Скачать 50.12 Kb.
|
Конспект урока Тема урока: «Добро и зло» Класс: 4 Цель урока: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу. Задачи урока в области ценностей: учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства; в области опыта: приобрести опыт коммуникативной деятельности; в области знаний: дать определение добра и зла; усвоить мотальные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека; в области умений и навыков: ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека, смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком; индивидуально найти и назвать особенности добродетельных поступков. Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия. Ход урока
Человеческая доброта удивительна, А улыбка от души восхитительна! Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь. (Слайд 2)
- Ребята, сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. (Слайд 3) Вы узнаете: - Что такое добро. - Что такое зло. - Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. (Слайд 4)
Добро, зло пропадёт а не умрёт . (Добро не умрёт, а зло пропадёт.) - Как вы думаете, почему так говорят? (Слайд 5,6)
- Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей). (Слайд7) Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек". Добро, по сути, можно творить ежесекундно. Можно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра. Думать о хорошем, посылать в мир светлые мысли, - мне кажется, это и есть творение добра, которое порой мы затрудняемся выразить в каких-то других своих поступках. Однако понятно, что мыслью можно делать и обратное, даже не осознавая этого. Потому, особое внимание мне бы хотелось обратить на такую нашу несовершенную сторону, как зло. - Как вы понимаете, что такое зло? Какого человека можно назвать злым? (Ответы детей) (Слайд 8) Вот при таком поведении, мысли наши и слова приобретают своеобразные «крючки» или стрелы, которые больно ранят человека. Быть легче добрым или злым? Наверно, легче злым. Быть добрым – значит отдавать Тепло свое другим. Быть добрым – значит понимать И близких и чужих И радости порой не знать, Заботясь о других. Конечно, доброму трудней, И все же посмотри: Как много у него друзей! А злой всегда – один… - Ребята, как вы думаете, каким легче быть добрым, или злым? Почему?
М ! Д О ОГАЙ П Я ЛЮ М (Помогай людям) (Слайд 9) -Как можно помогать людям? Как ещё можно творить добро? Физ.минутка. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. Большинство людей считают себя добрыми. Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Только вот приложить усилия для установления мира и согласия как-то не получается, а ведь настоящая доброта – деятельная. Поиграем в игру «Сделай доброе дело» (Слайд 10) - Как бы мы могли им помочь? - Бездомным собакам и кошкам; - пожелтевшим от жары цветам; - своей бабушке, которая несёт сумки; - пожилым, больным людям в общественном транспорте; - уставшей маме.
- Ребята, послушайте притчу. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Скажите, о каких двух волках говорил старик? Как вы понимаете последнюю фразу?
- Какие добрые дела можем совершить мы? - Ребята, давайте совершим доброе дело сейчас, на уроке. Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь ему. Скажите своему однокласснику хорошие, добрые слова и пожелайте добра. - Выйдите к доске, напишите или нарисуйте, что для вас значит доброта.
- Что вы узнали о добре и зле? - Как можно сделать мир добрее? - Почему надо бороться со злом? - Дети, я думаю, если мы будем заботиться о росте этого пусть ещё маленького зёрнышка добра, который есть в нашем сердце, - оно обязательно превратится в то солнце добра, которое сделает и мир наш добрее, и каждого из нас - добрее, милосерднее и щедрее.
- Ребята, предлагаю выбрать вам одно из заданий: 1) Запишите сколько добрых дел вы совершили за неделю, опишите одно подробно; 2) Составьте правила доброжелательности; 3) Поговорите дома с членами семьи, друзьями о добре и зле. Вспомните святых и расскажите на следующем уроке, какие добрые дела они совершили. |