Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 53.94 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.11.2013
Размер53.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок



Урок-исследование (6 класс)
Тема урока: Описание как тип речи.

Цели урока:

  • расширить и углубить представление о разновидностях описания;

  • дать общее понятие об особенностях построения и отбора языковых средств текстов-описаний разных видов;

  • учить использовать соответствующие композиционные и языковые средства в процессе создания описания;

  • создание условий для развития творческого потенциала учащихся.



Оборудование: карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку, словари эпитетов.

Ход урока
1. Постановка целей, задач урока. Запись темы урока (Слайд 1)

- На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим разговор о таком типе речи, как описание.
2. Актуализация знаний.
Беседа с классом (Слайд 2):

- Как отличить описание от других типов речи?
(Текст-описание позволяет составить представление о каком-либо предмете или явлении: в нём указываются те признаки одного или нескольких предметов (явлений), которые автор считает нужным отметить в соответствии со своим замыслом (описать внешние признаки предмета, его назначение и т. п.). Обычно в таком тексте сначала передаётся общее впечатление о предмете (явлении), а затем раскрываются его признаки, даётся его детальное описание).
- Слова каких частей речи чаще всего используются при описании?

(Используются слова со значением признака (прилагательные, наречия), яркая глагольная лексика).
- Какой вопрос мы можем поставить к тексту-описанию?

( Какой?)
- Сегодня мы работаем в группах, что позволит нам поговорить о разных видах описания: человека, животного, предмета, состояния природы, места, интерьера. (Слайд 3):


3. Работа в группах
- Первая группа работала дома над отрывком из рассказа И.С.Тургенева «Однодворец Овсяников» и выявляла те особенности описания, которые присущи человеку. Помимо этого было дано индивидуальное задание – описать маму. Давайте заслушаем эти работы и подумаем, какие же особенности мы можем найти при описании человека.

(Чтение и коллективная оценка работ учащихся)
- Итак, на что же следует обращать внимание при описании человека?

(Ответы учащихся)
Делается запись в тетрадях: внешний облик, одежда, особенности телосложения, лицо, выражение лица, особенности речи, характер и др.

Вторая группа работала над описанием природы. Вы выявляли особенности описания пейзажа отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Страшная месть»). Индивидуально было дано задание - написать сочинение-описание “Красота осеннего леса”.

(Чтение работ)
- Попробуйте по результатам исследования текста назвать элементы описания пейзажа.
Делается запись в тетрадях:

Элементы пейзажа:

погода,

настроение,

краски природы.

впечатления
Вопросы классу:

- Какие средства художественной выразительности используются при описании? (Ответы учащихся)
- Вспомним, что такое эпитет.

[Эпитет (греч. «приложение») – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете] (Слайд 4).
–Какие еще изобразительно-выразительные средства используются при описании? (Сравнения, олицетворения, метафоры и др.) Приведите примеры.
Третьей группе было дано задание - написать сочинение-описание «Моя комната».
- Итак, по результатам исследования текста назовите особенности описания места. (Ответы учеников)
Делается запись в тетрадях:

назначение места

размер

внутреннее оборудование

элементы интерьера
4. Работа с текстом (Слайд 5)

В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно рассказать, как в … листиках травы накапливается роса и покоится в них … каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус … свежести. Можно написать, как… след остается, если пройти по …лугу, и как красив… в лучах солнца хвощ, и многое, многое другое.
- Можно ли сказать, что это текст-описание? (Нет.).

- Почему? (Отсутствуют прилагательные.)

- Ваша задача – преобразовать данный текст в текст-описание, пользуясь словарем эпитетов.

(Ученики выполняют работу и зачитываю свои варианты)
А теперь обратите внимание на авторский вариант (Слайд 6):
В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы (…) Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку, слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них светлыми и холодными, огромными, округлыми, упругими каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. Можно написать, как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое.

(В.Солоухин.)

Беседа:

– Теперь можно сказать, что это текст-описание? (Да)

– Какова его основная тема? (Описание раннего летнего утра.)

– Какова его основная мысль? (Красота, необыкновенность этого утра.)

– Как автор подчеркивает эту красоту? (При помощи эпитетов.)

– Каким стилем написан этот текст? (Художественным.)
5. Физкультминутка

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Топаем ногами (топаем),

Хлопаем руками (хлопаем),

Качаем головой (наклоны головы),

Мы руки поднимаем (руки вверх),

Мы руки опускаем (руки вниз),

Мы руки разведем (руки в стороны),

И побежим кругом (бег на месте).
6. Синтаксический разбор предложения (Индивидуально на доске и в тетрадях.) (Слайд 7)
Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала (А. Плещеев.)

- Что означает выражение «метелей злых и бурь»?

- Какими членами предложения являются прилагательные, образные выражения? (Определениями, сказуемыми)

- Какую роль играет описание в художественном тексте?
7. Повторение основных требований к содержанию текста: (Слайд 8)

- соответствие текста теме и основной мысли.

- полнота раскрытия темы.

- последовательность изложения (развертывание по плану).

- правильность выделения абзацев.

- достоверность фактического материала.
– Что можно добавить?

(Придерживаться соответствия стиля и типа речи.)
8. Домашнее задание.

По этимологическому словарю установить происхождение слова «циркуль» и составить описание данного предмета, используя памятку “Основные требования к содержанию текста”, а также памятку “Качества хорошей речи”. (Памятки раздать.)
9 Рефлексия.

- Какой из видов описания вызвал у вас больший интерес?

- Какой вид показался наиболее трудным?

- Попробуйте сочинить четверостишье-описание (человека, животного, места, природы и т.д.)
10.Итоги урока. Сообщение оценок.

Библиографический список
1. Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения:5-7 классы [Текст]/ В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.Н. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1991, 342 с.

2.Развитие творческой активности школьников [Текст]/ под ред. А.М.Матюшечкина. - М.: Педагогика, 1991.-160с.

3. Долбилова, Ю. В. Нестандартные и игровые уроки по русскому языку. 5-8 классы [Текст]/ Ю. В. Долбилова. –М.: Феникс, 2011, 352 с.

4. Астафурова, А.П. Творческие работы по русскому языку в 5-8 классах [Текст] / А.П. Астафурова. - М.: Учпедгиз, 1962. - 64 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск