Скачать 121.51 Kb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» У Р О К «Линейная функция и её график» 7 класс (открытый урок на ГМО, 2010 г.) Учитель Юдина Татьяна Николаевна г.Серпухов Московской области Цель: обобщить и углубить знания учащихся по теме, повторить свойства функции у = kх. Оборудование: презентация к уроку, магнитные буквы Л, Е, Й, Б, Н, И, Ц,, конспект, таблица «Функции в физике», портреты Лейбница и Лобачевского, листы с текстом самостоятельной работы, мел, учебник «Алгебра – 7». Ход урока. I.Встреча учащихся, организация их на работу. II.Вступительное слово учителя. Ребята! Сегодня мы продолжаем изучение темы: «Линейная функция и её график». Цель: обобщить все полученные сведения о линейной функции и её графике, познакомиться с применением свойств функции при изучении физики. III. Повторение изученного. По конспекту повторить: 1.Какая функция называется линейной. 2.Что является графиком линейной функции. 3.От чего зависит расположение прямой в системе координат. Дополнительный вопрос : график какой функции получился в последнем случае? ( Ответ: график прямой пропорциональности.) IV.Устные упражнения. ( презентация, кадр №1) 1)Перед вами 5 графиков. У у у у у 0 х 0 х 0 х 0 х 0 х
Ответьте на вопросы: 1.Какой из графиков лишний? [ 3 ] 2.Назовите номера графиков, где k > 0 . [ 1, 2, 4 ] 3.Назовите номера графиков, где b < 0. [ 2 ] 4.Нахзовите номера графиков, где b = 0. [ 4 ] 5.График какой функции изображен на рис.4? [график прямой пропорциональности]
Задача – сказка Жила – была Функция-мама. У неё были дочки - солидные дамы. Двух сестер звали Линейная и Пропорциональность прямая. Жила семья, забот не зная. Мама – Функция И Система координат дружили. Икс и Игрек друзьями дочек были. Но вот однажды Двоечник, лентяй, бездельник В день тяжелый, понедельник, Перепутал всё на свете: Икс и Игрек не там отметил. Не так координаты посчитал. Для построения прямой Лишние точки взял. Тем самым маму – Функцию Сильно напугал. Не стало у мамы дочек Из-за этих злосчастных точек. Попытайтесь маме – Функции помочь И вернуть ей одну и вторую дочь. Вот формулы «дочек», друзья: у = х + 1 (1) и у = х (2). Вот таблицы
А вот милых «дочек» лица: ( на доске продублировать графики) (1) (2) у у 2 -2 1 х 2 -1 0 1 2 3 1 -2 -1 0 1 х Исправьте ошибки поскорей. Верните маме дочерей! Вызвать учеников к доске для исправления ошибок в таблицах и в графиках. После исправлений ошибок задать классу вопрос : через сколько точек проводим прямую? ( через две. ) V. Выполнить письменно на листках.(на партах у каждого) ( презентация кадр 3) 1)Найти значения функций при х = 1
и расшифруйте фамилию математика, который впервые использовал термин «функция» . Впишите в клетки буквы, с соответствующими 7) ) 3) координатами. (на доске из магнитного набора буквы с магнитами) или кадр 3
Й (1; 2) Б(1; - 2) Л(1; 1) Е(1; - 1) Ц(1; 3) И(1; 0) Н(1; 4) ( ЛЕЙБНИЦ ) Послушайте отрывок из стихотворения «Ода функции» ( И.Кушнир, Л. Финкельштейн). … Его по – разному с годами толковали. Сам Лобачевский руку приложил, Чтоб слово «функция» и в средней школе знали, Чтоб каждый ученик им дорожил! (кадр 4) Итак, слово «функция» впервые использовал Лейбниц, а ввел в употребление в школе Н.И.Лобачевский – великий русский математик. О нем и о Лейбнице вы мо- Жете прочитать на нашем стенде «К уроку». 2)Построить график функции у = - 3х + 2 . ( ученик у доски строит, а все - в тетрадях0 Дополнительный вопрос : назвать k и b. VI. Литературные метафоры математики. А теперь послушайте несколько пословиц и выберите ту, которой можно сопоставить прямую пропорциональность. (показать список пословиц – кадр 5) 1.Тише едешь – дальше будешь. 2.Выше меры и конь не скачет. 3.Чем дальше в лес, тем больше дров. 4.Дальше положишь – поближе возьмешь. ( ответ - №3), Для какого k? ( для k > 0). Перед выполнением самостоятельной работы на листках, еще раз повторить алгоритм построения графика линейной функции, от чего зависит расположение прямой в системе координат и что показывает коэффициент b? VII.Самостоятельная работа. ( на листках)- кадр 6 Фамилия___________________ Фамилия_________________ Вариант 1 Вариант 2 у = 3х – 2 у = 4 – х
у у
х 2. Для функции у = 5 – 2х 2. Для функции у = 2х – 3 указать коэффициент k. указать коэффициент b . 3. Изобразите схематически график функции у = 0,4х – 4 . у = 0 .4х + 4. Провести проверку ( кадр 7 ) VIII. Примеры линей функции и прямой пропорциональности в жизни, в Физике (кадр 8) I, A 0 U, B
В России - шкала Цельсия, в Америке – шкала Фаренгейта. Еще вы на уроках физики изучали формулы m = ρV – зависимость массы от объёма s = vt – зависимость пути от времени v =v0 + at – зависимость конечной скорости от ускорения и времени. IX. Домашнее задание ( кадр 10 ) № № 336; 348; 365; 373. Х. Итог урока. Где можно встретить примеры линейной функции и прямой пропорциональности? Урок окончен. 100 км Т С у = 100 – 12х 12х км Функция – зависимость у от х . . . Н.П. х 0 1 5 область определения D: 0 ≤ х ≤ 5 З.П. у 100 88 40 область значений Е : 40 ≤ у ≤ 100 ГРАФИК ФУНКЦИИ Прямая пропорциональность у = kх, k = 0 у у у у2 k < 0 k > 0 у1 0 х х х 0 0 х1 х2 А 20 км В s = 50t + 20 Линейная функция у = kх + b График Л.Ф. - прямая У у у y тупой острый b b х 0 0 х 0 х 0 х y K < 0 k > 0 k = 0 , y = b k = 0, b = 0, y = kx у = k1x + b1 у = k2x + b2
k1x + b1 = k2x + b2 ( k1 - k2 ) x = b2 - b1 k1 = k2 - графики пересекаются k1 = k2 - графики параллельны k - угловой коэффициент |