Скачать 76.06 Kb.
|
ГОУ «Лицей № 14» План-конспект открытого урока живописи в 1б классе Здравствуй, солнышко! Теплые краски. Приемы работы акварелью В рамках семинара для воспитателей и методистов УОДУ Учитель ИЗО: Прокофьева Галина Николаевна Нижнекамск, 25 октября 2005г. Дата: 25.10.2005. Тема: «Тёплые краски» Техника: «Вода, вода, вода!!! + акварель». Работа в 2 приема («по мокрому», «по сухому»). Творческое задание: «Солнышко /утром/ вечером» («восход», «закат»). Тип урока: комбинированный (закрепление пройденного материала и изучение новой темы). Форма: Урок-праздник (объявлен накануне 24.10.2005г. в группе продленного дня) Цели: 1. Научить детей определять цветовую гамму (теплую, холодную). Закрепить умения учащихся работать в два приема акварели: Алла-прима («по мокрому» листу) и «по сухому» листу. Продолжать знакомство с творчеством русских художников и прививать любовь к пейзажу. 2. Совершенствовать и развивать художественно-графические умения, навыки; азбуку цветоведения: умения работать всей палитрой красок. Продолжать знакомство с творчеством русских художников. Развивать чувтсво цвета, эмоции. 3. Воспитывать познавательный, творческий, поисковый интерес к предмету, применяя форму игры и праздника. Методы и наглядный, словесный, практический приемы: наглядно-практический, словесно-наглядный, изобразительный («мастер-класс» - показ учителем на доске, на бумаге), наглядно-демонстрационный (рассматривание наглядного материала, репродукций художников, таблицы, метод иллюзорного успеха, «эффект неожиданности» (метод), сенсорный (прослушивание музыки), слуховой, метод и прем игры, иллюстративный (сюжет в картинках «Планета цветов»). Оборудование: доска, разноцветные мелки, ТСО (магнитофон), фотоаппарат, натуральный предметный столик, разноцветные шары в вазе, детские игрушки-«гости» (цыпленок, собачка), муз. кассеты (Релаксация «Музыка прибоя»), магнитная доска, цветок в горшке.
цветная тропинка-радуга», фотографии с изображениями радуги и спектра из пособия «Рисование для детей дошкольного возраста» (с. 48-49); календарь с фотографиями «Планета цветов»; образцы учителя и детские рисунки, аппликация по теме «Мир, в котором я живу», фотография «Полное солнышко». Пятно. Закат» («Рисование – с.9), цыпленок (образ в игрушке, в солнце, в «Рисовании» (фотогр. – с. 12), таблица «Солнышко», таблица «Тучка». Инструменты: акварель, листы-пробники, альбом, банка. ПЛАН-СХЕМА I. Организационный момент 1) Подготовка рабочего листа к уроку учителем, детьми (проверка художественных материалов). 2) Оформление натурного столика (красивая композиция из предметов по теме урока). 3) Рыжик (игрушка детская – собачка). Игра 1. а) Физкультминутка с прозрачными трубочками (синяя. Красная) для проведения игры с детьми по цветоведению (цель: закрепить темы «Группы красок. Гамма»). б) «Какой шарик лишний?» (по форме, цвету, гамме). Игра «Мозговой штурм». в) На что похожи игрушки-цыплята? II. Объяснение новой темы. Введение. 1) – На что похож желтый шарик? /солнышко/. - Вчера Петушок звал на урок /бабочку/. - Сегодня у Игнашиной Даши (ученицы 2а класса) в картине Петушок созывает гостей (цветные мелки). (Демонстрация учителем). - Как Петушок зовёт? 2) «Радуга-дуга, не давай дождя…» (физкульминутка). * Рассматривание картины Саврасова «Пейзаж с радугой». - Когда появляется на небе радуга? (наблюдения учащихся с комментированием). Физкультминутка. Радуга-дуга, не давай дождя! Давай солнышко-колоколнышко! 3) Беседа о цвете. «Солнышко». - Какое солнце? (ласковое, теплое, нежное, ясное, горячее). - Какие стихотворения, рассказы, сказки включают образ солнца? («Краденое солнце» К. Чуковский, «Весна-красна», иллюстрации с эпизодом на тему солнца). 4) Вывод по теме «Цвет в картине о солнце».
