Скачать 231.93 Kb.
|
АДОУ «Юргинский детский сад Юргинского муниципального района» Принят на педсовете Утверждаю: Директор АДОУ «Юргинский детский сад Юргинского муниципального района» _____________Е.А. Чемакина «____»________________2011г «___»_________2011г «Каляка-Маляка» Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Неделина Наталья Валерьевна воспитатель С. Юргинское Пояснительная запискаЭмоции - неотъемлемая часть жизни любого человека. Едва появившись на свет, ребенок вызывает эмоции у окружающих его людей и, конечно, проявляет ответные реакции. Насколько они сильны и действительно ли так важны для развития ребенка, - этими вопросами занимались известные педагоги и психологи: Г.М. Бреслав, А. Валлон, Е.Б. Волосова, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, Т.Г. Казакова, А.Д. Кошелева, Б. Уайт и др. Развитие педагогики и психологии заставляет нас переосмысливать и менять взгляд на то, что совсем недавно казалось понятным и решенным. В связи с вариативностью дошкольного образования меняются современные требования к личности человека, к решению актуальных задач развития эмоциональной сферы личности, к выбору средств эмоционального развития ребенка. В раннем возрасте посредством изобразительного искусства активно происходит развитие познавательных эмоций. Третий год жизни детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, развитием конкретного, образного мышления, развитием эмоциональной сферы. Ребенок любознателен, живо откликается на предложение воспитателя рисовать. Наблюдение за процессом этой деятельности дает полную картину того «содержания», которое ребенок «изображал». Сам по себе рисунок мало о чем может рассказать, так как он несовершенен. Процесс рисования карандашом и кистью у детей 2—2,5 и 2,5—3 лет изменяется и изменяется эмоциональное отношение ребенка к содержанию рисунка. Дети 2—2,5 лет, держа карандаш в кулаке, рисуют линии, штрихи, но большинство из них не связывают эти штрихи и линии с изображением предмета и настолько увлекаются процессом действия с карандашом или бумагой, что на вопрос: «Кто побежал по дорожке?» — продолжают, молча «рисовать». Дети 2,5—3 лет уверенно держат карандаш, пытаются уже что-то изобразить. В рисунках много дугообразных, наклонных линий, спиралей. Дети ритмично действуют рукой. В процессе рисования улыбаются, им нравится этот ритм. Штрихи, линии различных направлений называют «дождиком», «дорожками», «мячиками», «шариками». На вопрос: «Что нарисовал?» — охотно отвечают: «Вот шарики, еще, еще...» Но в то же время, называя «содержание» своего рисунка, ребенок быстро забывает его. Ассоциативные образы возникают по характеру штрихов, по форме, протяженности линий [19]. Первые созданные детьми раннего и младшего дошкольного возраста образы являются для ребенка как бы «живыми» (Н.П. Сакулина) и легко включаются им в игровую ситуацию. Происходит взаимодействие двух процессов: возникновение ассоциаций в связи с появлением на листе линий, пятен и включение их ребенком в игровую ситуацию. Цель: организации изобразительной деятельности как средства развития познавательных эмоций детей 3-го года жизни. Задачи:
В реализации программы художественно-эстетической направленности участвуют воспитанники старшей ясельной группы (2-3 года). Программа рассчитана на 1 год. Форма организации: - групповые занятия.Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности, таких как: монотипия, кляксография, ниткография, рисование пальчиками, ладонью, «ляпушками», губкой. Каждый из выше перечисленных видов может быть использован для работы с детьми 2-3 лет для стимулирования их познавательных эмоций. Так как вносит элемент неожиданности в их деятельность, способствует развитию творчества и воображения. Рассмотрим каждый из предложенных видов. Монотипия: отпечаток в одном экземпляре со стекла, или какой либо пластины; на согнутый пополам лист альбома наносится густая краска, накрывается другой стороной и проглаживается, полученные работы дорисовываются в зависимости от фантазии ребенка. Кляксография на плотный лист бумаги наносится цветовое пятно и при помощи наклонов в разные стороны пятно растягивается и формируется в изображаемый предмет полученное изображение