Скачать 42.63 Kb.
|
Классическое логопедическое занятие с использованием современной технологии (конспект занятия) Цель: дифференциация звуков [л]-[л'] в произношении. Обучающие задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Ход занятия: 1. Организационный момент Дети сидят на стульчиках. В зал заходит логопед и говорит: - Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что я сразу вас нашла. Все говорят, что в этом саду умные, воспитанные и добрые малыши, а мне нужны именно такие помощники. Давайте попробуем вместе выполнять задания, и если вы справитесь, я вас возьму в помощники. Я кое-что с собой привезла (показывает большой самолет). Что это? - Передавая лайнер друг другу, покажите, как он гудит. Дети передают и спрашивают: - Как гудит лайнер? -Л-л-л. - Это какой звук? - Твердый. - Каким цветом обозначаем твердые звуки? - Синим. Логопед на мольберте прикрепляет синий колокольчик. Потом дети передают самолетик, спрашивая друг у друга: - Как гудит самолетик? - Ль-ль-ль. - Это какой звук? - Мягкий. - Каким цветом обозначаем мягкие звуки? - Зеленым. Логопед прикрепляет зеленый колокольчик. (<рисунок 2>) 2. Дифференциация звуков [л]-[л'] в произношении - Как будущие пилоты, надевайте пилотки и представьте, что мы летим. ( Слышен гул самолета.) - Полет проходит на большой высоте. Диспетчер по имени Звукалина с Земли посылает сигналы на борт самолета. Слушайте внимательно первый сигнал и повторите его. ЛА-ЛА-ЛЯ ЛАПА-ШЛЯПА СЛЯ-СЛЯ-СЛА ПИЛОТ-ПОЛЕТ ЛО-ЛЁ-ЛО ЛЫСЫЙ - ЛИСИЙ ЛЮ-ЛЮ-ЛУ ГАЛКА-ГАЛЬКА ПЛО-ПЛО-ПЛЁ ЛУК-ЛЮК КЛУ-КЛЮ-КЛУ ЕЛ-ЕЛЬ 3. Выделение звуков из состава слова - На борт самолета обычно берут продукты. У нас в коробочке тоже есть продукты, в названиях которых звуки [л]-[л']. Давайте соберем их в корзинки. Они у нас разноцветные. Скажите, в синюю корзинку продукты с каким звуком можно положить? А в зеленую? - В 1-й корзине у нас ЛУК, БАКЛАЖАН, СВЁКЛА. Как можно назвать эти продукты одним словом? - Во 2-й корзинке - ЛИМОН, АПЕЛЬСИН, СЛИВА. Как назовем одним словом? - Пока мы с вами занимались продуктами, поступил новый сигнал. Давайте послушаем и выполним его. Работа на компьютере.( <рисунок 3>) 4. Звуковой анализ - Сигналы бывают разные. Вот эти в виде картинок. Составьте звуковые схемы, и тогда мы узнаем, над чем пролетает наш самолет. (<рисунок 4>) Подходит 1-й ребенок. Называет слово целиком, потом 1-й звук, обозначает цвет. Потом 2-1 ребенок и -2-й звук, 3-й ребенок - 3-й звук и т.д. - Слова начинаются на звук [л], но почему в первом слове вы обозначили синим цветом, а во 2-м зеленым? - Понятно стало, что наш самолет пролетел над лесами, огородом, где растет лук. 5. ФИЗМИНУТКА: игра «Будь внимательным» - Запомните 3 слова и движения к ним: САМОЛЕТ - руки разведены в стороны ЛУНА – руки, поднятые над головой, соприкасаясь пальцами, образуют круг ПРОПЕЛЛЕР - руки, согнуты в локтях перед грудью, выполняют совместные круговые движения Логопед произносит слово, а дети выполняют соответствующее ему движение. Порядок слов меняется. Слова меняются на символы. (<рисунок 5>) 6. Формирование грамматического строя речи - Иногда при полете случается, что самолет начинает наклонять то влево, то вправо. Тогда пилоты смотрят вниз, на Землю. Что там? А там - ЗЕЛЕНЫЕ ЛУГА. В таком случае они должны правильно дополнять предложения этим словосочетанием, только тогда самолет перестанет качать. - Какое словосочетание было у нас? Дети по очереди дополняют, потом повторяют предложения. ВДОЛЬ РЕКИ РАСКИНУЛИСЬ ........... САМОЛЕТ ЛЕТАЕТ НАД ............ Я ЛЮБЛЮ ГУЛЯТЬ ПО .......... КОЛОКОЛЬЧИКИ РАСТУТ НА .......... НАША СТРАНА БОГАТА .......... РАЗНОСИЛАСЬ ПЕСНЯ ЖАВОРОНКА ПО ....... - В слове ЗЕЛЕНЫЙ какой звук? А в слове ЛУГ? 7. Развитие мелкой моторики - Конструкторы строят новые и новые модели самолетов. Сегодня мы с вами сконструируем по самолету и запустим его. Логопед раздает бумаги (синие, зеленые), показывая наглядно, как из них делать самолетики, а дети повторяют действия шаг за шагом (вокруг одного стола; звучит спокойная музыка). Готовые самолетики дети запускают, рассказывая стишок. МЕЧТАЮ Я, КАК В ОБЛАКАХ ЛЕТИТ МОЙ САМОЛЕТ, И КРЫЛЬЯМИ МАХНУВ СЛЕГКА, ПРИВЕТ НА ЗЕМЛЮ ШЛЕТ. 8. Итог занятия - Ребята, вы молодцы, отлично справились со всеми испытаниями. Вы настоящие маленькие пилоты. В следующий раз я буду летать только с вами. - Скажите, что вам больше всего понравилось сегодня? - Какие звуки мы научились различать? - Я вам дарю флажки, забирайте их к себе в группу. Они будут каждый день напоминать, что вы будущие пилоты и просто обязаны быть внимательными и организованными. - До свидания, ребята! До новых встреч на борту! |