Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 357.73 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации23.11.2013
Размер357.73 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3

Горбачева Светлана Николаевна воспитатель

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №21 п.Северный Белгородского района Белгородской области»

Опыт работы на тему:


«Подготовка руки к письму посредством художественно-творческой деятельности в условиях группы кратковременного пребывания.»


Описание опыта работы

воспитателя: Горбачевой

Светланы Николаевны
Белгородский район 2010
Содержание
Информация об опыте --------------------------------------------------- стр. 2 – 4

Технология опыта ------------------------------------------------- стр. 4 – 12

Результативность опыта ------------------------------------------------- стр. 13 – 14

Библиография -------------------------------------------------- стр. 15

Приложение --------------------------------------------------- стр. 16-27

Условия возникновения и становления опыта


Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

В.А. Сухомлинский

Учеными М.М.Кольцовой, Е.И. Исениной, Л.В. Антаковой-Фоминой доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность детского мозга, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Повышая уровень развития мелкой моторики рук дошкольников - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению – мы способствуем развитию внимания, памяти, связной речи, готовности руки к письму, умения логически рассуждать.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

В процессе диагностики и наблюдений детей группы кратковременного пребывания обращала внимание на интеллектуальное, общее и речевое развитие каждого ребенка и непременно на развитие мелкой моторики. Было выявлено, что у детей плохо развита мелкая моторика рук, завязывание шнурков вызывает у детей затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, речевое развитие отстает.

Неутешительные результаты обследования заставили меня всерьез задуматься над вопросом: как и чем можно детям помочь?

Так как, рисование, напрямую связанно со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, и не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, что и послужило обобщению технологии опыта, направленной на работу с детьми группы кратковременного пребывания по развитию мелкой моторики руки посредством художественно – творческой деятельности.

Процесс социально-культурного роста развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга”, - писал М. Горький.

Актуальность опыта

Актуальность опыта заключается в игровой деятельности с применением нетрадиционных материалов и оборудования для развития мелкой моторики рук и подготовки руки к письму.
Ведущая педагогическая идея

Направлена на развитие мелкой моторики рук посредством включения дошкольников в художественно - творческую деятельность.
Новизна опыта

Заключается в использовании нетрадиционных материалов и оборудования художественно - творческой деятельности для развития мелкой моторики рук, как фактора уровня развития дошкольника – будущего ученика.

Теоретическая база опыта

Моторика – Двигательная деятельность, которая обуславливается работой мелких мышц руки и глаза. (Маккуэри)

Моторика – это согласованность движений пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями ( Никитин)

Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. ( М.Безруких)

Высказывание Л.С. Выготского “…в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования” человека

Творчество – это продуктивная деятельность, порождающая качественно – новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создаётся никакого общественно – значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития ребёнка и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. (Л. С. Выготский).

При обобщении опыта я опиралась на работы и исследования известного английского психолога Д.Селли., который большое значение придавал «созидательной работе рук» для развития мышления, воображения и речи детей, а также изучила педагогические идеи Дидро. Французский просветитель хорошо понимал, что изобразительное искусство – это та область, в которой ребенок раньше, чем где-либо может получить первый полноценный творческий опыт, он высоко ставил занятия рисованием как способ развития зрительного восприятия, моторной координации, речи и мышлением. В поисках новых методов и технологий я обратилась к программам Т. Дороновой, Б. Неменского, Р. Чумичевой, к игровой методике организации занятий. Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре подсказали возможность использования игровых приемов в руководстве рисованием.

Теоретической базой является программа:

«Предшкольная пора» - Виноградовой;

В основу практико-методологической стороны опыта положены:

методические пособия:

А.Н.Лебедева «Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста»;

А. Чудакова « Подготовка руки к письму»;

М.С.Рузина «Пальчиковый игротренинг»

А.С. Гаврина, Н.Д. Кутявина «Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать.

Диапазон опыта

Работа по опыту предполагает комплекс занятий по художественно-творческой деятельности педагога с детьми группы кратковременного пребывания плотностью 3 раз в неделю, длительностью 20 – 30 минут, рассчитанный на 9 месяцев.

Это система индивидуальных и фронтальных взаимопоследовательных занятий направлена на создание условий для развития мелкой моторики рук дошкольников посредством художественно - творческой деятельности с учётом возрастных, индивидуальных, а также психических способностей, которая рассчитана на 2 года.

Работа осуществляется одним педагогом – воспитателем группы кратковременного пребывания и предусматривает связь с педагогом – психологом и учителем – логопедом.

Данный опыт могут использовать воспитатели других дошкольных учреждений, а также родители.
Технология опыта

Цель: Развитие мелкой моторики рук посредством художественно- творческой деятельности.

Для достижения этой цели были сформулированы основные задачи:

  • Разработать систему игр и упражнений, способствующих наиболее успешному развитию мелкой моторики рук;

  • Оценить эффективность разработанной системы в ходе проведения диагностирования,

  • Стимулировать творческую активность дошкольников;

  • Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;

  • Развить координацию и тактильные ощущения рук.

