Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 330.63 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации26.10.2013
Размер330.63 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Астрономия > Методическое пособие
  1   2   3


БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«ХАНТЫ-МАНСИЙСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА VIII ВИДА

М.А. МИРАКЯН

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ

СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОЙ

ОРИЕНТИРОВКИ УЧАЩИХСЯ


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ YIII ВИДА

Ханты - Мансийск

2009


АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:

Миракян М. А.

рецензенты:

Шалина Л.Б., доцент кафедры повышения квалификации и переподготовки кадров АУ ДПО ХМАО – Югры «Института профессионального образования и исследования рынка труда», к.пед.н.

Новосельцева Т.Ф., доцент кафедры педагогики и психологии БУ ДПО ХМАО-Югры «Института развития образования»

к. психолог.н.
Методические материалы для организации уроков по социально – бытовой ориентировке учащихся. Методическое пособие для учителей, работующих в специальных ( коррекционных) общеобразовательных школах YIII вида / Автор- сост.: М.А. Миракян,- Ханты-Мансийск, 2009. - 38с.


В методических материалах рассматриваются практические подходы к организации процесса обучения учащихся по предмету «Социально- бытовой ориентировке учащихся» в специальной (коррекционной) общеобразовательной школеYIII вида.

Методическое пособие адресовано учителям, работающим в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах YIII вида всем тем, кто не только учит, а обучает приёмам и способам мышления и деятельности


ББК
© Миракян М.А., 2009

СОДЕРЖАНИЕ



Раздел 1.

Формирование речи и мыслительной деятельности учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки на основе элементов фольклора.


4

1.1.

Цель социально- бытовой подготовки


4

1.2.

Конспект урока социально-бытовой ориентировки, разработанный для учащихся 7 класса, специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида


5

1.3.

Конспект урока социально-бытовой ориентировки, разработанный для учащихся 8 класса, специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида



10

Раздел 2

Раздел 2. Дидактические материалы для организации уроков социально-бытовой ориентировки учащихся


17

2.1.

Культура поведения

17

2.2.

Личная гигиена

18

2.3.

Медицинская помощь

21

2.4.

Одежда и обувь

23

2.5.

Питание

25

2.6.

Жилище

30

2.7.

Семья

33

2.8.

Транспорт

35

2.9.

Труд. Трудоустройство

36


Список литературы

38





























Раздел 1. Формирование речи и мыслительной деятельности учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки на основе элементов фольклора.


    1. Цель социально- бытовой подготовки



Целью социально-бытовой подготовки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является формирование у каждого ре­бенка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрировать­ся в социум.

Успех интеграции в значительной степени зависит от социально – бытовой компетентности человека и от его способности самостоятельно организовывать свой быт.

На уроках социально- бытовой ориентировки далее (СБО) большое внимание уделяется развитию и формированию речи и мыслительной деятельности учащихся. Работа педагога по социально – бытовой подготовке воспитанников становится более эффективной, если он использует в своей работе элементы фольклора: пословиц, поговорок, загадок по разделам программы.

Трудовая подготовленность учащихся во многом зависит от умения использовать речь в трудовых действиях. Работа по развитию речи осуществляется при формировании образа объекта и при планировании работы.

Основная проблема для учащихся состоит в словесной характеристике изделия, рассказа о последовательности предстоящих действий, в устном отчёте о выполненной работе. Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы.

Коррекционно - развивающая задача предполагает целенаправленное развитие мышления умственно отсталого ребёнка (памяти, внимания, эмоционально - волевых качеств, трудоспособности). Каждый урок имеет коррекционно - развивающую направленность способствовать «запуску» компенсаторных механизмов.

Использование элементов фольклора на уроках СБО помогает закрепить знания, умения и навыки учащихся, при приобретении которых, развивается словесно-логическая речь, мышление, накапливается словарный запас и идёт духовно-нравственное обогащение учащихся.

Разделы данного сборника идут в соответствии с программой коррекционной школы 8 вида. Материал может быть использован на уроках социально – бытовой ориентировки для индивидуальной, групповой и фронтальной работы с учащимися.
1.2.Конспект урока социально-бытовой ориентировки, разработанный для учащихся 7 класса, специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида


Тема: Каша – традиционное русское блюдо.

Цель урока: развивать умение понимать связь событий, строить последовательные умозаключения.

Задачи урока:

- рассказать детям о каше, как традиционном русском блюде, его пользе для здоровья;

- познакомить с правилами приготовления каши подбором нужных продуктов;

-расширить словарный запас учащихся.