дорисовывается в зависимости от замысла. Ниткография - плотные нитки различной фактуры длинной 20-30 сантиметров окунают в краску и выкладывают на одну из сторон сложенного в двое листа бумаги, плотно прижимают половинки друг к другу и выдергивают нити. Полученное изображение дорисовывают в зависимости от отпечатка. Рисование пальчиками, ладонью позволяет ребенку полностью контролировать процесс изображения, так как нет посредника между рукой ребенка и поверхностью листа. Стимулирует активность детей, вызывает радость от прямого общения с изобразительным материалом. При рисовании ладонью возможен процесс дорисовывания. Рисование «ляпушками», губкой подразумевает использование вместо кисти приготовленный педагогом предмет в виде палочки, на которой закреплен поролон или материал крупной фактуры. При помощи «ляпушек» дети делают цветные отпечатки в зависимости от замысла, но в возрасте 2-3 лет детям предлагают заполнить отпечатками заготовленный шаблон, так чтобы вся поверхность шаблона ритмично покрывалась цветовыми пятнами. Использование поролона в детском творчестве сводится к изготовлению педагогом штампов. Дети окунают заготовки в краску и составляют, простейшие сюжетные картинки, так как работа с готовым изображением не требует от ребенка художественных усилий, а фантазия и творчество раскрывается в полном объеме. Использование нетрадиционных приемов рисования, расширяет творческие возможности детей, развивает фантазию, сохраняет и поддерживает интерес, позволяет необычным для детей способом достигнуть желаемого результата, а так же приобрести необходимые навыки изодеятельности, помогает ребенку чувствовать себя успешным, что способствует развитию познавательных эмоций (любознательности, удивления, интереса, радости от удачно принятого решения и выполненной работы). Но только этого не достаточно для полноценного развития детей. Необходима организация самостоятельного творчества детей, где бы ребенок мог, не зависимо от нас, самостоятельно проявлять свои творческие способности, реализовывать свои замыслы. Для этого необходимо грамотно организовать предметно-развивающую среду, которая побуждала бы ребенка к действию, стимулировала желание ребенка творить. Для организации такого рода среды необходимо соблюдать некоторые требования:
В предметно-развивающую среду, созданную в группе для организации занятий по изодеятельности, входят:
Режим организации занятий
План работы кружка по художественному творчеству
Конспекты занятий по развитию познавательных эмоций у детей раннего возраста Конспект занятия 1. «Осенний дождик» Нетрадиционная техника: рисование пальчиками Цель: знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов, вызвать эмоциональный отклик на полученный результат. Оборудование: две куклы – мальчик и девочка, гуашь, силуэты зонтиков. Ход занятия: Разыгрывается ситуация: в гости к детям приходят куклы мальчик и девочка. Они рассказывают о том, что на улице дождик и им скучно, совсем неинтересно, а им бы хотелось, что бы было весело и интересно ярко и разноцветно. Педагог предлагает детям помочь мальчику и девочке украсить осенний дождик ведь осень богата на краски. Показывает на двух – трёх образцах возможные цвета при рисовании пальчиками, отмечает наиболее яркие варианты. При показе у детей уточняются названия тех или иных цветов. В процессе деятельности корректируются нажим и количество набираемой краски.В конце занятия детские работы рассматриваются вместе с куклами. Мальчик и девочка благодарят за веселый дождик. Конспект занятия 2. «Солнышко» Нетрадиционные техники: рисование ладошкой (всей кистью руки), оттиск печатками. Цель: вызывать эстетические чувства и эмоциональный отклик к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Оборудование: листы бумаги (50×50 см) с кругом жёлтого или оранжевого цвета посередине, листы бумаги на каждого ребенка формата А-4, гуашь (жёлтого, оранжевого, лимонного, красного цветов) в блюдечках (для рисования ладошкой), салфетки, зонтик, эскизы с изображением солнышка разного цвета. Ход занятия: Педагог приглашает детей поиграть с солнышком, читает потешку «Солнышко-вёдрышко»: Солнышко-вёдрышко! Взойди поскорей, Освети-обогрей Телят да ягнят, Ещё маленьких