  • Способствовать эмоциональному раскрепощению детей, добиваться чувства удовлетворённости;

В области детской компетенции – ребенок способен ограничить длину штриха, может скопировать квадрат и пытается писать буквы. При рисовании он начинает подбирать предметы в соответствии с замыслом темы и располагает их в такой взаимосвязи, что они составляют единый, целостный сюжет. В этом возрасте часто встречается обобщенная тематика ("Лето", "Зима", "Весна" и т. д.). Центральный объект выделен, выдвинут на передний план, крупнее остальных и доминирует над ними.

В области детской компетентности – помочь ребенку ориентироваться в пространстве отдельной клетки и всего листа, правильно располагать изображение на нем, проводить разные линии с заданными характеристиками, не меняя положения листа, раскрашивать рисунок с учетом симметричного расположения его частей, достраивать изображения на основе симметрии, создавать фигуры на основе словесной инструкции, развивать творческое воображение, мелкую моторику руки, умение работать с нетрадиционными приемами и материалами.
Работа по развитию мелкой моторики рук проводилась с опорой на следующие факторы

  • Личный опыт дошкольников;

  • Возрастные особенности детей;

  • Создание определенной развивающей среды в группе, способствующей развитию мелкой моторики рук и подготовки руки к письму;

  • Игра выступает основой познания окружающей действительности;

  • Заинтересованность детей, их желание быть включенными в игровую деятельность.

Методы реализации опыта

  1. Проблемный – решение поставленной задачи, создание творческого продукта;

  2. Словесный – активизация слухового восприятия, творческого мышления, воображения;

  3. Наглядный – использование иллюстративного материала, дидактические игры, пальчиковая гимнастика;

  4. Практический – упражнения, продуктивная деятельность.

Основными принципами, которые легли в основу опыта, стали:

  1. Необходимость использования воспитателем педагогических развивающих технологий, направленных на развитие личности как субъекта деятельности (внедрение личностно-ориентированных технологий).

  2. Принцип “принятия другого” (принимать ребёнка как индивидуальность).

  3. Принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующей подготовке руки к письму (организация “центров активности”).

  4. Принцип сотрудничества.

  5. Принцип психологической комфортности – создание особой предметно – развивающей среды, обеспечивающей эмоционально – комфортные условия образовательного процесса;

Участники образовательного процесса:

Ресурсное обеспечение опыта:

  • Уголок конструирования и творчества.

  • Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических игр, сценарии развлечений, пальчиковая гимнастика и т.д.).


Предполагаемые результаты:

Для детей:

  • Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования для подготовки руки к письму.

  • Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.

  • Сформированность практических навыков работы с тетрадью и карандашом.

Для педагогов:

  • Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала способствующего развитию мелкой моторики рук.

  • Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.

  • Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах подготовки детей к школе.

  • Объединение специалистов ДОУ и музея искусств.


Данный опыт включает три этапа:

    • Подготовительный – предварительная работа;

    • Внедренческий – практическая деятельность;

    • Результативный – диагностика, выводы.


1 этап – Подготовительный

При первичном обследовании детей, поступивших в группу, я выявляю уровень их развития – интеллектуального, общего и речевого развития и непременно обращаю внимание на развитие мелкой моторики. Обследование детей, провожу в течение 2-3 недель, предлагая воспитанникам выполнять различные виды деятельности.

  • Наблюдая за тем, как ребенок работает с пластилином, определяю, насколько точно может ребенок делить кусок пластилина на определенное количество частей, умеет ли раскатывать ладонями шарик или «колбаску», катать шарик пальцами.

  • Упражнение на ловкость пальчиков – уборка со стола счетных палочек и способность удерживать собранные палочки в ладошке.

  • Непосредственно с подготовкой детей к школе связаны манипуляции с карандашом или ручкой: провести вертикальные и горизонтальные линии, раскрасить картинку. При этом обращаю внимание на то, как ребенок держит карандаш, (напряжение руки, нажим)

Начиная работу по данной теме, подобрала научные публикации, направленные на развитие мелкой моторики, изготовила игры и пособия по данной проблеме. Все игры и упражнения были построены в определенную систему, начиная от самых простых, до более сложных, требующих определенной базы знаний, умений и навыков.

Данная система заданий, игр и упражнений не является узконаправленным курсом, а может быть применена в различных видах детской деятельности: в процессе лепки, аппликации, рисовании, в игре, а также использована на различных занятиях в качестве обучающего игрового материала.

2 этапВнедренческий

На данном этапе ведется практическая работа, направленная на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Этот прием также помогает снять у ребенка страх перед школьной доской или тетрадью.

Структура опыта включает три основных направления:



Хорошо развитые творческие способности – это одно из условий успешного обучения детей в школе. На занятиях художественно-изобразительной деятельности дети накапливают художественный опыт и передают свои представления о мире. Они знакомятся с выразительными средствами графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, при этом дети не копируют образцы, а творчески применяют изученные способы.

