Мастер – класс «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»
Музыкальный руководитель
МБДОУ № 12 –
Богунова Галина Геннадьевна
2013 год
План работы мастер-класса 13.00 – Регистрация участников мастер-класса.
13.10 – Заполнение анкеты участника мастер-класса перед занятием.
13.15 – Вступительное слово руководителя РМО музыкальных
руководителей Степановой Н. Ю.
13.20 – «Методы применения технологий разучивания музыкально-
ритмических движений». Мастер-класс. Проводит музыкальный
руководитель МБДОУ № 12 – Богунова Галина Геннадьевна.
14.00 – Чай-пауза. Обсуждение.
14.25 – Рефлексия. Игра «Составь картину»
14.30 – Заполнение анкеты участника мастер-класса после занятия.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе на тему: «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений».
Для начала давайте друг друга поприветствуем! Игра для поднятия настроения Давайте друг друга поприветствуем!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
Спасибо!
Мастер - класс
«Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений».
Проводит музыкальный руководитель МБДОУ № 12 –
Богунова Галина Геннадьевна. План – конспект мастер-класса
Тема: «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»;
Цель: Повышение профессионального мастерства музыкальных руководителей. Передача коллегам личного профессионального опыта, авторских разработок в сфере творческой практической деятельности.
Задачи:
Развивающие – Представление методики Железновых, авторских танцевальных разработок.
Обучающие – обучение музыкальных руководителей методам применения методики Е. Железновой «Игровая гимнастика».
Обучение методам разучивания авторских танцев музыкального руководителя Богуновой Г.Г.
Ожидаемые результаты:
Понимание участниками мастер-класса сути профессионального опыта, передаваемого педагогом Богуновой Г. Г.
Практическое освоение участниками мастер-класса методов применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений.
Дидактический материал: ленточки, дождинки, картонные лучики к солнышку, картонные тучки, анкеты.
Техническое оснащение: Магнитофон, аудиозаписи, видеозаписи, ноутбук, экран, видеопроектор.
Используемая литература:
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1 /2010 г.
Методика «Игровая гимнастика» из серии «Музыка с мамой» С. и Е. Железновых.
Программа «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж. Е. Филиревой, Е. Г. Сайкиной.
Интернет-ресурсы.
Ход мастер-класса
Вводная часть:
В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Без танцев трудно представить музыкальную деятельность ребенка в детском саду. Как изобразить растущий цветок, мерцание звезд, удаль добрых молодцев, нежность красных девиц? Перечислять можно до бесконечности. Все это можно выразить языком движений.
Музыкально – ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.
Основываясь на собственном педагогическом опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве. Учитывая это, включаю в занятия методики, которые способствуют быстрому запоминанию детьми последовательности несложных движений, легко ориентируясь при этом в пространстве.
Основная часть:
Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся и так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы. Поэтому, прежде чем приступить к обучению музыкально-ритмическим движениям, сначала готовлю двигательный аппарат ребенка, используя методики на развитие двигательной памяти, координации движений, ориентировке в пространстве. Например, методика Екатерины Железновой «Игровая гимнастика» из серии «Музыка с мамой», которая предназначена для занятий с малышами от 3 до 6 лет. Образность музыки и игровые сюжеты способствуют не только общефизическому развитию детей, но и стимулируют фантазию, творческое мышление и воображение; упражнения с предметами способствуют развитию координации и концентрации внимания.
Также у Железновых выпущено много других интересных методик:
«10 мышек»,
«Пять поросят»,
«Абсолютный слух от 1 до 5»,
«Аэробика»,
«Веселая логоритмика»,
«Веселые уроки ритмики»,
«Топ-топ, хлоп-хлоп», подвижные игры.
«Игровая гимнастика»,
«Корабль игрушек»,
«Сказочки-шумелки»,
«Сказочки-щекоталочки».
Они оказывают благоприятное воздействие на:
• физическое развитие ребенка,
• формирование умения распределять внимание в процессе деятельности,
• гармоничное эмоциональное развитие ребенка,
• развитие воображения и творческой фантазии,
• формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье,
• формирование музыкальных способностей,
• а также являются профилактикой неврозов и комплексов (игротерапией). В своей работе для начала использую пока только «Игровую гимнастику». В младших группах элементы комплексов упражнений, в старших беру полностью какой-либо комплекс. В перспективе планирую освоить еще несколько методик.
Сейчас мы с вами разучим несколько таких комплексов. Так как сейчас зима, предлагаю комплекс упражнений «Зимняя прогулка», «Снежинки». Разучивание комплекса «Зимняя прогулка»
1 занятие – знакомство с комплексом упражнений, выполнение упражнений дошкольниками по показу педагога, под счет;
2 занятие – выполнение упражнений дошкольниками по показу педагога;
3 занятие – выполнение упражнений дошкольниками с небольшими подсказками;
4 занятие – выполнение упражнений дошкольниками самостоятельно. Разучивание комплекса «Снежинки» (с лентами)
1 занятие – знакомство с комплексом упражнений, выполнение упражнений дошкольниками по показу педагога, под счет;
2 занятие – выполнение упражнений дошкольниками по показу педагога;
3 занятие – выполнение упражнений дошкольниками с небольшими подсказками;
4 занятие – выполнение упражнений дошкольниками самостоятельно.