ребят. Показывает эскизы с изображением солнышка, выполненные в различных изобразительных техниках. Вводится название «лучик», используется наглядно-действенный приём «погладь пальчиком лучики». Педагог знакомит с понятием красный, жёлтый, оранжевый цвет, «тёплые оттенки». Демонстрирует разные изображения, выполнены лучики оттиском ладошки. Дети выбирают цвет краски, которая больше подходит к игре с солнышком. При затруднениях педагог показывает способ создания изображения индивидуально. Дети выполняют предварительный оттиск на индивидуальных листах. Воспитатель проверяет, чтобы оттиски получились ровными и четкими. Дети рассматривают получившиеся работы. Педагог предлагает сделать самое веселое и дружное солнышко вместе. Каждый ребенок оставляет свой оттиск на большом листе бумаги вокруг желтого круга предварительно подготовленного воспитателем. Дети рассматривают получившееся разноцветное солнышко, самое весёлое, самое румяное и т.д. педагог обращает внимание детей на то, что это солнышко дружбы и что без ребят оно не получилось бы такое красивое и веселое. Играют в игру «Солнышко и дождик», для которой используются детский коллективный рисунок: если педагог показывает картинку с изображением солнышка, ребята «гуляют на полянке», если открывает зонтик – все прячутся под зонтик от дождя. Конспект занятия 3. «Скачем на лошадке» Связь с общевоспитательной работой: рассматривание картинки лошадка; подвижная игра «Скачут кони»; чтение стихотворения А. Барто «Лошадка». Программное содержание: вызвать в представлении детей образ лошадки, интерес к теме процессу изображения; пробуждать у них эмоционально-эстетическое восприятие рисунков; упражнять в технике ритмичного нанесения мазков. Методы и приемы: показ способа изображения; художественное слово; игровые приемы (непосредственно перед занятием обыгрывание игрушки; игровое упражнение в процессе рисования). Оборудование: краски (гуашь), «ляпушки», салфетки, игрушка лошадка. Ход занятия: Воспитатель привлекает внимание играющих детей к мольберту. На нем лист бумаги, на который воспитатель наносит ритмичным движением мазки, сопровождая их словами: «Цок-цок-цок! Смотрите, как у меня по дорожке лошадки скачут: цок-цок-цок! Моя «ляпушка» скачет, как будто лошадка: цок-цок-цок! А теперь посмотрите на свои столы. На них лежат листочки-дорожки, а ляпушки - лошадки еще, не прискакали. Только моя «ляпушка» весело скачет: цок-цок-цок!» Воспитатель предлагает детям взять в руки «ляпушки» и изобразить на листке, как скачет по дорожке лошадка. В процессе рисования педагог развивает игровой образ в рисунках детей: «Как быстро скачет лошадка! А тут остановилась. (Нет следа.) А здесь (указывает на пустую, часть листа) лошадка будет скакать? По всей дорожке лошадки, скачут: цок-цок-цок!» В конце занятия дети читают стихотворение А. Барто «Лошадка», возобновляется подвижная игра «Скачут кони». Ребятам со слабым воображением на стол ставится игрушка лошадка. Конспект занятия 4. «Дощечки для бычка» Связь с общевоспитательной работой: чтение стихотворения А. Барто «Бычок»; рассматривание иллюстраций в книге; игра с образной игрушкой (бычок). Программное содержание: вызвать интерес к теме и к результату работы, помочь детям увидеть в линиях образ; продолжать учить детей пользоваться кистью и красками. Методы и приемы: показ способа изображения; нетрадиционная техника оттиск отпечатками из картофеля; художественное слово; игровые приемы (обыгрывание игрушки, обыгрывание рисунка). Материал: краски (гуашь). Методика проведения занятия. В начале занятия педагог демонстрирует детям идущего по дощечке бычка и читает стихотворение А. Барто «Бычок». «Остановился бычок, боится идти дальше. Почему?» — спрашивает воспитатель. Дети отвечают словами из стихотворения. «Не бойся, бычок, сейчас мы тебе еще дощечек принесем»,— говорит воспитатель и предлагает детям нарисовать дощечки, показывает способ изображения, поясняет, как надо держать кисть. Используя силуэтную игрушку, педагог обыгрывает рисунки детей в процессе выполнения. Бычок смело шагает по широкой ровной дощечке, не боится, перепрыгивает с одной на другую: «Топ-топ-топ —прошагал я по Катиной дощечке. А теперь пойду по дощечке Леши, Саши. Не упаду! Топ-топ-топ». Самых маленьких детей группы бычок называет по имени и обязательно проходит по нарисованной ими дощечке. Конспект занятия 5. «Смешные лужицы» Нетрадиционные техники: монотипия – отпечаток в одном экземпляре спластины. Цель: вызывать эстетические чувства и эмоциональный отклик к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, развитие воображения. Оборудование: акварельные краски, кисти, бумага А4, прозрачные пластины, салфетки. Ход занятия: Педагог приглашает детей поиграть с красками, рассказывает о том, что у нас сегодня пройдет необычный дождик. Этот дождик дружит с красками и он разноцветный, читает стихотворение : Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! Брызни в поле пуще! Станет трава гуще! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи! Во время чтения ритмичными движениями наносит краску на прозрачную пластину. Посмотрите ребята, какой красивый дождик на нашем оконном стекле. Педагог предлагает ребятам нарисовать свой цветной дождик. В ходе занятия воспитатель рассматривает получившиеся работы, говорит: «Какой у тебя сильный дождик, всех замочил», «А здесь дождик все тище». Предлагает детям подумать, что получается на земле после дождика (лужицы). А у нас получатся смешные лужицы цветные и красивые. Для этого мы возьмем лист бумаги и приложим его к нашим «окошкам». Прижимаем и аккуратно снимаем бумагу. Вот какие смешные лужицы у нас получились. Воспитатель предлагает детям поиграть. Подвижная игра - перепрыгни лужицу. Конспект занятия 6. «Цветные облака» Нетрадиционные техники: монотипия – отпечаток на согнутом пополам листе. Цель: вызывать эстетические чувства и эмоциональный отклик к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, развитие воображения. Оборудование: акварельные краски, кисти, бумага А4 согнутая пополам, салфетки. Ход занятия: Педагог приглашает детей поиграть с красками, предлагает им вспомнить: о цветном дождике который дружит с красками и то, как они рисовали цветные лужицы. Воспитатель читает стихотворение или включает песенку: Мимо белого яблока луны, Мимо красного яблока заката Облака из неведомой страны Все бегут и бегут они куда - то. Облака – белогривые лошадки, Облака, что вы мчитесь без оглядки, Не смотрите вы, пожалуйста, с высока, а по небу прокатите нас облака. «Ребята облака тоже захотели стать цветными и красивыми, а не только белыми, как лужицы и дождик. Давайте им поможем». Детям предлагается рассмотреть сложенный пополам лист бумаги. «Мы возьмем красивые, разноцветные краски и нанесем их на сгиб листа (показ), а затем сложим его пополам по линии и аккуратно прогладим, чтобы получилось цветное облачко». Во время выполнения воспитатель поощряет детей, говоря: «Вот молодец у тебя будет радужное облачко большое и красивое», «А у тебя получилось облачко малыш», «У тебя получается хмурое облачко, сделай его веселее добавь еще краски». После выполнения работы воспитатель предлагает детям все облака объединить в одно большое цветное небо, обращая внимание детей на красоту рисунков. Дети еще раз слушают песенку про облака (можно потанцевать). Конспект занятия 7. «Яркие цветы» Нетрадиционные техники: ниткография – изображение при помощи нитей. Цель: вызывать эстетические чувства и эмоциональный отклик к нетрадиционной художественной технике; развивать зрительно-двигательную координацию, развитие воображения. Оборудование: блюдечки с краской, бумага А4 согнутая пополам, Салфетки нити 30-40 см, зеленый фломастер. Ход занятия: Перед занятием проводится рассматривание с детьми образцов. Воспитатель обращает внимание на то, какие необычные цветы изображены на рисунках, предлагает нарисовать такие же необычные цветы и собрать их в букет. Педагог обращает внимание детей на столы, на которых приготовлены средства ИЗО. «Мы с вами нарисуем цветы при помощи нитей, посмотрите, как это сделаю я». Воспитатель берет нити и окунает их в блюдечко с краской, выкладывает на одну сторону сложенного листа, так чтобы кончики нитей торчали с краю. Предлагает детям выполнить тоже самое. Далее накрывает нити второй половиной листа и прижимает его ладонью, аккуратно выдергивает нити. Нитка оставляет след. В ходе выполнения задания воспитатель поощряет детей: «Молодец, аккуратно положил нити», «Ты сильный, прижми листочек и вытаскивай нить». В ходе выполнения задания проговаривает последовательность выполнения. Предлагает детям дорисовать стебельки. По окончании работы все рисунки собираются в «букет» или поляну на одном столе. Конспект занятия 8. «Муха Цокотуха и её гости» Цель: Познакомить и научить новому способу изображения насекомых - кляксография. Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм. Развивать творческую индивидуальность. Предварительная работа: Рассматривание изображения разных насекомых (форма, расцветка). Материалы: четверть альбомного листа бумаги, акварель, фломастеры, вода, кисть N8, лист ватмана с изображением праздничного стола. Ход занятия: - Муха, муха, Цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. - Ребята, а вы помните, что же дальше произошло? Правильно, Муха Цокотуха позвала к себе гостей. Кого пригласила она? Правильно, и тараканов, и блошек, и пчёлок. Она пригласила к себе в гости различных насекомых. Много гостей пришло к Мухе. Ребята, мы сегодня будем рисовать Муху Цокотуху и её гостей. А рисовать мы будем кляксами. Смочите свой лист бумаги водой и поставьте на нём кляксу любой по цвету краской. Внимательно посмотрите на свои листочки. Вы конечно же увидите в своих кляксах каких-то знакомых вам персонажей из сказки. Дайте бумаге просохнуть и дорисуйте детали (лапки, крылышки, усики, пятнышки и т.д.) фломастером. По окончании рисования, помещаю все детские работы на лист ватмана. Получается коллективная работа "В гостях у Мухи Цокотухи". Вместе с детьми рассматриваем работы, выбираем самого весёлого гостя, самого нарядного и т.д. Конспект занятия 9. «Яблочки на тарелочке» Нетрадиционные техники: оттиск отпечатками из картофеля (изготовлены в виде штампа яблока), Цель: вызывать эстетические чувства и эмоциональный отклик к изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, упражнять, в расположении рисунка по всей плоскости листа. Оборудование: яблоки, тарелка, листы бумаги овальные, квадратные, круглые (диаметр 30 см) пастельных тонов, печатки из картофеля в виде яблок, мисочки с гуашью для печати, салфетки, эскизы с изображениями натюрморта на тарелках разной формы, на подносе, в корзине и т.д. Ход занятия: Рассматриваются яблоки. Педагог обращает внимание детей на форму (круглая), размер (большие и маленькие), цвет (красный, жёлтый, оранжевый). Читает стихотворение Е.Седовой: Маленькие ягодки, Спелые и вкусные, По большой тарелочке. Рассыпались, как бусины. Яблочки румяные, Круглые и гладкие, Так и просят: «Скушай нас! Мы такие сладкие!» Дети изучают педагогические эскизы, выбирают понравившиеся и непонравившиеся. Воспитатель показывает способ получения изображения. Уточняется, что яблоки должны рассыпаться по всей тарелочке. Дети выбирают и пробуют разные краски. В это время повторяется стихотворение. Воспитатель беседует с каждым ребёнком, выполнившим рисунок. Спрашивает, какие он выбрал краски, каким способом рисовал. Называется самая полная тарелочка, самые яркие яблочки, самые разноцветные и т.д. Конспект занятия 10. «Веселые змейки» Нетрадиционные техники: ниткография – изображение при помощи нитей. Цель: вызывать эстетические чувства и эмоциональный отклик к нетрадиционной художественной технике; развивать зрительно-двигательную координацию, развитие воображения. Оборудование: блюдечки с разной краской, бумага А4 согнутая пополам, Салфетки нити 30-40 см, фломастеры, игрушка змейка. Ход занятия: Воспитатель вносит игрушку – змейку. «Ребята к нам в гости пришла змейка она очень любит рисовать! А рисует она очень необычно. Хотите посмотреть?». Педагог показывает рисунки в технике ниткография. Дети рассматривают рисунки. «Ребята посмотрите на столе лежат маленькие змейки – нитки, которые тоже хотят рисовать, давайте поможем им научиться». Воспитатель показывает прием ниткография, сопровождая показ объяснением. Во время выполнения педагог говорит: «Краска должна быть на всей змейке», «Аккуратно выкладываем змеек на лист», «Берите разные цвета, чтобы получилось красивее». Полученные рисунки дорисовывают фломастерами. Воспитатель организует галерею необычных рисунков. Методические пособия:
|