Работая акварельными красками, главное научить ребят пользоваться пятном, мазком. Детям предлагается изображение ежика и варианты колючек, они выбирают тот, что им понравится и делают свою работу. Предлагаю нарисовать простой домик и выполнить его в виде каменного, кирпичного, щитового или деревянного. Дети в игровой форме изучают приемы кистевой росписи. Украшая коврик, тарелку или скатерть, им необходимы полученные умения и навыки.

При работе с детьми 5-6-ти лет, используются необходимые элементы игры: изображая море холодными цветами, на лучших работах «плавают» золотые рыбки. При изображении неба, лучшие работы украсили птички.

На занятиях по ИЗО также используется работу с цветной бумагой, аппликацию. Это помогает детям разнообразить свою деятельность и развивать мелкую моторику рук, а также совершенствовать работу с ножницами.

Все это позволяет детям свободнее выбирать средства для изображения в соответствии с их творческим замыслом и фантазией. Все задания подбираются с учетом постепенного усложнения материала. Это дает возможность соблюдать индивидуальный подход к детям с разными уровнями графической подготовки.

Пальчиковая гимнастика применяется в начале и в конце каждого занятия, так как решает ряд задач стоящих перед воспитателем:

  • Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл.

  • Дети учатся концентрировать внимание и правильно его распределять.

  • У детей интенсивнее развивается память, воображение и фантазия.

  • В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает детям овладение навыками письма.

(Приложение 4)

В основу занятий положены следующие принципы:

  1. Системность занятий;

  2. Учёт индивидуальных особенностей психики ребёнка;

  3. Предоставление ребёнку условий для творчества;

  4. Креативность и эмоциональность педагога;

  5. Наглядность (картины, атрибуты, практические пособия);

  6. Преемственность в работе с другими специалистами;

Вся работа по развитию мелкой моторики способствует к подготовке руки к письму. Подготовка руки к письму – одна из наиболее сложных проблем при подготовке к школе. В своей практике использую рисование.

Важнейшей предпосылкой успешности рисования выступает скоординированность руки и глаза, овладение соответствующими техническими умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности, что благотворно влияет на подготовку руки к письму.

Чтобы вызвать интерес к рисованию, использую принцип от простого к сложному.

На начальном этапе предполагается рисование с использованием нетрадиционных приемов. (Приложение 1)

Ниткопись (выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета развивает мелкую моторику рук)

Яркая ворсистая нитка хорошо держится на бархатной бумаге. Она также легко отделяется от нее, что позволяет детям корректировать свои работы, добиваясь лучших результатов. Дети с низким уровнем развития моторики сначала выкладывают нитку по трафаретам, потом без них, проявляя фантазию.

Точечный рисунок:. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать.

Мы с детьми рисуем красками. Я заинтересовываю детей. Выхожу со спичкой, уже обмотанной ватой, и говорю: «А хочешь, я тебе сегодня покажу что-то очень интересное?» Отказа, конечно, не будет. Потом обговариваем с детьми, какие лучше предметы можно рисовать методом точечного рисунка. Применяя этот прием дети легко учатся держать карандаш не напрягая руки.

Поролоновые рисунки: Рисование орнаментов помогает ребенку оценивать пространственные ориентиры. Часто дошкольникам трудно дается декоративное рисование – и как следствие гаснет к этому виду интерес. А тут

на помощь приходят готовые фигурки, сделанные с помощью поролона.

Метод пальцевой живописи: Пальцы правой руки слушаются ребенка лучше, чем карандаш. Данный прием изображения способствует развитию мускулатуры пальцев. Развиваю у детей умение изображать мелкие и крупные предметы и выполнять формообразующие движения. Одно из характерных упражнений здесь – «Намотай клубочек» (провести сплошную линию-спираль от центра или от края по часовой стрелке и против нее с помощью гуаши и пальцев рук).

Вяжет бабушка носок –

За рядком бежит рядок.

Рисование на жатой, мокрой бумаге: Чтобы создать эти сюжеты, мы с детьми наблюдаем за туманом, дождем, цветами за занавеской, разговариваем о снах, о ночном городе. В процессе таких наблюдений и бесед подвожу детей к тому, что встающие перед нами картины лучше всего изображать на немного влажной жатой бумаге.

После того как дети научились держать карандаш, пальцы стали более послушными и не напряженными задания усложняются.

Следующий этап работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму происходит при помощи карандаша и кисти.

(Приложение 2)

Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

Нарисовать вокруг маленького квадрата постепенно увеличивающиеся другие квадраты. Детям с низким уровнем развития трудно нарисовать крупный предмет. Чтобы облегчить ему работу, я расставляю на листе точки, которые ребенок соединяет между собой и получает нужное изображение.

Учу детей штриховать карандашом с разным нажимом. При этом обращаю внимание на следующие моменты:

Для получения различных оттенков одного цвета применяется разный нажим карандаша: слабый и сильный.

При изображении фактуры (мех, хвоя, перья), применяется неотрывная, но редкая штриховка.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск