МДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 137»
Программа дополнительного образования « БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ »
« Только те знания прочны и сильны, которые выдобыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами!»
К. И. Чуковский
Саратов - 2012
Информационная карта:
Учреждение: МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 137»
Название программы: «Бумажные фантазии» по обучению детей элементарным приемам техники торцевания, квиллинга, оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Ф. И. О., должность ведущего: Алиева Наталия Александровна, воспитатель
Тип программы: художественно—эстетическая
Вид программы: развивающая
Направление деятельности: прикладное творчество, конструирование
Продолжительность освоения программой: 1 год (1 раз в неделю)
Количество участников: 8 человек
Возраст участников: 4 года
Критерии отбора детей: на основе запроса родителей
Форма организации: групповая
Продолжительность занятий: 20—25 мин.
Время проведения
| Тема занятия
| Содержание занятия
| Материалы
| Используемая литература
| 3—7 сентября
| История бумаги. Виды бумаги
| Познакомить детей с историей бумаги, образцами разных видов бумаги ( писчая, газетная. Рисовальная, оберточная и др.)
| Бумага: бархатная, глянцевая, промокательна, гофрированная, обойная, калька, обложечная,, металлизированная .
| Колесник С.В. «Азбука мастерства »
| .10—14 сентября
| Свойства бумаги Опыты с бумагой
| Помочь детям с помощью опытов с бумагой выявить ее свойства: мнется, намокает, рвется, клеется.
| Бумага разной толщины и фактуры, клей , чаша с водой.
| Колесник С. В. « Азбука мастерства»
| 17-21 сентября
| «Веселые Петрушки» (коллективная работа)
| Учить детей делать заготовки из конусов, собирая поделку; развивать мелкую моторику рук, глазомер, аккуратность.
| Цветная бумага, ножницы, клей, линейка, нитки цветные, простые карандаши.
| Колесник С. В. « Азбука мастерства »
| 24-28 сентября
| «Бумажный аквариум» (коллективная работа)
| Помочь детям «заселить» аквариум водорослями,рыбками, ракушками,улитками,продолжать развивать эстетический вкус, фантазию.
| Цветная бумага, ножницы, линейка, простой карандаш, клей.
| Колесник С. В. « Азбука мастерства »
| 1-5 октября
| «Осенние цветы» в технике торцевания
| Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой. Развивать внимание, усидчивость, творческую фантазию
| Картон, простые карандаши, трафареты цветов, цветная гофрированная бумага, ножницы, клей, деревянные палочки.
|
| 8-12 октября
| «Волшебное дерево» в технике торцевания (коллективная работа)
| Продолжать знакомить детей с техникой торцевания, работая на пластилине. Развивать мелкую мускулатуру рук, зрительный анализатор, аккуратность.
| Деревянные палочки, цветочный горшочек, пластм. елочный шарик, цветная гофрированная бумага, ножницы, бусины для украшения.
|
| 15-19 октября
| «Волшебное дерево» (продолжение)
| Совершенствовать навыки работы в технике торцевания, развивать зрительно-моторную координацию, способствовать развитию усидчивости и концентрации внимания.
| Деревянные палочки, цветочный горшочек, пластилин, цветная гофрированная бумага, ножницы, бусины для украшения.
|
| 22-26 октября
| Крош из «Смешариков» в технике торцевания (коллективная работа)
| Продолжать совершенствовать навыки работы в технике торцевания на пластилине, развивать зрительный анализатор, внимание, воспитывать дружеские взаимоотношения.
| Картон, пластилин, цветная гофрированная бумага, трафарет, ножницы, деревянные палочки.
|
| 5-9 ноября
| Нюша из «Смешариков» в технике торцевания (коллективная работа)
| Продолжать совершенствовать навыки работы в технике торцевания на пластилине, развивать зрительный анализатор, внимание, воспитывать дружеские взаимоотношения.