Оборудование:

скатерть, стол, крупа, изюм, семечки /орешки/, кастрюлька с кашей, тарелки, ложки, изображение злаковых растений, рабочие тетради, карточки для коррекционной работы, косынки, фартуки, полотенца.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент урока.

- Здравствуйте, дорогие ребята?

Сегодня у нас необычный урок, но я уверена, что он пройдет хорошо. А как же иначе, если в классе у нас такие смышленые, прилежные ученики. Успехов вам!

2. Введение в тему.

На Руси одним из самых традиционных блюд была каша. Так уж получилось, что на землях, где жили наши далекие предки, не росли капуста, картофель, помидоры. Зато много было дикой пшеницы - полбы. Помните работника Балду, так ведь он питался вареной полбою, вот и был он здоровым и сильным. А про тех ребят, кто не может с работой справляться, говорят: «Мало каши ел».

Вот и у нас в школе были случаи, когда ребята не могли на турнике подтянуться. Думаем в чем причина, а причина проста. Посмотрели мы на них в столовой, как они тарелки полные каши обратно возвращают, и все стало понятно.

Но для нашего народа каша больше, чем еда.

-Как вы понимаете эту пословицы?

Ну, заварили кашу! Как расхлебывать?

Каша – кормилица каша.

Без каши обед не в обед.

В старину даже придумывали частушки про кашу. Послушайте.

Дайте каши, дайте каши,

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши

И частушки вам споем.

Приходи ко мне обедать,

Щей наваристых отведать.

Когда снова приглашу –

Перловой кашей угощу.
-Почему такой почет каше?

Польза каш в том, что там есть все необходимые питательные вещества.

3. Объяснение нового материала.

- А какие же каши нам известны?

Учащиеся называют каши, таблички с названиями этих каш помещаются на доску.

Выясняют названия круп, из которых готовится каша.

-А из каких растений получают эти крупы? Демонстрируются рисунки, гербарные экземпляры этих растений.

-А смогли бы вы, ребята, сварить кашу самостоятельно?

-Ребята, в каком рассказе уже пытались это сделать?

Пересказ рассказа Н. Носова "Мишкина каша". Учащиеся называют название рассказа и автора.

Так вот, чтобы не получилось и у нас также, давайте научимся варить кашу, узнаем, что для этого нужно. Подходят учащиеся к столу и выбирают продукты, необходимые для приготовления каши.
- Отгадайте загадки:

Мала крошка, а пользы в ней много.

В воде поварят, кто съест - похвалит. (Крупа)

Белое, а не вода.

Сладкое, а не мед.

От буренки берут

Деточкам дают. (М о л о к о)
Я бел, как снег,

В чести у всех

И нравлюсь вам

Во вред зубам.

(Сахар)
Меня одну не едят

И без меня не едят

На воду упала и сразу пропала.

(Соль)

Вот теперь мы знаем, что нужно для приготовления каши. А вот здесь у меня записан порядок действий. На доске помещены таблички, на которых записана последовательность действий по приготовлению каши.

-Только посмотрите, ребята, все ли здесь в порядке?

-Давайте распределим правила по порядку. Учащиеся работают с доской.

-Я прочитаю вам стихотворение, попробуйте найти ошибку в действиях мальчика:

Я насыпал в миску риса

И залил его водой

Рис поднялся, разварился

Дышит, пышет, как живой.

Из-под крышки пар клубится

Крышка прыгает звеня

Приходите все учиться

Кашеварить у меня.

(Мальчик забыл помыть крупу)
- А какую крупу нельзя мыть? Верно - манную.
Вот теперь мы знаем, как сварить кашу, и какие продукты для этого необходимы.

– Как вы понимаете эту пословицу? «Кашу маслом не испортишь».

Можно чуть-чуть пофантазировать и представить себе, что мы сварили кашу. Но чтобы она понравилась абсолютно всем, нужно сделать ее еще более вкусной и привлекательной. Вот сейчас девочки попробуют приготовить нам кашу с различными добавками. Кроме

этого они должны будут назвать свое блюдо' Пока они заняты этой работой, мы вернемся к героям Н. Носова.

-Скажите, так почему же не получилась их каша?

Правильно, насыпали много крупы.

При варке каш важно соблюсти меру крупы и меру жидкости.

Для каждой каши свои соотношения.

Чтение рецептов каш вслух. Раздача памяток. Демонстрация девочками своих блюд.

4. Закрепление изученного материала

Работа с тетрадью по курсу правильного питания.

Прочитать задание, объяснить ребятам, что есть названия растений, названия круп, а нужно только вписать названия каш.

5. Практическая работа.

Приготовление каши.

