План-конспект урока
на тему «Земля в космосе».
Лиснюк Людмила Владимировна
Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 города Пугачева Саратовской области».
Должность: учитель начальных классов.
Предмет: окружающий мир.
Класс: 2
Тема урока: «Земля в космосе», 6.
Базовый учебник: Окружающий мир (А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан), часть 1 , тема 6, учебник с.36-41, рабочая тетрадь с.11-12.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (отличия звезд, планет, спутников).
Задачи:
Образовательные:
– формируем умение сравнивать и различать звезды, планеты, спутники;
– показать учащимся, что регулярность движения Солнца относительно Земли связана с обращением Земли вокруг собственной оси.
Развивающие:
– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;
- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Воспитательные:
– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, глобус (или несколько для работы в группе); лампа (или несколько для работы в группе); мяч большой и маленький; бумага разных цветов, пластилин, фломастеры, выставка дополнительной литературы по этой теме, плакат «Земля в космосе» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
| Вре
мя
(в мин)
| I.
| Организационный момент
|
| – Ребята, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке? (Выяснили, что Земля имеет шарообразную форму, что глобус – модель Земли.)
– Сегодня мы продолжим наблюдение за предметами и их движением.
| Выясняют, что Земля имеет шарообразную форму, что глобус – модель Земли
|
| 2
| ΙI.
| Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
|
1.
Презентация «Земля в космосе»
(1-4 слайды)
http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1590
| - Назовите предметы и объясните, что это такое, сравните их:
а) по форме;
б) по размеру;
в) расскажите об их взаимном расположении и движении.
– Летом вы наблюдали восход Солнца, а ночью – появление Луны и звёзд.
Назовите и объясните, что они собой представляют, сравните их:
а) по форме;
б) по размеру;
в) расскажите об их взаимном расположении и движении.
– Ответьте на вопросы:
1) Как называется модель Земли?
2) На какой полюс показывает синяя стрелка компаса?
3) Как называются условные линии одинаковой длины, идущие по поверхности Земли от одного полюса к другому?
4) Как называется самая длинная параллель?
5) Что на глобусе изображено синим цветом?
6) Воображаемая точка земной поверхности, через которую проходит земная ось?
– Послушайте диалог Лены и Миши и скажите, кто прав.
Лена: Звёзды такие маленькие, что не все можно увидеть. А может быть, это планеты?
Миша: Звёзды очень большие, намного больше, чем Земля. И вообще, в космосе очень интересно!
– Какие вопросы у вас возникают?
1. Какой размер имеют звёзды?
2. Чем звёзды отличаются от планет?
3. Что такое космос?
– Чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (Мы ответим на эти вопросы.)
– Можно ли сказать, что тема сегодняшнего урока: Земля в космосе?
– Составим план урока.
План (примерный).
Солнце, Луна и звёзды.
Размер звёзд.
Планеты.
Космос.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
| Отвечают на вопросы; извлекают информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Выдвигают гипотезы.
Прогнозирют предстоящую работу
| Коммуникативные (Оформлять свои мысли в устной форме.)
Познавательные
( Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; Выявлять сущность, особенности объектов.)
Личностные результаты
( Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.)
Регулятивные (Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
| 15
| ΙIΙ.
| Совместное открытие знаний.
| 2.
Презентация «Земля в космосе»
(5-12 слайд)
http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1590
| 1. Беседа.
– Какие версии можно выдвинуть? (Земля неподвижна, а Солнце и Луна перемещаются. Или Земля перемещается, Солнце и Луна нет; или движется всё.)
– Вы много читаете, что об этом написано в энциклопедиях. Что же движется, а что стоит? (Солнце находится в центре, а Земля вращается вокруг него, Луна вращается вокруг Земли. Она – её спутник.)
– Хорошо, можно ли подтвердить версию вашими летними наблюдениями? (Нет, нам кажется, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна перемещаются.)
– Сколько версий существует? (Мы считаем, что две. Книги говорят, что Земля и Луна вращаются вокруг Солнца, а наблюдения с Земли свидетельствуют, что Солнце и Луна перемещаются по небу и Земля неподвижна.)
