3 класс
Тема: Рисование с натуры весенней ветки.
Цель: продолжить работу по формированию умения работать с красками.
Задачи.
Развивающая: развивать умение передавать примерные пропорции изображаемого и относительную величину его частей, закреплять умение правильно располагать изображение на листе бумаги.
Коррекционная: коррегирование перцептивных действий, то есть умения обследовать предметы по форме, величине, цвету.
Воспитательная: воспитание положительных качеств личности: самостоятельности, умения доводить начатую работу до конца.
Оборудование для учеников: карандаш, ластик, кисточка, губка, краски, лист бумаги.
Оборудование для учителя: ветка с распустившимися листочками, лист для педагогического рисунка, схема построения изображения, словарное слово – композиция, варианты расположения рисунка на листе бумаги, варианты размера изображения, план анализа рисунков, музыка ( Чайковский «Времена года»).
План урока.
I. Подготовительная часть.
1.Организационный этап. 2. Вводная беседа.
II. Основная часть.
1. Анализ натуры. 2. Определение последовательности выполнения рисунка. 3. Указания к началу работы. 4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов урока. 2. Организация окончания урока.
Ход урока.
1. Подготовительная часть.
1. Организационный этап. Проверка готовности к уроку. 2. Вводная беседа.
Ребята, предлагаю вам сегодня совершить путешествие в мир красок и звуков, стать исследователями. А кто такие исследователи? Чем они занимаются?....Вы спросите меня, что мы будем исследовать? Предлагаю исследовать весну, её мир красок и звуков. Будем слушать её музыку, всматриваться в её краски. . Чтобы начать исследование, необходимо поставить проблемные вопросы:
1) Всем ли нравится ВЕСНА?
2) С помощью каких звуков мы узнаём ВЕСНУ?
3) Почему именно ВЕСНОЙ мы рады этим звукам больше, чем летом?
Слайды «Письмо Снежной королевы»
- Ребята, я сегодня получила письмо от Снежной королевы. И вот, что там написано: «Я, Снежная королева, пролетая мимо вашего края, увидела, что Весна не торопится прийти к вам. Нет ни зелени, ни ручейков. И решила вернуться: замести улицы сугробами, заморозить окна и носы людей. Я передумаю только в одном случае, если Весна успеет прийти к вам раньше.» - Что же делать? А ведь мы так соскучились по теплому солнышку, по зеленой травке, по журчанию ручейков. Нужно подумать, что же предпринять. -А давайте обманем Снежную королеву! У меня есть веточка. Эта веточка говорит нам о приходе Весны. Но она всего одна. Снежная королева ее даже не заметит. Давайте нарисуем каждый по веточке и повесим в классе. Снежная королева решит, что весна вступила в свои права и не вернется.
II. Основная часть.
1. Анализ натуры.
.- Сегодня вы будете рисовать нашу ветку, и создавать себе весеннее настроение. Из ваших работ мы сделаем выставку. - Рассмотрите ветку внимательно. Из скольких частей она состоит? - Какая из этих частей самая большая? - Ветка ровная или искривленная? Обратите внимание, она постепенно сужается. - Посмотрите, как растут листья? (По нескольку на одном черенке.) - На что похожи листья? (На треугольники.) - Давайте рассмотрим цвет. Какой он у веток? (Коричневый.) Где находится наиболее светлая часть? (вдоль ствола). Как мы будем ее раскрашивать? (Светлее, чем края.) - Какого цвета листья? (зеленого). Скажите- слова «зелёный» и «коричневый»- к какой части речи относятся?
2. Определение последовательности выполнения рисунка.
- Для того чтобы рисунок оказался красивым, был правильным, вы должны выполнить 4 задачи.
1 - правильно расположить предмет. 2 - величина предмета должна быть передана верно. 3 - предмет на рисунке должен быть правильно построен. 4 - цвет предмета должен быть передан верно.
Чтобы выполнить эти задачи, рассмотрим этапы работы, схему построения изображения.
- Первый этап - правильно расположить лист бумаги. Скажите, что больше длина ветки или расстояние между кончиками верхних и нижних веток? (длина) Тогда как мы расположим альбомный лист? (по горизонтали) - Второй этап работы это правильно выбрать размер рисунка и красиво расположить его на альбомном листе. Ребята, правильное и красивое расположение рисунка на листе называется композиция, Посмотрите на доску, запомните, как писать это слово и что оно обозначает. Еще раз прочитайте все вместе это слово. Что оно обозначает? - Третий этап – нарисовать основные части изображаемого предмета. (Ветки) - Четвертый этап – в соответствии с размерами нарисовать мелкие детали: почки, черенки, отростки. - Пятый этап - аккуратно раскрасить. Сначала середину ствола - светло-коричневым цветом. Затем края ствола - темно-коричневым, потом черенки – зеленым цветом. Далее раскрашиваем способом примакивания листики.
Учитель выполняет педагогический рисунок на специально отведенном для этого листе.
3.Указания к началу работы.
Итак, я хочу напомнить 4 задачи рисования, с которыми вы должны справиться на этом уроке:
1 - правильно расположить предмет. 2 - величина предмета должна быть передана верно. 3 - предмет на рисунке должен быть правильно построен. 4 - цвет предмета должен быть передан верно.
- рисуем с натуры, поэтому чаще смотрим на ветку и сравниваем с тем, что нарисовали вы, - во время рисования необходимо следить за осанкой.
Прежде, чем приступить к работе, давайте согреем пальчики.
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук).
Солнышко, солнышко
Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберём
Золоченые возьмём, (Хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем (Трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернём. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.
- Итак, приступаем к работе. Для создания настроения я включаю музыку русского композитора Чайковского «Март» из альбома «Времена года».
После завершения карандашного рисунка – физкультминутка.
Музыкально-пластическая деятельность на музыку Грига "Утро"
Ранним утром солнце встало, и лучи свои послало, Дети тоже все проснулись, потянулись, улыбнулись. Руки вверх и руки вниз, на носочки поднялись, Повернулись вправо дружно, влево тоже всем нам нужно. Словно бабочки порхаем, над цветами мы летаем.
Завершение рисунка – работа с красками. Работа проходит под музыку П. Чайковского «Вальс цветов»
III. Заключительная часть.
1.Подведение итогов урока.
Анализ своих работ детьми выполняется по плану. Выставление оценок.
2. Организованное окончание урока.
- Какое новое слово узнали на этом уроке? (Композиция.) Что оно обозначает? (Правильное и красивое расположение рисунка на листе бумаги.) - Что вы сегодня рисовали? Для чего вы это делали? Теперь Снежная королева подумает, что наступила весна и не вернется к нам. - Вы все сегодня на уроке хорошо поработали. А теперь подведем итог, сделаем выводы:
Мы понимаем, что в мире есть люди, которые не любят весну или равнодушны к ней, но тех, кто её любит - гораздо больше.
*Весна – прекрасное время года.
*Весна – начало жизни природы, мы её любим и ждём.
*Звучание Весны передаётся не только словами, но и красками, и музыкой, поэтому Весна является источником вдохновения для большого числа писателей, поэтов и художников. Посмотрим теперь Что же делает Весна.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ БУРИМЕ- Вставь словечко и сочини стишок.
Я чувствую дыхание … Слышите, как лопаются … Прилетели из далёких … И вьют гнёзда …
Весна, весна на … То смеётся, то … А весне-красавице Солнышко …
Капает, капает … Мне учиться что-то … С утра футбол … А в школе двойки … |