Скачать 29.4 Kb.
|
Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья. Способы развития детей с нарушением интеллекта заключаются в системе коррекционно-развивающей работы. В этой работе с данной категорией детей применяются традиционные и нетрадиционные педагогические технологии. Одним из этих направлений являются организация занятий развития психомоторики и сенсорных процессов (РПСП). Л.С. Выготский: «У умственно отсталых детей поврежден центральный аппарат, их компенсаторный фонд беден, возможности развития часто ограничены, по сравнению с нормальными детьми. …Для воспитания слабоумного необходимо качественное изменение самого содержания образовательной работы». Курс «РПСП» выделяется среди других курсов по нескольким параметрам. Он является развивающим по целям, поэтому в нем нет единой нормативной планки в усвоении материала, но программа курса задает зону ближайшего развития, т.е. направлена на расширение возможностей учащихся. В рамках курса создается единая развивающая среда, где каждый ребенок может достигнуть своего индивидуального уровня. Занятия РПСП не стандартны и по структуре, и по форме организации, и по подходу к составлению планирования работы. Правильная организация занятий РПСП требуют творческого подхода и постоянного педагогического поиска. В структуре занятий успешно сочетается использование здоровьесберегающих технологий (зрительная и дыхательная гимнастика, кинезеологическая программа, динамические паузы, релаксационные паузы, упражнения на сенсибилизации мелкой моторики). Например: 1. Упражнение из кинезеологической программы «Ухо-нос» Цель: развитие мозолистого тела (комиссур, межполушарных связей) Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот» (Наподобие упражнение «Внимание!»). 2. Дыхательная гимнастика. - Показать иллюстрацию животного. Дети произносят звук, который он издает и тянет по указанию руки педагога.
а) Сделать глубокий вдох. Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки («надеть шапку». Задержать дыхание. Выдох через рот с открытым сильным звуком А-А-А. 3. Динамическая пауза. Цель: развитие координации движения, чувства темпа, снятие эмоциональной напряженности «Березка». Включают музыку «Во поле березка стояла» Дети поют первый куплет. Последовательно заменяют каждое слово песни движением. 4. Упражнение на развитие сенсомоторики (развитие тонкой моторики и координации): нарисовать обеими руками по образцу:
5. Профилактика нарушений зрения.
Т.О. включение занятий РПСП в образовательный процесс позволяет эффективно решать задачи, стоящие перед коррекционными учреждениями. Подготовила педагог-психолог Тишина Н.В. |