| Картон, пластилин, цветная гофрированная бумага, трафарет, ножницы, деревянные палочки.
|
| 12-16 ноября
| Ежик из «Смешариков» в технике торцевания (коллективная работа)
| Продолжать совершенствовать навыки работы в технике торцевания на пластилине, развивать зрительный анализатор, внимание, воспитывать дружеские взаимоотношения.
| Картон, пластилин, цветная гофрированная бумага, трафарет, ножницы, деревянные палочки.
|
| 19-23 ноября
| « В царстве Нептуна» в технике торцевания (коллективная работа)
| Продолжать совершенствовать навыки работы в технике торцевания на пластилине, развивать зрительно-моторную координацию, внимание, усидчивость, творческие способности.
| Картон, пластилин, цветная гофрированная бумага, трафарет, ножницы, деревянные палочки.
|
| 26-30 ноября
| «В царстве Нептуна» (продолжение)
| Продолжать совершенствовать навыки работы в технике торцевания на пластилине, развивать зрительно-моторную координацию, внимание, усидчивость, творческие способности.
| Картон, пластилин, цветная гофрированная бумага, трафарет, ножницы, деревянные палочки.
|
|
3-7 декабря
| «Зимняя сказка» в технике торцевания (коллективная работа), 1-е занятие
| Продолжать развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, воспитывать взаимопомощь при выполнении работы, аккуратность, терпение.
| Картон, бумага, пластилин, деревянные палочки, ножницы, цветная гофрированная бумага, бусины и цветная тесьма для украшения.
|
|
10-14 декабря
| «Зимняя сказка» в технике торцевания (коллективная работа), 2-е занятие
| Продолжать развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, воспитывать взаимопомощь при выполнении работы, аккуратность, терпение.
| Картон, бумага, пластилин, деревянные палочки, цветная гофрированная бумага, ножницы, бусины и цветная тесьма для украшения.
|
| 17-21 декабря
| «Зимняя сказка» в технике торцевания (коллективная работа), 3-е занятие
| Продолжать развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, воспитывать взаимопомощь при выполнении работы, аккуратность, терпение.
| Картон, бумага, пластилин, деревянные палочки, ножницы, цветная гофрированная бумага, бусины и цветная тесьма для украшения.
|
| 24-28 декабря
| «Зимняя сказка» в технике торцевания (коллективная работа), 4-е занятие
| Продолжать развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, воспитывать взаимопомощь при выполнении работы, аккуратность, терпение.
| Картон, бумага, пластилин, деревянные палочки, цветная гофрированная бумага, ножницы, бусины и цветная тесьма для украшения.
|
| 15-22 января
| «Рождественский венок» в технике торцевания (коллективная работа), 1-е занятие
| Продолжать развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, воспитывать взаимопомощь при выполнении работы, аккуратность, терпение.
| Пеноплен, пенопласт, булавки с цветн головкой, ножницы, цветн елочный «дождик», блестки для украшения.
|
| 23-31
| «Рождественский венок» в технике торцевания (коллективная работа), 2-е занятие
| Продолжать развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, воспитывать взаимопомощь при выполнении работы, аккуратность, терпение.
| Картон, бумага, пластилин, деревянные палочки, цветная гофрированная бумага, ножницы, бусины и цветная тесьма для украшения.
|
| 4-8 февраля
| «Валентинка» в технике квиллинга, 1-е занятие
| Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой, развивать мелкую моторику рук, внимание, аккуратность, эстетический вкус.
| Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, деревянные палочки.
|
| 11-15 февраля
| «Валентинка» в технике квиллинга, 2-е занятие
| Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой, развивать мелкую моторику рук, внимание, аккуратность, эстетический вкус.
| Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, деревянные палочки, блестки для украшения.
|
| 18-22 февраля
| «Парусник» в технике квиллинга, 1-е занятие
| Продолжать знакомить детей новыми элементами квиллинга, развивать зрительно моторную координацию, внимание, фантазию, аккуратность, настойчивость.