– Откройте Рабочую тетрадь и найдите в задании 5 эти версии. Как вы думаете, кто из учёных оказался прав?
2. Работа в учебнике.
– Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на с. 38. Расскажите, что вы видите.
Работу можно организовать в группах. Вместо иллюстрации учебника можно предложить рисунок или фото из энциклопедии.
После обсуждения группы представляют свои варианты ответов:
– Мы заметили, что первым с края изображено Солнце. Потом располагаются на линиях Меркурий, Венера, Земля, Марс. Далее находится много маленьких предметов. Дальше следуют большие по размеру Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
– Наша Земля является частью Солнечной системы, которая окружена бесконечным космическим пространством. В центре нашей системы располагается огромный раскалённый светящийся шар – Солнце. Это звезда. Вокруг него обращаются планеты. Планеты сами не светятся, они движутся в определённом порядке вокруг Солнца по орбитам.
Ближе к Солнцу находятся небольшие по размеру планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Луна – спутник Земли – вращается вокруг нашей планеты. Далее располагаются Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Ученики размещают предварительно вырезанные планеты на плакате «Земля в космосе» из комплекта наглядных материалов для 2-го класса.
– На все ли вопросы мы получили ответы? (Нет, мы не узнали, что же собой представляют звезды, которые появляются на небе ночью.)
– Скажите, когда вы наблюдали за звёздами летом, сумели вы различить звёзды и планеты, отметили их движение? (Мы наблюдали за звёздами ночью. Звёзды и планеты различить нельзя.)
– А почему нельзя наблюдать за звёздами днём? (Наверное, Солнце такое яркое, что из-за его света не заметен свет остальных звёзд.)
– Давайте прочитаем о звёздах на с. 36.
– Предложите, как можно лучше рассмотреть звёзды?
– Этот прибор называется телескоп.
– Давайте вернёмся к заданию, которое вызвало у нас затруднение в начале урока. Летом вы наблюдали восход Солнца, а ночью – появление Луны и звёзд. Назовите и объясните, что они собой представляют, сравните их:
а) по форме;
б) по размеру;
в) расскажите об их взаимном расположении и движении.
(Солнце, Луна и Земля – это небесные тела. Солнце – это звезда, светящийся огненный шар. Земля – планета Солнечной системы. Луна – спутник Земли. Они не могут светиться сами, а только отражают свет Солнца:
а) по форме они одинаковы – это шары;
б) Солнце намного больше Земли, а Земля больше Луны;
в) Луна, являясь спутником Земли, вращается вокруг неё, и вместе они вращаются вокруг Солнца, как и другие планеты Солнечной системы.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
| Выдвигают гипотезы.
Наблюдают.
Работают в группах.
Представляют свои варианты ответов.
Размещают вырезанные планеты на плакате.
| Познавательные (Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; На основе анализа объектов делать выводы.) Коммуникативные (Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре и в группах.) Личностные результаты
( Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.)
| 15
| ΙV.
| Самостоятельное применение знаний.
| 3.
Презентация «Земля в космосе»
(13-14
слайды)
http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1590
| Работа в группах.
Задание для групп.
– Выберите вопрос для обсуждения на с. 39.
Дети выполняют задание и обсуждают выполнение его между группами.
| Работают в группах; выполняют задание.
|
| 10
| V.
| Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
| – Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему учились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
| Отвечают на вопросы.
|
| 2
| VI.
| Оценивание учебных успехов
|
| -Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
-Как работал ты?
| Оценивают свою работу и товарищей.
|
| 1
| VII.
| Домашнее
задание
|
| С.36-39, вопросы №1,2,4; по желанию нарисовать рисунок планет.
|
|
|
|
Приложение к плану-конспекту урока «Земля в космосе»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
| «Земля в космосе» (1-4 слайды)
| Мультимедийный,
информационный
| Презентация
| http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1590
| 2
| «Земля в космосе» (5-12 слайды)
| Мультимедийный,
информационный
| Презентация
| http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1590
| 3
| «Земля в космосе» (13-14 слайды)
| Мультимедийный,
практический
| Презентация
| http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1590
| |