К ОР Ж З+Ж
б) Гол. Син. Фиол. Син.+зел.= темн. Зел. Сиренев. в) Основные цвета: красный, желтый, синий. г) Королева Радуга (наглядность) – к о ж з г с ф (расшифровка цвета по порядку). д) Рассматривание 2-х рисунков: в теплой и холодной гамме. (Гаммы. Натюрморт, - рисунки Таировой Лили). е) Работа с репродукциями художников - как рисует художник солнце? - Каким видит солнце фотохудожник? (Куинджи «Тополя», Кустодиев «Масленица», Грабарь «Рябинка», Шишкин «Сосны, освещенные солнцем»). - Какое солнце? (полное, полусолнце – наблюдения в разные времена года, суток). Физкультминутка «Планета цветов» (рассматривание под музыку). Цель перед рассматриванием: - Какой цветок похож на солнце? (по форме, цвету). - Почему? (рассуждения детей) Итог: подсолнух – символ тепла, добра, благополучия, богатства духовного и материального. III. Способы изображения солнца. Детская выставка разного творчества (бумажная пластика в аппликации, декоративное солнце, сказочное солнце, солнце в пейзажах, композиции «Солнце и петушок»). Рассматривание. IV. Объяснение творческого задания. 1. «Гномы-консультанты отвечают за самоконтроль (Гномы только в теплых одеждах). * Учитель корректирует ответы учащихся – названия всех цветов на одеждах гномов. Цель: наблюдательность, зрительная память, ТЁПЛАЯ ГАММА. 2. НРК - Какого цвета башмачки у гномов? (рассуждения детей). - Какую обувь носит татарский народ? (Татарские кожаные сапоги (читек): таблица + фотографии. Рассматривание силуэта национального сапога в татарском орнаменте. Цель: цвет и характер узора). 3. Работа с таблицей. «Татарские орнаменты» - палитра богатая по цвету (цвет чистый, лаконичный), /к о ж з г с ф/ + б ч (конкретизация – многонациональное государство). V. Выставка работ учащихся Панно «Пчелка приглашает на праздник» (все дети получают «жетон» за игру). Поощрение учителем учащихся: «Молодец», «Постарайся», «Очень хорошо», «Прекрасно», «Умничка», «Чудесно»… VI. Задание на дом 1) Гуашь, широкие кисти, настольн. клеёнки. 2) Конкурс по ИЗО «Желтый медвежонок»: тема «Мир дому твоему». 3) Творческое задание: конкурс по ИЗО по рядам «Портрет солнца». Подготовить родителей и учащихся в беседе: Народная дымковская игрушка в нашей жизни. Значение цвета и символики. * Подробное объяснение игры с трубочками синего и красного цвета (закрепление темы «Теплые и холодные цвета»). а) Ребята смотрят на окружающий мир в классе и за окном через красную прозрачную пленку: «Всё розовое!» (ассоциации – Лето! Рассвет! Ура, каникулы! «Здравствуй, солнце!» Учитель: «Стоп! Так будет не всегда. Сняли розовые очки. б) Ребята смотрят через синюю пленку «Ой, всё холодное!» Дети: «…зима наступила», «лето лучше…». Выводы: Мы должны принимать в природе все цвета. Смешивая краски, мы создаем настроение в творческом рисунке. ПРИЛОЖЕНИЕ (2-й вариант) III. Способы изображения солнца. Объяснение творческого задания. 1) Выставка детских рисунков по теме, выполненных в разных техниках (цветные карандаши, гуашь, пастель, восковые мелки, аппликация, иллюстрации из книг; декоративные и сказочные образы (образы педагога). 2) Знакомство с новой техникой. ЭКСПЕРИМЕНТ Наглядно продемонстрировать 2 приёма работы акварелью – МАЗКИ (Таблица «Мазок Ван Гога»). IV. Практическая работа учащихся. 1. Индивидуальный подход. 2. Психологическая установка. 3. Фронтальная проверка (как выполняется задание). 4. Минут через 15 – 1-й обход. а) Рассматривание детских рисунков в виде схем на доске. V. Выставка детских рисунков «Всё для жизни. Пусть всегда будет солнце!» (будет оцениваться самая аккуратная, самая живописная, чистая работа). VI. Д/з: 1. Проба гуашью, широкими кистями на листах разного формата и фактуры (тема свободная). 2. Купить гуашь (6 цветов), беличьи кисти (№3, №5), в наличии – белый цвет обязателен. 3) Наблюдать реальных птиц в природе, в книгах, на отврытках. |