Скачать 62.46 Kb.
|
Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию на тему "Одуванчик". Воспитатель МДОУ "Детский сад № 205" Клёнова Н.П. Цель: воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. 3акреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность, речь ребенка. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Материал: карточки с частями цветка, схемы, рисунки лекарственных трав. Словарная работа: корень, стебель, соцветие, перенос семян. Предварительная работа: беседы и занятия о лекарственных растениях, наблюдениях. Ход занятия: Дети играют в игровых уголках. Раздается стук. Входит Красная Шапочка с корзиной в руках, в которой лежат картинки с изображением лекарственных трав. К.Ш.: - Здравствуйте, ребята! Я гуляла по полям, лугам. Собрала много растений, но как они называются, не знаю. Помогите мне, пожалуйста.
Дети рассаживаются на стулья, стоящие полукругом. Восп.: - Какие растения собрала Красная Шапочка? Назовите их. Как можно одним словом назвать все эти растения? (лекарственные) -Почему их так назвали? (Люди используют их в лечебных целях.) -Мы сейчас поиграем в игру “Узнай и назови”, в которой вы должны будете узнать на картинке лекарственное растение и рассказать о нем все, что знаете (где оно растет, когда его собирают, какую его часть собирают). Игра “Узнай и назови”. Пример: Ромашку аптечную собирают на лугу летом, только соцветия. Подорожник собирают весной и в начале лета, только листики без ножек. Крапиву весной, когда она только вырастает, все растение целиком. Восп.: -А кто напомнит, при каких заболеваниях используются эти растения? И В каком виде?
Восп.: - Нужно бережно относиться к лекарственным растениям, когда вы их собираете, не вырывать с корнями, не сбивать цветы. Нужно бережно относиться к природе. А так же необходимо помнить, что нельзя собирать травы вблизи от дорог или заводов. Такие растения могут нанести вред вашему здоровью. После сбора трав не забудьте тщательно вымыть руки. Красная Шапочка благодарит детей за помощь, прощается и уходит. - Ребята, а вы сможете отгадать лекарственное растение по его описанию? Я буду загадывать загадки, догадайтесь, о чем речь. Загадки о лекарственных растениях. Весь в пыли, хоть сил немного, У дороги он торчит, У него согнулись ноги, Неприметен он на вид. (подорожник) Белая корзинка, Золотое донце, В ней лежит росинка И сверкает солнце. (ромашка) Растет зеленый кустик, Дотронешься – укусит. (крапива) Горел в траве росистой Фонарик золотистый, Потом померк, потух И превратился в пух. (одуванчик) Восп.: - Ребята, как вы думаете, почему одуванчик навали одуванчиком? (предположения детей) - Один мальчик объяснил название цветка так: “Я же его обдуваю…” - Название это дано из-за легкости семечек-парашютиков: дунет ветер, и полетят семена-парашютики по всей лужайке.
Одуванчик — многолетнее растение. Его мелкие махровые ярко-желтые цветочки собраны в круглую корзинку. Если бы каждый маленький цветок рос отдельно, то даже тяжелая большая капля дождя могла повредить его. - А всегда ли одуванчики так выглядят? (нет, он бывает еще пушистым) - Когда соцветия становятся пушистыми? Для чего нужны эти парашютики? (с ними семена могут разлететься очень далеко) - Видите, как меняется растение за свою коротенькую жизнь, а называется всегда и везде одинаково: одуванчик. Послушайте, как описал поэт этот цветок с меняющейся внешностью.
Восп.: - А где растут одуванчики? Где вы их встречали? (на нашей игровой площадке, на лугу, возле дома, …) - Какой месяц можно считать временем одуванчика? (май) - Чем одуванчик отличается от других цветов? - На лугу очень много ярких цветов. Они своим нарядным видом и ароматом привлекают к себе бабочек. Они перелетают с цветка на цветок и переносят пыльцу. Давайте представим, что мы – бабочки и “полетаем”. Физкультминутка “Бабочка”.
- Давайте рассмотрим, из каких частей состоит одуванчик. Изучение строения одуванчика. У детей в руках карточки с изображением частей цветка. - Какие части вы видите на карточках? (корень, стебель, листья, соцветия, семена) - Давайте соберем схемы двух растений: с желтым и с пушистым соцветиями. Дети собирают схемы растений на магнитной доске. Составление рассказа “Путешествие семечка”. Воспитатель предлагает детям составить рассказ, опираясь на схематичные изображения:
- Какие условия необходимы для роста растения? - Какие условия нужны для переноса семян? - Как вы думаете, какую пользу приносит одуванчик? При каких заболеваниях его используют? (предположения детей) - В одуванчиках очень много витаминов. Поэтому при их недостатке люди с удовольствием едят салат из одуванчиков. Это растение горькое на вкус, поэтому перед употреблением его вымачивают полчаса в соляном растворе. Так же одуванчик принимают при снижении аппетита. Вот такое это полезное растение. А еще одуванчик — один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед — густой, ароматный и очень полезный. Подведение итогов занятия: - Какие лекарственные растения вы знаете? - Почему нужно беречь и охранять их?
|