| Цветной картон, цветная бумага для квиллинга, ножницы, клей, деревянные палочки.
|
| 25-28 февраля
| «Парусник» в технике квиллинга, 2-е занятие
| Продолжать знакомить детей новыми элементами квиллинга, развивать зрительно моторную координацию, внимание, фантазию, аккуратность, настойчивость
| Цветной картон, лист из атласа,цветная бумага для квиллинга, ножницы, клей, деревянные палочки.
|
| 4-8 марта
| «Подснежники» в технике квиллинга, 1-е занятие
| Продолжать знакомить детей новыми элементами квиллинга, развивать зрительно моторную координацию, внимание, фантазию, аккуратность, настойчивость.
| Цветной картон, цветная бумага для квиллинга, ножницы, клей, деревянные палочки
|
| 11-15 марта
| «Подснежники» в технике квиллинга, 2-е занятие
| Продолжать знакомить детей новыми элементами квиллинга, развивать зрительно моторную координацию, внимание, фантазию, аккуратность, настойчивость.
| Цветной картон, цветная бумага для квиллинга, ножницы, клей, деревянные палочки, ажурные бумажные салфетки.
|
| 18-22 марта
| «Лодочка» в технике оригами
| Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой—оригами. Учить детей складывать бумагу по линиям, следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами, развивать пространственное воображение, память.
| Цветная бумага, ножницы, простые карандаши, линейки.
|
| 25-29 марта
| «Пароход» в технике оригами
| Познакомить знакомить детей с новой техникой работы с бумагой—оригами. Учить детей складывать бумагу по линиям, следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами, развивать пространственное воображение, память.
| Цветная бумага, ножницы, простые карандаши, линейки.
|
| 3-7 апреля
| «Самолет» в технике оригами
| Продолжать учить детей разным приемам работы с бумагой в технике оригами, понимать и выполнять устные инструкции, создавать новые изделия оригами, развивать внимание, аккуратность, настойчивость.
| Цветная бумага, ножницы, простые карандаши, линейки.
|
| 10-14 апреля
| «Ракета» в технике оригами
| Продолжать учить детей разным приемам работы с бумагой в технике оригами, понимать и выполнять устные инструкции, создавать новые изделия оригами, развивать внимание, аккуратность, настойчивость.
| Цветная бумага, ножницы, простые карандаши, линейки.
|
| 17-21 апреля
| «Ворона» в технике оригами
| Продолжать учить детей разным приемам работы с бумагой в технике оригами, понимать и выполнять устные инструкции, создавать новые изделия оригами, развивать внимание, аккуратность, настойчивость.
| Цветная бумага, ножницы, простые карандаши, линейки, клей
|
| 24-28 апреля
| «Филин» в технике оригами
| Продолжать учить детей разным приемам работы с бумагой в технике оригами, понимать и выполнять устные инструкции, создавать новые изделия оригами, развивать внимание, аккуратность, настойчивость.
| Цветная бумага, ножницы, простые карандаши, линейки, клей.
|
| 13-17 мая
| «Тюльпан» в технике оригами
| Продолжать учить детей разным приемам работы с бумагой в технике оригами, понимать и выполнять устные инструкции, создавать новые изделия оригами, развивать внимание, аккуратность, настойчивость.
| Цветная бумага, ножницы, простые карандаши, линейки.
|
| 20-24 мая
| «Ромашка» в технике оригами
| Продолжать учить детей разным приемам работы с бумагой в технике оригами, понимать и выполнять устные инструкции, создавать новые изделия оригами, развивать внимание, аккуратность, настойчивость.
| Цветная бумага, ножницы, простые карандаши, линейки.
|
| 27-31 мая
| «Здравствуй, лето!» в технике квиллинга (коллективная работа )
|
| Картон, цветная гофрированная бумага, ножницы, клей, деревянные палочки.
|
|
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Бумажные фантазии » является авторской программой художественно—эстетической направленности, созданной на основе методических пособий:
Куцакова Л В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» : Программа и конспекты занятий. М:ТЦ Сфера, 2005г.
Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» : Программа и конспекты занятий. М: ТЦ Сфера,2005г.
Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду». М: Карапуз,2009г.
Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги». М: Просвещение, 1996г.
Куцакова Л. В. «Оригами». М: «Владос»,1994г.
Афонькин С. Ю. «Уроки оригами».
Макарова Н. Р. «Тайны бумажного листа».
Зайцева А. А. «Искусство квиллинга», И: Эксмо-Пресс, 2009г.
Колесник С. В. «Азбука мастерства», И: Лицей, 2004г.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержания данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность, где у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям, но и влияет на развитие общих способностей детей. Такие занятия позволяют детям удовлетворять свои познавательные интересы, расширять информированность в данной образовательной области, обогащать навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе усвоения программы, а также способствуют развитию мелкой моторики рук (что оказывает немаловажное влияние на развитие речи), внимания, пространственной и плоскостной ориентации, памяти, аккуратности, настойчивости в достижении цели.
Цель программы:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения различными навыками работы с бумагой в технике торцевания, квиллинга, оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи программы: Обучающие :
Познакомить детей с историей происхождения бумаги, ее видами и свойствами;
Обучить детей различным приемам работы с бумагой в разных техниках;
Формировать умения следовать устным инструкциям;
Познакомить детей с основными геометрическими понятиями ( круг, квадрат, треугольник, сторона ), обогащать словарь детей специальными терминами;
Учить создавать композиции, используя и сочетая различные техники работы с бумагой.
Развивающие :
Развивать внимание, память, мышление, логическое и пространственное воображение;
Развивать зрительно – моторную координацию, мелкую мускулатуру пальцев рук;
Развивать фантазию, творческие способности и художественный вкус детей;
Развивать эстетическое восприятие детей;
Развивать пространственную и плоскостную ориентацию.
Воспитательные :
Воспитывать интерес к различным техникам работы с бумагой;
Развивать коммуникативные способности детей;
Формировать культуру труда;
Совершенствовать трудовые навыки;
Учить аккуратности и экономии в использовании материала;
Учить содержать рабочее место в порядке.
Методы, используемые на занятиях:
Беседа, рассказ, сказка.
Рассматривание иллюстраций.
Показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий: тематическая совместная деятельность.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Составление альбома лучших работ
Проведение выставок детских работ
Программное обеспечение: картон, цветная гофрированная бумага, пластилин, простые карандаши, линейки, клей ПВА, деревянные палочки, цветная бумага, ножницы, трафареты геометрических фигур, ажурные бумажные салфетки, бусины и цветная тесьма для украшений.
Методическое обеспечение программы:
Куцакова Л В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» : Программа и конспекты занятий. М:ТЦ Сфера, 2005г.
Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» : Программа и конспекты занятий. М: ТЦ Сфера,2005г.
Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду». М: Карапуз,2009г.
Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги». М: Просвещение, 1996г.
Куцакова Л. В. «Оригами». М: «Владос»,1994г.
Афонькин С. Ю. «Уроки оригами».
Макарова Н. Р. «Тайны бумажного листа».
Зайцева А. А. «Искусство квиллинга», И: Эксмо-Пресс, 2009г.
Колесник С. В. «Азбука мастерства», И: Лицей, 2004г.
Ращупкина С. Ю. «Фигурки из бумаги», М. «Владис», 2011г.
Новикова И. В. «Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг»,2012г.
Богатова И. «Квиллинг. 70 моделей и композиций», 2012г.
Лыкова И.А. «Неужели из бумаги»
Пищикова Н. Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике», М.,2006г.
Иванова Л. В. «Цветы оригами для любимой мамы»,М.: АСТ, Донецк, 2006г.
|