В работе над координацией движений с младшими дошкольниками еще очень хорошо помогают динамические упражнения.
«Мячики»
Слова и музыка Богуновой Г. Г. «Мишка и мед»
Слова и музыка Богуновой Г. Г. Еще в развитии координации движений и лабильности хорошо помогают ритмические танцы, которые не требуют предварительного разучивания. Мною используются как подвижные игры в конце музыкального занятия. Если вижу, что танец понравился детям, то вношу его в сценарий развлечения или праздника. Например, всем хорошо знакомый танец-игра «Если нравится тебе», «Танец утят», «Полька-хлопушка», «Мы пойдем сначала вправо»(круговой танец), «Бальный танец», «Танец сидя» и много других.
Предлагаю для примера рассмотреть «Танец сидя» Разучивание «Танца сидя»
исполняется под мелодию «Стуколка»
Украинская народная мелодия в обр. Р. Леденева
Из программы «Са-фи-дансе» Ж. Е. Филиревой, Е. Г. Сайкиной Методы, использованные при разучивании комплексов упражнений и ритмических танцев.
Двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов);
Словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце,
пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т. д.), Работая над двигательной памятью дошкольников с первой младшей группы в старшем дошкольном возрасте можно добиться хороших результатов в этом направлении. Дети свободно ориентируются в пространстве, у них хорошо развита координация движений. Дети быстро реагируют на частую смену движений (отличаются лабильностью). С ними можно разучивать сложные танцы.
Предлагаю к вашему вниманию авторский танец «Letkiss» для старшего возраста.
Разучивание танца «Letkiss»
(для старшего дошкольного возраста)
Начальный этап:
Прослушать музыку танца (фрагменты), уточнить характер, стиль.
«Летка-енка» (фин. letkajenkka, letkis, от letkahdella — «качаться», «покачиваться») — финский танец, в котором танцующие располагаются цепочкой и прыжками передвигаются в такт музыкальному сопровождению.
В бывшем СССР этот танец был известен как популярная в 1960-х годах одноимённая песня, слова для которой, в разных русскоязычных версиях, сочинили Михаил Пляцковский и Д. Иванов.
Мелодию летки-енки сочинил в начале 1960-х годов финский композитор Рауно Лехтинен, переработав мелодию другого финского танца — енки. В 1965 году Роберто Дельгадо выпустил её в собственной аранжировке, после чего в разных странах мира наступил пик повального увлечения этим танцем. Всего записи летки-енки вышли в 92 странах.
В СССР эта песня была известна в музыкальной обработке Геннадия Подэльского.
Проба танцевального пружинящего шага, на котором построен танец. Вся группа.
Отбор детей, которые освоили шаг танца. Составление пар (3 - 5).
Работа над танцевальным шагом в парах.
Этап углубленного разучивания:
Разучивание движений по частям (куплет + припев).
Воссоединение в единое целое.
Этап закрепления и совершенствования.
Многократное повторение и закрепление движений на последующих занятиях.
Самостоятельное исполнение танца детьми.
Выступление перед зрителями.
В процессе работы мною разработано несколько авторских танцевальных композиций для младшего дошкольного возраста, которые хочу предложить вашему вниманию.
Показ видеозаписи танца с цветами.
Показ видеозаписи танца с воздушными шариками.
Методы, используемые в разучивании музыкально-ритмических движений:
Двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов),
Наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом),
Наглядно-зрительный (показ картин, иллюстраций, дидактического материала);
Двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов),
Словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце,
пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т. д.),
Упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).
Заключительная часть
В заключение хочу сказать, что с помощью современных методик, где материал преподносится в игровой форме, я добиваюсь лучших результатов в разучивании музыкально-ритмических движений, чем раньше.
Рефлексия Экспресс-тест настроения участников в конце мастер-класса.
Картина с солнышком без лучиков прикреплена на мольберт.
Участникам выдаются контур тучи, луча от солнца, клей. Если все понравилось – участник прикрепляет лучик к солнышку (наклеивает). Если не понравилось – прикрепляет на картину тучку. Результат оценивается по итоговой картине: улыбающееся солнышко без туч – все хорошо, одна две тучки, тучи перекрывают солнышко – соответственно.
Литература
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1 /2010 г.
Методика «Игровая гимнастика» из серии «Музыка с мамой» С. и Е. Железновых.
Программа «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж. Е. Филиревой, Е. Г. Сайкиной.
Интернет-ресурсы.
|