6. Подведение итогов и мотивация деятельности учащихся на уроке.

1.3. Конспект урока социально-бытовой ориентировки, разработанный для учащихся 8 класса, специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида
Тема: Лекарственные растения

Цель: развивать речь, память и мыслительную деятельность учащихся.

Задачи урока:

-расширить знания учащихся о лекарственных растениях, их применении, способах приготовления;

-формировать умение приготавливать отвары и настои из лекарственных растений;

- воспитывать любовь к природе.

Оборудование: термосы, наборы трав (гербарий), ст. ложка, электроплита, домашняя аптечка, таблицы “Лекарственные растения”.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Повторение материалов предыдущего урока.

Домашняя аптечка её состав, правила назначения и применения медицинских средств, входящих в состав аптечки, вред самолечения.

3.Сообщение темы и задач урока.

-Как вы понимаете записанные на доске высказывания?

«Ни один врач не узнает человека больше, чем человек может узнать себя сам».

«Врач лечит, природа исцеляет».

-Какие пословицы, поговорки вы знаете о здоровом образе жизни?

Пословицы: «Береги платье снову, а здоровье смолоду».

«Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

«Здоров будешь – все добудешь».

«Было бы здоровье и счастье найдется».

4.Беседа.

Сообщение теоретических сведений о лекарственных растениях. Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Люди видели, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Сибиряки и сейчас нередко видят, как сибирские олени весной, чтобы сил набраться, раскапывают и едят корни левзеи, а бурятские охотники знают, что раненые олени едят красную гвоздику, которую ценят в тех местах, как средство останавливающее кровотечение. Да и вы и сами не раз, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. Выберут листочек, в основном длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Еще откусят, потом еще. И что - то все выискивают, вынюхивают.

Внимательный глаз да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни “волшебными” травами.

Издавна существовало поверье, что откроется клад тому, кто пойдет в ночь на Ивана Купалу и увидит цветок папоротника, который распускается только раз в году, в то время, когда ночь самая короткая, а день самый длинный. Веселым праздником был Иванов день. Пылали костры, взметая ввысь столбы искр. Купались в воде с “ивановскими травками” (крапивой, мятой, полынью), парились в бане с душистыми вениками. Веники готовили особые: молодые березовые и дубовые ветки перемешивали с крапивой, мятой, полынью. Банные веники издревле ценились на Руси как лекарственное средство. А в 16 веке крестьяне подмосковных сел платили вениками и лекарственными травами оброк царю и боярам. Первыми врачами были монахи. Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. Описывались растения, их свойства, создавались первые ботанические книги. Древние сочинения по лечению травами так и назывались: “травники”, “зельники”, “цветники”. Иногда и теперь ученые прибегают к помощи “травников”. Установлено, что свыше 2500 растений имеют лекарственное значение. Веками из уст в уста передавались рецепты настоев и отваров, которые обычно готовили люди из трав, что росли в округе. Знали они, когда и как нужно собирать растения, где разыскивать.

Каждый год весной природа отмечает праздник молодости. Разбрасывает березка по ветвям кружевные листочки, закивают бубенцами - колокольцами душистые ландыши. Разгораются разнотравьем луга и поляны. Самое время собираться в путь за разгадками лесных тайн, за сокровищами, которые припасла природа. Открывает земля свои кладовые. Не счесть ее богатства.

Одно из них - лекарственные растения. Нужно знать, когда и как собирать лекарственные растения.

5.Объяснение нового материала.

Учитель демонстрирует учащимся лекарственные растения и предлагает рассмотреть имеющие у детей на столах лекарственные растения.

Вопрос:

1) Что вы знаете об этих растениях?

2) При каких заболеваниях применяются?
Учитель: В домашних условиях лекарственные растения применяются в виде настоев и отваров. Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Отвары готовят из корней, коры, корневищ, плодов. Вовремя беседы демонстрируется лекарственные растения в аптечных упаковках. Объясняет разницу приготовления настоя и отвара.

Шиповник-это богатейшая копилка различных витаминов. Выпьешь полстакана отвара шиповника - запасешься бодростью на целый день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться. Шиповник собирают в сентябре, октябре - плоды.

6.Технология приготовления отваров и настоев.

Отвар шиповника.

1) 2 ст. ложки плодов шиповника вымыть, залить 2 стаканами воды.

2) Довести до кипения.

3) Кипятить 10 минут.

4) Настаивать 6 часов.

5) Отвар процедить.

Настой из шиповника.

Пить как поливитаминный напиток по полстакана 2 раза в день за час до еды.

2 столовых ложки плодов вымыть, положить в термос, залить крутым кипятком. Настаивать 12-24 часа.

Настой липового цвета.

1) 2 ст. ложки цветов липы заварить 1 стаканом кипятка.

2) Настоять 20 минут.

3) Процедить.

Цветки липы используют как лекарственное средство. Применяют при простудных заболеваниях как потогонное средство, а так же для полоскания полости рта. Липу собирают в июне - цветы.

7.Практическая работа.

1. Приготовление отвара из шиповника.

2. Приготовление настоя из шиповника.

3. Приготовление настоя липового цвета.

8. Закрепление изученного материала.

1.Запись в тетрадях рецептов отвара и настоя из шиповника и настоя липового цвета.

2.Ролевая игра «Прием больных»

(стол, стулья, пакеты, таблицы, лекарства, инструменты).

Загадка: Кто у постели больного сидит?

И как лечится, он всем говорит;

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Доктор)

Доктор: Здравствуйте! (Вешает табличку “Прием больных ведет “врач”-фамилия учащегося.

Дети: Здравствуйте, доктор!

Доктор: Мы сейчас устроим прием больных.

Входите.

1-й больной (входит).

Доктор: На что жалуетесь?

1-й больной – Кашель меня замучил (кашляет).

Доктор (выслушивает, отстукивает).

Ну, это пустяки. Немного простудились. Я дам вам липового цвета (подает пакет) это цветки липы. Заварите 1 столовую ложку кипятком, добавить сахара и выпейте на ночь, а на грудь поставьте горчичники.

1-й больной (уходит). Спасибо (садится на место).

Доктор: Заходите, следующий.

2-й больной (завязано горло) Здравствуйте!

Доктор. Здравствуйте! Садитесь. Что болит?

2-й больной. Глотать больно.

Доктор. Откройте рот (берет шпатель или чайную ложку и осматривает у больного горло) покажите язык скажите “А”.

Вот лекарство (дает пакет с ромашкой). Это ромашка заварите кипятком 1 чайную ложку на стакан воды. Нужно остудить, процедить через марлю и полоскать горло.

2-й больной: Спасибо. До свидание доктор (уходит).

Доктор: Следующий!

3-й больной (заходит старушка, тяжело дышит, держит руку на левой стороне груди).

Здравствуйте доктор!

Доктор: Здравствуйте, бабушка! Садитесь. Что болит?

3-й больной. Сердце меня беспокоит. Не поднимусь по лестнице. Задыхаюсь.

Доктор: Сейчас, бабушка, я вас послушаю. Не дышите. Так. Хорошо. (садится и пишет рецепт).

Вот, бабушка, вам рецепт. Получите в аптеке лекарства, будете пить по 15 капель валерианы с ландышем.

3-й больной. Спасибо доктор (уходит).

Доктор. Ребята я выписал ей лекарства, которое приготавливается из цветков ландыша. Желаю всем крепкого здоровья.

9. Чаепитие.

Дети пробуют различные травяные чаи.

10. Подведение итогов урока

Дидактическая игра. “Кто угадает название травы”.

1. Лечит она, говорят, от 99 болезней. А чаще ее пьют от болей в желудке. На листочках пятнышки прозрачные, будто листья- то продырявленные иголочкой. Наделила народная молва страшной силой эту травку: будто она всякое зверье убивает. И верно, иная скотина поест ее и занеможет. Только подметили люди, что хворает от этой травы скотина белого цвета и только в солнечный день. Видно, эта травка ее совсем беззащитной перед солнышком делает. Вот ведь какая травка - и лечит и калечит, /зверобой/.

2. А эту травку всякий видел. Растет она вдоль тропок да дорожек. Семечки свои не теряет и не раскидывает: ждет, когда человек мимо пройдет, да к его ногам семена и приклеит. Кустики травы с широкими листьями. Полезная, целебная трава. Поранил руку, натер ногу - приложи листок, и он мигом кровь остановит, и заживет ранка. Желудок ли болит - попей настой из листьев, и легче станет. /Подорожник/.

3. Растет она вокруг,

И враг она и друг,

Как копья, волоски,

Покрыли все листки.

Обломишь волосок –

Прольется едкий сок

На кожу - и смотри:

Уже и волдыри!

Но если дружишь с ней

И кожа здоровей,

И волосы густы,

Красивы и чисты.

В ней витаминов клад,

Весной её едят (Крапива)

Загадки:

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашки)
Ах, не трогайте меня!

Обожгу и без огня. (Крапива)

11. Домашние задание.

Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты узнал о лечении лекарственными растениями. Расскажи, как полезно пить витаминный чай.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск