наук, доцент кафедры удмуртской филологии и межкультурной коммуникации ИПКиПРО Удмуртской Республики Н.В. Лекомцева).
Текст.
«Лирика Н.С. Байтерякова наполнена переливами красок и звуков. В ней много метафор, эпитетов, сравнений, позволяющих создать образ удмуртского края. В его пейзажных зарисовках можно услышать шум ветра, колышущего ветки деревьев, шорох падающих листьев, треск ломающихся льдин на пруду».
«Часто в своих произведениях поэт воспевает окружающий мир, воскрешает павших на поле брани солдат. Поэзия Байтерякова насыщена золотистыми лучами солнца, алмазным сверканием снежинок, серебристым блеском реки Варзи, спокойно несущей свои воды».
Задания по тексту:
Определить тип и стиль текста.
Объяснить знаки препинания.
Сделать синтаксический разбор предложения «Поэзия Байтерякова насыщена золотистыми лучами солнца, алмазным сверканием снежинок, серебристым блеском реки Варзи, спокойно несущей свои воды».
Произвести морфемный разбор причастий «наполнена, колышущего, падающих, ломающихся».
Сделать морфологический разбор причастия (на выбор ученика).
Объяснить значение слов «…воскрешает павших на поле брани солдат».
Стихи Н. Байтерякова читает учитель. Задание для учащихся – прослушать внимательно стихотворение и сделать вывод о лирике Байтерякова на данном примере.
На небе огоньки
Далеких звезд горят,
В ночную гладь реки,
Как в зеркало, глядят.
В каком-то полусне
Над ивами простор.
Ткет месяц на волне
Свой золотой узор.
И ветры в камышах
Крадутся ночевать.
И вдруг замрет душа,
И пролетит сова.
В забытой тишине
В родных местах бродил,
Как будто бы во сне –
И снова юным был.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание - подготовиться к сочинению И.Попова «Первый снег», подобрать словосочетания с причастиями и причастными оборотами.
|