Скачать 54.37 Kb.
|
МБДОУ «Д/с КВ № 16» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПЕТРОВОЙ Т.С. С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ТЕМА ЗАНЯТИЯ «МОЯ СЕМЬЯ» г. Ачинск 2012 год Конспект занятия Тема: «Моя семья» Категория детей: дети старшего возраста с нормой интеллектуального развития, дети с ЗПР Задания предлагаются детям фронтально и индивидуально с учётом интеллектуальных возможностей и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка Цель: развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством совместной деятельности всех участников образовательного процесса в рамках темы «Моя семья» Задачи: 1. Развивать мышление, речь, внимание. 2. Систематизировать знания детей о семье. 3. Оптимизировать детско-родительские отношения. 4. Закреплять умения снимать эмоциональное напряжение. Оборудование: 1. Семейные фотографии. 2. Открытки с изображениями семей. 3. Карточки с изображениями людей разного возраста. 4. Разрезная картинка. 5. Мяч. 6. Мнемокарты. 7. Волшебная палочка. Ход занятия. Организационный момент: Предложить родителям поговорить с ребенком о семье, о составе семьи, о семейных традициях, рассмотреть семейный альбом и принести в детский сад из дома фотографии своих семей. К началу занятия ведущий готовит мини-фотовыставку ( можно использовать любые открытки, на которых изображены семьи и фотографии, принесенные детьми из дома). Вводная часть. Предварительная работа для детей с ЗПР- разучивание и проигрывание этюда «Утреннее фото». Этюд «Утреннее фото». Встань, как только солнце встанет, Потянуть руки вверх И тихонечко к окошку Руку луч к тебе протянет- Протянуть руки вперед. Ты подставь скорей ладошку, Подставить ладошки солнышку. Пусть тебя увидит мама Провести ладонями по лицу, И умытым, и обутым. Наклониться и дотронуться до обуви. Все прибрав иди к ней прямо Повторить вместе с педагогом: И скажи ей «С добрым утром!» «С добрым утром». А потом с улыбкой, с песней широко развести руки в стороны; Выйди к травам, людям, птицам… шагать на месте. И веселым, интересным Улыбнуться друг другу, День твой должен получиться! Взяться за руки. Основная часть: Дети рассматривают фотовыставку. Ведущий спрашивает, чем похожи все фотографии и открытки? Дети отвечают, что на всех фотографиях и открытках изображены семьи. Затем ведущий спрашивает, как они догадались. В ходе беседы делается вывод о том, что в семье есть родители и дети. Ведущий спрашивает, можно ли отнести в семью бабушек и дедушек? Делается вывод о том, что бабушки и дедушки - это родители родителей. Ведущий предлагает детям рассказать о своей семье. Пальчиковая гимнастика « моя семья» Пальцы сжаты в кулак. При чтении потешки из кулака следует поочередно разжимать пальцы (при необходимости индивидуальная помощь детям с ЗПР) Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик - бабушка, Поочередное разжимание пальцев из кулачка. Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья В финале надо энергично несколько раз сжать руку в кулак. Ведущий раздает детям карточки с изображением людей разного возраста. Нужно разложить их от самого молодого до самого старого. Детям с нормой интеллекта предлагается 5 возрастных периодов (младенец, дошкольник, школьник, мужчина, старик), а ребенку с ЗПР предлагаем три возрастных периода. Дети раскладывают. Ведущий спрашивает, к какому возрасту и к какой картинке они могут себя отнести в настоящий момент; что было раньше; что будет потом. Игра «Назови ласково». Дети встают в круг. Ведущий, кидая мяч одному из детей, называет члена семьи, а ребенок возвращая мяч, должен назвать его ласково. ( Мама, папа, дед, баба, брат, сестра). Йоговая гимнастика: Дети с нормой интеллекта показывают движения по названию, дети с ЗПР повторяют по показу. 1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у». 2. Останавливаются, встают в круг. 3. «Заводят будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик». 4. «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове. 5. «Лепят личико» - проводят руками по краю лица. 6. «Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос. 7. «Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям. 8. «Лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами. 9. «Лепят носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз. 10. «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши. 11. «Лепят подбородок» - поглаживают подбородок. 12. «Рисуют носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик – жжик – жжик» 13. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове. Дети делятся на подгруппы и собирают разрезную картинку, на которой изображена семья. Дети с нормой интеллекта составляют картинку из 5, 6 частей. Ребенку с ЗПР дается облегченный вариант. Игра «Какой, какая!» Ведущий кладет перед детьми мнемокарту и предлагает им составить описательный рассказ по мнемокарте о своей маме или о любом члене семьи. (см. Приложение 1). Например: « это моя мама. У нее большие красивые глаза, черные брови, длинные черные ресницы, длинный нос, алые губы. Я люблю свою маму». Ведущий предлагает внимательно рассмотреть фотографию мамы или любого члена семьи и составить рассказ по мнемокарте. Дети с нормой интеллекта составляют рассказ по всей мнемокарте, ребенку с ЗПР дается упрощенная мнемокарта. Игра « Угадай, кто говорит» Ваша семья решила поздравить вас с днем рождения. Ведущий предлагает ребенку прослушать предложение «Поздравляю с днем рождения!», произнесенное от лица мамы (голосом средней высоты тона), папы (низким голосом) и ребенка (тонким, высоким голосом), и угадать, какой голос принадлежит каждому члену семьи. Задание можно усложнить (для детей с нормой интеллекта), предложив прослушать фразу, произнесенную от лица дедушки (низкий голос, глухой тембр) и бабушки (голос средней высоты тона, хриплый тембр). Заключительная часть: Ведущий спрашивает: «О чем мы говорили на занятии?». Предлагает всем детям, передовая палочку, сказать несколько слов о своей семье. В заключении предлагает детям после занятия под музыку нарисовать портрет своей семьи, где были бы изображены все члены семьи и забрать рисунок домой. В зависимости от уровня развития мелкой моторики детям предлагаются разные материалы (краски акварельные, пальчиковые краски, мелки, твердые карандаши). Приложение 1 |