Скачать 61.31 Kb.
|
Урок музыки Тема: «Осень: поэт-художник-композитор» 2 класс Автор: Баграмова Е. Г. учитель высшей категории МОУ Лицей станицы Азовская Северского района Краснодарского края ст. Азовская 2011-12 учебный год Ход урока 1 Организационный момент. Музыкальное приветствие Учитель: «Здравствуйте, ребята» (интонирование восходящей попевки) Дети: Здравствуйте (интонирование нисходящего трезвучия) 2 Активизация слухового восприятия Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Проведу я его не одна – у меня будут очень необычные помощники . А в качестве первой и самой главной помощницы я приглашу сюда нашу давнюю знакомую – Её Величество ТИШИНУ. Без неё нам никак не обойтись, ведь всем известна знаменитая фраза Леопольда Стоковского: «Художник рисует кистью по холсту, поэт пишет пером по бумаге, а мы, музыканты, рисуем музыкой по тишине». Итак: Раз-два-три - четыре-пять Время глазки закрывать Нука-нука-нука-на Наступает тишина. На 20 секунд в классе устанавливается полная тишина Учитель: - Тишина, тишина, вся из звуков сплетена Что ты слышал в тишине, расскажи скорее мне. Ребята рассказывают, какие звуки они слышали в классе и за его пределами. 3 Экспонирование темы урока Учитель: А теперь снова закройте глаза. Сейчас я нарисую вам тему нашего урока – нарисую звуками по тишине (шуршит припасёнными заранее листьями). Слышите? Как приятно шуршат листья. Кажется, этот шорох витает в самом воздухе и отзывается в нашей душе чудесной музыкой Звучит пьеса «Октябрь» из фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского Учитель тихо читает под музыку: Листьям — Время опадать, Птицам — Время улетать, Грибникам — Блуждать в тумане, Ветру — В трубах завывать Солнцу — стынуть, Тучам — литься, Нам с тобой — Идти учиться (И. Мазинин) Отгадать загадку просим - Что за время года? Дети: Осень А теперь потихоньку откройте глаза Дети открывают глаза, на экране – репродукция картины И. Левитана ««Осенний пейзаж с церковью» Учитель : Итак, тема нашего урока - Осень. Осень такая, какой её видят поэты, художники, композиторы. Осень такая, какой её видим мы – ведь все люди разные, и у каждого – свой взгляд, своё мнение. Сегодня мы попытаемся услышать Осень , увидеть её, почувствовать её настроение, выраженное в самых разных произведениях искусства. Но прежде давайте вместе подумаем, а какая она, осень? Что вы можете рассказать об этом времени года? Дети описывают самые важные на их взгляд признаки и черты осени. Учитель: Вы рассказали об осени с помощью простых слов. А если о ней захочет рассказать художник, что ему понадобится для этого? Ответы детей А что нужно композитору, чтобы нарисовать картину осени? Ответы детей А с помощью чего изобразит осень поэт? Ответы детей (Учитель старается, чтобы в ходе обсуждения учащиеся описали основные средства выразительности, характерные для каждого вида искусства) Учитель: А вот если соберутся вместе поэт и композитор, что у них получится? Получится песня 4. Разучивание песни с использованием мнемотехнологии Учитель исполняет Песню З. Левиной «Что нам осень принесёт?» Учитель: Какое настроение создаёт эта песня? Ответы детей, анализ характера песни. Учитель: Чтобы песню подпевать Все слова в ней нужно знать Значит, снова будем дружно Эту песню шифровать Учитель вместе с детьми кодирует текст песни, После этого следует ещё раз прочитать его со всем классом Разделить класс на команды разрезать таблицу на отдельные карточки перемешать с другими картинками и раздать командам . Задача – как можно быстрее вновь составить таблицу. Затем песня исполняется вновь, уже наизусть Учитель: А что же получится, если за дело возьмутся и поэт и композитор, и художник? Получится СКАЗКА 5. Презентация «Осенняя сказка» Учитель: Любите ли вы сказки? Сказки бывают разные. Необычные, волшебные, таинственные. Но самые интересные на свете – это сказки нерассказанные. Сказки, которые нам ещё предстоит придумать. Сегодня я познакомлю вас именно с такой сказкой. Сказкой, рассказанной Осенью. ( Слайд 1) А помогут мне в этом два необычных помощника – композитор и художник. Композитора зовут Антонио Вивальди, а художника – Джон Аткинсон Гримшоу Жила-была хозяйка Осень (слайд 3) В волшебном замке золотом (слайд 4) Бродила вдоль притихших просек (слайд 5) Дружила с ветром за окном Кроила сказки из тумана (слайд 6) И шила нитками дождя В мир удивительный и странный (слайд 7) Всех за собою уводя Там лунный диск призывно светит (слайд 8) Над очарованной рекой (слайд 9) Там ночь катается в карете (слайд10) Там тихий сумрак и покой (слайд 11) Окрашены волшебной краской (слайд 12) Деревья, камни, и дома Мир убаюкан дивной сказкой (слайд13) И ждёт, когда придёт зима (слайд14, 15, 16) 6. Закрепление. Изобразительно – художественная деятельность Учитель: Сегодня на уроке мы слушали музыку, рассматривали репродукции картин художников, , слушали произведения композиторов, посвященные осени. Скажите, а сама осень может быть композитором? Назовите звуки Осени? Дети перечисляют: шорох листьев, шум дождя, крик журавлиной стаи, шёпот ветра. Звучит аудиозапись осеннего дождя Учитель: А может ли осень быть художником? Назовите краски, которыми пользуется осень? Дети называют: жёлтая, красная, коричневая, чёрная, голубая. А вы, ребята – вы ведь тоже можете быть поэтами, композиторами, и конечно же художниками? Сейчас я раздам вам краски – те самые, которые вы мне перечислили – и мы попробуем с вами нарисовать осень с помощью «цветовушек». Чтобы нарисовать картину, чтобы она привлекла внимание и вызвала в нас какие-то чувства мало точно скопировать кусочек жизни. Нужно что-то ещё. И этим "что-то" является умение художника показать мир с новой, неизвестной нам стороны. А для этого нужно и чувство цвета, и фантазия, и воображение. Это красочный отпечаток, который получится следующим образом: на белый лист бумаги в произвольном порядке наносим краску разных цветов. Затем лист складываем пополам или накладываем другим листом. Прижимаем листы ладонью и раскрываем - отпечаток готов. (Показать детям практически). А теперь включаем вашу фантазию и воображение и дорисовываем "ЦВЕТОВУШКУ". Листок можно вращать. Но условие: как можно меньше дополнительных линий. Дети получают краски и рисуют 7. Логоритмическая игра «Листопад» Учитель: А сейчас мы попробуем нарисовать осень при помощи музыки и движений, вспомнив нашу знакомую песенку – игру «Листопад» Трём командам ребят раздают картонные листья дуба, клена, рябины. Для каждой команды готовится набор из листьев. Задание: найти листик, который оказывается лишним по отношению ко всем остальным. У каждой группы листочки одного и того же дерева. Дети становятся каждый возле своего «дерева». Учитель исполняет песню «Листочки» ( муз. Е. Баграмовой ): Дует-дует ветер, Дует-надувает (Плавные движения руками вверх-вниз), Желтые листочки с дерева срывает (Дети кружатся на месте), И летят листочки, Кружат по дорожке (Продолжая кружиться, перемещаются по классу, меняются местами), Падают листочки Прямо нам под ножки (Дети подбрасывают листья вверх, медленно приседают,). 8. Дыхательное упражнение «Ветер и листья» Учитель: Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю. После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»). 9. Итог урока Учитель: На этом мы с вами заканчиваем наш урок но осень не заканчивается . Впереди у нас ещё много творческих открытий, и много удивительных сюжетов, которые готовит нам ОСЕНЬ: ПОЭТ- ХУДОЖНИК- КОМПОЗИТОР. Учитель прощается с детьми с помощью музыкального прощания |