ПЛАН-КОНСПЕКТ урока математики в 6-м классе
по теме "Координаты"
Цели урока:
содержательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличия между координатами на прямой и на плоскости;
деятельностная:
формировать у учащихся умения определять координаты точек и строить точки и фигуры по координатам;
На данном уроке дети должны:
усвоить алгоритм нахождения координат в декартовой системе координат;
научиться строить точки по их координатам;
научиться определять координатную четверть, в которой находится точка по её координатам без построения.
Оборудование: интерактивный комплекс, мобильный компьютерный класс, комплект шахмат (у каждого ученика), мультимедийное приложение к УМК по математике «Сферы» 6 класс. Подготовительный этап: постановка учебных задач Шаг 1 – мотивирование, создание проблемной ситуации, актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
1. Просмотр фрагментов из кинофильмов «Бриллиантовая рука» (фрагмент, в котором называется адрес героя), «Два капитана» (фрагмент, в котором речь идёт о местонахождении судна) 2. Вопросы для обсуждения:
Что общего между данными фрагментами? (в данных фрагментах речь идёт о координатах). Ответ на этот вопрос определяет тему данного урока – «Координаты»
Знакомо ли вам понятие координаты, где мы уже встречались с данным понятием? (Изображали числа точками на координатной прямой)
Для чего нужны координаты? (для определения местонахождения какого-либо объекта)
Вспомним: какая прямая называется координатной? Что такое единичный отрезок?
3. Выполнение упражнений на повторение:
Изобразите на координатной прямой точки с заданными координатами: А (5); B (-3,5); C (12); D (0); E (-6)
Определите координаты точек, изображённых на рисунке:
Шаг 2 - рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.
Вопросы для обсуждения:
Почему мы не смогли определить местонахождение точек C и D? (точки находятся не на координатной прямой)
В результате обсуждения учащиеся приходят к следующим выводам:
Для того, чтобы определить координаты точки на плоскости недостаточно одной координатной прямой.
Шаг 3 - постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.
Учащиеся ставят следующие цели:
узнать, сколько координатных прямых нужно провести, чтобы определить положение точки на плоскости и как они должны быть расположены;
учиться определять координаты точек в координатной плоскости и строить точки и фигуры по заданным координатам.
Основной этап - открытие новых знаний Шаг 4 - разработка проекта выхода из затруднения. Создание новой модели.
Выполнение практических заданий
Выполним несколько практических заданий, которые, возможно, помогут нам ответить на поставленные вопросы.
На шахматной доске расставьте фигуры на заданные клеточки: слон – d8, ладья - e4, пешка - a9, король - c5, конь - f7 (задание с самопроверкой)
На шаблонах игры «Морской бой» нарисуйте четырёхмачтовое судно, координаты сообщите соседу по парте. Проверьте друг друга. (Задание с взаимопроверкой)
Игра «Кинотеатр». Один человек (кассир) выходит к интерактивной доске и на макете зрительного зала закрашивает купленные места. Каждый ученик в классе (покупатель) называет место, которое он хотел бы получить.
Шаг 5 - реализация готового проекта - открытие новых знаний.
Учащиеся в группах продумывают ответы на поставленные вопросы: Сколько координат нужно знать, чтобы определить положение точки на плоскости? Сколько координатных осей мы должны построить на плоскости? Как бы вы назвали такие оси? Какое направление вы выберете положительным на каждой оси? Как будет определяться каждая координата?
Каждая группа представляет свою модель.
Правильность своих предположений при построении новой модели учащиеся проверяют, просматривая флэш-демонстрацию «Координаты» (мультимедийное приложение к УМК «Сферы»)
Шаг 6 - первичное закрепление, работа с новой моделью.
Задание на построение точек по заданным координатам.
Задание № 278 (тетрадь-тренажёр)
Отметьте точки на координатной плоскости:
А (4;3), B ( -3;-2), C ( 5; -4), D ( -4; 4), E (2;0), F ( 0; 5), G ( -1; 0), H (0; -3), K ( 5; -1) L (-5; -4), M (-3; 3), N (5;2), P (0; 1), R (3;0), S (0;-4), Т (-5; 0)
Задание на определение координат отмеченных точек.
Задание № 282 (тетрадь-тренажёр)
Запишите последовательность точек, задающих рисунок ёлки:
Заключительный этап - применение и рефлексия Шаг 7 - включение в систему знаний и повторение.
Задача - исследование по плану (приложение 1) .
Запишите координаты отмеченных точек.
Выпишите точки, которые лежат
в первой координатной четверти;
во второй координатной четверти;
в третьей координатной четверти;
в четвёртой координатной четверти
на оси х;
на оси y.
Сделайте вывод. Шаг 8 - самостоятельная работа с самопроверкой. (Приложение 2)
Задание: используя выводы, полученные в результате исследования, на слайдах, открытых в ноутбуках мобильного компьютерного класса каждой точке по её координатам поставить в соответствие четверть, в которой она находится. Если четверть указана верно, появится такой смайлик , если нет, то такой . Шаг 9 - рефлексия учебной деятельности на уроке.
Выполнение устных упражнений. (Приложение 3). Итоги урока (Приложение 4).
Домашнее задание
Обязательное для всех:
п. 43 – прочитать и ответить на вопрос: где ещё, кроме случаев, названных на уроке, применяются координаты?
№676,№677
По желанию: На координатной плоскости нарисуйте какой-нибудь предмет, закодируйте этот рисунок с помощью координат. На следующем уроке предложите своим одноклассникам восстановить этот рисунок по вашим координатам. |