Скачать 84.48 Kb.
|
Выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ с. Ленино Лунёва Т. И. План-конспект урока по обучению грамоте по теме: « Работа букв гласных, опасные при письме места» Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Форма урока: урок - головоломка Цель урока: совершенствовать умение читать и рассказывать. Задачи урока: - повторить «работу» букв гласных; - повторить различные виды «опасных при письме мест»; - развивать орфографическую зоркость учащихся, речь, нестандартное мышление; - воспитывать интерес к урокам чтения на примере головоломок, игр со словами, произведений устного народного творчества. Наглядные пособия: - семь восьмиугольников, вырезанных из белой бумаги, располагаются на доске по кругу, образуя головоломку. На каждом восьмиугольнике написан номер, а под ним прикреплена карточка с буквой; - семь пронумерованных фишек разного цвета (по цветам радуги); - семь карточек такого же цвета с заданиями по каждой букве; - краски, кисти; - индивидуальные рабочие листы. Ход урока.
- Сегодня на уроке мы повторим «работу» букв гласных звуков, опасные при письме места. Мы знаем, что буквы гласных звуков великие труженицы и помощницы, и об этом мы расскажем нашим гостям. Работать вы будете в командах. Вам нужно будет брать по очереди фишку любого цвета, я буду брать карточку такого же цвета, на которой написаны вопросы и задания. Они помогут вам разгадать буквы, которые спрятались под восьмиугольниками. Разгадав все буквы, вы прочитаем ключевое слово, зашифрованное в головоломке. Фишку и фигуру команда оставляет себе, потому что в конце урока вы раскрасите восьмиугольники таким цветом, какие фишки выбрали. 3. Закрепление изученного. У учителя заготовлены семь карточек по количеству букв в слове «букварь». Во время отгадывания буквы один из учеников группы работает с лентой букв, чтобы показывать место данной группы букв в ленте и наглядно «сужать» место поиска. Б - эта буква обозначает на письме два согласных звука, твёрдый и мягкий. Они парные по звонкости – глухости, относятся к звонким в своей паре. С этих звуков начинаются названия многих музыкальных инструментов, (пауза) хлебобулочных изделий, (пауза) название животного, которое грызло орешки в золотых скорлупках в сказке Пушкина. Задание. Работа по таблицам Кожевникова. У – это буква гласного звука. Она указывает на твёрдость согласного перед ним. Эта буква является опасным местом под ударением, но не является опасным местом в безударном положении. Задания. - Прочитай . - Закончи пословицу, выбрав продолжение в правом столбике. - Найди слова, в которых встречаются ударные сочетания чу – щу, подчеркни их. Какие ударные сочетания также являются опасными при письме местами? Уснула щука, да зубы не спят. На чужой стороне и весна не красна. Верному товарищу цены нет. К - эта буква обозначает на письме два согласных звука, твёрдый и мягкий. Они парные по звонкости – глухости, относятся к глухим в своей паре. Отгадайте загадку, отгадка начинается со звука этой буквы. Грамоты не знаю, а весь век пишу.(Карандаш) Задание. Прочитайте пословицы. Назовите слова, в которых буква к обозначает мягкий звук. Как вы понимаете смысл 2 пословицы? Какие качества в человеке можно увидеть, выполняя вместе какую-либо работу? Век живи – век учись. Всякий человек в деле познаётся. Физкультминутка. Солнце спит, небо спит (кладут голову на парту), Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало (встают, руки вверх). Вдруг повеял ветерок (машут руками), Небо тучей заволок (круговые вращения руками) И деревья раскачал (раскачивают руками в стороны). Дождь по крышам застучал, Барабанит дождь по крыше (стучат пальцами по столу), Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик (садятся за парты и кладут голову на руки). В - эта буква обозначает на письме два согласных звука, твёрдый и мягкий. Они парные по звонкости – глухости, относятся к звонким в своей паре. Со звуков этой буквы начинаются имена двух учеников нашего класса и название одного из времен года. Догадались? Задание. Прочитайте пословицы. Назовите слова, в которых звук в мягкий. Как вы понимаете смысл 2 пословицы? Какие качества в человеке можно увидеть, выполняя вместе какую-либо работу? Век живи – век учись. Всякий человек в деле познаётся. А -– это буква гласного звука. Она указывает на твёрдость согласного перед ним. Эта буква является опасным местом и под ударением, и в безударном положении, на её месте при письме могут быть написаны две разные буквы. Задание. Угадайте слово по описанию(текст дети читают сами). Запишите слова, подчеркни