Скачать 51.11 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 г. ТОМСКА 634024, город Томск, ул. 5-ой Армии, 24, контактный телефон/факс: 46-11-44 Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Ударные и безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе». Выполнила: учитель начальных классов: Ершова Т. В. г. Томск – 2012 Цель урока: сравнить ударные и безударные окончания существительных одного и того же склонения; -познакомить со способом проверки безударных окончаний.
1.Словарный диктант. - Сегодня к нам на урок пришли Почемучка, Проведём игру «Зажги фонарики». Внимание! Отмечаем все орфограммы зелёной ручкой. Прибежал лесник, в зелёном лесу, поднялась звезда, далёкая гора, зверюшки разбежались, на хвосте принесла, смотрел на зверей, таскает листочки. 2.Словарная работа. - Почемучка хочет проверить, знаете ли вы написание словарных слов. Разгадываем загадки Почемучки. Запишите ответ одним словом, проверьте написание безударных гласных в корне слова по словарю, определите склонение. 1. Он и летом и зимой – Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди – Он всё будет впереди. (горизонт) 2. Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским отточенным концом. (лопата) 3. Надпись на письме, посылке с указанием получателя и его местожительства. (адрес) 4. Крупный населённый пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (город) - Скажите, как определить склонение имён существительных. Запишите данные слова в именительном, родительном, дательном, предложном падежах. Почемучка эту работу выполнил заранее, и мы его сейчас проверим. Запись на доске. И.п. горизонт, лопата, адрес, город Р. п. горизонта, лопаты, адреса, города Д. п. горизонту, лопат…, адресу, городу П. п. о горизонт…, о лопат…, об адрес…, о город… - Как вы думаете, почему у Почемучки не написаны некоторые окончания? (Окончания этих существительных безударные, а как их проверить, Почемучка пока не знает, вот и не написал их .) - Проверка правописания безударных окончаний имён существительных – тема нашего урока. II. Объяснение нового материала. 1.Проверка безударных окончаний существительных путём подстановки существительного того же склонения с ударным окончанием. - Запишем существительные земля, корабль, степь в И., Р., Д., П. падежах. Запись на доске и в тетрадях. И. п. земля, корабль, степь Р. п. земли, корабля, степи Д. п. земле, кораблю, степи П. п. о земле, о корабле, о степи - В чём разница между окончаниями этой группы существительных и предыдущей? (В данных существительных окончания находятся в сильной позиции, стоят под ударением, и их написание не вызывает сомнения.) - Слабая позиция гласного в окончании проверяется подбором такого проверочного слова, в котором гласный в окончании находится в сильной позиции, т. е. под ударением. - Вернёмся к работе Почемучки. При помощи существительных с ударными окончаниями проверим безударные окончания существительных и вставим пропущенные окончания в словарных словах. Итак, если мы запомним по одному существительному из каждого склонения с ударным окончание, то всегда сможем проверить безударное окончание существительных, вставляя выбранное слово того же склонения вместо существительного с безударным окончанием. - Давайте договоримся, существительные 1-го склонения мы будем проверять словом земля, существительные 2-го склонения словом корабль, а существительные 3-го склонения словом степь. 2. Составление таблицы окончаний имён существительных. - Скажите, все ли безударные окончания требуют проверки. В слабой позиции, в безударном положении, затруднение вызывает написание окончаний –и и –е. Следовательно, их и надо проверять. Составим таблицу окончаний –и и –е имён существительных с учётом падежей и типа склонения и будем проверять безударные окончания с помощью этой таблицы. (Таблица составляется на основе склонения предыдущих групп слов.)
3.Выполняется упр. 184 по заданиям учебника. Ученики должны также доказать написание безударного окончания с помощью таблицы. Образец письменного рассуждения. На стройке (1-е скл, П. п.), окончание –е. 4.Письмо по памяти. Упражнение в проверке безударного окончания путём подстановки проверочного слова. - На слух определите имя существительное 1-го склонения с безударным окончанием. Объясните его написание с помощью его замены существительного с ударным окончанием. После дождя. Дождик прошёл по садовой дорожке, (по земле) Капли на ветках висят, как серёжки. Тронешь берёзку – она встрепенётся И засмеётся, до слёз засмеётся. (А. Яшин) - Запомните текст и запишите его по памяти. III.Закрепление изученного материала. 1.Проверка окончаний существительных с помощью подстановки проверочного слова. - Вставьте пропущенные окончания. Докажите правильность выбора. Спишите словосочетания. Запись на доске. Ездил на лошадк… - на лошад…; Молоко в бутылк… - в бутыл…; Брал по горст… - по горсточк…; Подкрался к кост… - к косточк…; Играл на площад… - на площадк… . 2.Предупредительный диктант (текст размножен). - Прочитайте текст, найдите ошибки в написании окончаний имён существительных. Докажите правильность своего рассуждения. Когда мы приблизились к дому, солнце уже садилось за деревней. И сразу пропали тени, которые до этого бежали впереди нас. На озери засверкала золотая дорожка. Она тянулась от света огней, которые зажглись в деревни. По этой золотой дорожки и приплыли мы к дому. Образец ответа. На озере (2-е скл, П. п.): 1) проверяю по таблице – окончание –е; 2) подставляю проверочное слово корабль – на корабле. После исправления ошибок текст записывается под диктовку. IV.Итоги. -Какие безударные окончания надо проверять? - Как проверить безударные окончания имён существительных? V.домашнее задание. Упр. 181, правило на с. 97. |