Скачать 29.48 Kb.
|
Конспект занятия с использованием развивающих игр с элементами экспериментирования в старшей группе. Тема: «Работа с народным календарем; в частности с днём Спиридона-солнцеворота». Цель: 1. Продолжать знакомить детей с народным календарем; в частности с днем Спиридона – солнцеворота». 2. Познакомить детей с понятием «солнце». Показать смену дня и ночи. Объяснить , почем небо меняет цвет в течении суток. 3. Продолжать развивать детей интерес к неживой природе, а также к истории наших предков на Руси. 4. Продолжать развивать у детей внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, память через развивающие игры и элементарное экспериментирование. Оборудование: листы бумаги, восковые мелки, лимонный сок, кисточки, глобус, фонарики, стаканчики с водой по количеству детей, баночки с молоком, картинки с небом в разное время суток , набор букв, игра « Найди тень волка». Ход занятия: Воспитатель: 25 декабря , по народному календарю наступит день, который в старину называли Спиридон-солнцеворот. В старину люди на Руси представляли зиму в виде старухи. Считали, что она бродит в медвежьей шкуре по полям, а за нею вереницей идут метели и просят себе дела. В день Спиридона- солнцеворота зима понемногу начинала отступать. Дети в этот день выбегали на улицу и просили у одной звезды повернуть лето. Ребята, у какой звезды дети просили вернуть лето? Хотите узнать? Опыт « Невидимые чернила» Воспитатель невидимыми чернилами рисует на листках бумаги солнце. Но на листках рисунка не видно. Воспитатель объясняет детям, что если они возьмут восковые мелки и раскрасят ими листочки бумаги, то картинка проявится( дети выполняют задание). - Что за звезда получилась?( солнце). Вот вы и догадались, у какой же звезды просили дети в старину вернуть лето. А просили они так: Солнышко, повернись! Красное, разожгись! Красно солнышко в дорогу выезжай, Зимний холод забывай! А взрослые люди говорили так: Солнце на лето- зима на мороз. В этот день понемногу начинает прибывать световой день. Воспитатель показывает детям глобус и фонарик: Солнце- это звезда, которая не движется вокруг Земли. Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки и подставляет то одну, то другую сторону солнцу. Где солнце попадает на землю- там день, где солнца нет- ночь. - Сейчас мы кусочком пластилина обозначим на глобусе место, где мы находимся и определим день у нас или ночь. - Угадайте, что изображено на моих картинках? ( воспитатель выставляет картинки с изображением неба в разные части суток) Опыт « Почему небо меняет свой цвет в течении суток» Воспитатель: Хотите знать , почему небо меняет свой цвет в течение суток- то оно голубое, то темно-синее? Давайте представим, что фонарик- это маленькое солнышко, а баночка с водой – это небо. Сначала вольем в баночку с водой немного молока. 1. Включим фонарик и направим свет сверху вниз- солнце днём. Какой цвет имеет вода?( белый или голубоватый). Это небо днем( показываю картинку) 2. Теперь направим луч фонарика на стенку банки и посмотрим на свет, проходящий через воду. -Какой цвет имеет вода? Красный и желтовато-оранжевый). Это небо вечером, на закате ( показываю картинку) - Вот почему в народе принято говорить « Солнышко садиться». На самом деле, Земля просто поворачивается к солнцу другой стороной, а небо становится желто- красным. 3. А теперь выключим фонарик. Каким стало небо?( темным, черным) Показываю картинку ночного неба. Вывод: вот так в зависимости от положения солнца и Земли небо меняет свой цвет в течении дня. Воспитатель: А ещё мы знаем, что если встать под солнечные лучи, то мы будем отбрасывать тень. Попробуйте определить тень одного животного, а какого вы мне скажите, когда соберете слово из букв К, В, О, Л(волк). Игра «Найди тень волка» Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнали, что день , в который прибавляется световой день , называется? ( Спиридон- Солнцеворот). Молодцы! |