опасные места. Придумайте описание для слова чашка (небольшой, обычно округлой формы, с ручкой, сосуд для питья). Чай – вечнозелёное растение, высушенные листья которого при заварке дают ароматный напиток. Час – промежуток времени, равный 60 минутам. Р - эта буква обозначает на письме два согласных звука, твёрдый и мягкий. Они непарные звонкие. Эта буква есть в каждом из слов, в котором все буквы гласных указывают на твёрдость согласных перед ними: ворона, синица, корм, сорока, воробей. Задание. Найди среди данных слов лишнее, обоснуй свой выбор. Прочитайте ещё раз названия птиц. Что общего у всех этих птиц. Расскажите, как мы помогаем зимой воробьям и другим осёдлым птицам. Ь – эта буква не обозначает звука. она указывает на мягкость согласного перед ней. Задание. Соотнеси слова со звуковыми схемами. Угол – уголь, мел – мель, кон – конь. 4. Подведение итогов. Рефлексия. - Какое слово было зашифровано в головоломке? - Как вы думаете, случайно я зашифровала это слово? - Почему? Наш букварь называется «Мой первый учебник», и всё, что мы знаем, мы знаем благодаря этой книге. - Нам предстоит сделать ещё одно открытие. Раскрасьте части головоломки таким цветом, какого цвета фишка помогла вам угадать букву. (во время раскрашивания дети читают стихи о школе) После того, как головоломка будет восстановлена на доске, дети увидят, что она раскрашена всеми цветами радуги. - На что стала похожа головоломка, когда мы её раскрасили? - Почему я предложила вам раскрасить эти фигуры так, чтобы они стали похожи на радугу? - Что общего у букваря и радуги? - В букваре объединились буквы, а в радуге – цвета. - Радуга объединяет 7 цветов, она символ единства. Очень часто радугой называют детские организации, потому что они объединяют детей. Я хочу пожелать, чтобы вы прошли по школьной жизни в единстве и дружбе. Тогда школьные годы будут для вас полезными, яркими и незабываемыми. Самоанализ урока по обучению грамоте.
В классе 13 человек. Большинству детей уже исполнилось семь лет, т.е. возрастные нормативы при приёме в школу соблюдены. 9 человек из 13 посещали группу раннего развития. Уровень подготовленности этих детей к школе выше, они более продолжительное время могут сосредотачивать своё внимание на каком-либо задании, у них шире кругозор, богаче словарный запас. Дети, которые не посещали группу, пришли в школу менее подготовленными, двое из них были не готовы совсем. Сейчас все дети читают, списывают с печатного текста, пишут под диктовку, складывают и вычитают в пределах десятка, знают состав числа, решают простые задачи.
Задачи: - повторить «работу» букв гласных; - повторить различные виды «опасных при письме мест»; - развивать орфографическую зоркость учащихся, речь, нестандартное мышление; - воспитывать интерес к урокам чтения на примере головоломок, игр со словами, произведений устного народного творчества.
Учебное занятие состоит из следующих этапов:
Главным этапом урока считаю этап закрепления изученного материала. Он делится на пять частей согласно количеству букв, которые предполагается разгадать в головоломке. При разгадывании буквы дети используют полученные фонетические знания. Далее предлагается задание, при выполнении которого повторяется «работа» букв гласных или различные виды «опасных при письме мест». На уроке использовала следующие методические приёмы и упражнения:
Подробнее я хочу остановиться на последнем этапе урока. Обратимся к словарю. Рефлексия - это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания. (С.И.Ожегов). Иными словами,рефлексия - способ заглянуть в себя. Отрефлексировать что-то - это значит пережить, пропустить через внутренний мир, оценить.Рефлексия - то, что ты взял с урока, понял и изложил собственными словами.Чаще всего рефлексия бывает в конце урока, когда есть что сказать.Но говорить-то ученики не всегда хотят.Вот проблема!Точнее не всегда и не все. Как разговорить неразговорчивых? Может быть,за молчанием стоит страх, нежелание пускать кого-то в свой внутренний мир или неумение рассказать о том, что у тебя внутри. Я решила провести рефлексию, абстрагируясь от урока чтения, и использовала силу цвета. Сопоставление букваря и радуги вызвало у детей положительные эмоции и способствовало развитию познавательных интересов.
Индивидуальный рабочий лист № 1
№ 2 Ворона, синица, корм, сорока, воробей. №3 Век живи, век учись Всякий человек в деле познаётся. № 4 м . _________ ________ ел . _________ . _______ ________ мель _______ . _______ ________ кон . _________ . _______ ________ конь . _______ ________ . _______ ________ угол у . _________ . _________ голь |