Схема конспекта урока в соответствии с требованиями ФГОС Учитель: Самсонова Оксана Николаевна
Учебный предмет: литература.
Класс: 5
УМК: Учебник-хрестоматия В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина.
Тема: «Волшебная сказка. Как сказки сказываются»
Цели:
Деятельностная: формирование способности к восприятию нового знания, систематизации и обобщению изученных знаний как средства для построения нового способа действия, формирование навыков употребления различных средств художественной выразительности при создании творческих работ;
Образовательная: учить находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы: развитие речевых и творческих способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.
Воспитательная:формирование активной личностной позиции, интереса к чтению сказок.
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Оборудование: презентация, иллюстрации к сказке.
Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| УУД
| I. Организационный момент Цель этапа:
Психологический настрой и
мотивация на творческий успех в работе, создание проблемной ситуации, определение цели и задач урока.(Слайд 1, 2)
-Прочитайте строчку, которая написана на слайде: «Там на неведомых дорожках..» (Слайд 3)
- Откуда взята эта строчка? Кто её автор? (Поэма «Руслан и Людмила» А. С. Пушкин)
-Как вы думаете, почему в конце строчки я поставила многоточие? Что же произойдёт, если мы откроем дверь и войдём в неё? (Начнутся сказочные приключения; встреча со сказками)
|
Подготовка класса к работе. Взаимодействуют с учителем, отвечая на поставленные вопросы.
|
– смыслообразование (Л);
– целеполагание (П);
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
|
|
|
|
II. Актуализация знаний
Цель этапа:
обращение к ранее изученному,повторить определения: сказка, виды сказок.
Составление кластера «Виды сказок». Приведите примеры разных видов сказок. (Слайд 4)
| Повторяют определения, иллюстрируют их примерами, анализируют примеры, данные учителем.
| – анализ, обобщение, классификация (П);
– извлечение необходимой информации (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– подведение под понятие (П);
– выполнение пробного учебного действия (Р);
– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
– волеваясаморегуляция в ситуации затруднения (Р);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
– учет разных мнений (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К).
|
|
|
| III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа:
создание проблемной ситуации, введение новых понятий «зачин», «концовка», «эпитеты»
- Раньше сказки сказывали, рассказывали. Лет двести назад их начали записывать, и теперь мы сказки читаем в книгах. А коли сказки сказывали, кто при этом особую роль играл?
- Сказку надо уметь не только сочинить, но и рассказать. Хороший сказитель, сказочник, как актёр, должен сыграть сказку. В старые времена были мастера-сказочники, которые немало сказок знали и умели передавать их интересно, талантливо, художественно.
- Нужно ли особое умение, чтобы сказки сказывать?
- Прежде всего, сказочник должен иметь хорошую память, ведь ему надо было много сказок помнить. Важно ещё уметь их интересно рассказывать!
- Что это значит – «интересно рассказывать»? (С выражением, интонацией передавать настроение героев) (Слайд 5)
-Имена таких сказителей славились. А вы хотите прославиться? Выберите какой-нибудь эпизод из изученной волшебной сказки и попытайтесь нам её рассказать выразительно.
- Прежде всего, в ней «особый» язык, особые слова, разные герои и разные у них характеры. Сказочник не запоминает наизусть, от слова до слова, он «чувствует» сказку, понимает, как она строится, знает особые сказочные слова и приёмы. Передаваясь из уст в уста, сказка менялась, возникли разные варианты, но все они сочинялись по правилам, поэтому, чтобы научиться сказывать сказки и самим их сочинять, надо открыть секреты сказки. Творческая работа.
Задание: чтение статьи учебника и продолжить составления кластера. (Слайд 6)
| Выдвигают предположения по проблемной ситуации), знакомятся с понятиями «зачин», «концовка», «эпитеты»,
анализируют примеры , выполняют творческую работу.
Предположения учащихся.
Предположения детей.
Предположения детей.
Учащиеся «сказывают» эпизод сказки, другие оценивают работу «сказителей»
Учитель подводит детей к выводу, что сказку сказывать – дело не простое.
Учащиеся самостоятельно знакомятся со статьёй учебника и продолжают составлять кластер.
| – анализ, сравнение, обобщение, аналогия (П);
– подведение под понятие (П);
– постановка и формулирование проблемы (П);
– структурирование знаний (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
– разрешение конфликтов (К).
|
|
|
| IV. Первичное закрепление
Цельэтапа: обобщить изученное об особенностях построении сказки
Подготовка к пересказу эпизодов сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». (Слайд 7)
- Действие в сказке развивается так, что герой отправляется на битву, бьётся с чудом-юдом три раза и выходит победителем. Какую цепочку действий можно составить? Запишем в тетрадь: Братья отправляются в путь – 1-й бой Ивана – 2-й бой Ивана – 3-й бой Ивана – победа.
- С какой интонацией нужно пересказывать каждую часть сказки? (1-ю часть – спокойно, неторопливо; 2-ю часть – взволнованно; 3-ю часть – с переживанием, тревогой; 4-ю часть так же, а в конце радостно)
Пересказ сказки поочередно каждой части.
| Участвуют в беседе-опросе по обобщению изученного по теме урока.
Составляют и записывают в тетрадях цепочку основных событий.
Предположения учащихся.
Учащиеся рассаживаются в круг и пересказывают сказку по цепочке.
| – анализ, обобщение, классификация (П);
– подведение под понятие (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К).
|
|
| – контроль (Р);
– коррекция (Р);
– оценка (Р);
– волеваясаморегуляция в ситуации затруднения (Р);
| V. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Цельэтапа: совершенствовать умение и навык в подборе постоянных эпитетов.
Творческая работа «Подбери постоянный эпитет» (Слайд 8)
Задание: подобрать постоянный эпитет к словам:
Лес (дремучий), дуб (могучий), море (синее), солнце (красное), стрелы (острые), ворон (чёрный), сокол (ясный).
| Самостоятельно выполняют творческую работу, озвучивают свою и анализируют работы других.
| – анализ, обобщение, классификация (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К).
| VI.Итог урока
Цель этапа: мотивация обучающихся интереса к чтению сказок, осмысление домашнего задания.
Попробовать себя в роли сочинителя сказки. Изменить 4-ю часть сказки «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» (Кто другой мог бы прийти на помощь Ивану? Как бы тогда закончилась сказка?) (Слайд 9)
| Делают выводы ( Какие секреты волшебных сказок помогли вам сказывать сказку?), участвуют в беседе по осмыслению домашнего задания.
| – рефлексия способов и условий действия (П);
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К);
– планирование учебного сотрудничества (К);
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
| |